18.05.2015
Валерий Калинкович: «Реформирование судебной системы в Беларуси продолжится»
В Беларуси за последнее время прошла серия правовых реформ. Какой эффект они принесли стране и каждому гражданину? Будет ли развиваться апелляционное судопроизводство? На эти и другие вопросы ответил первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Валерий Калинкович.
– Судебная система Беларуси не так давно была реформирована. На ваш взгляд, какие позитивные изменения принесла реформа?
– Фактически после этой реформы полностью обеспечена реализация конституционного принципа разделения властей. Ведь сегодня в судебной системе сконцентрировано решение всех вопросов, которые касаются материально-технического снабжения, кадрового обеспечения судебной системы. Сформирована единая система судов общей юрисдикции, которую возглавил Верховный Суд. В том числе это обеспечивает единообразное применение законодательства. Также поиск возможных законодательных новелл стал более согласованным. Я имею в виду новеллы, которые могли бы улучшить работу судов. Эта реформа – очень важный этап. Мы придаем ему большое значение. Прилагаем усилия, чтобы все решения Президента Беларуси, которые в этой сфере состоялись, исполнялись точно и приносили положительный результат.
– Есть разные мнения по поводу упразднения военных судов. Не возникает ли проблем при рассмотрении дел, связанных с военной сферой? Ведь для этого судье нужно знать воинские уставы?
– Мнения на сей счет могут быть разные, но объективно серьезных проблем с рассмотрением в судах общей юрисдикции дел, которые раньше рассматривались военными судами, пока не возникало. Тем более что в последнее время военные суды рассматривали такие дела, которые раньше рассматривали общие суды, в частности, в уголовном судопроизводстве. То есть ничего принципиально нового в этой части нашей работы не произошло. Нужно еще понимать, что, рассматривая любое дело, каждый судья обязан вникнуть в соответствующую нормативную базу. Поэтому не думаю, что ликвидация военных судов – какая-то трагедия. В целом судебная система справляется с тем объемом дел, который есть.
– Кстати, какова средняя нагрузка на одного судью?
– Более 60 и материалов на судью в месяц – средний показатель. Это достаточно много, но в этом количестве есть дела, которые не представляют особой сложности, не требуют много времени. Но есть и дела объективно сложные. Категории дел разные.
– А как вы относитесь к идее об узкой специализации судов, как, например, во Франции?
– На мой взгляд, у нас найден оптимальный подход к специализации. Она может быть внутренней в пределах каждого суда. Как правило, в крупных судах часть судей занимаются, например, гражданскими делами, а другие – уголовными. Если говорить об экономических судах, то там тоже есть специализация по категориям споров. Вполне возможно, что в будущем мы пойдем по пути дальнейшей специализации и на уровне судов.
Возьмем, к примеру, европейскую систему ювенальных судов, то есть судов по делам несовершеннолетних. В некоторых странах они созданы практически в каждом территориальном образовании. В Беларуси в 2014 году за совершение различных преступлений осуждено около 1 тыс. несовершеннолетних. При этом большинство из них – в столице и областных центрах. При такой ситуации надо ли в каждом районе создавать специализированный суд по делам несовершеннолетних? Наверное, нет. Даже если отдать в его компетенцию и гражданские споры, в которых затронуты интересы несовершеннолетних, то вряд ли такой суд будет загружен наравне с остальными судами. Поэтому сегодня более рациональна и перспективна внутренняя специализация.
– Ранее звучала критика на счет внутренней специализации, при которой административные дела дают молодым судьям, а у них мало опыта.
– Дела по административным нарушениям могут быть разной сложности: и достаточно простые, и специфические, в частности, вытекающие из таможенных правоотношений. Порой они сложнее уголовных. Поэтому внутри отдельного суда руководство должно грамотно распределять специализацию. Естественно, это должно делаться так, чтобы не страдало качество правосудия. Мы даем на этот счет свои рекомендации, и они выполняются. Обратите внимание, что в вышестоящих судах обжалуют менее 1 % постановлений по административным делам. Есть разные оценки этого факта, но мы исходим из того, что, если решение не обжаловано, значит, стороны с ним согласны.
– Каковы перспективы внедрения в судебный процесс элементов новых технологий? Планируется ли, в частности, использовать видео-конференц-связь на процессах по делам об особо опасных преступлениях? В таком случае обвиняемый, который, по мнению правоохранителей, может представлять потенциальную угрозу для окружающих, не обязательно должен доставляться в зал суда.
– В подсистеме экономических судов уже достаточно давно используются такие новые информационные технологии, как видео-конфренц-связь. Там это делать несколько проще, потому что споры с участием юрлиц имеют свою специфику. В гражданских процессах облсуды тоже начинают применять видеосвязь. Я имею в виду рассмотрение во второй инстанции. Человеку дают возможность не ехать из района в город, а общаться с судом дистанционно. Прорабатываются пути внедрения подобных технологий и в уголовный процесс. В Парламенте находится законопроект, который предусматривает допросы с помощью видео-конфренц-связи как на стадии предварительного расследования, так и в ходе судебного разбирательства. Если эти положения станут в итоге законом, конечно, мы будем их использовать в необходимых случаях. Но есть и другая сторона медали. Современные средства освещения судебных процессов неизбежно ставят вопрос соотношения между обеспечением гласности судебного производства и выполнением ряда процессуальных предписаний. Например, у нас во всех процессуальных кодексах написано, что не допрошенные судом свидетели не имеют права общаться с уже допрошенными. То есть, если из зала суда будет прямая трансляция, то соблюсти эту норму закона будет достаточно сложно. Тем более, когда это большой процесс и допрос свидетелей запланирован на несколько дней. В этом вопросе, невзирая на его новомодность, нужно соблюдать принцип разумной достаточности. Применение новых технологий не должно наносить вреда интересам правосудия.
