Александр Радьков назначен помощником Президента Беларуси
Глава государства Александр Лукашенко 20 декабря назначил Александра Радькова помощником Президента Беларуси, сообщили в пресс-службе белорусского лидера.
До этого Александр Радьков занимал должность первого заместителя Главы Администрации Президента Беларуси.
В регионах должны быть сильные отраслевые организации по стандартизации, метрологии, испытаниям. На это при рассмотрении на очередном заседании Совета старейшин при Госстандарте проекта программы «Качество 2026–2030» обратил внимание первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.
Обсуждались роль и статус программы для экономического развития страны и конкурентоспособности предприятий разных отраслей, основные индикаторы и показатели ее реализации, возможности и заинтересованность в ней частного бизнеса. Так, был рассмотрен широкий круг актуальных вопросов по семи основным блокам проекта программы, которая была подготовлена с учетом принятых государственных программ, программы стратегического развития технического регулирования до 2030 года и предложений органов госуправления.
«В программе учтен посыл правительства, направленный на усиление роли регионов и, соответственно, региональной промышленности, оснащение их современной испытательной и измерительной базой, – обратил внимание первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак. – Это означает, что в регионах должны быть сильные отраслевые организации по стандартизации, метрологии, испытаниям. Подведомственные организации системы Госстандарта должны быть локомотивом этих работ».
Говоря о значимости внедряемых на предприятиях страны систем менеджмента, председатель Совета старейшин Валерий Корешков подчеркнул, что они являются эффективным инструментом повышения конкурентоспособности продукции как на внутреннем рынке, так и при экспорте. «Создание условий для решения этих вопросов должно найти отражение в программе», – отметил он. А заместитель председателя Совета старейшин Виктор Назаренко предложил включить в проект раздел «Повышение качества в отраслях».
Выносилась на обсуждение, кроме того, возможность включения в программу пункта по оценке научно-технического уровня стандартов, чтобы отрасли самостоятельно смогли оценить свои документы и принимать обоснованные решения по их обновлению или разработке новых. В связи с этим повышается значимость и необходимость вовлеченности организаций в работу технических комитетов по стандартизации. «Инициативные предложения должны идти от отраслей», – сошлись во мнении участники заседания.
За время продуктивного разговора были затронуты и вопросы сферы обеспечения единства измерений: отмечены как достижения по совершенствованию национальной эталонной базы, так и опыт взаимодействия с промышленностью, наукой, социальной сферой при подготовке концептуальных документов развития метрологической деятельности в стране до 2030 года. Актуальным аспектом является дальнейшее совершенствование законодательной базы с учетом правоприменительной практики, интеграционных процессов и международного опыта.
По результатам проведенных дискуссий будет сформирован документ с предложениями для последующего обсуждения и внесения корректировок в проект программы «Качество 2026–2030». Как подытожили в пресс-службе комитета, опыт, знания и мудрость старшего поколения представителей системы Госстандарта были чрезвычайно полезны, и в тандеме с современными подходами, отраженными в проекте, помогут усовершенствовать важный для экономики и общества документ.
По информации БЕЛТА
23 июня состоялось заседание Правления Национального банка Республики Беларусь, посвященное развитию ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере.
Анализ показывает, что, несмотря на сохранение положительной динамики экономического роста, усиливается макроэкономический дисбаланс, вызванный наращиванием разрыва между темпами роста производительности труда и заработной платы. Во-первых, в результате повышения заработной платы происходит рост потребления, приводящий к существенному увеличению потребительского импорта. Во-вторых, рост доходов повышает кредитоспособность граждан, что, в свою очередь, ведет к повышенному спросу на импортные товары длительного пользования. Прирост потребительского импорта за четыре месяца 2025 года составил 14,5 процента, что также свидетельствует о рисках повышения давления на сальдо текущего счета платежного баланса.
При этом наблюдается устойчивый профицит ликвидности в банковской системе и рост денежной массы в годовом выражении на уровне выше 15 процентов. С учетом складывающейся повышенной траектории инфляции Правление Национального банка считает необходимым принятие решений, направленных на повышение привлекательности сбережений в экономике и, как следствие, рост ресурсной базы для инвестиционной активности.
С целью нивелирования указанных рисков, а также стимулирования инвестиционной активности принято решение о повышении с 25 июня 2025 г. ставки рефинансирования на 25 базисных пунктов до 9,75 процента годовых и ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности (кредит овернайт, СВОП овернайт) и двусторонним операциям поддержки ликвидности (ломбардные кредиты по фиксированной ставке и сделки СВОП) на 25 базисных пунктов до 11,25 процента годовых.
Кроме того, с учетом изменения риск-профиля банковской системы установлены значения расчетных величин стандартного риска по инструментам кредитно-депозитного рынка на июль 2025 года.
При этом в фокусе внимания Национального банка по-прежнему остается сохранение доступности инвестиционного банковского финансирования, способствующего устойчивому и сбалансированному экономическому росту страны.
По мнению Правления Национального банка, перечисленные меры будут способствовать усилению сберегательной активности экономических субъектов, снижению интенсивности инфляционных процессов в стране и, соответственно, поддержанию покупательной способности доходов населения.
Национальный банк продолжит тщательно анализировать развитие ситуации в экономике страны и при необходимости примет соответствующие меры в области денежно-кредитной политики.
По информации Национального банка Республики Беларусь
23 июня состоялось очередное заседание Палаты представителей восьмого созыва.
В ходе заседания были приняты два законопроекта во втором чтении.
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» представила член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Одинцова С.В.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в области обеспечения прав ребенка, в том числе посредством усиления гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей.
Предлагается внесение соответствующих изменений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, законы Республики Беларусь «О правах ребенка», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О физической культуре и спорте».
