Понятие высшего юридического образования в контексте последних поправок в действующий ГПК Республики Казахстан
17 ноября 2014 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур» № 254-V ЗРК (далее - Закон).
Законом внесены изменения и дополнения в ныне действующие шесть кодексов и три закона Республики Казахстан (ГПК, УПК, КоАП, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс «О браке (супружестве) и семье», Законы «О региональном финансовом центре города Алматы», «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан», «О защите прав потребителей»).
Закон направлен на дальнейшее упрощение процедур, связанных с рассмотрением в судах гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях путем законодательного закрепления использования в процессе аудио и видео записей, широкого внедрения электронного документооборота, а также средств современных информационных технологий.
Кроме того, расширены возможности досудебного урегулирования споров путем стимулирования обращения в третейские и арбитражные суды, а также с использованием института медиации. Детализирован порядок упрощенного производства по гражданскому делу.
Также Законом регламентированы и другие вопросы, связанные с отправлением правосудия, которые можно проанализировать.
Однако нас в рамках данной статьи интересует только одно новшество.
Так, данным Законом подпункт 7) статьи 59 ГПК РК от 13 июля 1999 года № 411-I изложен в новой редакции. Речь идет о субъектах, которые могут быть представителями в суде по поручению.
Напомним, что до принятия рассматриваемого Закона и введения его в действие, представителями в суде по поручительству могли быть следующие лица (статья 59 ГПК):
1) адвокаты;
2) работники юридических лиц - по делам этих юридических лиц;
3) уполномоченные профессиональных союзов - по делам рабочих, служащих, а также других лиц, защита прав и интересов которых осуществляется этими профессиональными союзами;
4) уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций;
5) уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы других лиц;
6) один из соучастников по поручению других соучастников;
7) другие лица, допущенные судом по просьбе лиц, участвующих в деле.
С принятием Закона (17 ноября 2014 года) и введением его в действие (30 ноября 2014 года) подпункт 7) статьи 59 ГПК теперь устанавливает, что «представителями по поручению в суде могут быть следующие лица:
7) другие лица, имеющие высшее юридическое образование, допущенные судом по просьбе лиц, участвующих в деле».
Как видно из данной нормы, законодатель установил, что для участия в деле в качестве представителя по поручению теперь необходимо, наряду с допуском суда по просьбе одной из сторон, наличие у потенциального представителя высшего юридического образования.
В целях избегания различных подходов к интерпретации данного нововведения в гражданский процесс, попробуем разъяснить понятие высшего юридического образования применительно к новой редакции подпункта 7) статьи 59 ГПК.
Говоря о казахстанской системе высшего, в том числе юридического, образования, нельзя упускать из внимания масштабные реформы в данной сфере, проведенные в стране в период с 2004 по 2010 годы. Речь, в большинстве своем, идет о реформированиях в рамках Болонского процесса[1].
В рамках подготовки к присоединению к Болонскому процессу Министерством образования и науки Республики Казахстан осуществлена определенная работа, включавшая в себя законодательные и практические меры в данном направлении.
В соответствии с принципами Болонской декларации в Казахстане с 2004 года введена многоуровневая структура высшего и послевузовского образования: бакалавриат-магистратура-докторантура (PhD)[2].
В 2007 году принят Закон Республики Казахстан «Об образовании» в новой редакции, нормы которого в полной мере соответствовали принципам Болонского процесса.
Полноправным участником Болонского процесса Казахстан стал в марте 2010 года, когда в рамках состоявшегося в Будапеште (Венгрия) и Вене (Австрия) Второго Форума министров образования европейских стран было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации[3].
Таким образом, с 2010 года система высшего и послевузовского образования Казахстана официально строится на основе Болонской декларации.
Теперь, после краткого экскурса в историю недавних реформ в сфере образования, попробуем раскрыть понятие высшего юридического образования для целей реализации подпункта 7) статьи 59 ГПК.
В соответствии с подпунктом 4) статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III, «бакалавр - академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования».
Отсюда следует, что применительно к новой редакции подпункта 7) статьи 59 ГПК имеющими высшее юридическое образование должны быть признаны лица, имеющие диплом бакалавра по специальностям «юриспруденция», «правоведение» или «правоохранительная деятельность».
Другими словами наличие диплома бакалавра по указанным специальностям вполне достаточно для участия в деле в качестве представителя по поручению одной из сторон гражданского процесса.
Как отмечено выше, многоуровневая система высшего и послевузовского образования «бакалавриат-магистратура-докторантура (PhD)» в Казахстане введена с 2004 года. Это означает, что бакалавров наши ВУЗы начали выпускать с 2005 года. Лицам, окончившим высшие учебные заведения до 2004 года включительно, выдавался диплом о высшем образовании, в соответствии с которым он признавался специалистом: юрист, экономист и т.д.
Для этих лиц, применительно к подпункту 7) статьи 59 ГПК, вполне достаточен имеющийся диплом о высшем образовании по специальности «правоведение» или «юриспруденция».
Важно отметить, что исходя из норм действующего Закона «Об образовании», для применения подпункта 7) статьи 59 ГПК наличие диплома магистра юриспруденции или правоведения не требуется. Дипломы бакалавра и специалиста вполне приемлемы, поскольку магистратура относится к уровню послевузовского образования.
В подтверждение отмеченного приведем нормы из отраслевого закона - Закона «Об образовании», регламентирующего, в том числе, сферы высшего и послевузовского образования.
Подпункты 41) и 41-2) статьи 1 Закона в полной мере подтверждают вышесказанное:
41) магистр - академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим профессиональные учебные программы послевузовского образования;
41-2) магистратура - профессиональная образовательная учебная программа послевузовского образования, направленная на подготовку научных и педагогических кадров с присуждением академической степени «магистр» по соответствующей специальности.
В соответствии со статьей 12 Закона «Об образовании», система образования в Республике Казахстан на основе принципа непрерывности и преемственности образовательных учебных программ включает следующие уровни образования:
1) дошкольное воспитание и обучение;
2) начальное образование;
3) основное среднее образование;
4) среднее образование (общее среднее образование, техническое и профессиональное образование);
5) послесреднее образование;
6) высшее образование;
7) послевузовское образование.
Как видно из приведенной нормы, высшее и послевузовское образование отнесены к разным уровням.
Более того, согласно пункту 1 статьи 21 Закона «Об образовании», «лица, завершившие обучение по профессиональной учебной программе высшего образования с присуждением академической степени «бакалавр», могут занимать должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования».
Таким образом, как показал анализ, для участия в деле в качестве представителя по поручению в порядке подпункта 7) статьи 59 ГПК, по нашему мнению, необходимо наличие диплома «бакалавра» по юридической специальности (юриспруденция, правоведение, правоохранительная деятельность) либо диплома о высшем образовании с квалификацией «юрист» (для лиц, окончивших ВУЗ до 2004 года включительно).
Наличие диплома «магистра» по юридическим специальностям не требуется. По нашему мнению, требования со стороны должностных лиц канцелярий судов либо судей предъявить диплом «магистра», могут быть расценены как незаконные, так как прямо противоречат Закону Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III.
[1] Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.
Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Из стран СНГ участниками Болонской декларации являются Россия (2003 год), Украина (2005 год) и Казахстан (2010 год).
Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени - наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.
[2] http://www.inform.kz/rus/article/235569
[3] http://www.uchi.kz/kazakhstan/kazakhstan-prisoedinilsya-k-bolonskoi-konventsii
[i] мнение автора может не совпадать с позицией официальных государственных органов или мнением читателей
Игембаев Д.Ж.
Заместитель директора Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н.