24.09.2014
«Особенности судебной практики» <em>(Роман Рудь, «Советская Белоруссия» № 182 от 24 сентября 2014 г.)</em>
Завтра в Минске пройдет Пленум Верховного Суда, который рассмотрит вопросы применения судами положений Общей части Кодекса об административных правонарушениях. Это будет первый столь масштабный анализ действующего КоАП в истории белорусского судопроизводства. О том, какие вопросы рассмотрит Пленум и каковы особенности судебной практики по административным делам в Беларуси, мы беседуем с заместителем Председателя Верховного Суда Валерием Калинковичем.
– Валерий Леонидович, насколько вообще актуальна тема административных правонарушений?
– Судите сами, в 2013 году судами страны было рассмотрено более 410 тысяч дел о таких правонарушениях. Почти полмиллиона. В первом полугодии 2014-го – 150 тысяч дел. Налицо тенденция к снижению. Это связано с тем, что по ряду правонарушений последними поправками в закон введена альтернативная подведомственность судов и органов внутренних дел. Но с сокращением количества дел проблемы административной практики никуда не ушли.
– Какие правонарушения чаще всего совершают граждане Беларуси?
– Если говорить в целом о трех с лишним миллионах административных дел в год, то самую большую часть составляют нарушения правил дорожного движения, дела о которых рассматривают органы внутренних дел. Если же взглянуть на дела, поступающие в суды, то здесь «лидировало» появление граждан в нетрезвом состоянии в общественном месте. Более 30 тысяч таких дел рассмотрено за первое полугодие текущего года. На втором месте – почти 29 тысяч – случаи мелкого хулиганства. На третьем – умышленное причинение легкого телесного повреждения: те ситуации, когда люди не могут решить конфликт мирно и начинают работать кулаками. 17,5 тысячи таких правонарушений – это немало. На четвертом месте – мелкое хищение: почти 9 тысяч. Ну и замыкает эту печальную пятерку статья «Оскорбление» – 6,5 тысячи. Вот эти несколько категорий дел составляли основу той нагрузки, которую испытывали в первом полугодии суды.
– Кодекс об административных правонарушениях действует в стране с 2007 года. Почему только сейчас Верховный Суд уделяет ему особое внимание?
– Все это время нарабатывалась судебная практика применения нового законодательного акта. Как Кодекс в целом, так и его Общая часть подвергались многочисленным законодательным поправкам. Необходимо было, чтобы эти поправки тоже вступили в силу и реально поработали. В итоге к сегодняшнему дню мы имеем относительно стабильный текст Общей части КоАП, что позволяет уже на системной основе подходить к разъяснению его положений.
– Почему речь идет только об Общей части? Кодекс-то большой...
– Да, но именно в Общей части закреплены основные принципы действия закона. Те требования и правила, без знания и соблюдения которых невозможно избежать ошибок в применении норм, устанавливающих ответственность за конкретные правонарушения. То есть разговор на Пленуме пойдет не об отвлеченных понятиях, а о вполне земных вещах, которые каждый день встречаются в работе и судов, и других органов, ведущих административный процесс. Все вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума, основаны исключительно на результатах изучения и обобщения судебной практики. Нормы КоАП, о которых пойдет речь, – это как раз те правовые институты, которые наиболее часто применяются судами и по которым вышестоящим судам чаще всего приходится вмешиваться и корректировать вынесенные по административным делам постановления.
– То есть вопросы, которые будет рассматривать Пленум, не являются чисто технической дошлифовкой мелких юридических нюансов?
– Они могут показаться таковыми только на первый взгляд. На самом деле от того, насколько верно применяют нормы Кодекса по каждому конкретному делу, зависит очень многое. Взять хотя бы правило о действии административного кодекса во времени. Сформулирован общепризнанный стандарт, что обратную силу имеет более мягкий закон – то есть закон, по которому смягчается либо вовсе устраняется ответственность за какие-либо действия. Эта гуманная норма в отличие от Уголовного кодекса носит в административном кодексе более развернутый характер. Поскольку в этой сфере обратную силу имеет не только статья о смягчении или отмене ответственности, внесенная непосредственно в КоАП, но также и поправка в те правовые нормативные акты, за нарушение которых Кодексом предусмотрена ответственность. Юристы называют это «бланкетные нормы». То есть формально в Кодексе статья за нарушение определенных правил может оставаться, но если сами эти правила трансформировались, то та часть действий, которая перестала быть запретной, перестает быть и административным правонарушением. Это особенно актуально для правонарушений в сферах экономики, финансов, банковской деятельности. Поэтому постановление Пленума обязательно будет ориентировать суды на то, чтобы не допустить необоснованного привлечения к ответственности граждан и юридических лиц в подобных ситуациях.
Или возьмем такой, казалось бы, скучный для неюриста вопрос: в чем отличие между повторностью и совокупностью преступлений. Некоторые думают, что разница незначительна, мол, совершил человек несколько правонарушений, будет держать ответ, независимо от их повторности или совокупности. На самом же деле от правильного определения зависит, какой будет окончательная мера административного взыскания. Причем разница выходит весьма существенная.
– Можете привести пример?
– Допустим, человек регулярно появляется нетрезвым в общественном месте. Вчера, сегодня, завтра... Тут налицо повторность одного и того же правонарушения. В этом случае, если суд рассматривает все эти дела одновременно, максимальное взыскание (штраф или административный арест) может быть назначено в нашем случае по части 3 статьи 17.1 КоАП.
А вот если тот же гражданин явился в магазин, будучи пьяным, затем украл там бутылку пива, а после еще и подрался на улице с собутыльником, то вот тут правила наложения взысканий совсем другие. По совокупности правонарушений, предусмотренных разными статьями КоАП, взыскание для физического лица в виде штрафа может достигать 400 базовых величин, или не до 15, как в известном фильме, а до 25 суток административного ареста. Для индивидуального предпринимателя по некоторым категориям дел – до 1000 величин. Совокупный же штраф на юридическое лицо может достигнуть и 2000 базовых величин.