– Верховный Суд уже взял за правило выкладывать в Интернет выжимки из решений по резонансным делам. Может быть, стоит публиковать решения полностью, например, для тех же студентов-юристов?
– У нас есть соглашение с Национальным центром правовой информации (НЦПИ). Мы передаем ряд судебных решений для публикации в Интернете. В некоторых странах публикуются вообще практически все решения. Но насколько актуально публиковать все 60 тыс. постановлений по делам о мелком хулиганстве? Вряд ли это стоит делать. Пока мы публикуем информацию о наиболее значимых для правовой практики ситуациях, о редких примерах. В 2015 году собираемся эту практику расширить. Примерно со второго полугодия начнем публиковать гораздо большее количество судебных решений, чем мы это делали до сих пор.
Публиковать будем самое актуальное и значимое. Не только студенты, но и все желающие со временем могут получить доступ к этой базе данных. Но носителем базы все же будет НЦПИ.
– В Минске начал работу Экономический суд ЕАЭС. Как вы считаете, возможно ли в будущем в ЕАЭС создание аналога Европейского суда по правам человека, который находится в Страсбурге, или Суда Евросоюза, который находится в Люксембурге?
– У Суда ЕАЭС, который есть сейчас, и у суда в Страсбурге разные задачи. Первый из них – это межгосударственное образование, которое должно решать макрозадачи. У судов по правам человека главная задача – это, в основном, разрешение споров между государствами и гражданами относительно объемов ограничений, нарушений прав человека и так далее. Насколько ЕАЭС нужен такой суд? Честно говоря, лично я об этом пока не задумывался. На мой взгляд, лучше так организовать правосудие в каждой отдельно взятой стране, чтобы граждане не были вынуждены ходить в международные суды.
– Не так давно вы в составе белорусской делегации были в Женеве на 22-й сессии рабочей группы по универсальному периодическому обзору в Совете ООН по правам человека. Как там оценена наша судебная система?
– После того, как наша сторона представила доклад, были прения. Представители других стран разделились примерно пополам. Одни в целом одобрили доклад, отметили, что Беларусь предприняла значительные меры по соблюдению основных прав и свобод человека. Была и критика. В частности, акцентировали внимание, что мы не отменили смертную казнь. Наша позиция по этому поводу уже озвучена. Но нужно понимать, что будет еще один этап – осенью эти оценки, которые пока носят предварительный характер, будут сформулированы до конца. Рекомендации, которые прозвучали в Женеве, переданы соответствующим ведомствам внутри страны. Позиция по ним будет высказана несколько позже. Вообще этим занимается МИД. Хочу только добавить, что нашу страну уже хорошо знают в мире, многие относятся с уважением и к Беларуси, и к правовым позициям, которые она занимает на мировой арене.
– В последнее время в Беларуси внесено немало поправок в уголовное законодательство. Как они показали себя в судебной практике (в том числе норма о досудебном соглашении)? Сколько уже прошло заседаний, на которых решался вопрос о заключении досудебного соглашения?
– Есть определенный следственный опыт по досудебным соглашениям. Но серьезной судебной апробации пока не было. Давать какие-то оценки и рекомендации рано. Мне лично еще не известен ни один приговор по делу, где имело место досудебное соглашение. Но ведь поправки содержали и другие позиции. Например, сокращен минимальный срок наказаний в виде ареста. Изменены и другие санкции. По состоянию на 1 мая 2015 г. в соответствии с новым законом были пересмотрены приговоры примерно 1,5 тыс. лиц, осужденных ранее. Из арестных домов освобождено 658 человек. Еще 481 снижен срок наказания в виде ареста. Снижены наказания в виде лишения свободы более чем 200 осужденным. Каждая такая поправка, которая влечет применение правила об обратной силе, затрагивает в той или иной форме значительное число людей как отбывающих наказание, так и уже отбывших.
– Поддерживаете ли вы идею, что наркоманам, которые проходят обвиняемыми по уголовным делам по ч. 1 ст. 328 УК (незаконный оборот наркотиков), нужно предлагать выбор: или колония, или закрытое лечебное учреждение? Речь идет не о наркодилерах, а наркоманах.
– Это сложный вопрос. Практика других стран не дает однозначного ответа. В общем-то, несмотря на применение такого подхода в некоторых странах, проблема наркомании все равно стоит достаточно остро в этих государствах. Здесь многое зависит от личностных установок самого наркозависимого. Если он искренне желает от этого освободиться, то это может сработать. Но если это будет использоваться только для избежания уголовной ответственности, то, конечно, серьезного эффекта не будет. Тем более есть достаточно примеров, когда наркоманы становятся распространителями. Для них наступает уже другая, более серьезная ответственность.
– Может быть, стоит отменить право на бесплатного адвоката для фигурантов по делам по ч. 4 и ч. 5 ст. 328 УК? У них же, как правило, есть заначки с крупными суммами?
– Во-первых, защита эта не бесплатная. Просто есть положение в Уголовно-процессуальном кодексе, оно соответствует всем международным стандартам и никем не оспаривается, по которому обвиняемый может заявить о невозможности оплатить юридические услуги, и ему предоставят адвоката за счет средств бюджета. Поэтому защита не бесплатная. Услуги оплачивает государство. Но если приговор будет обвинительный, то понесенные государством расходы на адвоката взыскиваются с осужденного. Это положение закона – необходимая гарантия реализации права на защиту. Оно должно быть реализовано всегда, несмотря на тяжесть преступления и общественного мнения. Такая гарантия – средство предотвращения необоснованного осуждения. Ни в коем случае от этого нельзя отступать
– Целесообразно ли вводить процедуру медиации в уголовный процесс?
