Конституционный Суд Республики Беларусь в порядке осуществления обязательного предварительного контроля проверил конституционность отдельных законов Республики Беларусь
16 декабря 2015 г. Конституционный Суд Республики Беларусь, руководствуясь положениями части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», проверил в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционность законов Республики Беларусь, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь:
«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» (судья-докладчик Чигринов С.П.);
«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О животном мире» (судья-докладчик Тиковенко А.Г.);
«О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды и участия общественности в принятии экологически значимых решений» (судья-докладчик Тиковенко А.Г.);
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (судья-докладчик Подгруша В.В.).
По результатам рассмотрения законы признаны соответствующими Конституции Республики Беларусь. При этом Конституционным Судом сформулированы правовые позиции, направленные на уточнение конституционно-правового смысла некоторых норм законов.
По сообщению официального сайта Конституционного Суда Республики Беларусь
Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 августа подписал Указ № 301 «О строительстве объектов сотовой связи».
Документ подписан в целях развития инфраструктуры сетей электросвязи, внедрения новых технологий, повышения качества и доступности оказываемых услуг.
Указ предусматривает создание условий для упрощения строительства и обслуживания объектов сотовой подвижной электросвязи, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для обеспечения их функционирования. Кроме того, определяются особенности приемки таких объектов в эксплуатацию.
В Беларуси планируют разработать концепцию развития искусственного интеллекта. Об этом рассказал корреспонденту БЕЛТА генеральный директор Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Беларуси Сергей Кругликов.

Принятие законодательного акта довольно длительный процесс, отметил Сергей Кругликов. «Он может занимать и несколько лет. Модельный закон «О технологиях искусственного интеллекта» был принят 18 апреля 2025 года Межпарламентской ассамблеей СНГ. Разрабатывался он с мая 2023 года. По идее, он должен был приниматься только в ноябре. Фактически мы с опережением, что тоже очень позитивно, утвердили его. Закон рекомендован для всех государств – участников СНГ при использовании в своем национальном законодательстве. Есть основа, теперь нужно разрабатывать концепцию развития искусственного интеллекта в Беларуси. Это будет краткосрочный документ, потому что технологии развиваются и шагают быстрее, чем люди успевают их осознать. Это надо сделать на хорошем законодательном уровне. Продукт должен быть верифицирован в любой предметной области, тогда он будет востребован и принесет пользу», – поделился планами директор института.
По его словам, для масштабного использования искусственного интеллекта в Беларуси необходимо выпустить пакет стандартов. «Мы надеемся, что, как и планировалось ранее, на базе Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси будет создан национальный технический комитет по стандартизации в сфере искусственного интеллекта. Уже отозвалось более 30 партнеров, которые готовы войти в комитет и предоставить своих экспертов для того, чтобы выпускать стандарты и другую законодательную базу в этой области, – добавил Сергей Кругликов. – Нужно учитывать риски, которые может вызвать та или иная технология, включая искусственный интеллект. Правильно их поняв, мы определяем, какой свод законодательных актов необходим для их минимизации. Можно внедрить ИИ везде, но кто подтвердит, что заложенное в «черном ящике» является правильным? Надо верифицировать и гарантировать, что он не принесет вред».
По информации БЕЛТА
Подано 224 заявки – рекордное количество за 16 лет проведения конкурса! На номинацию «Лучший инновационный проект» подано 92 работы, на «Лучший молодежный инновационный проект» – 132. Для участия в конкурсе приняты заявки от представителей учебных заведений, технопарков, центров трансфера технологий, научно–практических центров и организаций.

По результатам экспертизы будут отобраны 40 проектов–финалистов, авторы которых выступят с презентациями на финальном заседании совета конкурса.
В каждой номинации устанавливаются один победитель I степени, занявший первое место, два победителя II степени, занявшие второе место, и три победителя III степени, занявшие третье место. Победители получат денежные призы в размере от Br 1218 до Br 3612, четыре проекта будут отобраны для получения средств на коммерциализацию в размере Br 23982.
