/ / Общественно-политические
01.12.2015

О лицензировании

Министерство здравоохранения Республики Беларусь является одним из лицензирующих органов. Лицензируемыми Министерством видами деятельности является деятельность, связанная с жизнью и здоровьем граждан по четырем направлениям – медицинская, фармацевтическая, деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, деятельность по оказанию психологической помощи.

В настоящее время на территории Республики Беларусь действует порядка 4 тысяч лицензий, выданных Министерством здравоохранения. Из них около трех тысяч – на медицинскую деятельность, около четырехсот – на фармацевтическую и пятисот – на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, порядка восьмидесяти – на деятельность по оказанию психологической помощи.

Накопленный практический опыт лицензирования позволил обнаружить ряд вопросов, в частности при осуществлении медицинской деятельности, возникающих в реализации закрепленных норм, и назревшую необходимость в их оптимизации как в сторону сокращения субъектов лицензирования и лицензируемых работ и услуг, так и в сторону усиления отдельных требований к лицензиатам.

Предусмотрено исключение из Перечня лицензируемых работ и услуг медицинской деятельности фитотерапии; экспертной медицинской деятельности (освидетельствования на допуск к работе, на пригодность к управлению автотранспортом, на профпригодность, на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ); работ по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и изделий медицинского назначения. Порядок осуществления данных работ и услуг четко регламентирован отраслевыми нормативными документами, в том числе Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Одно из изменений касается отмены процедуры лицензирования медицинской деятельности для государственных организаций здравоохранения (поликлиник, больниц, республиканских научно-практических центров и иных учреждений здравоохранения системы Министерства здравоохранения и других государственных органов) и Белорусского Общества Красного Креста как обеспечивающих реализацию государственных и международных социальных стандартов базового уровня на местах.

Статьей 45 Конституции Республики Беларусь гражданам гарантировано создание государством условий доступного для всех граждан Республики Беларусь медицинского обслуживания. Основываясь на Конституции Республики Беларусь, данное право обеспечивается государством посредством государственной системы здравоохранения, определенной законодательством Республики Беларусь о здравоохранении, – основой здравоохранения страны, обеспечивающей конституционное право граждан на доступное медицинское обслуживание. При осуществлении медицинской деятельности государственными организациями здравоохранения речь идет не о праве организации на осуществление тех или иных работ и услуг, а об обязанности оказания медицинской помощи в соответствии с уставными целями и задачами государственной организации здравоохранения в интересах защиты прав и здоровья населения, в обеспечение прав граждан, гарантированных Конституцией Республики Беларусь.

Внесение данной нормы также вызвано тем, что осуществление медицинской деятельности государственных учреждений здравоохранения в обязательном порядке подвержена всестороннему контролю со стороны органов государственного управления. В частности, все государственные организации здравоохранения финансируются из государственного бюджета и, как следствие, их хозяйственная деятельность (включая медицинскую) в обязательном порядке подвержена периодическим проверкам ведомственных ревизионных органов.

Изменен подход к порядку лицензирования организаций частной формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, что явилось следствием анализа результатов их проверок и мониторингов, в том числе по обращениям граждан и юридических лиц. В частности, установлено требование о наличии первой или высшей квалификационной категории для всех медицинских работников организаций частной формы собственности, имеющих как высшее медицинское образование, так и среднее. Анализ ситуации с кадрами в частном секторе оказания медицинских услуг, постоянно проводимый в ходе проверок и мониторингов по оценке качества оказания медицинской помощи организациями частной формы собственности, показал в большинстве случаев низкую ответственность медицинских специалистов негосударственных организаций за результаты качества своей работы. Это дало все основания утверждать, что дальнейший шаг в совершенствовании рассматриваемых лицензионных требований объективен и направлен, прежде всего, на поднятие качества оказания медицинских услуг, что напрямую связано с профессионализмом медицинских работников.

Данное требование направлено на повышение персональной ответственности каждого медицинского работника за выполнение своих профессиональных обязанностей и актуально не только для Республики Беларусь, но и для всех стран, в той или иной степени использующих рычаг лицензирования при разрешении осуществления медицинской деятельности.

Распространение лицензионного требования о наличии необходимых квалификационных категорий на всех медицинских работников организаций частной формы собственности является своевременным и последовательным этапом развития устоявшейся системы государственного регулирования медицинской лицензируемой деятельности, отвечает интересам пациента.

В этой же связи расширен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании медицинской деятельности. В частности, дополнительными основаниями к ее прекращению будет установление в ходе мониторингов и проверок фактов отсутствия у лицензиата медицинской документации, наличие и ведение которой требуется для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность; медицинской техники и изделий медицинского назначения, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность; отсутствие в штате специалиста, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения, или договоров на их техническое обслуживание и ремонт, а также исправной медицинской техники, действующей поверки соответствующей медицинской техники; а также непредоставление в установленный срок в Министерство здравоохранения документов о принятии новых лиц руководителями (организации здравоохранения либо обособленного медицинского подразделения организации), медицинскими работниками вместо заявленных при получении лицензии и принятыми в штат организации дополнительно.

По сообщению официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь