/ / Общественно-политические
16.12.2014

Правоприменительная практика Республики Казахстан. К максимальной прозрачности и доступности

Важнейшие приоритеты развития судебной ветви власти Казахстана обозначены в Концепции правовой политики на 2010–2020 годы, итоговых документах VI съезда судей Республики Казахстан. Среди них – расширение использования в судах информационных технологий, упрощение судопроизводства, повышение доступности, открытости и прозрачности отправления правосудия.

Информационные технологии сегодня ускоряют процесс прохождения судебных дел через все инстанции судебной системы. Внедрение в судопроизводство РК современных технологий началось в 1999 году, когда была разработана и внедрена в эксплуатацию система «БИ», на основе которой в 2004 году разработана Концепция создания единой для всех судов системы автоматизации судопроизводства.

Во исполнение плана Верховного Суда Республики Казахстан с июля 2007 года во всех областных, районных и приравненных к ним судах установлена Единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов Республики Казахстан, делопроизводство в местных судах ведется электронным способом по программе ЕАИАС СО РК.

Данная система позволила внедрить стандарты не только в части учетов, но и стандарты работы судей с судебными актами. С развитием системы решены такие задачи, как автоматическое распределение дел, материалов и исков, поступающих в суд, что исключает возможность судей влиять на распределение дел и возникновение коррупционных проявлений в судебной системе; формирование статистических отчетов по уголовным, гражданским и административным делам, обращений физических и юридических лиц; автоматическое составление списков присяжных заседателей путем их случайного выбора из данных, предоставленных акиматами; вложение судебных актов в учетные документы программы.

Программа предоставляет возможность осуществлять своевременный контроль над движением заявлений, дел, материалов, обращений, оперативно обобщать судебную практику по различным категориям дел, ускорить поиск необходимой информации, вести электронный учет судебных дел и материалов в архиве суда. Введение ЕАИАС СО РК стало составной частью программы формирования «электронного правительства».

В работе судов используются внутренняя и внешняя электронная почта, все компьютеры подключены локально к серверам судов, которые имеют корпоративную связь с судами страны. Ежедневно проводится отправление всех учетных документов на сервер Верховного Суда Республики Казахстан.

В настоящее время используемые в судах системы аудио-, видеофиксации судебных процессов обеспечивают качественную многоканальную видеозапись всех событий в зале судебного заседания с возможностью дальнейшего воспроизведения в различных режимах, являются удобным инструментом для секретарей судебных заседаний при подготовке протокола. Это также позволяет при необходимости сторонам по делу ознакомиться с судебным процессом в электронном виде, что особенно актуально в случаях, когда судебное заседание было проведено без участия какой-либо стороны по делу. В настоящее время ведется работа по созданию цифровых протоколов судебных заседаний, электронных архивов записей и протоколов судебных заседаний, а также обеспечению доступа к аудио-, видеоматериалам в информационном сервисе «Судебный кабинет».

Для проведения судебных процессов с дистанционным участием в режиме реального времени совершенствуются возможности использования в судах интегрированных систем аудио-, видеофиксации и видео-конференц-связи.

Также начато использование видео-конференц-связи совместно с органами исправительной системы для исключения конвоирования подсудимых в залы судебных заседаний.

В целях обеспечения участия в судебных процессах, оперативного извещения вызываемых в суд лиц используются электронные извещения, что позволило значительно повысить явку и сэкономить огромные финансовые средства, выделяемые на оплату почтовых отправлений.

Важной составляющей открытости правосудия являются интернет-ресурсы судов. Для граждан на официальных сайтах судов доступны такие модули, как «Списки слушания дел», где можно ознакомиться с графиком назначенных судебных заседаний, «Справочник по судебным делам» и «Банк судебных актов», являющиеся поисковиками судебных документов, «Личная страница председателя Верховного Суда, а также блоги председателей областных и приравненных к ним судов», посредством которых граждане могут обращаться с предложениями или жалобами к руководству суда.

Оперативный доступ к судебным документам обеспечивается посредством сервиса «Ознакомление с судебными документами», где пользователь с помощью логина и пароля, направленных сторонам в виде сообщений на сотовый телефон или электронную почту, может ознакомиться с любым процессуальным документом по своему делу.

Электронный информационный сервис «Судебный кабинет» позволяет гражданам, их представителям в лице адвоката в любое удобное время, не выходя из дома, офиса, через Интернет подать заявление, обращение в электронном виде, оплатить государственную пошлину, а также просмотреть и распечатать судебный акт.

Одним из немаловажных перспективных направлений в достижении прозрачности деятельности судов является создание в судебной системе информационно-справочных киосков, целью которых является оперативное получение участниками судопроизводства информации о движении дела, ознакомление с вынесенными решениями, постановлениями, определениями суда и иной интересующей их информации.

Кроме того, населению предоставлена возможность обращения и получения консультаций по все вопросам деятельности судебных органов через Call-центр – единый контакт-центр судебных органов с бесплатным звонком на короткий номер 1401. Ежедневно в Call-центр поступает более 100 звонков, по которым даются разъяснения и обеспечивается обратная связь.

Бурное развитие информационных технологий, а также связанный с этим рост потребностей общества диктуют необходимость использования новых подходов и технологических решений. Поэтому в Казахстане начаты работы по созданию кардинально новой автоматизированной информационно-аналитической системы судебных органов РК, обеспечивающей оперативный доступ к информационному обмену данных, более высокий уровень автоматизации при формировании аналитической и статистической отчетности. Внедрение новой системы позволит интегрировать все вышеуказанные информационные сервисы.

В рамках ближайшего развития будут внедрены процедуры подачи электронных апелляционных и кассационных жалоб, ходатайств о пересмотре дела в порядке надзора, электронного ознакомления с материалами судебных дел для участников процесса, в том числе с аудио-, видеозаписями судебных процессов.

Внедрение и применение современных технологий, вышеназванных проектов в судебной системе РК значительно расширяет доступ к правосудию, снимает бюрократические барьеры и минимизирует контакты сотрудников судебной системы с гражданами, что способствует снижению рисков коррупции, экономит время и средства граждан, а в перспективе – позволит достичь максимальной прозрачности и доступности судебной системы для населения Казахстана. 

Т. Григоренко, заведующий канцелярией районного суда № 2 
Айыртауского района Северо-Казахстанской области
По сообщению Zakon.kz