В Беларуси впервые проходит конгресс, посвященный вопросам развития государственно-частного партнерства
Основные пункты повестки дня:
- обсуждение Национального инфраструктурного плана в рамках первого заседания Межведомственного инфраструктурного координационного совета;
- форум по вопросам перспектив развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в Республике Беларусь для представителей руководства частного бизнеса с приглашением представителей от органов государственного управления и других заинтересованных сторон;
- общественные дебаты по вопросам законодательства в области ГЧП с проведением круглого стола по обсуждению проекта Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве».
В работе конгресса принимают участие ведущие международные эксперты из Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Королевства Нидерландов, Китайской Народной Республики, Российской Федерации, Республики Хорватия, Швейцарской Конфедерации и других стран, представители таких международных организаций, как МФК, ЕБРР, ЕАБР, ЕЭК ООН.
Строительство арендного жилья является одним из основных вопросов для развития экономики страны. С одной стороны, благодаря арендным метрам востребованные специалисты могут свободно перемещаться и гибко работать в разных регионах, а с другой – закрепляться, если им предоставляют право выкупа такого жилья. Также возведение арендного жилья обеспечивает крышу над головой гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Плюсов немало, и именно поэтому в стране долгое время ведется планомерная работа по наращиванию темпов его строительства. Еще более серьезно сфокусируются на данном вопросе уже в будущей пятилетке.
С правом выкупа
Вопрос предоставления арендного жилья должен стать одним из приоритетов на пятилетку. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 29 мая на совещании с руководством Совета Министров.
– Принцип несложный: проработал определенное количество лет, допустим 10 или 15, без перерыва в организации, которая тебе предоставила жилье в аренду, тогда получаешь право выкупить его в собственность. Это принципиальный вопрос, по которому очень много дискуссий. И люди ставят перед нами этот вопрос, – отметил Президент.
В свою очередь во время совещания Премьер-министр Александр Турчин сообщил, что около 5 млн кв. метров арендного жилья предлагается построить в Беларуси в следующей пятилетке.
– Главная цель – это закрепление кадров и развитие наших регионов. Инструментом для решения данной задачи является развитие фонда арендного жилья. В том числе за счет ежегодного наращивания его строительства для предоставления целевым образом нашим гражданам, – пояснил Премьер-министр.
Кадровая мобильность
Как отметила начальник главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Татьяна Василючек, в последние годы в стране прослеживается тенденция к наращиванию объемов возведения арендного жилья для удовлетворения спроса среди граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По словам специалиста, арендное жилье позволяет гражданам в том числе передвигаться по стране, не привязываться к какому-то одному месту. Благодаря этому обеспечивается мобильность кадров в зависимости от потребности экономики.
Помощь бюджета
Финансирование строительства арендного жилья осуществляется за счет различных источников, но преимущественно – из республиканского и местного бюджетов.
– Например, в 2024 году инвестиции на строительство арендного жилья составили 795,2 млн рублей. Из них 87 процентов – это средства республиканского бюджета. Как правило, оно строится в виде квартир в многоквартирных жилых домах. Самыми востребованными арендными квартирами являются однокомнатные и двухкомнатные площадью 45–60 квадратных метров, – подчеркнула Татьяна Василючек.
Акцент сегодня делается на улучшении жилищных условий граждан, относящихся к наиболее востребованным специальностям.
– Регионам предоставлено право определять категории наиболее востребованных профессий граждан, которым будут выданы квартиры, чтобы их закрепить на местах, – отметила специалист.
Необходимость составления таких перечней предусмотрена Указом Президента от 27 января 2025 г. № 38 «Об особенностях предоставления и использования арендного жилья». Ранее Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило отмечал, что данный документ направлен на расширение полномочий местных органов власти.
– Подписанный указ является, по сути, дополнительным стимулом по привлечению кадров наиболее востребованных профессий в регионы, в том числе в сельскую местность, где в них нуждаются. Решение жилищного вопроса для большинства граждан имеет довольно важное значение, зачастую первостепенное.