– В Беларуси процедура медиации предусмотрена и в гражданском, и в экономическом процессе. В общем-то не вижу препятствий для введения такой процедуры в уголовном процессе. Конечно, это надо соответствующим образом прописывать в законе. Но главное в том, что мы вообще очень мало объясняем людям, что такое медиация. Если говорить по-простому, то это такая процедура, когда обе стороны соглашаются прибегнуть к услугам посредника, который, наверное, в большей степени должен быть психологом, нежели юристом. Он наводит мосты между конфликтующими сторонами, чтобы они нашли точки соприкосновения и на добровольной основе захотели бы урегулировать конфликт. В гражданском процессе это может быть спор о разделе имущества. Что касается уголовной медиации, то в Западной Европе она состоит в том, что преступник должен осознать: какой вред нанес потерпевшему, как это плохо. Вместе с тем он должен понимать – надо все исправить. Потерпевший, в свою очередь, понимает, что преступник пришел к такому осознанию и не стоит уже настаивать на уголовном наказании, а можно согласиться с определенным способом заглаживания вреда, который устраивает обе стороны. Медиация – это не панацея, но серьезная процедура, которая объективно способствует установлению согласия между членами общества. Ее нельзя понимать утилитарно, как просто средство для того, чтобы добиться от преступника компенсации. Конечно, по делам об убийстве такая процедура не применима. Это могут быть, к примеру, уголовные преступления против собственности, а также нетяжкие преступления против личности, семейные конфликты. Еще раз подчеркну, что речь не идет об особо тяжких и тяжких преступлениях. И еще раз делаю акцент: медиация – не обязательная процедура.
– Удовлетворяет ли вас уровень применения альтернативных лишению свободы наказаний, который есть сейчас? По отношению к каким категориям преступлений нужно применять такие меры наказания активней, а к каким – реже?
– Некоторые международные эксперты отмечали, что наш Уголовный кодекс вообще слишком перегружен видами наказаний. Но, с другой стороны, этот кодекс дает широкие возможности для выбора мер ответственности, прежде всего за нетяжкие преступления. Это нормально. Такое положение вещей позволяет применить к каждому именно ту меру ответственности, которую он заслужил, которая будет способствовать его правопослушному поведению в будущем. Другое дело – какой эффект достигается. А это зависит уже от многих факторов. Если человек получил наказание, не связанное с лишением свободы, очень важно, в какой среде он находится, как на него воздействует общество.
– Каковы перспективы внедрения полноценного апелляционного производства в уголовном процессе в Беларуси?
– Перспективы уже достаточно близкие. В Парламенте есть соответствующий законопроект. Первое чтение, как ожидается, состоится на этой сессии, а второе – осенью. Если документ будет принят, суды второй инстанции при определенных основаниях смогут вносить изменения в приговор, не передавая дело на новое рассмотрение. Кроме того, параллельно разрабатывается законопроект о расширении апелляции в гражданском судопроизводстве.
– После всех реформ, которые проведены, можно ли сказать, что у нас создана своя особенная система, которую уже нельзя отнести к континентальному праву? Или континентального права как такового больше не существует?
– Этот вопрос больше по адресу к нашим ученым-правоведам. Нам приходится решать более прикладные проблемы, а как его называть с точки зрения глобального права – это уже следующий вопрос. Однако мы не можем не видеть, что процессы, которые идут в мире, постепенно сглаживают кардинальные различия между классическими школами континентального и островного права. Хотя прецедентное право нашей системе пока не знакомо. Но задача не в том, чтобы определить свою правовую систему и замкнуться. Нужно изучать зарубежный опыт. Современные информационные технологии позволяют воспринимать и адаптировать некоторые элементы зарубежных систем. И дело не в том, к континентальному праву они относится или нет. Главное, подходит ли элемент к нашим реалиям, какой будет эффект. Не нужно слепо копировать чужой опыт, а надо преломлять его на нашу действительность. Наша система, кстати, по сравнению с некоторыми другими не так формализована. В иных странах нужно обращаться к юристам больше, чем у нас.
– Может быть, это и неплохо, если к юристу обращаются чаще?
– Сегодня крупные компании не заключают сделки без серьезной правовой проработки. Но это вполне применимо и к обыденной жизни. У нас, к сожалению, советоваться к юристу идут не до свершения какого-то факта, а после, когда уже поздно. Практика, особенно в сфере гражданских споров, показывает, что расходы на участие в судебном процессе намного выше, чем плата за предварительную консультацию у адвоката.
По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)
106-е заседание Экономического совета СНГ прошло в Москве
18 июля 2025 г. в Москве прошло 106-е заседание Экономического совета СНГ, в ходе которого рассмотрен широкий круг вопросов экономического сотрудничества государств – участников СНГ. Открыл и вел заседание Председатель Экономического совета СНГ, Первый заместитель Премьер-министра Республики Таджикистан Хоким Холикзода.
В заседании в качестве глав делегаций приняли участие Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Наталья Петкевич, Первый заместитель Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Данияр Амангельдиев, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Оверчук, Заместитель Премьер-министра – Министр экономики и финансов Республики Узбекистан Джамшид Кучкаров, Постоянный полномочный представитель при уставных и других органах СНГ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в Республике Беларусь Размик Хумарян, полномочный представитель Республики Казахстан в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ Бекетжан Жумаханов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Туркменистана в Российской Федерации Эсен Айдогдыев, а также Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев.
В ходе заседания рассмотрен проект Декларации о сотрудничестве в сфере обеспечения региональной энергетической безопасности. Доклад на эту тему в узком составе сделал заместитель Министра энергетики Российской Федерации Петр Конюшенко.
В современном обществе с высоким потреблением энергии топливно-энергетический комплекс является не только фундаментом устойчивого функционирования и развития экономики, но и фактором, обеспечивающим национальную безопасность и социальную стабильность.
Сегодня, в условиях глобальных вызовов, меняющейся мировой инфраструктуры перед каждой страной остро встает вопрос обеспечения энергобезопасности, значительно возрастает роль межгосударственного сотрудничества, реализации совместных мер противодействия угрозам в энергетической сфере.
Проект Декларации планируется представить на рассмотрение Совета глав государств СНГ.
Члены Экономического совета рассмотрели информацию об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год, подготовленную Статкомитетом СНГ в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября
2010 года. Выступая перед собравшимися на эту тему, Председатель Статистического комитета СНГ Константин Лайкам отметил, что в 2024 году государства – участники СНГ, подписавшие указанное Решение, в целом придерживались рекомендованных значений показателей, характеризующих макроэкономическую стабильность.
В соответствии со сложившейся практикой регулярных отчетов перед Экономическим советом органов отраслевого сотрудничества информацию о своей деятельности представила Комиссия государств – участников Содружества Независимых Государств по использованию атомной энергии в мирных целях. Заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Николай Спасский выступил с отчетом, в котором отметил, что Комиссия охватывает важнейшие направления взаимодействия в области атомной энергетики и вносит большой вклад в развитие атомной отрасли в наших странах, а также в обеспечение ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ.
На заседании одобрен проект Плана мероприятий по реализации второго этапа (2026–2030 годы) Рамочной программы сотрудничества государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях на период до 2030 года. Основные усилия предлагается направить на развитие и совершенствование ядерных инфраструктур, систем безопасности на объектах атомной энергетики, расширение применения ядерных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и других отраслях экономики.
Документ будет внесен на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.
Кроме того, на заседании одобрены проекты Концепции ценообразования в строительной деятельности государств – участников СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации. Целью Концепции является повышение экономического потенциала и конкурентоспособности государств – участников СНГ посредством гармонизации ценообразования на реализацию инвестиционных проектов в строительстве. Планом основных мероприятий по реализации Концепции предусмотрен комплекс мер, направленных на выполнение конкретных задач, определены их исполнители и сроки выполнения.
Проекты документов будут внесены на рассмотрение СГП СНГ.
В рамках заседания также одобрен проект Основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2035 года. Документ содержит информацию о состоянии и перспективах развития лесного хозяйства и лесной промышленности в государствах – участниках СНГ, цели, принципы и основные задачи сотрудничества в этой области, важнейшие механизмы их решения.
Проект Основных направлений будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
В рамках заседания был представлен Отчет о деятельности Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности в 2021–2024 годах. В указанный период деятельность совета и его рабочих органов была направлена на совершенствование нормативно-правовой базы в области строительства, выработку рекомендаций по сближению законодательства, согласование и совместную реализацию межгосударственного сотрудничества в строительной деятельности, определение основных направлений совместных научных исследований и проектов.
Членами Экономического совета также одобрен Отчет о деятельности Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств в 2018–2024 годах. Отмечена эффективная деятельность Совета, направленная на координацию и развитие сотрудничества государств – участников СНГ в области селекции, сортоиспытания, сертификации, семеноводства, питомниководства, производства, межгосударственных поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда.
Рассмотрен вопрос о Международном конкурсе «Лучший молодой метролог СНГ». Проведение конкурса направлено на поддержку и поощрение молодых метрологов к участию в деятельности по развитию метрологии, будет способствовать более тесным профессиональным контактам и активному сотрудничеству между государствами – участниками СНГ, а также в масштабах глобального метрологического сообщества.
Принято Решение Экономического совета о внесении изменений в Решение Экономического совета СНГ от 8 декабря 2023 года о базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по вопросам развития национальных ядерных инфраструктур, и статус указанной базовой организации придан учреждению «Росатом – Международная сеть» (Российская Федерация).
Решением Экономического совета СНГ статус базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по повышению квалификации и переподготовке кадров хлебопекарной отрасли придан федеральному государственному автономному научному учреждению «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности» (Российская Федерация).
Членами Экономического совета одобрен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2030 года. Комплекс направлен на предотвращение распространения на территориях государств – участников СНГ вспышек бешенства, сведение к минимуму экономического ущерба от заболевания и угрозы здоровью человека. Документ сохраняет преемственность в целях, задачах, направлениях и формах международного сотрудничества, определенных в Комплексе совместных действий на период до 2025 года.
Проект документа будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
Рассмотрен проект Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2030 года. Реализация Комплекса направлена на обеспечение, минимизацию экономического ущерба при возможном возникновении вспышек ящура, осуществление координации, гармонизации и оптимизации совместных действий ветеринарных служб государств – участников СНГ в этих направлениях.
Проект Комплекса совместных мер будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
Представлен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2030 года. В документе изложены анализ эпизоотической ситуации в государствах – участниках СНГ и других странах мира, основные направления по реализации совместных действий, перечень мероприятий по профилактике и борьбе с этими особо опасными заболеваниями птиц, целевые показатели выполнения программы.
