06.10.2015
Во имя истины
В суде не любят шума: он мешает поиску истины. Если судебный процесс порождает громкий резонанс в обществе и пересуды в СМИ, это тоже не всегда хорошо, поскольку может свидетельствовать о расхождениях в толковании норм права. В ближайшее время можно наверняка предсказать повышенное внимание общественности к сфере судопроизводства, но это можно только приветствовать.
Информационный повод дают предстоящие серьезные законодательные новации. Их слишком много, чтобы все упомянуть в краткой статье, поэтому попробуем выделить главные и оценить их с позиций рядового гражданина. Тем более что пока большинство из них носят характер принятых в первом или втором чтении поправок: это обсуждаемые новации. Когда они обретут норму закона, мы получим разъяснения от профессионалов и комментарии от экспертов. Для нас же важны не только узаконенные реалии, но и тенденции. Чего нам ожидать, в каком направлении эволюционирует судебное право?
Начну с повода не самого значимого, но показательного. Неделю назад некий гражданин, и прежде не слишком законопослушный, отказался явиться на судебное заседание, о времени и месте которого был уведомлен с помощью СМС. Он заявил, что не приемлет «такие нетрадиционные способы» извещения и пожелал повестку «по закону». Официальный представитель Верховного Суда разъяснил, что СМС–извещение — это тоже, по сути, судебная повестка, что соответствующая норма была введена еще в 2012 году. Подозреваю, что большинство граждан, не имеющих проблем с законом, об этом даже не знали. В разъяснениях Верховного Суда существенно следующее замечание: подобная норма широко используется в странах с достаточно высоким уровнем развития судопроизводства.
Несомненно, что грядущие изменения поднимут планку еще выше. Предварительно их оценить можно было еще летом, когда сообщалось о поправках в уголовном процессе, касающихся апелляции, — их приняла в первом чтении Палата представителей. Их значимость вполне отражали жалобы на судебные решения, которые некоторые граждане адресовали и в редакцию «СБ». Суть была примерно такова: в областном суде нас даже не выслушали и просто «проштамповали» несправедливое решение районного. Повод для подобных претензий с принятием поправки в УПК устраняется: апелляционая инстанция сможет исследовать доказательства.
Это принципиально новое явление для белорусского законодательства. Мало сказать, что сократится число отмененных решений и расходы на повторное рассмотрение дел в судах первой инстанции. Главный эффект будет в том, что повысится доверие граждан к суду, окрепнет их надежда на пересмотр решения, которое кажется им несправедливым.
А ведь это лишь одна из множества принятых законодателями поправок: корректировка коснулась норм семи кодексов! Это лишь продолжение системного, идущего с 2013 года совершенствования судебной системы. Другие новации, которые можно упомянуть лишь тезисно, касались: вопросов ускоренного производства в уголовном процессе; развития института народных заседателей и возможностей освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности; порядка использования систем видео–конференц–связи в уголовном процессе; регулирования прав — авторских, смежных, на объекты промышленной собственности...
Широчайший спектр новаций, из которых я бы выделил, на мой взгляд, принципиальные. Они предусмотрены корректировкой Закона «О конституционном судопроизводстве» и, в частности, касаются прав гражданина оспорить закон или нормативный акт, если они — по мнению гражданина — нарушают его права. Сама по себе эта норма говорит о зрелости государства и его доверии к своим гражданам.
Мне же как гражданину по душе, что мое государство живет, что называется, своим умом. Пусть где–то вводят экзотическую должность шерифа и коллегию присяжных — не мне оценивать чужие новации. События последнего времени изрядно подпортили репутацию так называемых универсальных ценностей и международного права вообще. Говоря о моих и ваших правах в нашей стране, нельзя ограничиваться лишь проблемой их судебной защиты. Той же цели служило и формирование Следственного комитета, и Госкомитета судебных экспертиз, и многие другие новации. Нельзя не видеть, что система защиты наших прав создается — без попыток кому–то подражать или понравиться — системно и целенаправленно. Это не движение к какому–то конкретному рубежу, с конечным итогом — это бесконечный процесс.
Десятая сессия Совета Республики Национального собрания, на которой предстоит рассмотреть 40 законопроектов (включая изменения в закон о судоустройстве и судопроизводстве) — лишь очередной его этап.
Беларусь и Россия заключили соглашение о межгосударственной биржевой торговле товарами
Белорусская универсальная товарная биржа и Петербургская Биржа заключили соглашение о сотрудничестве по организации экспортно-импортной биржевой торговли товарами между Беларусью и Россией. Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе БУТБ.
Церемония подписания состоялась 19 июня на полях Петербургского международного экономического форума. Свои подписи на документе поставили председатель правления БУТБ Александр Осмоловский и президент Петербургской Биржи Игорь Артемьев. Соглашение предусматривает взаимодействие сторон по обмену информацией о востребованных товарных позициях и совместное совершенствование условий межгосударственной биржевой торговли в интересах участников биржевых торгов, которые получат взаимный доступ к товарам, обращающимся на рынках двух стран.