Профессиональное закрепление
Елена Хиля, член Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству Палаты представителей Беларуси:
– Возведение арендного жилья – это достаточно планомерный процесс в нашем государстве, которым мы занимаемся многие годы. Ранее право выкупа такого жилья уже предоставлялось военнослужащим, представителям правоохранительных органов. То, что сегодня такая мера распространяется и на другие категории граждан – учителей, медиков, иных востребованных специалистов, очень важно как для экономики страны, так и для благосостояния граждан.
Строительство арендного жилья – это практика, применяемая не только в Беларуси, но и в других странах. Наш Президент смотрит всегда наперед, в том числе и в вопросе по созданию единых условий для жизни как в столице, так и в регионах. Это очень важный аспект в закреплении кадров. Также стоит обратить внимание, что у нас сегодня уже есть Концепция государственной жилищной политики до 2030 года, в рамках которой арендное жилье – одно из главных направлений развития.
Илья Крыжевич, « СБ. Беларусь сегодня», 19 июня 2025 г.
26–27 июня Минск станет центром притяжения евразийской интеграции. В эти дни в белорусской столице пройдет IV Евразийский экономический форум на площадке Минского международного выставочного центра, который приурочен к Высшему Евразийскому экономическому совету. В деловую программу включено пленарное заседание с участием глав государств ЕАЭС, а также более 30 тематических мероприятий: пленарных сессий, круглых столов, бизнес-диалогов. Главная тема – «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Архитектура форума включает шесть крупных тематических блоков. Один из них посвящен актуальным вопросам технического регулирования. О роли этого сегмента в интеграционном объединении, а также о цифровизации технического регулирования наш разговор с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Совместные усилия
– Елена Михайловна, Беларусь на пороге очень важного экономического события. Страна готовится принять Евразийский экономический форум. Насколько важно это мероприятие для Госстандарта и какие темы будут подниматься?
– Для начала отмечу, что техническое регулирование – одно из ключевых направлений евразийской интеграции. Поэтому вопросы данной сферы включены в повестку Евразийского экономического форума. Госстандарт будет активным участником запланированных тематических мероприятий. Например, панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030».
Напомню, в этом году завершаются работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Основные направления последующей экономической интеграции в рамках союза заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Она имеет всеобъемлющий характер и ее мероприятия базируются на результатах, которые будут достигнуты к завершению пятилетки реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В рамках данной сессии планируем затронуть аспекты технического регулирования в стратегических документах Республики Беларусь, сделать акцент на значимости технического регулирования для функционирования промышленности страны и отражении положений законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования в национальном законодательстве, в том числе стратегических документах развития.
Также в рамках панельной сессии «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты» коснемся темы повышения безопасности и качества пищевой продукции путем внедрения инструментов бережливого менеджмента. Данное направление является новым и активно развивающимся в нашей республике. Полагаем, что опыт нашей страны будет полезен коллегам по «пятерке» и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума пройдут очередные заседания Советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран «пятерки». Мы подведем итоги проведенной работы и обсудим подходы к решению новых актуальных задач.
По нашей инициативе в рамках Совета руководителей по стандартизации будет рассмотрен вопрос о разработке приоритетных направлений работ по стандартизации в рамках ЕАЭС. Например, включение таких направлений, как низкоуглеродная повестка, органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для «пятерки» и должны иметь поддержку стандартами.
Кроме того, рассмотрим план работы на 2025–2027 годы. В нем в том числе предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках интеграционных образований.
В сфере аккредитации наши совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. Будут обсуждены меры, которые принимаются в странах для обеспечения прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий, чтобы выработать оптимальные общие подходы. Непосредственно Госстандарт инициирует проведение ряда круглых столов. Например, по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Их предлагается организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС, а также СНГ.
– С какими инициативами по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС выступает Госстандарт?
– Технические регламенты устанавливают требования безопасности, которые можно измерить: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность.
Но в продукции для детей и подростков, игрушках есть не технические аспекты (например, внешний вид, изображения), которые могут навредить психике и развитию детей, негативно повлиять на их эмоциональное состояние. Поэтому актуальная сейчас задача – уберечь детей от пагубного влияния.
В этой работе участвуют депутатский корпус, профильные госорганы и организации, в том числе стран ЕАЭС.