Проект Комплекса совместных действий будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
Членами Экономического совета одобрен проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ по предупреждению развития саранчовых вредителей. Подписание и реализация Соглашения позволит снизить ущерб от саранчи, обеспечить благоприятную фитосанитарную обстановку и создать условия для устойчивого развития сельского хозяйства государств – участников СНГ.
Проект Соглашения планируется представить на рассмотрение СГП СНГ.
На заседании был рассмотрен и ряд вопросов, касающихся выполнения в 2024 году Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, а также Обзор торговой политики Республики Армения.
Следующее заседание Экономического совета запланировано на 5 сентября 2025 г. в городе Душанбе, Республика Таджикистан.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
В Статкомитете СНГ назвали показатели экономик стран Содружества за год
В Беларуси наблюдается устойчивость экономической ситуации, ее показатели характеризуются положительной динамикой. Об этом заявил журналистам председатель Межгосударственного статистического комитета СНГ Константин Лайкам, передает корреспондент
БЕЛТА.
На состоявшемся 18 июля в Москве заседании экономического совета СНГ Константин Лайкам представил информацию об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год.
«В целом по странам СНГ очень приличный рост ВВП – 4,5 % в сопоставимых ценах. В Беларуси тоже очень хороший темп – 4 %», – сказал он журналистам.
Председатель Статкомитета СНГ обратил также внимание на недавно опубликованный Всемирным банком рейтинг стран мира по паритету покупательной способности ВВП на душу населения. «Наши страны практически все укрепили свои позиции. Россия закрепилась на четвертом месте, у нее четвертая экономика мира. Беларусь тоже укрепила позиции. Ну и вообще практически все страны, кроме Молдовы, сохранили свои места или сильно их улучшили. То есть идет такая поступательная динамика», – отметил он.
По словам Константина Лайкама, в Беларуси хорошая динамика по показателю инвестиций. «А это залог будущих темпов роста», – пояснил он.
«В Беларуси неплохая ситуация с инфляцией – она у вас 5 %. Это выше, наверное, чем вы хотели бы, но тем не менее это ниже, чем в целом по СНГ, где она составляет порядка 8,5 %, – продолжил председатель Статкомитета СНГ. – Вообще динамика инфляции в СНГ, конечно, очень серьезная, она сильно различается по странам».
«Сокращается по-прежнему уровень безработицы. В целом в СНГ он достиг беспрецедентно низкого уровня – 3,4 %. В Беларуси – 3 %, в России – 2,5 %, это тоже исторические минимумы», – подчеркнул Константин Лайкам.
«Хочу сказать, что Беларусь занимает ведущее место по доле торговли со странами: практически две трети объема ее торговли приходится на страны СНГ. Потенциал Содружества далеко не исчерпан, мы можем ждать новых результатов», – добавил председатель Статкомитета СНГ.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Виктор Каранкевич вручил премии Правительства за достижения в области качества
Церемония награждения победителей конкурса на соискание премии Правительства за достижения в области качества 2024 года прошла в Минске, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
Заслуженные награды вручены 40 организациям: 14 стали лауреатами премии впервые, 14 подтвердили звание лауреата, 12 признаны дипломантами конкурса, три лауреата также удостоены специальных наград.
Как отметил Заместитель Премьер-министра Виктор Каранкевич, эти высокие награды традиционно присуждаются за достижение высоких результатов в области управления производством и бизнес-процессами, обеспечение высокого качества продукции и услуг, внедрение прогрессивных методов менеджмента качества.
«Конкурс стал 26-м по счету и продемонстрировал широкую вовлеченность различных отраслей экономики и бизнеса в процесс повышения эффективности и качества своей работы. Не случайно качественные товары и услуги – бренд Беларуси и визитная карточка белорусского экспорта», – отметил Виктор Каранкевич.
Заместитель Премьер-министра подчеркнул, что в республике многое делается, чтобы лучший опыт развивался и совершенствовался. Эти вопросы всегда на особом контроле Главы государства, Правительства.
Виктор Каранкевич особо отметил, что из 28 лауреатов 14 подтвердили это высокое звание повторно. Он поблагодарил руководителей организаций, трудовые коллективы за профессионализм, трудолюбие, преданность своему делу и высокий уровень ответственности.
«Ваши высокие производственные показатели и успехи – существенный вклад в устойчивое развитие экономики нашей страны, укрепление ее производственного и технологического потенциала. Ваша награда – большая заслуга и большая ответственность. На вас равняются все остальные. Поэтому важно не сбавлять темпы – перед всеми отраслями экономики стоят достаточно напряженные задачи», – обратил внимание Виктор Каранкевич.
Он добавил, что сегодня необходимо не только произвести качественную продукцию, но и выгодно ее продать. Для этого нужно активно работать на внешних рынках, искать новых партнеров, предлагать конкурентоспособную продукцию и услуги. «Даже в сложившихся непростых внешнеэкономических условиях мы видим, что белорусская продукция остается востребованной. Для нас открываются новые рынки в дружественных странах, и важно не упускать эти возможности, работать на более достойный результат», – подчеркнул Виктор Каранкевич.
Премия за достижения в области качества 2024 года присуждена Белорусскому государственному университету, предприятию «Минскинжпроект», ОАО «Гродненский мясокомбинат», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Коминтерн».
Также в числе награжденных – «Минский автомобильный завод – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», Минский завод игристых вин, «БЕЛИНТЕРТРАНС», санаторий «Приозерный», Белорусская атомная электростанция, Национальный аэропорт Минск, Оршанский льнокомбинат, Белорусский государственный медицинский университет и санаторий «Альфа Радон».
