Депутаты утвердили отчет об исполнении бюджета фонда соцзащиты населения за 2024 год
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли законопроект «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2024 год», передает корреспондент
БЕЛТА.

Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на 2024 год утвержден законом от 13 декабря 2023 года №317–3 «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2024 год» по доходам в сумме Br28 225,8 млн, по расходам – Br27 768,7 млн, с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме Br457,1 млн.
В соответствии с указом № 476 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда» доходы бюджета фонда увеличены на Br2472,8 млн, расходы – на Br632,8 млн, превышение доходов над расходами увеличено на Br1840 млн.
С учетом изменений, внесенных указом, уточненные показатели бюджета фонда составили: по доходам – Br30 698,6 млн, расходам – Br28 401,5 млн, превышение доходов над расходами – Br2297,1 млн за счет средств государственного социального страхования в сумме Br1819,8 млн, профессионального пенсионного страхования в сумме Br477,3 млн.
Доходы бюджета фонда за 2024 год сложились в сумме Br30 638 млн, что составляет 108,5 % к утвержденному законом плану и 99,8 % к уточненному плану, и увеличились по сравнению с 2023 годом на 20,9 %.
Основной источник доходов бюджета фонда (92,5 %) – взносы на государственное социальное страхование, в том числе Br28 094 млн составляют обязательные страховые взносы и Br242 млн – взносы на профессиональное пенсионное страхование.
Неналоговые доходы бюджета фонда составили Br493,6 млн. Поступления из республиканского бюджета – Br1808,4 млн.
Расходы бюджета фонда в 2024 году составили Br28 281 млн. Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (79,8 %) и пособий (19 %).
В 2024 году перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике производился дважды: с 1 февраля – на 10%, с 1 октября – на 5 %.
Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четырежды (в феврале, мае, августе и ноябре) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.
Финансирование всех определенных законодательством расходов за счет средств государственного социального страхования в 2024 году обеспечено своевременно и в полном объеме. Таким образом, бюджет фонда в 2024 году сбалансирован и исполнен с профицитом в сумме Br2357 млн, в том числе профицит по средствам государственного социального страхования составил Br1877,9 млн, профицит по средствам профессионального пенсионного страхования – Br479,1 млн.
По информации
БЕЛТА
Минприроды: основные подходы к развитию системы особо охраняемых природных территорий не поменяются
В Беларуси основные подходы к развитию системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) не поменяются, но законодательство будет совершенствоваться. Об этом сообщили БЕЛТА
в пресс-службе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В настоящее время в стране ведется работа по подготовке проекта Экологического кодекса, в котором полностью будут отражены общественные отношения, регулируемые законодательством в области особо охраняемых природных территорий. Проектом не предполагаются изменения существующих в стране основных подходов к развитию системы ООПТ, однако ведется работа по изучению практики применения законодательства для его дальнейшего совершенствования.
«Государственная политика Беларуси в области охраны окружающей среды за последние 20 лет позволила уменьшить негативное воздействие хозяйственной деятельности на целостность экологических систем, а также обеспечить улучшение экологической ситуации в стране, повысить эффективность использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов в интересах экономического роста и улучшения условий жизни населения», – отметил Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк на выездном заседании Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Палаты представителей.
Создана комплексная система особо охраняемых природных территорий различных категорий, режима охраны и статуса, позволяющая эффективно сохранять уникальные природные богатства Беларуси, площадь которых по состоянию на 1 января 2025 года составляет более 1,9 млн га, или 9,2 % от площади страны.
Белорусские ООПТ признаны на международном уровне. Часть национального парка «Беловежская пуща» является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Национальный парк «Беловежская пуща» и Березинский биосферный заповедник награждены Европейским дипломом особо охраняемых природных территорий Совета Европы. Три ООПТ Беларуси включены во Всемирную сеть биосферных резерватов, созданную в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера».
По информации
БЕЛТА
Депутаты обсудили практику применения законодательства в сфере аграрной политики
12 июня 2025 года под председательством Маркевича И.С. прошло выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике в целях изучения практики применения Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 287-З «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения», а также определения актуальных направлений совершенствования законодательства в этой сфере.
Заседание прошло на базе ОАО «Новая жизнь» в аг. Оношки Несвижского района с участием представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Центра информационных систем в животноводстве, Минского областного и Несвижского районного исполнительных комитетов.
ОАО «Новая жизнь» – одно из ведущих и динамично развивающихся сельскохозяйственных предприятий Минской области.
Организация занимается производством продукции животноводства, имеет собственное мясоперерабатывающее производство и торговую сеть.