Например, сейчас в рамках «пятерки» проводятся научные исследования по данной тематике. Мы в эту работу также вовлечены. Ее итогом будет внесение изменений в технический регламент ЕАЭС на игрушки. Кроме того, Госстандарт тесно взаимодействует с заинтересованными структурами Российской Федерации по выработке критериев классификации игрушек и компьютерных игр по допустимому возрасту ребенка. Опыт, накопленный в процессе разработки соответствующего российского стандарта, может быть интегрирован в наше законодательство в области защиты детства.
Интеграция помогает получить доступ на рынки стран дальней дуги, что очень актуально для нашей нынешней экспортной политики. Например, ЕАЭС вырабатывает особые механизмы сотрудничества со странами-наблюдателями. Показательные примеры – Узбекистан и Иран. Рынки этих стран представляют интерес для Беларуси.
Сейчас ЕЭК подготовлен проект дорожной карты по сближению систем технического регулирования ЕАЭС и Узбекистана. Он направлен на гармонизацию обязательных требований к продукции, систем аккредитации, процедур оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Реализация дорожной карты позволит создать условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами союза и Республикой Узбекистан. Документ практически готов к подписанию.
Буквально в мае вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Есть договоренность о подготовке дорожной карты по его реализации. В нее также будут включены вопросы взаимодействия с иранскими партнерами в области технического регулирования. Предусматривается создание рабочей группы по техническим барьерам в торговле. Она будет рассматривать конкретные экспортные случаи, связанные с техническими требованиями или процедурами оценки соответствия.
Таким образом, интеграционная площадка позволяет находить пути сближения по условиям доступа продукции на другие рынки.
По общим правилам
– В целом какую роль сегодня играет стандартизация в ЕАЭС?
В ЕАЭС основное взаимодействие осуществляется по установлению единых обязательных требований к продукции и правилам ее допуска на единый рынок. Они устанавливаются в технических регламентах союза.
Их выполнение может обеспечиваться субъектами хозяйствования путем непосредственного выполнения требований технических регламентов или путем добровольного применения стандартов, взаимосвязанных с соответствующими техническими регламентами союза.
Данная модель технического регулирования является оптимальной с точки зрения рациональной организации производства и устранения технических барьеров в торговле. Стандарты содержат комплексный пакет требований к продукции, методам ее испытаний, взаимосвязанным процессам производства. Таким образом, обеспечение соблюдения обязательных технических требований сопровождается в том числе системным пакетом качественных показателей. Поэтому стандартизация играет ключевую роль в союзе.
Страны взяли курс на использование межгосударственных стандартов, известных нам как ГОСТ, а не национальных.
Превосходящая роль ГОСТа для целей ЕАЭС говорит о готовности и направленности «пятерки» на реализацию политики устранения технических барьеров. ГОСТ обеспечивает безбарьерную торговлю и в рамках ЕАЭС, и в СНГ.
С другой стороны, можно отметить, что «пятерка» существенно активизировала разработку ГОСТ и обновление этого фонда документов.
Сегодня для выполнения принятых технических регламентов союза применяется более 5880 ГОСТов, содержащих готовые технические решения по обеспечению безопасности продукции и методы испытаний.
– Насколько гармонизированы подходы к стандартизации в странах ЕАЭС?
– Отмечу, что принципы и подходы к разработке и применению стандартов во всех странах ЕАЭС абсолютно одинаковые. Разработка стандартов базируется на открытости, прозрачности, гласности и консенсусе.
Чтобы стандарт был востребован «потребителем», то есть его применяли для изготовления продукции, в его разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. Такая возможность предоставлена всем желающим и реализуется посредством работы в технических комитетах по стандартизации, вырабатывающих техническую политику в той или иной области.
Применение стандартов по общему правилу во всех странах ЕАЭС является добровольным.
– Каких успехов удалось достичь странам ЕАЭС в вопросах технического регулирования за время существования интеграционного объединения?
– Созданная единая система технического регулирования ЕАЭС сегодня позволяет государствам-членам решать вопросы снятия технических барьеров в торговле, обеспечивать защиту внутреннего рынка от небезопасной продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности союзной продукции.