В соответствии с Положением о республиканском конкурсе инновационных проектов проектам–победителям других республиканских конкурсов будут предоставлены денежные средства на разработку бизнес–планов.
Для всех участников конкурса запланированы семинары–тренинги с привлечением ведущих специалистов по инновационной и венчурной деятельности, коммерциализации и бизнес–планированию.
В этом году объявлено 29 новых дополнительных номинаций от Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности, Государственного военно–промышленного комитета Республики Беларусь, ОАО «Белагропромбанк», ООО «Ремаго», Министерства здравоохранения Республики Беларусь, концерна «Белгоспищепром», Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь, ОАО «АМКОДОР» – управляющая компания холдинга», ООО «БелБрендАудит», Ассоциации трекеров и бизнес–консультантов, ООО «Инката», ОАО «Гродно Азот», ООО «Смарт Доктор», ОАО «АСБ Беларусбанк», коммунального производственного унитарного предприятия «Минскреклама», Администрации свободной экономической зоны «Минск», ОАО «Минский часовой завод», Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, общества с ограниченной ответственностью «Минский городской технопарк», ЗАО «Брестский научно–технологический парк», Научно–технологического парка БНТУ «Политехник», УП «Белпатентсервис» БелТПП».
На участие в дополнительных номинациях подано 116 заявок.
Конкурс проводится Государственным комитетом по науке и технологиям при участии Министерства образования, Национальной академии наук Беларуси, БРСМ и Белорусского инновационного фонда.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь
Поприветствовав руководителя российского региона, Глава государства как положительный факт двусторонних отношений отметил довольно значительный объем товарооборота – более чем полмиллиарда долларов за год. По словам Президента, достижению таких неплохих результатов, возможно, поспособствовала их личная встреча с Алексеем Текслером (она состоялась в 2022 году). «Мы набрали нормальные обороты и поняли, что мы можем работать друг с другом и торговать, – сказал Александр Лукашенко. – Это хорошо. Но есть недочеты».
Например, есть некоторое отставание по объему закупок БЕЛАЗов (по сравнению с прошлыми периодами). Это общая тенденция, заметил Президент, поскольку деньги в России стали дорогими – ставки по кредитам и ключевая ставка Центробанка остаются довольно высокими. «Это общая тенденция, думаю, мы ее преодолеем», – сказал белорусский лидер, добавив, что ранее Беларусь поставила в Челябинскую область достаточно много этой техники, она нуждается в регулярном обновлении.
«Есть над чем работать. Хочу заверить в том, что наше Правительство, все мы будем над этим работать и расшивать узкие места», – подчеркнул Глава государства.
Кроме роста товарооборота, не менее важно налаживать гуманитарное сотрудничество, межличностное общение, убежден Александр Лукашенко. «Чтобы люди общались – ваши люди приезжали к нам, наши – к вам. Хотя ваши–наши – тут границ у нас нет. Мы не делим. Мы единое целое. Наше Отечество от Бреста до Владивостока так и остается, хоть возникли (вы понимаете, не по нашей вине) два государства. Но мы находим точки соприкосновения, мы сотрудничаем. Сотрудничаем неплохо, – сказал Президент. – И последняя встреча с Владимиром Владимировичем Путиным (вы, наверное, в курсе) была очень продуктивной и очень полезной (лидеры двух стран встречались на Валааме 1 августа этого года. – Прим.). Обсуждая некоторые проблемы, мы смотрели прежде всего на перспективу наших отношений».
Такая перспектива, по словам Александра Лукашенко, видится прежде всего в промышленной кооперации. В настоящее время Беларусь и российский регион взаимно поставляют комплектующие и широкую линейку промышленных товаров. Одно из направлений – экспорт белорусской сельскохозяйственной техники. «Мы должны подумать и о кооперации подобной техники. Челябинская область очень продвинутая, мы можем локализовать очень многие компетенции и в части нашей техники. И с удовольствием будем работать не только на челябинцев, но и на ближние регионы Российский Федерации», – заметил Глава государства.