Как видите, мелких, незначительных или, как вы сказали, «технических» нюансов в административном судопроизводстве нет. Каждая, образно говоря, буква отражается на результатах процесса и судьбах его участников.
– Показал ли анализ судебной практики, что какие-либо статьи Кодекса нуждаются в дополнительной корректировке?
– Верховный Суд активно участвовал в подготовке всех законопроектов, которыми совершенствовался административный кодекс. Например, наша последняя инициатива, которая была воплощена, касается разделения подведомственности по делам о пьянстве в общественных местах, мелком хулиганстве и мелких хищениях. Теперь в суды подобные дела попадают в основном в случае, когда виновник является злостным нарушителем и к нему может применяться административный арест. Оштрафовать же нарушителя может и начальник районной милиции, но административный арест применяется только судом. Это свежая норма, она совсем недавно начала действовать, но с ее введением нагрузка на суды уже несколько снизилась.
В общем, при изучении судебной практики такой задачи – любой ценой отыскать, что бы еще подправить в законе, – не стояло. Другое дело, что в КоАП появились новые, достаточно сложные нормы, применение которых нуждается в разъяснении.
– Например?
– Например, в 2007 году впервые в истории белорусской правовой системы была введена административная ответственность юридических лиц. Вопрос довольно тонкий, потому что здесь за ряд правонарушений установлена очень серьезная ответственность – крупные денежные штрафы, которые исчисляются не только твердыми суммами, но и процентами от выручки. Иногда изымается и вся выручка, полученная с нарушениями закона. В чем сложность? В отношении физического лица действует классическая схема: оно подлежит ответственности, если установлена его вина в правонарушении, которая может выражаться в форме умысла или неосторожности. Теперь возьмите какую–либо фабрику: как можно определить ее «психическое отношение» к допущенным ею правонарушениям? Предмет ведь неодушевленный. Поэтому в Кодексе прописана особая формула для определения вины юридического лица. Оно признается виновным, если будет установлено, что им не соблюдены определенные нормы и правила и данным лицом (фабрикой в нашем случае, точнее – ее управленческим персоналом) не были приняты все меры по соблюдению этих правил. Поэтому Пленум будет обращать внимание судов, чтобы они не только устанавливали факт формального несоблюдения правил юридическим лицом, но и проверяли, были ли приняты меры по их соблюдению.
– Есть ли еще темы, которые потребуют отдельного разговора на Пленуме?
– Достаточно актуален вопрос о соблюдении сроков для наложения административного взыскания. В отличие от Уголовного кодекса, который устанавливает весьма солидные сроки давности привлечения к ответственности, в административном законодательстве они гораздо короче. По значительной части правонарушений срок установлен всего лишь в 2 месяца со дня их совершения. Или, если мы говорим о длящемся правонарушении, 2 месяца со дня его окончания либо пресечения. В то же время есть ряд изъятий по некоторым категориям правонарушений, в том числе налоговых и таможенных, по которым установлены повышенные сроки привлечения к ответственности. Есть там и год, и три года со дня совершения, и 6 месяцев со дня обнаружения... То есть даже для юристов правила порой достаточно сложные. Будем особо ориентировать суды, чтобы они всегда проверяли, не истекли ли эти сроки в каждом конкретном случае. Ведь истечение срока привлечения к административной ответственности согласно ПИКоАП является безусловным основанием для прекращения производства по делу. Все меры принуждения, принятые в связи с началом административного процесса, должны быть при этом отменены.
– Но иногда, насколько я знаю, процесс может затягиваться в связи с отменой первого постановления по делу вышестоящим судом и его новым рассмотрением. Как быть в этом случае?
– А для этого как раз предусмотрена еще одна законодательная новелла, недавно введенная в КоАП. Для подобных ситуаций установлен специальный срок наложения взыскания. Если постановление отменено впервые, то это 2 месяца со дня его отмены, если не впервые, то тут еще сложнее – одновременно 2 месяца со дня последней отмены, и 8 – со дня первой. Так вот практика показывает, что этот объективно сложный для исчисления срок не всегда соблюдается. Есть примеры, когда приходится вмешиваться и Верховному Суду, чтобы как не допустить необоснованного привлечения граждан к ответственности, так и исключить необоснованное освобождение от нее в связи с неверным исчислением сроков.
***
– Валерий Леонидович, бытует мнение, что если уж тебя привлекли к административной ответственности, то без постановления о штрафе из суда не выйдешь. А как на самом деле, носит ли наш КоАП сугубо карательный характер?
– Такое мнение появляется от недостаточной правовой информированности. Бывает, даже жалобу человек пишет, основываясь на эмоциях, не обращая внимания на юридические обстоятельства своего дела. Нередко это случается, когда он не прибегает к помощи квалифицированного юриста. Жалуется, например, на слишком суровое взыскание, говорит о том, что потерпевший плохой человек и оговорил его и так далее... Начинаем смотреть дело и видим, что нарушен срок наложения взыскания, дело надо прекращать. Так что говорить о том, что наш административный кодекс как каток, который неминуемо тебя расплющит, нельзя. В нем заложено много позиций и о смягчении ответственности, которые полностью соответствуют принципу гуманизма. Взять хотя бы статью о признании деяния малозначительным. Она ориентирует не только суды, но и любой орган, рассматривающий дело о правонарушении, чтобы они видели, насколько действительно опасно совершенное деяние.
– Есть ли реальный случай?