Установление на основе консенсуса всех стран единых обязательных требований к продукции и применение единых процедур оценки ее соответствия позволяет выдавать единые разрешительные документы. Если товар соответствует этим требованиям, он получает маркировку знаком «ЕАС» и может беспрепятственно обращаться на рынках стран «пятерки».
Применяя единые технические регламенты, мы имеем возможность размещать продукцию, прошедшую оценку соответствия в Республике Беларусь или другом государстве-члене, на рынке всего союза без дополнительных требований и процедур.
В настоящее время принято 52 технических регламента союза, 48 из которых вступили в силу. Они охватывают, по общей оценке, около 85 процентов продукции.
В 2023 году утвержден Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов союза и перечней стандартов к ним.
Оценка будет проводиться не реже одного раза в пять лет. План таких работ предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе 5 закреплены за Республикой Беларусь (тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитная совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировка пищевой продукции).
Процесс разработки технических регламентов союза очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет.
Вопрос выносился на заседание Совета комиссии 21 января 2025 года как проблемный, и достигнутый под председательством Республики Беларусь консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности организации процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, сокращение сроков и оптимизацию процедур разработки и принятия технических регламентов союза и внесения в них изменений.
Нет предела совершенству
– В продолжение темы хотел бы уточнить, над какими техническими регламентами сейчас ведется работа в ЕАЭС и какой практический эффект ожидается от их принятия?
– Сегодня осуществляется разработка целого ряда технических регламентов ЕАЭС. Они касаются безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, материалов, контактирующих с пищевой продукцией, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта, трамваев. Еще в разработке технический регламент на никотинсодержащую продукцию и ряд других.
Из 43 изменений в технические регламенты 13 изменений закреплены за Республикой Беларусь. Из них уже принято 7 изменений. Пять проектов находятся на внутригосударственном согласовании. По одному проекту ведется подготовка первой редакции.
Это изменения к техническим регламентам на упаковку (запрещается использование поливинилхлоридных этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата, вводятся понятие «биоразлагаемая упаковка», дополнения относительно информации об упаковке в части способов утилизации, переработки и др.), парфюмерно-косметическую продукцию (вводятся запреты и ограничения на применение отдельных компонентов, которые по результатам исследований признаны токсичными), смазочные масла (требования к паспорту качества, классификации и показателям), маркировку пищевой продукции, ограничение применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (корректируются требования к содержанию в них свинца, кадмия и хрома), требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств (дополняется новыми требованиями к показателям энергоэффективности духовых шкафов и варочных поверхностей).
Всего в ЕАЭС принято 16 изменений, 27 находятся на разной стадии готовности.
– Насколько известно, в ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Расскажите подробнее о нем.
– Основной целью проекта «Цифровое техническое регулирование» является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза, перечней стандартов к ним и программ разработки стандартов, осуществления оценки соответствия.
Предполагается создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет реализован ряд сервисов. Они будут предназначены как для специалистов, непосредственно занятых в процессе технического регулирования (это сервисы формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения их требований), так и для тех, кто является пользователем результатов этой деятельности, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом ведется с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран «пятерки». Уже разработан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время разработки технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, а также будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования государств-членов.
Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 19 июня 2025 г.
Пятое заседание Комиссии уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) государств – участников СНГ с участием представителей государственных органов и учреждений, сотрудников аппаратов уполномоченных по правам ребенка Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана, Исполнительного комитета СНГ состоялось 18 июня в Бишкеке. Об этом БЕЛТА сообщили в Правовом департаменте Исполнительного комитета СНГ.
Повестка дня заседания включала обсуждение комплекса актуальных вопросов, в числе которых организация трудовой деятельности подростков в каникулярный период, правовые аспекты международного похищения детей, межведомственное взаимодействие при оказании помощи детям с особенностями психофизического развития и их семьям, защита прав несовершеннолетних, страдающих орфанными заболеваниями.
Среди ключевых решений – создание Детского совета при Комиссии уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) государств – участников СНГ. В состав Детского совета войдут дети – лидеры детских движений – по два представителя от каждого государства Содружества. Персональный состав Детского совета, а также план его работы на 2026–2027 годы будет утвержден на очередном заседании комиссии. Основные функции Детского совета будут состоять в том, чтобы создать условия для диалога между детьми государств – участников СНГ и Комиссией уполномоченных по правам ребенка, повысить правовую грамотность и культуру, социальную и гражданскую активность молодого поколения, а также способствовать реализации права ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы, сформировать среду для укрепления отношений дружбы и взаимопонимания между детьми государств – участников СНГ.
Также в развитие достигнутых на заседании договоренностей комиссией приняты решения об организации двух международных конференций по темам: о трудоустройстве несовершеннолетних с привлечением специалистов органов труда и социальной защиты, служб занятости, потенциальных работодателей, о защите прав юных пациентов с длительным лечением с привлечением экспертов медицинских, научных сообществ, представителей фондов помощи и поддержки данной категории детей.
Члены комиссии в процессе заседания договорились о направлениях взаимодействия на ближайшую перспективу, утвердив повестку дня очередного шестого заседания Комиссии, которая предусматривает обмен опытом и принятие решений, в частности по вопросам об организации отдыха и оздоровления детей, о работе с детьми в конфликте с законом, о развитии семейных форм устройства детей-сирот, о проблемах детей, занимающихся попрошайничеством и бродяжничеством.
В рамках странового визита в Кыргызскую Республику делегации Республики Беларусь и Российской Федерации посетили реабилитационный центр детей с инвалидностью «Келечек», в котором проходят реабилитацию дети с инвалидностью от 4 до 18 лет с заболеваниями центральной и периферической нервной системы, проблемами опорно-двигательного аппарата, синдромом Дауна, детским аутизмом.
В ходе заседания комиссии состоялась ротация – председательство от Кыргызской Республики перешло к Республике Беларусь. Очередное заседание комиссии состоится в ноябре 2025 года в очном формате.
По информации БЕЛТА
Как в Беларуси идет работа по реализации пилотных проектов в сфере цифровых технологий? Об этом и не только специалисты поговорили на семинаре в Парке высоких технологий, который ПВТ организовал совместно с Министерством связи и информатизации и РУП «Центр цифрового развития», сообщили БЕЛТА в парке.
Семинар посвящен практическому инициированию пилотных проектов в сфере цифрового развития на основании запроса отраслей экономики. Главная цель мероприятия, которое стало продолжением семинара-презентации цифровых решений для белорусского рынка, – достижение рабочих договоренностей о реализации пилотных проектов. Встреча прошла в формате, позволяющем участникам наладить рабочие контакты и достигнуть конкретных соглашений по приоритетным проектам для белорусской экономики.
Министерство связи и информатизации с 7 мая 2025 г. открыло прием заявок на реализацию пилотных проектов в сфере цифровых технологий. К подаче заявок на участие в реализации пилотных проектов приглашены белорусские IT-компании, которые имеют собственные разработки по соответствующим направлениям: от агропромышленного комплекса и здравоохранения до искусственного интеллекта и систем управления данными.
В мероприятии принимали участие руководство секретариата Наблюдательного совета ПВТ, Минсвязи и его структурных подразделений, Центра цифрового развития, представители резидентов ПВТ, а также порядка 50 государственных организаций, заинтересованных в разработках белорусских IT-компаний.
Мероприятие открыл Министр связи и информатизации Кирилл Залесский, который подчеркнул важность встречи: «Сегодня цифровизация возведена в ранг приоритетов деятельности правительства. Наша задача – перейти от обсуждений к практическим шагам по пилотированию предложенных решений. Не просто обсудить идеи, а получить конкретные результаты».
Кирилл Залесский также рассказал участникам о законодательных новшествах, которые разрабатываются и имплементируются в целях ускорения процессов цифровизации. «Наша цель – сделать Беларусь IT-страной не только с точки зрения разработки технологий, но и их активного внедрения внутри страны на благо общества и экономики», – резюмировал Министр.