Звания лауреата удостоены также такие предприятия, как «Брестгазоаппарат», завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава», объединение «Энергокомплект», «БЕЛАЗ – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», «Молочный Мир», Пружанский молочный комбинат, Речицкий метизный завод, «Савушкин продукт», Минский моторный завод, «Витебскоблгаз», «Белтелеком», Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия.
Кроме того, премия присуждена Гродненскому государственному аграрному университету и Гродненскому государственному университету имени Янки Купалы.
Звание дипломанта конкурса на соискание премии правительства присуждено Солигорскому институту проблем ресурсосбережения с опытным производством, ОАО «Хьюмен систем», ОАО «Белсолод», ОАО «Витебские ковры», ОАО «Жабинковский комбикормовый завод», ОАО «Минский вагоноремонтный завод», ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Управление механизации № 79», РУПП «Гранит», РУП «Слуцкий центр стандартизации, метрологии и сертификации», совместному предприятию закрытому акционерному обществу «МИЛАВИЦА», Брестскому государственному техническому университету.
Специальной награды конкурса удостоены ОАО «Молочный Мир» (в номинации «Лидерство»), ОАО «Савушкин продукт» (в номинации «Совершенство менеджмента»). Также отмечено учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет» в номинации «Социальная ответственность».
Отдельно отмечены руководители предприятий, удостоенные знака «Лидер качества», а также победители конкурсов «Лучший менеджер по качеству» и «Лучшая дипломная и научно-исследовательская работа студентов в области менеджмента и контроля качества».
Предприятия – победители конкурса 2024 года представили свою продукцию на выставке.
По информации
БЕЛТА
МИД рассказал о сроках вступления в силу безвизового режима с Лаосом
В Министерстве иностранных дел Беларуси рассказали о сроках вступления в силу безвизового режима с Лаосом, сообщает
БЕЛТА.
Во время визита Министра иностранных дел Беларуси Максима Рыженкова в Лаос 17 июля стороны подписали межправительственное соглашение об отмене виз для владельцев национальных паспортов.
Вместе с тем в МИД подчеркнули, что подписание соглашения не означает его немедленного вступления в силу. «Для запуска безвизового режима сторонам необходимо пройти ряд внутригосударственных процедур, включая ратификацию документа в установленном порядке. Эти процессы занимают определенное время», – пояснили в ведомстве.
МИД призвал белорусских граждан учитывать данный факт при планировании поездок в Лаос и внимательно следить за официальной информацией, которая будет размещаться на ресурсах Министерства. О дате вступления соглашения в силу в ведомстве пообещали сообщить дополнительно.
По информации
БЕЛТА
Селекторное совещание по вопросам уборочной кампании 2025 года
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 июля провел селекторное совещание по вопросам уборочной кампании 2025 года.
Глава государства отметил, что в стране идет важнейший этап сельскохозяйственных работ, который как никогда определит вес республиканского каравая в этом году.
«Уборку зерновых, зернобобовых и других культур могут усложнить и дожди, и шквалистый ветер, и высокая температура – любой неблагоприятный фактор внешней среды. Все это объективные обстоятельства, негативное влияние которых прогнозируемо: полегание посевов, вегетация сорняков, а также возможное прорастание зерна. Любые риски можно и нужно минимизировать. Для этого и собираемся: чтобы обозначить проблемные вопросы, согласовать подходы, выработать стратегию уборочной кампании в данных условиях», – сказал Александр Лукашенко.
В связи с частичным полеганием посевов Глава государства уточнил, все ли комбайны оборудованы стеблеподъемниками и делителями для уборки полеглых хлебов.
«В производстве продукции сельского хозяйства за полугодие мы видим недобор чуть больше 2 % к уровню прошлого года. Да, вниз нас тянет выращивание свинопоголовья, слабые темпы заготовки кормов. Но необходимо не допустить падения показателей по итогам года и постараться компенсировать недобор за счет растениеводческой продукции. Понятно, что первый укос трав мы убрали очень рано – не получили нужных объемов, возможно, и качества. Но второй укос, у кого-то уже и третий укос отрастают неплохие, – констатировал Президент. – Стоит задача обеспечить нестандартную организацию труда, чтобы провести заготовку кормов и своевременную уборку зерновых прежде всего. Сделать это надо очень быстро, несмотря на те погодные условия, которые складываются».
На первом месте, обратил внимание Александр Лукашенко, техническая готовность всего уборочного комплекса. По его словам, решающее значение имеет четкая организация работ и достойное поощрение за качественный труд.
«Напомню: государство для проведения успешной уборочной кампании сделало все возможное. Поэтому от всех – от руководителя до механизатора – требуется максимальная отдача», – подчеркнул белорусский лидер.
«По заверению Правительства, прогнозируемый валовой сбор зерна и зерновых культур в бункерном весе может составить около 11 миллионов тонн – то, что нам нужно. Это то, что сейчас на корню. Это надо еще без потерь убрать», – заметил Александр Лукашенко.
В то же время Комитет государственного контроля, Генеральная прокуратура и Министерство внутренних дел информируют Президента о том, что в некоторых регионах плохо подготовились к уборочной страде. Например, стоят неисправными и зерноуборочные комбайны, и зерносушильные комплексы.
Часть отремонтированных комбайнов не прошла гостехосмотр. Поэтому неудивительно, что потом нагрузка на один работающий комбайн увеличивается, сказал Глава государства.