– И далеко не один. Вот, к примеру, жизненная ситуация. Дача, на ней брат с сестрой, у которых натянутые отношения. Брат забыл дома лопату для работы на своей половине участка. Аккуратно вытащил пробой из двери той части общего сарая, где лежит имущество сестры, взял ее лопату, вскопал свои грядки и поставил инструмент на место, дверь тоже восстановил. Сестра возмутилась и потребовала привлечь его к ответственности по статье «Самоуправство». И, если подходить формально, то такое использование чужой лопаты могло обойтись человеку штрафом до 10 базовых величин. Но суд достойно в этой ситуации разобрался и сказал, что, хотя виновник поступил некрасиво по отношению к сестре, его действия по своему содержанию не повлекли, да и не могли повлечь существенного ущемления прав, охраняемых административным кодексом. Дело было прекращено как раз по малозначительности. Или другой пример: человек добился разрешения поставить на меже между участками добротный бетонный забор. А его соседу в какой–то момент стало скучно смотреть на серый бетон, он взял кисточку, веселую фасадную краску и со своей стороны этот забор покрасил. Так родилось административное дело о самоуправной покраске забора. И суд также прекратил это дело по малозначительности деяния. То, что малярные работы производились без разрешения собственника, конечно, нехорошо. Но в конкретной ситуации ущерба забору нет, наоборот, его покрасили. Сторона, считавшая себя потерпевшей, обжаловала это постановление вплоть до Верховного Суда. Однако мы согласились, что дело разрешено районным судом правильно.
– Проблема в том, что дела по подобной, простите, ерунде вообще возбуждаются...
– Вы знаете, если идти от жизни, то у меня не поворачивается язык ругать того участкового, который составил административный протокол. Он находится между двумя тяжущимися сторонами, которые не могут разобраться на своей меже сами и пишут порой друг на друга откровенные кляузы. Если милиционер не отреагирует, то завтра напишут жалобу уже на него. Мне кажется, надо проявлять больше доверия к людям, которые на местах отвечают за административный процесс, чтобы они не опасались принятия окончательного решения. Да и дело не столько в участковом, сколько в людях, не способных пойти на компромисс даже по мелкому поводу. Начинают бить друг друга по головам и другим частям тела, писать кипы жалоб в различные государственные органы, вовлекая их в собственные межличностные разборки. Это, по–моему, во многих случаях идет от недостатка общей культуры. Кстати, значительная часть подобных дел прекращается в судах за примирением сторон. Они приносят друг другу извинения, возмещают ущерб, жмут руки... Но почему нельзя найти в себе мужество и сделать это раньше, не доводя до мордобоя, милиции и суда?
– В вашей практике были случаи, когда удавалось прекратить подобный конфликт до судебного решения?
– Помню давнюю историю, из 80-х, я тогда работал секретарем судебного заседания. Два соседа не могли поделить урожай с груши, которая находилась опять-таки на меже. Это было довольно хитрое дерево: оно росло на одном участке, но всей кроной с плодами наклонилось над другим. Договориться мужики не сумели, были готовы сражаться за злосчастную межу до последнего вздоха уже в суде. А судья неожиданно сделал психологически верный ход: он предложил спорщикам... спилить бедную грушу, чтобы раз и навсегда устранить саму причину конфликта. Расчет был на то, что люди с крестьянской жилкой сочтут святотатством уничтожение плодоносящего дерева. Стороны действительно оторопели и попросили сутки на размышление. А на следующий день пошли на мировую: договорились честно делить урожай пополам.
Если бы все граждане искренне пытались найти компромисс, в возникающих спорах и конфликтах, то – как знать?.. – может, были бы мы к друг другу несколько добрее и терпимее. А споров судебных, в которых, будто злейшие враги, сходятся ежедневно дети и родители, братья и сестры, вчерашние добрые соседи, друзья и подруги, – вдруг бы стало несколько меньше...
МНС – о принятии решения о начале функционирования механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС
Евразийским межправительственным советом 30.09.2025 принято решение № 5 «О начале функционирования механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, на постоянной основе», в соответствии с которым механизм прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, начинает функционировать на постоянной основе на территории ЕАЭС с даты вступления в силу решения № 5.
Решение № 5 вступает в силу 01.09.2026.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Встреча Президента Беларуси с губернатором Ростовской области России Юрием Слюсарем
Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 ноября встретился с губернатором Ростовской области России Юрием Слюсарем.
Глава государства заметил, что это его первая встреча с Юрием Слюсарем в должности руководителя региона, но прежде они уже встречались – во время визита Президента Беларуси в Иркутскую область в июне 2024 года, когда Александр Лукашенко посещал Иркутский авиационный завод (ИАЗ), а Юрий Слюсарь занимал пост руководителя ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
«Буквально короткий разговор с Вами, даже не по конкретной теме… Вы тогда подняли очень важную тему, связанную с промышленностью, машиностроением. Вы крылатую фразу сказали: если нет станков, так о каком машиностроении, самолетостроении можно говорить?» – напомнил Александр Лукашенко, отметив, что абсолютно согласен с такой точкой зрения.
Президент обратил внимание, что еще во время Советского Союза в Беларуси активно развивалось производство станков. «Все предприятия, которые тогда были в Союзе, мы сохранили. И даже продвинулись вперед, насколько это возможно», – констатировал Глава государства. И сейчас в стране производится качественная продукция станкостроения, которая наиболее востребована и необходима на рынках. «В средствах массовой информации все чаще говорят: ах, вот станки с ЧПУ, ах там вот какие-то «космические» станки, которые мы только видели и производить не умеем, а производят полторы-две страны. Возможно. Но таких-то ведь станков немного надо. Все остальное мы умеем делать. И в России, и особенно у нас. Я знаю точно», – подчеркнул Александр Лукашенко. Это направление необходимо развивать, уверен Президент, и Беларусь к этому готова.
Еще одно направление совместной деятельности, которое обозначил Александр Лукашенко, это промышленный блок, который включает и совместные проекты, и поставки продукции. Сотрудничество в этой отрасли представляет взаимный интерес, особенно с учетом географического положения Ростовской области и близости новых регионов России, которые в дальнейшем понадобится восстанавливать. «Никуда не денется Россия и руководство России от того, чтобы развивать этот регион. С учетом того, что придется очень много после войны вкладываться в эти восточные регионы», – заметил белорусский лидер.