Приветствуя гостей бизнес-инкубатора, начальник секретариата Наблюдательного совета ПВТ Анна Рябова подчеркнула, что главным результатом мероприятия должен стать выход на конкретные договоренности и подача заявки на пилотирование. «Одна из целевых задач, которые Ппремьер-министр поставил перед секретариатом, – стать коннект-площадкой для госорганов и компаний ПВТ. Мы видим всю серьезность резидентов парка и интерес госорганов к этому взаимодействию. Запрос на цифровой продукт растет. Это один из тех треков развития, который удовлетворяет все стороны и послужит на общую пользу нашему государству», – отметила Анна Рябова.
Ключевым элементом программы мероприятия стало проведение питч-сессий, на которых резиденты парка напрямую общались с потенциальными заказчиками, представляя свои продукты и решения по 18 направлениям, предложенным Министерством связи и информатизации в качестве приоритетных. Формат переговоров получил высокую оценку со стороны участников, которые отметили важность подобных мероприятий для налаживания диалога между государственными структурами и бизнесом.
Парк высоких технологий продолжит работать над ускорением цифровизации страны и поиском новых возможностей для развития цифрового сектора.
По информации БЕЛТА
Банковский сектор – та отрасль, которая должна поглощать решения в области искусственного интеллекта одной из первых. Что может способствовать ускоренному IT-развитию банковской сферы и какие вызовы в связи с этим придется решать, во время выступления на семинаре-презентации «Суверенная платформа искусственного интеллекта» на полях международного ИКТ-форума Digital Expo-2025 разъяснил первый заместитель Председателя Правления Национального банка Александр Егоров, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Быть в авангарде цифрового развития экономики и внедрения методов искусственного интеллекта в банковской сфере, по словам первого замглавы Национального банка, может способствовать большой объем анализируемых данных и значительный удельный вес уже заалгоритмизированных процессов. «Не будем этого скрывать: банковская сфера – одна из сфер-лидеров по внедрению IT-решений. Вместе с тем, мы понимаем, что самостоятельная разработка технологий подобного масштаба – задача чрезвычайно ресурсоемкая», – обратил внимание Александр Егоров и пояснил, почему постановку на службу ИИ можно считать игрой вдолгую.
Позволить ее себе могут лишь крупнейшие государства, в частности, на данный момент очевидно соперничество за первенство в цифровом мире Соединенных Штатов Америки и Китая. В разработку собственных цифровых информационных моделей те, кто могут себе это позволить, вкладывают сотни миллиардов долларов. Большинство стран такой возможности лишены – это, однако, не означает, что небольшие государства, такие как Беларусь, остаются вне игры и не могут применять себе во благо способности ИИ.
«Мы полагаем, что наша ниша – использование ИИ в прикладных целях для масштабирования этих примеров. Мы видим этот вектор перспективой сегодняшнего дня и ближайшего будущего. Нам нужна активность и конкуренция за внедрение IT-решений как в банковской сфере, так и в других отраслях экономики», – ориентировал первый замглавы Нацбанка.
Национальный банк, как было подчеркнуто, думает о завтрашнем дне и имеет ресурсы для обеспечения технологического лидерства, для чего на постоянной основе и планомерно изучаются возможности использования искусственного интеллекта в повышении эффективности и качества работы как Нацбанка, так и коммерческих банков. Представитель центрального банка страны добавил, что уже налажено сотрудничество или ведутся переговоры о таковом с ведущими российскими центрами, связанными с ИИ. Ценно участие при этом команды белорусских коммерческих банков, в той или иной мере внедряющих ИИ-решения.
В Минске с 17 по 20 июня проходит международная выставка Digital Expo, ставшая площадкой для демонстрации инновационных решений и технологий, местом встреч профессионалов цифровой индустрии, локацией для нетворкинга и обмена опытом. В выставке участвуют свыше 90 компаний и организаций, в числе которых лидеры IT-рынка Беларуси, России и Китая. Насыщенная деловая программа включает свыше 20 тематических мероприятий, среди которых круглые столы, семинары, презентации компаний-участников. В широком кругу экспертов обсуждаются такие современные тренды, как цифровизация в промышленности, технологии и решения для развития умных городов, импортонезависимость и технологический суверенитет, защита персональных данных, информационная безопасность, цифровая трансформация строительной отрасли и агросектора, цифровой офис и цифровая логистика.
По информации БЕЛТА