Прозрачность государственного правления
Доступ к информации является фундаментальным правом человека, важным условием обеспечения защиты и реализации других его прав и свобод, действенным средством для предотвращения коррупции и обеспечения надлежащего управления в государстве.
Об этом шла речь в ходе Международной научно-практической конференции на тему: «Доступ к информации и общественное участие как фактор обеспечения прозрачности и эффективности деятельности государственных органов».
На диалоговой площадке форума парламентарии, представители Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, а также международные и национальные эксперты обсудили законопроекты «О доступе к информации», «Об общественных советах» и «О противодействии коррупции».
Как отмечали участники заседания, необходимость и актуальность разработки этих законопроектов вызваны проведением антикоррупционных реформ и реализацией пяти институциональных реформ, провозглашенных Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, а также программой модернизации «100 конкретных шагов». А законопроект «О противодействии коррупции» станет ключевым фактором реализации второго этапа антикоррупционных реформ в Казахстане.
Открывая работу заседания, депутат Мажилиса Парламента РК Нурлан Абдиров отметил, что проведение конференции стало следствием системной работы государства и общества в направлении обеспечения большей прозрачности и открытости деятельности государственных органов, широкого вовлечения граждан в процесс принятия решений государственно-важных вопросов, затрагивающих их интересы. Прежде всего, ечь идет о вопросах обеспечения доступа к информации, участии в процессе формирования бюджета и обсуждении отчета о его исполнении, составлении стратегических планов развития, системном противодействии и многом другом.
- Внедрение новых механизмов и процедур для госорганов по обнародованию информации о своей деятельности, создание и деятельность общественных советов, новые комплексные и инновационные подходы по организации госслужбы будут способствовать повышению эффективности государственного управления, - отметил Нурлан Абдиров.
Законопроект «О доступе к информации» представил депутат Мажилиса Парламента Маулен Ашимбаев и отметил, что он разработан во исполнение 94-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ.
Целью законопроекта является реализация конституционного права каждого гражданина свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. В документе разработчики предлагают расширить перечень субъектов - обладателей информации, на которых будет распространяться действие норм закона, и способы доступа к информации.
В частности, предлагается также обеспечивать доступ к информации путем онлайн-трансляции открытых заседаний Парламента РК или его палат, местных представительных органов области, города республиканского значения, столицы РК и коллегий государственных органов, проводимых по итогам года, на интернет-ресурсах.
Помимо кодификации норм о предоставлении ответа на запрос в одном законе предлагается усовершенствовать данный порядок путем установления бесплатного предоставления информации, четкой регламентации порядка предоставления ответа на запрос.
Информация по запросу граждан будет предоставляться бесплатно. Однако если ответ на письменный запрос предусматривает копирование или печать, то пользователь информации при этом обязан возместить ее обладателю фактические затраты. От оплаты фактических затрат освобождаются социально уязвимые слои населения.
В новом проекте серьезно расширен перечень информации, не подлежащей засекречиванию.
- В действующем Законе «О государственных секретах» изложен список информации, который не подлежит засекречиванию. Мы пошли дальше - составили список информации, которая не подлежит не только засекречиванию, но и ограничению. Этот перечень достаточно серьезно расширен. В него включили такую «чувствительную» информацию, как факты совершения актов терроризма; состояние пожарной безопасности; санитарная, эпидемиологическая и радиационная безопасность; безопасность пищевых продуктов; формирование, расходование средств республиканского и местного бюджетов и очень много другой информации, которая не должна ни в коем случае ограничиваться для общественности, - сообщил депутат.
По его словам, в законопроекте также определен перечень субъектов, которые являются обладателями информации. Это госорганы и субъекты квазигосударственного сектора.
Как пояснил М. Ашимбаев, при разработке законопроекта учитывался международный опыт. При этом он акцентировал внимание на инициативе формирования открытого подотчетного Правительства.
О доступе к информации как ценном ресурсе в правовом государстве рассказал заместитель Генерального Прокурора РК Жакип Асанов. По его мнению, законопроект «О доступе к информации» запускает мощный механизм для участия населения в принятии государственных решений. С развитием IT-технологий растет активность населения, люди снимают происходящее на камеру и, выкладывая записи в социальные сети, требуют ответной реакции от полиции и госорганов.
- Информация об отдельных событиях разлетается вмиг и становится резонансной. Камеры на улицах дисциплинируют людей. Судебные процессы фиксируются на аудио и видео. Дорожные полицейские уже носят видеорегистраторы. Сейчас требуем, чтобы и в тюрьмах такой техникой были оснащены не только сотрудники, но и все общедоступные помещения. Это все говорит о том, что работа чиновников находится под постоянным объективом общества, и нарушители не смогут «развести» проблемы, как раньше, - подчеркнул заместитель генпрокурора.
В целом он отметил, что принятие закона станет мощным стимулом для демократизации общества и соответствует ожиданиям, связанным с институциональными реформами Главы нашего государства.
- Закон «О доступе к информации» - это не просто закон. Это связывающий власть и общество инструмент, результатом применения которого должно стать всеобщее доверие, - отметил Жакип Асанов.
Вместе с тем он сообщил, что законопроектом закладывается перечень обязательной информации, которую госорганы должны предоставлять на своих веб-сайтах.
Позицию Верховного Суда по законопроекту выразил заместитель руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК Жазбек Абдиев. По его словам, Верховный Суд активно участвовал в разработке законопроекта и его обсуждении в Парламенте. Представителями Верховного Суда внесен ряд конкретных замечаний. Что касается доступности и прозрачности судебной информации, он подчеркнул, что суды республики беспрецедентно открыты для общества. Таких результатов удалось достичь в результате реформ, проводимых судебной системой в последние годы. Но, как пояснил Ж. Абдиев, в некоторых случаях, когда, например, речь идет о делах, связанных с защитой чести и достоинства граждан либо тяжких преступлениях, нормы законопроекта, ограничивающие информацию, будут весьма своевременны.
- Я думаю, что когда вопросы доступа к информации будут законодательно урегулированы, у нас будет законное основание пояснять, на каких участках мы можем дать информацию, а на каком у нас будет ограничение в связи с принятым законом. Верховный Суд полностью поддерживает законопроект, - отметил Ж. Абдиев.
Между тем открытость и доступность судов представлена в трех аспектах - освещение в СМИ деятельности судебных органов, применение информационных технологий и законодательное обеспечение. Как отмечалось, по всем трем позициям Верховный Суд всегда открыт к обсуждению острых вопросов.
В ходе конференции зарубежные эксперты международных организаций дали заключение по проекту закона «О доступе к информации» и соответствующим изменениям и дополнениям в другие законодательные акты. Кроме того, представлен анализ проекта закона «О доступе к информации» по индикаторам глобального рейтинга свободы информации (RTI).
В ходе второй сессии состоялись экспертные слушания по проекту закона «Об общественных советах». Третья сессия была посвящена экспертным слушаниям по проекту закона «О противодействии коррупции».
По итогам рассмотрения вопросов, направленных на реализацию антикоррупционных реформ, эксперты сформулировали комплекс рекомендаций по доработке норм представленных законопроектов.
Линара Сактаганова, «Юридическая газета»