Такая комплексность деятельности – уникальный материал для анализа применения соответствующего законодательства.
На заседании обсуждались замечания и предложения по корректировке Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения».
В частности, предлагалось:
- актуализировать терминологию и субъекты отношений, а именно ввести новые понятия, такие как «недостача животного» и «собственник продуктов животного происхождения»;
- предусмотреть, что каждое лицо, которое реализует права владения, пользования и распоряжения продуктами животного происхождения, официально станет участником соответствующих правоотношений со всем комплексом прав и обязанностей;
- закрепить обязанность собственника продуктов животного происхождения производить и реализовывать (выпускать в обращение) продукты животного происхождения, полученные только от животных (стад), зарегистрированных в реестре животных (стад), а также из сырья животного происхождения (продуктов животного происхождения), произведенного (произведенных) на территории Республики Беларусь или ввезенного (ввезенных) в Республику Беларусь, в отношении которых обеспечена прослеживаемость на территории Республики Беларусь и (или) страны-экспортера;
- установить полную прослеживаемость продукции животного происхождения «от фермы до прилавка».
В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь все последующие собственники продукции животного происхождения (не только ее изготовители) будут обязаны предоставлять товаросопроводительную документацию для внесения названной в Законе информации в ИС «АITS - Прослеживаемость».
Это гарантирует максимальную прозрачность информации для потребителя и повышает конкурентоспособность нашей продукции, в том числе на экспортных рынках.
Предложения касались:
- расширения возможности идентификации птицы (в частности, постадную идентификацию могут распространить на всех кур, гусей, уток, индеек, перепелов, цесарок и страусов независимо от их племенного статуса);
- сокращения срока внесения сведений о перемещении на убой, убое, падеже или гибели животных с 7 до 1 календарного дня;
- дополнения информации, подлежащей внесению в ИС «АITS - Прослеживаемость», сведениями о перемещении животного (стада) на животноводческий объект, сдаче на утилизацию кур-несушек яичных пород по завершении срока их технологического использования, об утере средств идентификации, об установке дубликатов средств идентификации, о дате отела.
В фокусе внимания депутатов также были вопросы качества кормов (детальный анализ обеспечения поголовья), кадровые вопросы (в связи с нехваткой ветспециалистов), уровеня зарплаты ведущих специалистов центров информационных систем в животноводстве.
Ольга Чуприс: после ревизии законодательства число нормативных правовых актов уменьшилось на 22 тыс.
После ревизии законодательства число нормативных правовых актов уменьшилось на 22 тыс. Об этом сообщила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс, передает корреспондент
БЕЛТА.
Некоторое время назад Администрация Президента совместно с другими госорганами по поручению Главы государства начала масштабную ревизию законодательства. Количество нормативных правовых актов после этого уменьшилось на 22 тыс.
«Но это далеко не предел, потому что работа продолжается. Обработано только порядка 30 % всех материалов. До конца года мы еще наверстаем очень многое», – сказала Ольга Чуприс.
По ее словам, уменьшить число принимаемых документов можно, всего лишь немного откорректировав работу с ними. В пример она привела опыт Правительства.
«Совет Министров сократил количество постановлений за пять месяцев этого года на 25 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В предыдущие периоды как-то было модно вносить несколько изменений в одно постановление в один день: от каждого органа-инициатора поступали свои предложения, и они не аккумулировались. Это было очень неудобно. После ревизии, когда мы обнаружили это, Совет Министров пошел по совершенно другому, оптимальному пути», – рассказала Замглавы Администрации Президента.
Она также напомнила, что базовым документом в нормотворчестве для всех государственных органов является Закон «О нормативных правовых актах». В него планируется внести изменения, которые будут предусматривать инвентаризацию законодательства с определенной периодичностью.
«Подготовлен проект закона. Дальше будем вести с ним работу в установленном порядке. До конца года, надеюсь, он будет уже и принят», – отметила Ольга Чуприс.
По информации
БЕЛТА
АИС «Нормотворчество» заработает в Беларуси с 1 июля
Новая автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов (АИС «Нормотворчество») заработает в Беларуси с 1 июля. Об этом сообщила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Там уже есть элементы искусственного интеллекта. Программа будет помогать формировать текст нормативно-правового акта. Это, конечно, только зачатки, но мы уже видим и дальнейшие пути», – сказала Ольга Чуприс.
С помощью АИС «Нормотворчество» будет осуществляться подготовка текста проекта правового акта, его согласование, проведение соответствующих экспертиз, публичное обсуждение, визирование и подписание правового акта, включение его в Национальный реестр правовых актов и официальное опубликование, проведение правового мониторинга.
По информации
БЕЛТА