Помимо этого, БУТБ и Петербургская Биржа планируют объединить усилия по разработке новых биржевых продуктов, учитывающих особенности трансграничной торговли и механизмы клиринга, а также содействовать концентрации на обеих биржах взаимных экспортно-импортных операций с товарами, имеющими значительный биржевой потенциал, в том числе в рамках реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
«Подписанное соглашение – важный шаг в развитии взаимной биржевой торговли между нашими странами, а также на пространстве ЕАЭС. Это, несомненно, будет способствовать росту экономического потенциала единого товарного рынка союза», – заявил Игорь Артемьев.
«Основная цель сотрудничества БУТБ и Петербургской Биржи – создание эффективного механизма взаимодействия между элементами биржевой инфраструктуры, который бы отвечал интересам субъектов хозяйствования государств – членов ЕАЭС и стимулировал их участвовать в биржевых торгах», – отметил Александр Осмоловский.
ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» создано в 2004 году. Первые торги состоялись в июне 2005 года. БУТБ – одна из крупнейших товарных бирж в Восточной Европе. Ее главная функция – содействие белорусским предприятиям в экспорте продукции и помощь иностранным компаниям в выходе на белорусский рынок. На бирже продается металло-, лесо-, сельхозпродукция, промышленные и потребительские товары широкой номенклатуры.
По информации
БЕЛТА
Плюсы клиентоориентированного подхода в госрегистрации недвижимости назвали в кадастровом агентстве
Надежность, безопасность и удобство для заявителей можно считать главными проявлениями клиентоориентированного подхода в удостоверении сделок с недвижимостью регистраторами организаций по госрегистрации. Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
Регистраторы организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним удостоверяют документы, являющиеся основанием для государственной регистрации сделок с недвижимостью, и оказывают услуги по составлению проектов договоров, заявлений и других необходимых документов по просьбе любой из сторон сделки. «Если вы покупаете, продаете или иным образом распоряжаетесь недвижимым имуществом, важно правильно оформить все документы для удостоверения сделки и ее последующей государственной регистрации», – напомнили в кадастровом агентстве.
Так, регистратор – это работник республиканской организации или территориальной организации по государственной регистрации, который обладает исключительными правами в сфере государственной регистрации недвижимости, определенными законом. В частности, он имеет право удостоверять документы, свидетельствовать верность копии, удостоверять форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, принимать документы для государственной регистрации. По словам специалистов, обращение к регистратору позволяет удостоверить сделку быстро, безопасно и с минимальными рисками для заявителей.
Чем помогает регистратор? Он анализирует все представленные документы и, во-первых, убеждается, что сделка соответствует законодательству, во-вторых, сверяет информацию с данными единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, в-третьих, проверяет наличие сведений об ограничениях прав на недвижимое имущество и сведений о перепланировках и неузаконенных постройках в отношении конкретного объекта недвижимости. Регистратор также предоставляет квалифицированную помощь при составлении проектов документов и согласовании условий сделки и гарантирует безопасность ее совершения.
Почему удостоверение сделки регистратором – это удобно? Речь идет об экономии времени, поскольку заявителям не нужно отдельно проверять юридическую чистоту сделки с недвижимостью, кроме того, сразу после процедуры удостоверения сделки стороны имеют возможность подать заявление о ее государственной регистрации. Участие регистратора гарантирует надежность сделки, так как он имеет доступ к актуальным сведениям государственных информационных ресурсов в отношении конкретного объекта недвижимости, и высокий уровень правовой защищенности.
По информации
БЕЛТА
Цифровизация, информационные ресурсы. КГК о внедрении современных технологий в контрольную деятельность
Первый заместитель Председателя Комитета госконтроля Беларуси Дмитрий Баско принял участие в панельной сессии на тему «Взгляд в будущее государственного аудита: приоритеты в развитии», которая прошла сегодня на полях XXVIII Петербургского международного экономического форума, сообщает
БЕЛТА.
Дмитрий Баско рассказал о внедрении современных технологий в контрольную деятельность. По его словам, в условиях стремительного роста информационных потоков важнейшей задачей становится модернизация информационных ресурсов и выработка подходов к осуществлению контрольной деятельности с их эффективным задействованием цифровых технологий.
Комитет госконтроля имеет доступ к самым передовым имеющимся в стране информационным системам и базам данных, аккумулирующим сведения, используемые контролерами при планировании и осуществлении контрольно-аналитической деятельности. «Это и анализ исполнения бюджета, формирование комплексного портрета субъекта хозяйствования, включая его налоговую дисциплину и другие. Интеграция с различными системами позволяет осуществлять целевой контроль в таких областях, как государственные закупки, транспортный и лесохозяйственный комплексы, многие другие», – отметил первый заместитель Председателя КГК.