«Мы приняли однозначное решение, что мы там должны присутствовать, всей своей продукцией, в которой вы и соседи (ближайшие к Ростовской области регионы. – Прим.) нуждаться будут и нуждаются», – сказал Александр Лукашенко.
Он напомнил о решении построить в этом российском регионе мультибрендовый центр отечественной техники. «Нам надо подумать, чтобы все было в одном центре и поближе, насколько это возможно. Чтобы мы могли продавать свою технику, свои запасные части по выгодной конкурентной цене», – отметил Глава государства.
«Мы готовы туда идти и предложить условия лучше, чем иностранцы. Но это зависит от вас, даже не от нас. У нас принято решение, и мы в этом направлении будем действовать», – подчеркнул Президент.
Положительно он оценил и ход реализации совместных проектов, в том числе в сфере самолетостроения, энергетики, промышленной кооперации. И такое тесное сотрудничество дает свои результаты. Так, например, товарооборот за последние пять лет вырос вдвое. «Те технологии, которые мы сохранили и приумножили, собрав со всего мира, мы без проблем передаем вам, будем вместе там работать. И это же не благотворительность, мы не бесплатно работаем», – отметил Александр Лукашенко.
Аналогичным образом Беларусь готова действовать и в развитии сотрудничества в агропромышленном секторе, тем более что отечественные продукты питания уже имеют хорошую репутацию на российском рынке благодаря своему отличному качеству. «Не накормив, не одев людей (а даже в теплой Ростовской области иногда зимой бывает и холодно), разговаривать о какой-то политике нечего. Мы готовы подключиться к этому (обеспечению населения продовольственными продуктами. – Прим.), если у вас будет такое желание, – заверил Глава государства. – Все, что мы можем (производить в этой сфере. – Прим.), может и Россия, но Россия огромная, а Ростов рядом (на сравнительно небольшом расстоянии от Беларуси. – Прим.). Мы готовы с вами сотрудничать по всем направлениям. Главное – договориться».
Для Беларуси как страны с экспортно ориентированной экономикой, безусловно, важное значение имеют поставки продукции, прежде всего на традиционные рынки, к которым относится и российский. «Это вопрос номер один – экономика. Она везде играет наиважнейшую роль, – заявил Глава государства. – Если будет ваша поддержка, мы готовы предоставить комплекс услуг и товаров, которые очень нужны будут и вам, и вашим соседям».
Президент подчеркнул важность сохранения и развития взаимоотношений двух стран, особенно в нынешних непростых условиях. «Давление извне колоссальное. Не называю адреса, пароли, явки. Вы это хорошо знаете. Поэтому нам надо удержать свое. Беларусь и Россия были вместе и будут. Никто не сможет разорвать наше единство, как бы кому-то ни хотелось. Этого не позволят люди, народы. Это надо выдержать, это надо удержать. Это главное», – сказал белорусский лидер.
В основе такого сотрудничества – множество факторов, включая культурную, историческую общность, межличностные контакты, но прежде всего, по мнению Президента, должна быть экономика. Она играет наиважнейшую роль, это главное, что должно объединять два государства. «А не ходить тут с «Россотрудничеством» и агитировать за Россию. Не надо. Белорусов за Россию агитировать не надо. Надо экономически связывать наши государства и народы», – заявил Александр Лукашенко.
В качестве примера эффективных решений, которые содействуют развитию сотрудничества, Президент привел увеличение числа рейсов очень востребованных поездов «Ласточка» по маршруту между Москвой и Минском. «Эти обезумевшие закрыли границу на запад. Ну, хорошо. Наши ездили в Питер, в Москву… В Казань поехали люди из Минска (в том числе поболеть за минское «Динамо» на хоккейном матче с «Ак Барсом» 16 ноября в Казани. – Прим.) – к себе домой. Никто их не сдерживает. Самолеты, вертолеты, поезда, автобусные маршруты – они очень у нас востребованы. А у россиян востребована Беларусь», – сказал Глава государства. Например, россияне – на первом месте среди посетителей туристических объектов в Беларуси. Большим спросом пользуются и белорусские гостиницы, востребованы медицинские услуги.
«Литовцы визжат, верещат сейчас: откройте границу. Мы ее не закрывали. И мы никогда плохо ни к полякам, ни к литовцам, ни к латышам не относились. Это наши соседи, куда деваться? Да, они сегодня управляются извне, – заметил Александр Лукашенко. – Знаете, жизнь заставит... Придут к власти другие люди, которые будут видеть интересы в Беларуси и России, как это было раньше. Зачем (было. – Прим.) терять эти рынки, терять такие добрые отношения?»
Говоря о решениях, которые навредили Литве, Глава государства привел пример закрытия Игналинской АЭС. «Когда они угробили Игналинскую атомную станцию под видом зеленой экономики, мы их предупреждали: не делайте это, она вам нужна будет. Нет, закрыли, угробили, разворовали. И мешали нам строить эту станцию (речь о Белорусской АЭС. – Прим.)», – подчеркнул Президент.
При этом, отметил белорусский лидер, во время строительства атомной станции в Беларуси он приглашал в страну литовских специалистов в этой области, которые оказались невостребованными в своей стране. «Мы ее строили, и я пригласил специалистов литовских (с ними была проблема в Литве): приезжайте на нашу станцию, будем работать. Тем более, мы нуждались в кадрах. Они думали, мы без них не обойдемся. Мы вместе с россиянами решили эту проблему. На нашей станции тысячи три работает, и еще тысяча нужна будет для третьего энергоблока», – заключил Президент.
Глава государства отметил, что с российским партнером «Росатомом» обсуждалось строительство новой атомной станции. «Решили, что третий блок построим и будем вести диалог по строительству второй атомной станции – опять же, на востоке (Беларуси. – Прим.)», – сказал Александр Лукашенко.
«Если мы построим на юго-востоке Беларуси вторую атомную станцию... Может, это надо будет и юго-западу России. Всякое может быть», – добавил Глава государства.
Белорусский лидер заявил, что также обсуждал этот вопрос с Президентом России Владимиром Путиным во время телефонного разговора 15 ноября: «Мы с Владимиром Владимировичем обсуждали позавчера этот вопрос, договорились, что продолжим обсуждение».
По словам Александра Лукашенко, Владимир Путин поддержал идею строительства третьего энергоблока Белорусской АЭС. «Мы готовы построить третий блок. Отторжения у Президента нет абсолютно – чувствую, знаю его поддержку. У руководителя «Росатома» абсолютная поддержка. Конечно, они в этом заинтересованы, – отметил Глава государства. – Тем более что мы готовы сами процентов на 85–90 построить эту станцию. Ну а инжиниринги, реактор – это россияне. Основные эти элементы мы возьмем у России, все остальное мы умеем делать. Нас россияне научили при строительстве этой первой станции».
Говоря о компетенциях белорусских специалистов, Александр Лукашенко обратил внимание, что они помогают россиянам в строительстве станций за рубежом. В частности, отечественные специалисты трудятся на строительстве АЭС в Венгрии и Египте. «В России сегодня дефицит кадров, как и у нас. Но у нас есть эти специалисты, и вот 3 тыс. работают с вашими ребятами на объектах. Это вы нам технологии передали и научили нас этому», – подчеркнул он.
В свою очередь Юрий Слюсарь отметил, что для него и членов делегации Ростовской области большая радость оказаться в Беларуси. «Я в новом качестве. Наверное, у меня первый такой международный визит», – сказал он.
Руководитель региона пояснил, что много бывал в Беларуси в прежних должностях. Он высказал слова уважения и благодарности за тот период сотрудничества с партнерами из Беларуси, в том числе по линии предприятий и министерств. «Всегда действительно высокая и производственная культура, и дисциплина, и ответственность – то, что отличало наших белорусских партнеров. Я очень благодарен за возможность в тот период поработать, посотрудничать», – отметил губернатор.
Говоря о своей работе на предыдущем посту президента ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», Юрий Слюсарь выразил уверенность, что коллеги продолжат реализацию начатых проектов, в том числе по линии сотрудничества с предприятиями Беларуси: «Это касается и ремонта, номенклатуры. Авиация будет успешно развиваться. И в военном, и в гражданском (направлениях. – Прим.). У нас нет другого варианта. Мы никогда уже в России на «Боинги» и «Эйрбасы», надеюсь (и уверен), не пересядем».
Юрий Слюсарь подчеркнул, что чем больше будет в этом плане проектов в сфере авиации, тем более будут в том числе востребованы те заводы, возможности и компетенции, которые есть в Беларуси.
«В том числе мы с Вами говорили, что касается станкостроения. На самом деле мы немножко упустили (это направление. – Прим.). Хорошие станки немецкие, японские и швейцарские, которые покупали. Но, не освоив их у себя, говорить о том, что машиностроение стоит крепко на ногах, конечно, не приходится», – подчеркнул губернатор.
Последний день уплаты имущественных налогов. Что будет, если не внести платеж вовремя?
Сегодня в Беларуси последний день уплаты имущественных налогов за 2024 год, сообщили
БЕЛТА в Министерстве по налогам и сборам.
Произвести уплату имущественных налогов единым имущественным платежом можно через ЕРИП следующим образом: платежи и переводы – система «Расчет» (ЕРИП) – налоги – выбрать город или область/район (населенный пункт по месту регистрации физического лица) – ИМНС по району или управление / отдел по работе плательщиками (УРП, ОРП) по району (налоговый орган по месту регистрации физического лица) – единый имущественный платеж – учетный номер плательщика (УНП). Там можно ознакомиться с суммой единого имущественного платежа и нажать «Оплатить».
Также внести платеж можно в инфокиосках и банкоматах, почтовых и банковских отделениях.
За несвоевременную уплату (неуплату) сумм имущественных налогов предусмотрены начисление пени, административная ответственность, принудительное взыскание неуплаченных сумм.
По информации
БЕЛТА
В Душанбе состоялось 59-е пленарное заседание МПА СНГ
Парламентские делегации приняли ряд документов в сферах культуры, образования, обороны и экологии.
Мероприятие прошло под руководством Председателя Совета МПА СНГ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко с участием Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальи Кочановой, Председателя Сената Парламента Республики Казахстан Маулена Ашимбаева, Председателя Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан Рустами Эмомали, Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзилы Нарбаевой.
В заседании также участвовали заместитель Председателя Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Зияфет Аскеров, заместитель Председателя Национального Собрания Республики Армения Рубен Рубинян, председатель Комитета Мажилиса Парламента Республики Казахстан по международным делам, обороне и безопасности Айгуль Куспан, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, полномочный представитель Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в МПА СНГ Шабданбек Алишев, председатель Комитета Меджлиса Туркменистана по охране окружающей среды, природопользованию и агропромышленному комплексу Сердар Гайыпов, Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий и первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко.
2025 год во всех странах Содружества проходит под знаком 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, напомнила Валентина Матвиенко. В июле 2024 года Совет Межпарламентской Ассамблеи СНГ утвердил план посвященных этой дате мероприятий, который успешно реализуется.
«Год назад было принято обращение Совета МПА СНГ, в котором руководители парламентов призвали государства мира, международные организации и мировую общественность рассматривать празднование Победы как важный исторический момент для утверждения атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в международных отношениях, выступили за разрешение конфликтов мирными средствами и за использование парламентской дипломатии», – сказала спикер.
Глава Совета Федерации поблагодарила белорусских коллег за организацию мероприятий, посвященных 80-летию Победы: международного культурно-образовательного форума «Дети Содружества» и 25-го заседания Молодежной межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ.
«Итоги всех этих событий планируется подвести на международной конференции «Великая Отечественная война в коллективной памяти народов Содружества: к 80-летию Победы», которая состоится в начале декабря в штаб-квартире МПА СНГ», – сообщила Валентина Матвиенко.
Председатель Совета МПА СНГ рассказала о других реализованных мероприятиях, которые были предусмотрены годовым планом работы Ассамблеи. «Деятельность Межпарламентской Ассамблеи за прошедший c нашей последней встречи период была результативной, насыщенной интересными мероприятиями. При этом хочу подчеркнуть, что наш рабочий год еще не закончен», – отметила спикер и выразила уверенность, что все намеченные планы будут успешно воплощены.
Ассамблея продолжает вырабатывать решения, направленные на укрепление взаимодействия стран Содружества, сказал Рустами Эмомали в своем выступлении на пленарном заседании МПА СНГ.
«Сегодня, когда мир сталкивается с новыми вызовами и последствиями глобальных изменений, нашей главной задачей остается обеспечение устойчивого развития, региональной безопасности, экономической стабильности и социального благополучия граждан. Наши совместные усилия должны быть направлены на выработку эффективных решений», – подчеркнул спикер.
Глава верхней палаты парламента Таджикистана отметил, что принятие ряда модельных документов в сферах экономики, здравоохранения, безопасности и противодействия терроризму на 59-м пленарном заседании МПА СНГ укрепит правовую основу ключевых долгосрочных программ сотрудничества.
«Уверен, что сегодняшнее пленарное заседание пройдет в атмосфере взаимного доверия, открытого диалога и конструктивного взаимодействия – это станет стимулом для развития нашего сотрудничества», – добавил Рустами Эмомали. Он также поблагодарил коллег за активное содействие в председательстве Республики Таджикистан в Содружестве Независимых Государств в 2025 году.
Маулен Ашимбаев подчеркнул значимый вклад Таджикистана в укрепление сотрудничества в год председательства страны в СНГ, отметив востребованность Содружества на фоне глобальной нестабильности.
«Наша совместная деятельность в рамках МПА СНГ отражает ключевые приоритеты, определенные главами государств, которые включают, помимо традиционных вопросов, регулирование искусственного интеллекта, защиту цифровых прав и многие другие актуальные вопросы. Это практическое подтверждение того, что СНГ не просто сохраняет свою востребованность – оно активно развивается, адаптируясь к новым реалиям. Это особенно актуально в преддверии 35-летия Содружества», – сказал он.
Спикер сообщил, что в 2026 году Республика Казахстан отметит 30-летие парламента и планирует провести на площадке МПА СНГ фотовыставку, шахматный турнир и ряд тематических мероприятий, направленных на укрепление межпарламентских связей.
Он также напомнил, что в сентябрьском Послании Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев предложил провести парламентскую реформу, предусматривающую переход к однопалатному парламенту. По словам спикера, эта инициатива является логическим продолжением последовательной политики Казахстана по укреплению представительных институтов и формированию эффективной законодательной власти. «Окончательное решение по этому вопросу будет принято на общенациональном референдуме в 2027 году», – сказал в своем выступлении Маулен Ашимбаев.
Танзила Нарбаева сообщила, что участие парламентариев Республики Узбекистан в работе Ассамблеи позволяет укреплять профессиональные связи, обмениваться передовым опытом и вырабатывать согласованные подходы к совершенствованию законодательства и развитию парламентского контроля.
Важное место в совместной деятельности в 2025 году заняли мероприятия, посвященные Победе во Второй мировой войне. По мнению спикера, их проведение должно быть продолжено и в последующие годы. Также Танзила Нарбаева отметила значение реализации гуманитарных проектов, в частности, международного культурно-образовательного форума «Дети Содружества».
«Мы еще раз убедились, что такого рода проекты способствуют укреплению исторической памяти, формированию у молодежи чувства гордости за подвиг предков и развитию дружбы между молодыми поколениями стран СНГ», – подчеркнула она.
Глава верхней палаты парламента Узбекистана рассказала о предстоящей 12-й Глобальной конференции молодых парламентариев, которая состоится в сентябре 2026 года в Самарканде. На форуме молодые парламентарии обсудят свою роль в реализации Целей устойчивого развития, обменяются опытом и представят лучшие практики.
«Мы надеемся на активную поддержку и участие делегаций наших стран в этом важном международном мероприятии – оно, безусловно, станет новым импульсом в развитии молодежного парламентского движения и укреплении сотрудничества между молодыми законодателями», – сообщила Танзила Нарбаева.
Зияфет Аскеров отметил роль Межпарламентской Ассамблеи СНГ в обеспечении прозрачности и доверия к избирательным процессам в странах Содружества.
Заместитель Председателя Милли Меджлиса Азербайджанской Республики подчеркнул, что мониторинг выборов и референдумов – одно из приоритетных направлений деятельности МПА СНГ, а участие наблюдателей способствует укреплению демократических стандартов. Особое внимание в его речи было уделено работе Ассамблеи как ключевой площадки взаимодействия государств Содружества.
Он также обратил внимание на активную работу представителей Бакинского филиала Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств — участников МПА СНГ. Принимая участие в наблюдении за выборами в странах СНГ, представители филиала содействуют объективной оценке избирательных процедур и укреплению доверия к ним.
Зияфет Аскеров заключил, что Азербайджан будет и далее развивать гуманитарное сотрудничество, укрепляя дух единства и взаимопонимания на пространстве СНГ.
На пленарном заседании были приняты 23 документа, в том числе:
-
модельный закон «О лекарственном обеспечении в государствах – участниках СНГ»;
-
модельный закон «О креативных (творческих) индустриях»;
-
модельный закон «О территориальной обороне»;
-
модельный закон «Об уполномоченном по правам ребенка»;
-
модельный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов»;
-
модельный закон «Об обеспечении государственной охраны объектов культурного наследия на водных объектах»;
-
модельный закон «О статусе столицы, городов государственного значения и центров регионов государства».