Отдельно Президент выделил сотрудничество в области станкостроения. «Мы кое-что сделали вместе с вами для развития этой отрасли. Мы, наверное, сможем разработать некий план наших совместных действий, так называемую дорожную карту на перспективу», – считает он.
Речь шла также о взаимодействии в сфере агропромышленного комплекса. Глава государства заметил, что, как ни удивительно, учитывая климатические условия в Челябинской области, но сельское хозяйство там достаточно хорошо развито. «У нас также есть соответствующие школы, специалисты, компетенции, которые мы можем передавать нашим челябинским друзьям и взаимно получать то, чего нет у нас», – предложил Президент.
Александр Лукашенко обратил внимание, что обозначил только общие направления для активизации сотрудничества, не детализируя. А в каждом из них может быть множество отраслевых подпрограмм и проектов. «Это основа основ. Мы сможем эти полмиллиарда (долларов взаимного товарооборота. – Прим.) преодолеть, и как минимум в ближайшее время, за пятилетку, если такими темпами, то подойдем мы к миллиарду. Очень хотелось бы. Мы в этом крайне заинтересованы, поскольку из Челябинской области мы получаем огромное количество материала, особенно металла, и другие полезные для нас вещи. Мы готовы в этом направлении двигаться и сотрудничать с вами. Знайте, что здесь, в Беларуси, на крайнем западе Отечества, у вас хорошие надежные друзья», – заверил Президент.
Алексей Текслер в свою очередь поблагодарил Александра Лукашенко за возможность личной встречи и радушный прием делегации Челябинской области. Губернатор отметил, что встреча с белорусским лидером в 2022 году придала импульс сотрудничеству Беларуси и Челябинской области.
«Сегодня налажен прямой диалог как между органами власти, так и между бизнесом. Благодарю вас и ваших коллег за создание беспрецедентных условий и уровня взаимодействия по всем направлениям, – подчеркнул Алексей Текслер. – По вашему поручению в 2023 году Челябинскую область посетил Премьер-министр Республики Беларусь с членами Правительства, губернаторами областей. Мы постоянно в контакте».
Губернатор обратил внимание, что в рамках традиционных рабочих групп ведется активное взаимодействие, в том числе в межрегиональном формате. «Наш дорогой партнер – Гомельская область. Спасибо, что закрепили (этот регион Беларуси. – Прим.) за нами. В мае мы приняли большую делегацию у себя в регионе. А в эти субботу и воскресенье я со своей командой побывал на Гомельщине. Прекрасный край, замечательные люди», – добавил он.
По словам Алексея Текслера, Гомельская и Челябинская области определили много перспективных направлений, в том числе абсолютно новых. Деловая делегация из российского региона только в Гомельской области провела 130 встреч с бизнесом. В этой связи губернатор Челябинской области также выразил благодарность председателю Гомельского облисполкома Ивану Крупко, который помогает развивать сотрудничество во всех сферах.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Новый вид экспертизы – судебно-криминологическая – появился в Беларуси. Исследование готовы проводить сотрудники Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры. Его будут назначать по фактам совершения должностными лицами коррупционных преступлений при наличии признаков того, что причины и условия, способствовавшие совершению преступления, могли быть связаны с дефектами или иными недостатками отдельных правовых норм. Подробнее о предпосылках появления и особенностях новой экспертизы рассказал корреспонденту БЕЛТА директор НПЦ Игорь Мороз.

Следует заметить, что криминологическая экспертиза проектов нормативных правовых актов в Беларуси проводится. Ее выполняет НПЦ Генпрокуратуры. Такой экспертизе подлежат указы главы государства, проекты законов, постановлений правительства, госорганов, подчиненных главе государства, Национального банка. Проекты постановлений и других нормативных правовых актов министерств, которые подчиняются Совету Министров, эту процедуру не проходят.
«В ходе новой судебно-криминологической экспертизы предлагается изучать те акты, которые не подлежат обязательной криминологической экспертизе. По крайней мере, в тех случаях, когда в ходе расследования преступлений коррупционной направленности у органа уголовного преследования возникают вопросы, связанные с проявлением криминогенного риска», – отметил Игорь Мороз.