«Зерноуборочные комбайны не готовы к работе практически в каждом третьем из проверенных хозяйств республики. При этом в отдельных организациях к ремонту даже не приступали из-за отсутствия запасных частей и механизаторских кадров. В ряде сельхозорганизаций не подготовлены склады для приемки урожая. Не везде должным образом позаботились об обеспечении техники горючим, запасными частями, из-за чего возможны потери рабочего времени. Опять же, никак не победим приписки. В 5 % проверенных хозяйств установлены случаи, когда техника была готова к работе только на бумаге. Удивительно, кого пытаются обмануть», – обозначил проблемные вопросы Александр Лукашенко.
По его словам, уборочная кампания только началась, а Комитет государственного контроля уже выявил факты некачественной уборки урожая. Нарушения зафиксированы в отдельных хозяйствах Свислочского и Солигорского районов. Аналогичная ситуация и в заготовке кормов. Низкие темпы уборки трав из-за неисправной техники. Во многих хозяйствах вовремя не проведена подкормка азотными удобрениями многолетних трав.
На 14 июля в Витебской области не был завершен первый укос многолетних трав на площади почти 20 тыс. га. Президент поинтересовался, в чем проблема и какие хозяйства не справляются с работами.
«Нельзя допустить, чтобы уборочная кампания проходила в небрежном режиме. Это грозит неизбежными потерями урожая», – подчеркнул Александр Лукашенко.
У ответственных за агропромышленный комплекс он уточнил, как в целом складывается ситуация на местах и какие вопросы требуют незамедлительного решения.
«Во-первых, что реально тормозит и когда будет завершен ремонт всей имеющейся зерноуборочной техники? Хватает ли запасных частей и как организован ремонт? Вот вам и сельхозтехники, о которых я постоянно говорю. Некоторые просто не могут отремонтировать эту технику. Во-вторых, решены ли вопросы обеспечения топливом? В-третьих, как будет организована сушка зерна? – обозначил ряд вопросов Глава государства. – Зерносушильные комплексы сегодня выходят на первое место: придется убирать (мы это уже видим) влажным зерно, его нужно дорабатывать на зерносушилках».
В этой связи Президент поинтересовался, как будет задействовано сушильное хозяйство комбинатов хлебопродуктов.
«В-четвертых, залог успеха на уборке – трудовая и технологическая дисциплина. Что делается для предотвращения нарушений? Как перекрыты возможные каналы хищения в ходе уборки?» – спросил Александр Лукашенко.
Глава государства предупредил, что хорошо осведомлен о ситуации на местах и без привлечения милиции: «Что только можно, то и воруют. Пресечь надо железным образом».
Президент потребовал от милиции разобраться с этой проблемой: «Закручивайте по линии милиции, да и других правоохранительных органов, на всю катушку».
В-пятых, отметил Александр Лукашенко, уборка зерновых совпадает со сроками уборки рапса, льна, вторыми укосами многолетних трав, посевом пожнивных культур. Сельхозработы не останавливаются. Часто на кормоуборочных и зерноуборочных комбайнах работают одни и те же механизаторы. В связи с этим Президент уточнил, какое положение дел с механизаторскими кадрами. «Вот за это надо уже не только уши, но и голову отрывать», – заявил Глава государства.
Он напомнил, что эта проблема обсуждалась еще в прошлом году. Тогда шла речь о том, чтобы привлечь к уборочной кампании городских жителей, у которых есть опыт работы комбайнером или помощником комбайнера. «С ними надо было договориться и привлечь их, мобилизовать их, говоря военным языком, на уборку урожая», – сказал Президент.
Александр Лукашенко спросил, созданы ли условия для комбайнеров, водителей, рабочих на зернотоках – для тех, кто обеспечивает ход всей уборочной кампании.
«Мы не вправе забывать о наших крестьянах. Поэтому тот урожай, который есть на приусадебных участках (немного уже участков, к сожалению, осталось), надо крестьянам помочь убрать», – поставил задачу Глава государства.
Он попросил должностных лиц не рассказывать про погодные реалии и их последствия: «Я хочу знать конкретно: что сделано для получения максимального результата в экстремальных условиях».
«Я поздно вечером проехал по типичным для Беларуси полям и знаю обстановку. Больше всего меня беспокоит, чтобы фитофтора картошку не съела. Посмотрите. Упаси господь, мне доложат, что вы не обработали картофель. И опять будем переживать в будущем году, в марте-апреле, что нам картошки не хватило. Нужно обработать картофель, уход должен быть. По остальным пропашным культурам я не вижу никаких проблем. По зерну наиболее опасно там, где произошли серьезные полегания. А это, как вы понимаете, создает парниковый эффект, и начинает расти трава. Прорастает трава – и мы не сможем потом поднять этот урожай зерна, хотя он в этом году неплохой», – обратил внимание Александр Лукашенко на особо проблемные моменты.
Президент посоветовал аграриям не расслабляться, не ждать и не сушить зерно в полях. По его словам, надо вовремя убирать урожай и досушивать. «Главное, чтобы не было потерь. Погода будет все время такая: дождь, сухо, солнечно, дождь. Такого года еще на нашей памяти не было. Год неплохой для сельхозкультур и для животных. Техники хватает, не хватает только дисциплины и организованности», – заявил белорусский лидер.
Во время селекторного совещания Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов обратил внимание на ряд проблем и недоработок в сельскохозяйственном секторе. Речь, среди прочего, шла о фактах неготовности техники, ненадлежащего хранения зерна, проблем с кормозаготовками, нехватки механизаторов в отдельных хозяйствах. Так, недостаток кадров в конечном итоге приводит к тому, что зерноуборочные комбайны могут просто простаивать.
«Неисправность неисправности (я уже вам приводил пример) рознь. Может быть, какая-то шестеренка не вовремя пришла... Готов комбайн? Не готов, но это мелочь. При оценке нужно видеть объем, масштаб недоработок», – обратился Президент к Председателю Комитета госконтроля.
По словам Главы государства, к проверкам нужно подходить максимально аккуратно. Все должно быть честно, объективно и справедливо. Александр Лукашенко поручил Василию Герасимову передать сотрудникам КГК следовать именно таким принципам.
Обращаясь к Министру сельского хозяйства и продовольствия Юрию Горлову, Президент ориентировал его сделать акцент на существующих недостатках, чтобы доклад не был просто набором фактов – нужны анализ, выводы, предложения. Александр Лукашенко предложил Юрию Горлову обратить внимание и на те замечания, которые были сделаны Председателем Комитета госконтроля.
Как доложил Юрий Горлов, по оценкам специалистов и ученых, ожидаемый валовой сбор в бункерном весе зерновых и зернобобовых с кукурузой в сельхозорганизациях республики ожидается около 9,7 млн т. Это выше уровня прошлого года на полмиллиона тонн. А с учетом ожидаемого валового сбора рапса в объеме 900 тыс. т общий валовой сбор в бункерном весе ожидается на уровне 10,7 млн т.
«Сегодня, по прошествии нескольких дней, что мы убираем по всей стране, вы уверены, что мы столько соберем?» – уточнил Глава государства.
«Такой прогноз делать очень преждевременно...» – начал Юрий Горлов.
«Короче, не знаете! Не забалтывайте проблему! Вы над этим не думали, не знаете и ответить на это не можете! – прервал Александр Лукашенко. – Я считаю, что мы 11 млн (тонн. – Прим.) не получим, исходя из всех факторов». По словам Президента, Юрий Горлов как глава Минсельхозпрода должен чувствовать сам, удастся ли собрать такой урожай.
Речь шла и о готовности техники. Александр Лукашенко снова уточнил, все ли комбайны, которые стоят на учете, будут принимать участие в сельхозработах. Он поручил Министру внутренних дел перепроверить готовность техники: «Аккуратно, тщательно подходя к тем проблемам, которые решаются в районе или в конкретном хозяйстве. Не просто пришел, увидел, там с налету по голове настучал механизатору – он голову опустил и пошел. Аккуратно надо, тактично к этому вопросу подойти и посмотреть, сколько там у нас комбайнов».
Глава государства поставил задачу организовать работу в сельхозпредприятиях так, чтобы не было ни одного замечания. «Действуйте, не глядя ни на что. Нет – докладывайте напрямую. Если кто-то там вам не подчинился, информацию вам не дал, доложите мне немедленно. Примем самые жестокие меры. Сегодня нельзя шутить, – подчеркнул белорусский лидер. – Смотрите, чтобы мы не имели неприятных разговоров по результатам. Чтобы был хороший результат, нужно работать сейчас».
О ходе уборочной кампании в регионах Президента проинформировали председатели облисполкомов. Председатель Минского облисполкома Алексей Кушнаренко, в частности, доложил о заготовке кормов, наличии кадровых ресурсов и прогнозах на урожай.
«Очень надеюсь, что Минская область сработает не хуже Гродненской», – отреагировал на доклад Президент.
Председателя Брестского облисполкома Петра Пархомчика Александр Лукашенко ориентировал «не засыпать цифрами», а сконцентрироваться на главном и тенденциях, своих впечатлениях о ходе уборки и возможных недостатках.
«Нет каких-то серьезных проблем. Практически все вопросы, включая кадровые, решены. Мы для уборки урожая привлекли 334 механизатора, в том числе 234 комбайнера. Все они приступили к работе, – отметил Петр Пархомчик. – Это люди Брестской области, с разных предприятий, которые практически системно участвуют в уборке урожая».
«Хотелось бы, чтобы вы этих людей после уборки не забыли», – поручил Глава государства, имея в виду необходимость по итогам уборочной поощрить привлекаемых работников.
В целом же, заявил Александр Лукашенко, по Брестской области особых проблем он не видит.
Как доложил председатель Витебского облисполкома Александр Субботин, в активную стадию уборочная кампания в регионе войдет на следующей неделе, все предприятия АПК нацелены на результат.
Глава региона, в частности, рассказал о готовности зерносушильных комплексов. «199 у нас имеется, готовы уже к работе 177, это 90 %. Работы эти продолжаются, – отметил он. – Пропускная способность имеющихся зерносушильных комплексов в два раза превышает возможности намолота зерна имеющимися комбайнами».
Александр Лукашенко в связи с этим уточнил: «То есть то, что вы не отремонтировали в соседнем хозяйстве, вы откуда-то с другого хозяйства повезете зерно, там, где отремонтирован зерносушильный комплекс?»
Александр Субботин рассказал, что такая переброска просчитана с минимальными затратами. «Мы максимально рачительно подходим, чтобы минимальные были переброски зерна, минимальные переброски кормов», – пояснил он.
Президент отметил, что хоть мощности зерносушилок и больше, как заверяет руководитель области, нужно учитывать и транспортные затраты, если возить зерно на доработку в другие хозяйства. «Если есть зерносушилка, ее надо отремонтировать и сушить зерно. Тем более такой сырой год, – подчеркнул белорусский лидер. – Нельзя сушить зерно в поле. Потеряем все».
Александр Лукашенко добавил, что комплексно состояние дел в сельском хозяйстве Витебской области еще предстоит оценить на отдельном совещании. В том числе речь пойдет о недоработках, которые озвучиваются контролирующими органами.