Также были одобрены Рекомендации по нормативному регулированию академической мобильности; Рекомендации по выявлению, учету и регистрации преступлений, связанных с торговлей людьми, в государствах – участниках СНГ; Рекомендации органам местного самоуправления (управления) по осуществлению приграничного сотрудничества; изменения в модельный Кодекс о недрах и недропользовании для государств – участников СНГ; изменения к модельному закону «О противодействии терроризму»; Глоссарий терминов и понятий в области молодежной политики и другие документы. Они будут направлены в парламенты государств – участников МПА СНГ для имплементации в национальном законодательстве.
Завершилось пленарное заседание торжественной церемонией награждения.
За активное участие в деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ и вклад в укрепление дружбы между народами орденом МПА СНГ «Содружество» были награждены Айгуль Куспан и председатель Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека, член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по правовой политике и государственному строительству, член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по культуре Низами Сафаров.
Медаль МПА СНГ «За укрепление парламентского сотрудничества» была вручена заведующему отделом Аппарата Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по обеспечению конституционных основ, прав и свобод человека, гражданина и законности Солеху Носирзода.
Также были отмечены председатель Комитета Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по социальным вопросам, охране здоровья, науке, образованию, культуре и политике среди молодежи и женщин Мунира Каримзода, кинорежиссер, сценарист, продюсер, заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, председатель Союза кинематографистов Кыргызской Республики Айбек Дайырбеков и руководитель транспортной службы управления эксплуатации Секретариата Совета МПА СНГ Константин Рассадин.
По сообщению
официального сайта Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
(фото – официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств)
Амбициозный проект в режиме 24/7, или Какой будет Централизованная инфосистема здравоохранения
С января 2026 года в промышленную эксплуатацию планируют запустить Централизованную информационную систему здравоохранения. Она создается по распоряжению Главы государства. Программное обеспечение должно объединить все организации здравоохранения – от ФАПов до РНПЦ – в единую информационно-коммуникационную инфраструктуру. Это значительно облегчит обмен информацией. Какие сервисы и услуги получат граждане и как изменится парадигма взаимодействия пациентов и системы здравоохранения, рассказали журналистам эксперты, принимавшие участие в создании этого амбициозного проекта, сообщает
БЕЛТА.
По словам заведующего сектором программно-информационного обеспечения Министерства здравоохранения Виктора Сидоренко, сама идея появилась в 2016 году. Ее реализовывали сначала по линии Всемирного банка в рамках соответствующего займа, однако затем банк приостановил проект по независящим от Беларуси обстоятельствам. Благодаря решениям Главы государства и поддержке Правительства проекту было дано новое дыхание и поставлена конкретная задача – сделать программное обеспечение в составе 10 подсистем.
Что включает система
Одной из важнейших будет подсистема интегрированной электронной медицинской карты пациента. Ее цель – формирование одной электронной истории болезни в отношении одного гражданина. Тем самым планируется уйти от ситуации, когда у пациента может быть несколько медкарт в разных организациях здравоохранения, куда он когда-либо обращался. После введения системы появится единая карта, доступная организациям здравоохранения по определенным правилам и с учетом всех требований безопасности.
Медицинский работник получит возможность знакомиться с информацией независимо от проживания пациента и локации практической деятельности самого медицинского работника.
Немаловажный компонент – личный электронный кабинет пациента, с помощью которого гражданин либо законный представитель гражданина может общаться с организацией здравоохранения. На данном этапе будут реализованы такие базовые функции, как запись на прием к врачу, просмотр результатов лабораторных исследований, результатов посещений организаций здравоохранения в целом, возможность просмотра выписанных электронных рецептов и др.
«Безусловно, это не исчерпывающий перечень. Мы будем учитывать пожелания наших граждан по дальнейшему развитию и открытию тех или иных сервисов», – отметил Виктор Сидоренко.
Создается также единая система, которая объединит результаты всех лабораторных исследований граждан. Концепция подразумевает учет анализов вне зависимости от места их сдачи: в частном или государственном секторе. Результаты будут доступны для просмотра лечащему врачу в любом учреждении здравоохранения. По аналогии создается единый архив медицинских изображений. По сути, это хранилище КТ, МРТ-снимков и других результатов диагностических исследований на цифровом оборудовании, которое сейчас активно внедряется в организации здравоохранения.
Немаловажный аспект – создание подсистемы управления очередями пациентов. Благодаря этому Министерство здравоохранения, главные управления по здравоохранению облисполкомов, комитет по здравоохранению Мингорисполкома смогут мониторить злободневные вопросы очередности пациентов на эндопротезирование, хирургические вмешательства и др.
По сути, централизованная платформа позволит создать единое медицинское информационное пространство. В целом должна измениться парадигма взаимодействия пациента и системы здравоохранения. Отказ от бумажных форм, использование личного кабинета пациента и др. – все это в перспективе упростит формат взаимодействия, а также повысит качество и доступность медпомощи.
Сейчас информационная система находится в стадии опытной эксплуатации, которая продлится до конца ноября этого года. В декабре будет проходить стадия приемочных испытаний. На данный момент к системе подключены 60 организаций разного уровня (от центральных районных больниц до РНПЦ), которые входят в пилотную зону. «В ходе опытной эксплуатации будет решен ряд задач и сделан самый главный вывод: готова или нет система для ввода в промышленную эксплуатацию с января 2026 года», – сказал Виктор Сидоренко.
Критически важная система государства
Участие в создании Централизованной информационной системы здравоохранения принимает не только Министерство здравоохранения. Это общегосударственная задача. Генеральным подрядчиком по разработке программного обеспечения и мозговым центром процесса выступает Агентство цифровой трансформации. Созданием защищенных каналов электросвязи занимается РУП «Белтелеком». Это важное звено, которое, как кровеносная система, организовывает связь больниц с центром обработки данных. Сердце, или пламенный мотор, – ООО «Белорусские облачные технологии».