На протяжении последних лет Комитет госконтроля активно внедряет в работу собственные информационные ресурсы, включая современные инструменты обработки большого массива данных. Это – аналитические дашборды, алгоритмы финансового мониторинга, созданные на базе современных информационных платформ, различные иные системы визуализации, существенно повышающие прозрачность и качество аналитических выводов.
«Это позволяет нам довольно оперативно формировать оценку ситуации в той или иной отрасли экономики, видеть ее уязвимые места, фиксировать скрытые резервы повышения эффективности ее функционирования либо пресекать финансовые правонарушения. К примеру, только в рамках анализа сферы пассажирских перевозок, проведенного с использованием технологии Big Data, нами были зафиксированы миллионы рублей, недополучаемые государством, в том числе из-за несовершенства законодательства», – рассказал Дмитрий Баско.
Перспективное направление – использование нейросетевых технологий, включая как открытые, так и специализированные закрытые модели.
«При грамотном применении нейросетей можно в значительной степени автоматизировать множество процессов и сэкономить время на рутинных задачах. Однако вместе с большими возможностями «нейронок» имеются и определенные риски в этой сфере: потенциальные ошибки в работе моделей, вопросы безопасности данных, зависимость от качества обучающих выборок и необходимость постоянного контроля за корректностью выводов», – подчеркнул Дмитрий Баско.
Также он добавил, что аудиторы будущего должны обладать не только финансовыми и юридическими знаниями, но и компетенциями в области анализа данных и работы с интеллектуальными системами.
Мероприятие организовано Счетной палатой Российской Федерации. В панельной сессии в числе основных спикеров приняли участие представители высших органов финансового контроля (аудита) Беларуси, Египта, России, Саудовской Аравии, представители государственных органов Российской Федерации. XXVIII Петербургский международный экономический форум проходит 19–21 июня. В этом году его посетит более 20 тыс. гостей из 140 стран.
По информации
БЕЛТА
Наталья Петкевич рассказала о «хорошей встряске» для ЕАЭС в период председательства Беларуси
На сегодняшний день в повестку предстоящего 27 июня в Минске заседания Высшего евразийского экономического совета включены 14 вопросов. Об этом заявила журналистам вице-премьер Наталья Петкевич, которая также наделена полномочиями представителя от Беларуси в Совете Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Глава государства всегда требует, чтобы, как и любой процесс, а тем более интеграционные объединения, которые склонны быть площадками для рассуждений или клубами по интересам, чтобы они были наполнены предельно конкретным содержанием. Чтобы были рассмотрены в том числе и не очень популярные или не очень приятные вопросы, и они не замалчивались и от них не уходили, если они сегодня стоят на повестке дня в государствах и наших интеграционных объединениях. Очень много вызовов, много современных проблем, и эти вопросы должны выноситься», – сказала Наталья Петкевич.
Она отметила, что для уровня глав государств 14 вопросов в повестке саммита – это достаточно много. Особенно учитывая тот факт, что в рамках ЕАЭС работает такая структура, как ЕЭК со штатом более чем в 1 тыс. человек, включая министров Коллегии ЕЭК.
Глава государства на совещании по подготовке заседания Высшего евразийского экономического совета и Евразийского экономического форума как раз и начал с того, что помимо обеспечения традиционного белорусского гостеприимства самое главное – это содержательная часть. «В этом году Беларусь председательствует (в ЕАЭС. – Прим. БЕЛТА), и, как всегда, это для любого интеграционного объединения очень хорошая встряска. Потому что наш Президент никому не дает ни уснуть, ни отдохнуть. И все, что годами где-то там лежало, Президент всегда поднимает на поверхность, обозначая, актуализируя и обостряя. Именно для того, чтобы это решалось. В этот раз Президент дал точно такие же поручения», – сказала Наталья Петкевич.
Она констатировала, что в ходе реализации стратегических направлений евразийской интеграции до 2025 года остается ряд нерешенных проблем институционального характера. Их также важно обсуждать, чтобы ускорить решение. «Глава государства нацеливает всех, чтобы была выработана позиция и стратегия реализации всех вопросов, которые сегодня являются актуальными», – отметила вице-премьер.
Один из вопросов, который предстоит рассмотреть, касается маркировки, чтобы защитить внутренний рынок ЕАЭС от поступления нелегальной непроверенной продукции. «Это не только про деньги, хотя это тоже важно – собираемость налогов и таможенных платежей, но это и про защиту нашего населения, чтобы не поступала нелегальная продукция, – подчеркнула Наталья Петкевич. – Мы вообще является передовиками здесь. Мы единственная страна их числа ЕАЭС, в которой маркировкой начали заниматься еще в 2005 году. У нас здесь все достаточно прозрачно, системно выстроено. Тем не менее, поскольку у нас есть общее экономическое пространство, общий рынок, нам нужны единые подходы со стороны всех стран-партнеров».
Вице-премьер уверена, что предстоящий саммит ЕАЭС и Евразийский экономический форум придадут серьезный импульс для решения стоящих на повестке дня вопросов, а в чем-то позволят наметить стратегические подходы на будущее.
По информации
БЕЛТА