Речь идет о ситуациях, когда выявляются обстоятельства, связанные с недостатками правового регулирования. На практике бывает, что законодательство предоставляет должностному лицу слишком широкие полномочия, которые создают условия для произвола, например, в процессе принятия решения. И это создает почву для совершения в первую очередь коррупционных преступлений.
В некоторых случаях недостатки нормативного акта приводят к тому, что ту или иную норму можно трактовать по-разному, следовательно, обстоятельства совершения преступления сложно доказать. Порой разъяснения о применении законодательства и вовсе противоречат друг другу – в зависимости от выбранной трактовки действия конкретного должностного лица могут характеризоваться как правомерные или неправомерные.
«И следователь, и суд оказываются в сложной ситуации. Им нужно тщательно разобраться, чтобы дать правовую оценку произошедшему. Приходится иметь дело со сложными вопросами трактовки отдельных положений законодательства», – заметил Игорь Мороз.
Действительно, некоторые причины и условия, способствующие совершению преступления, лежат в плоскости законодательства. Эксперту необходимо решить вопрос, создаются ли законодательством условия для совершения должностными лицами преступлений, в том числе коррупционной направленности. В связи с этим по поручению республиканского координационного совещания и принято решение об организации судебно-криминологической экспертизы.
По словам директора НПЦ, такой экспертизе будут подлежать любые документы на усмотрение органа, ведущего уголовный процесс, – следствия, прокуратуры, суда. Если говорить точнее, речь идет об отдельных нормах, с которыми связан риск совершения коррупционных правонарушений. Встречаются ситуации, когда та или иная норма используется должностным лицом в корыстных целях либо она сформулирована так, что ее применение может нарушить права и интересы отдельных граждан или государственный, общественный интерес.
Если криминологическая экспертиза проектов нормативных актов – это превентивная мера, то судебно-криминологическая проводится в рамках уголовного дела, по факту конкретного преступления. Ее должен проводить человек, который обладает специальными знаниями. Такие специалисты работают в НПЦ Генпрокуратуры. По результатам исследования, назначаемого органом уголовного преследования, будет дан ответ на главный вопрос: имеются или нет в правовой норме недостатки, которые создают причины или условия совершения конкретного преступления.
«Любой разработчик нормативного правового акта в соответствии с законом обязан прогнозировать последствия, в том числе криминогенного характера, в результате принятия того или иного акта. Правовые нормы должны соответствовать конкретным требованиям – к процедуре подготовки, рассмотрению правового акта. Это позволяет минимизировать или исключить риск, в том числе криминогенный», – заметил Игорь Мороз.
Если же криминогенный риск проявился, это значит, что правовая норма не доработана должным образом. С одной стороны, это могло быть случайностью. С другой стороны, результатом сознательного влияния на нормотворческий процесс, связанного с так называемым лоббированием. В Беларуси, кстати, предусмотрены механизмы противодействия лоббированию интересов отдельных лиц в ущерб интересам общества.
«Эксперт должен оценить, соответствует ли норма требованиям, которые определены в нормотворческом процессе. Находится ли выявленный дефект в причинной связи с совершением преступления и мог ли он служить причиной или условием совершения преступления», – отметил директор НПЦ.
Конечным результатом проведения новой экспертизы должна стать не только помощь в установлении тех или иных обстоятельств расследуемого уголовного дела, но и принятие мер предупредительного, профилактического характера в рамках нормотворческого процесса.
Судебно-криминологическая экспертиза будет проводиться по инициативе следствия или прокуратуры. Насколько такие возможности будут востребованы, покажет время. Однако анализ практики расследования уголовных дел дает основания полагать, что потребность в такой экспертизе есть.
«Мы готовы уже сегодня проводить судебно-криминологическую экспертизу, если соответствующее поручение поступит нашему специалисту. Нормативно-правовая база всегда позволяла это делать. Вопрос заключается в организационной проработке и информированности сторон. Эти задачи мы успешно сейчас решаем», – заключил директор НПЦ.
По информации БЕЛТА