Система создается исключительно силами белорусских разработчиков, без привлечения внешних ресурсов. Итоговый продукт будет исключительно белорусским, подчеркнул первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации Сергей Руднев. Благодаря этому, по его словам, систему можно будет развивать так, как это удобно в Беларуси, ни под кого не подстраиваясь и выстраивая именно те процессы, которые определяет регулятор – Министерство здравоохранения. На проекте постоянно задействовано около 90 разработчиков. Периодически подключаются дополнительные команды в зависимости от поставленных задач.
«Разработка подобной системы – это не просто выполнение технического задания. По сути, это трансформация целой отрасли, – отметил Сергей Руднев. – Дело в том, что программное обеспечение дает ряд вызовов. Регулятор понимает это и слышит, своевременно корректируя нормативно-правовую основу функционирования системы здравоохранения».
Первый заместитель генерального директора агентства подчеркнул, что эта система будет одной из наиболее критически важных систем государства, она должна работать в режиме 24/7. Ежесуточно к ней будут обращаться и пациенты, и врачи. В перспективе она станет основным инструментом в сфере здравоохранения.
Какие возможности получат пациенты уже в 2026 году
Отдельные сервисы будут появляться постепенно. Но уже на протяжении 2026 года, как отметил Сергей Руднев, человек получит доступ в свой личный кабинет, сможет посмотреть результаты исследований, историю обращений к его медицинской карте. Если какой-либо врач обращался к информации, пациент будет понимать, когда это произошло. Кроме того, человек сможет записаться на прием к врачу, диспансеризацию, увидеть свой листок нетрудоспособности.
Следующий год станет поворотным не только для отрасли здравоохранения. В 2026 году должна произойти трансформация листков нетрудоспособности, в результате появится возможность работать с электронными больничными. Это важно не только для пациента, но и для нанимателя. Плюсов такого нововведения немало: прозрачность, своевременность предоставления информации и снижение нагрузки на граждан и бизнес.
«Таким образом, будет создана экосистема взаимодействия пациента и врача, врача и пациента. У регулятора появится ряд аналитических инструментов, благодаря которым, исходя из статистики, складывающейся на платформе, можно будет принимать те или иные управленческие решения, – отметил Сергей Руднев. – По сути, в одном ядре, в одном месте будет аккумулирована вся информация о пациентах Беларуси, что позволит динамично реагировать на определенные ситуации».
С 1 января 2026 г. платформа будет введена в промышленную эксплуатацию. Однако полномасштабное функционирование системы невозможно обеспечить сразу и единомоментно, обратил внимание первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации. С одной стороны, платформа должна насытиться данными. С другой стороны, и врачи, и общество должны пройти планомерный процесс вовлечения в использование этой платформы.
«Приблизительно, по моим оценкам, до конца следующего года экосистема должна заработать в том объеме, в котором она создана и реализована», – сказал Сергей Руднев.
Вместе с тем платформа не может остановиться в своем развитии. Уже в рамках реализации текущей версии составлен достаточно большой бэклог, или перечень новых модулей и подсистем. Их намерены реализовать в следующей пятилетке.
Амбициозный проект и вызов для всех участников
Цифровизация уже во многом проникла в систему здравоохранения, электронное здравоохранение в той или иной степени присутствует. Однако дальнейшее развитие, конечно же, необходимо. Централизованная информационная система здравоохранения должна стать основой для построения целостной экосистемы здравоохранения. Ее создание позволит бесшовно, гладко наладить обмен медицинской информацией как внутри системы, так и с другими государственными органами, пояснил директор РНПЦ медицинских технологий Алексей Щербинский.
«Что мы получим? Мы получим в первую очередь комфорт, более высокое качество, доступность и скорость медицинских услуг именно за счет цифровой трансформации имеющихся бизнес-процессов», – сказал он.
Создание такого продукта, как Централизованная информационная система здравоохранения, – это амбициозный масштабный проект, который является вызовом для всех участников, не только непосредственных разработчиков, IT-специалистов.
«Это вызов для системы здравоохранения: руководители учреждений здравоохранения проделывают огромную работу, связанную с внедрением централизованной информационной системы на своих базах. Также это вызов для медиков. Большое медицинское экспертное сообщество определяет не только базовые потребности, но и детализацию бизнес-процессов, которая крайне важна в их повседневной работе», – отметил Алексей Щербинский.
Директор РНПЦ обратил внимание, что в системе здравоохранения ежегодно совершается более 2,5 млн вызовов скорой медицинской помощи, столько же госпитализаций, более 100 млн посещений поликлиник. Все эти процессы требуют регулярной аналитики и управленческих решений.
«Большое количество бизнес-процессов, большое количество данных требует своевременного, оперативного принятия управленческих решений на основе первичных данных, которые и будет содержать Централизованная информационная система здравоохранения. На основе оперативных управленческих решений возможно формировать правильный и современный тренд стратегических решений, который и будет возможен на основании той описательной аналитики, которую будет представлять Централизованная информационная система здравоохранения», – заметил он.
Алексей Щербинский добавил, что на данный момент созданы системные условия для построения централизованной платформы. Обеспечена закупка необходимого количества персональных компьютеров и других технических решений. Приобретены электронные цифровые подписи для входа в систему. Проведена крайне важная часть работы, связанная с построением системы защиты информации.
По словам начальника отдела проектов государственных органов и организаций ООО «Белорусские облачные технологии» Вадима Смагина, обеспечен весь комплекс мер по информационной безопасности и надежности функционирования данной системы.
Кстати, в соответствии с программой деятельности Правительства на 2025–2029 годы, Минздраву поставлена задача подключить к этой системе все организации здравоохранения, независимо от их формы собственности. Соответственно планируется, что в этом и следующем годах будут подключены как государственные, так и частные организации здравоохранения.
Забегая вперед, следует отметить, что Министерство здравоохранения сейчас прорабатывает вопрос в отношении частных организаций здравоохранения, используя опыт российских коллег, где взаимодействие с информационной системой национального уровня является одним из лицензионных требований. Соответствующие инициативы Минздравом Беларуси предложены в закон о лицензировании.
По информации
БЕЛТА