Законопроектом закрепляются правовые нормы, обеспечивающие:
- совершенствование механизма защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в части установления обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, распространяемой в глобальной компьютерной сети Интернет, которая причиняет вред здоровью и развитию детей, а также обязанности государственных органов, иных организаций оказывать информационно-консультативную помощь родителям (опекунам, попечителям) в реализации мер по защите детей от такой информации;
- отнесение игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, к информационной продукции, распространение которой возможно только при присвоении знака возрастной категории;
- установление правовых гарантий обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками.
Проектом Закона также предусмотрено усиление защиты детей от всех видов насилия. С этой целью к закреплению предлагаются положения, в соответствии с которыми:
- лица, совершившие преступления экстремистской направленности, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных средств либо их прекурсоров и аналогов, лишаются права заниматься педагогической деятельностью;
- на нанимателей, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет возложена обязанность до заключения соответственно трудового или гражданско-правового договора с гражданами, планирующими работать с детьми, разъяснить таким лицам нормы законодательства о правах ребенка, касающиеся защиты прав детей на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия и жестокого обращения, а также последствия несоблюдения таких норм;
- все физические лица, планирующие работать с детьми, при заключении трудового или гражданско-правового договора должны будут подписать обязательство о недопущении нарушения ими прав ребенка на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия, жестокого обращения и соблюдении ими ограничений на работу с детьми;
- наниматели, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе организовывать и проводить психологическое собеседование лиц, планирующих постоянно работать или уже работающих с детьми.
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Жук О.Н. выступила с докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
Законопроект подготовлен в целях повышения качества оказания аудиторских услуг, закрепления дополнительных механизмов защиты интересов их пользователей.
В соответствии с Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза, подписанным 19 апреля 2022 года в г. Москве и ратифицированным Законом Республики Беларусь от 30 сентября 2022 г. № 204-З, к лицам, участвующим в осуществлении аудиторской деятельности, предъявляется требование о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации. Аналогичной нормой предлагается дополнить и Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
Уточняется перечень правонарушений, а также преступлений, наличие судимостей за совершение которых не позволяет аудитору участвовать в осуществлении аудиторской деятельности. Предлагается закрепить требование о проведении в 2025 году переаттестации аудиторов.
Предусмотрено увеличение с трех до пяти лет периодичности прохождения внешней оценки качества работы аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. При закреплении данной нормы учитывалось, что оказывать такой вид аудиторских услуг имеют право только те аудиторские организации, которые по результатам проведенных у них внешних оценок отнесены к первой – третьей (высшим) категориям качества, и проведение у них частых проверок не является обязательным. Наряду с этим, такой шаг позволит высвободить ресурсы Аудиторской Палаты для осуществления контроля качества работы других субъектов аудиторской деятельности.
В двух чтениях депутатский корпус рассмотрел проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности», внесенный председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Ленчевской М.А. (содокладчик – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Омельянюк А.П.).
В своем докладе М.А.Ленчевская отметила, что законопроект разработан в целях реализации предписаний пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 11 июня 2025 г. № 232 «Об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд», направленных на обеспечение продовольственной безопасности государства и стабильности на потребительском рынке в межсезонный период.
В частности, названным Указом предусмотрены обязанность поставщиков обеспечить поставку плодоовощной продукции по договору поставки такой продукции из стабилизационных фондов для торговых сетей и обязанность заготовителей (торговые сети) обеспечить наличие этой продукции в торговых объектах. При этом установлено, что непоставка (недопоставка) поставщиком плодоовощной продукции по договору поставки, отсутствие в реализации у заготовителя такой продукции влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Законопроектом предлагается ввести административную ответственность поставщика за непоставку или недопоставку по договору поставки плодоовощной продукции из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд, а заготовителя – за отсутствие такой продукции в реализации в торговом объекте в межсезонный период.
В связи с этим Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) дополняется статьей 13.121.
Одновременно в целях определения подведомственности правонарушений, предусмотренных статьей 13.121 КоАП, вносятся изменения в статьи 3.2, 3.4, 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Так, право составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 13.121 КоАП предоставляется уполномоченным на то должностным лицам сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах, органов Комитета государственного контроля, органов Министерства антимонопольного регулирования и торговли. Рассматривать дела о таких правонарушениях будут административные комиссии районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов в городах, органы Комитета государственного контроля (при составлении протоколов его должностными лицами), экономические суды областей (города Минска).
Кроме того, на заседании был принят проект Закона «О ратификации Соглашения о подготовке кадров для пенитенциарных служб государств – участников Содружества Независимых Государств», о котором доложили первый заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Назаренко Ю.Г. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Барсуков А.П.
Соглашением предусматривается сотрудничество между правительствами государств – участников Содружества Независимых Государств в подготовке кадров для пенитенциарных служб, предполагающее обучение сотрудников этих служб в образовательных организациях высшего образования или образовательных организациях дополнительного профессионального образования по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре или дополнительным профессиональным программам.
Подготовка кадров будет осуществляться на платной основе или по квотам на льготной или безвозмездной основе, устанавливаемым принимающим государством, в соответствии с контрактами, в которых определяются финансовые и другие виды обеспечения подготовки кадров.
Расходы сторон по реализации Соглашения предполагается осуществлять за счет и в пределах средств, предусматриваемых в национальных бюджетах компетентным органам государств – участников Соглашения на выполнение их функций, а также внебюджетных источников, привлекаемых сторонами в порядке, установленном национальным законодательством.
Компетентным органом ответственным за реализацию Соглашения со стороны Республики Беларусь определено Министерство внутренних дел.
Следующее заседании Палаты представителей состоится 30 июня 2025 г.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Тематика конкуренции на трансграничных рынках выходит на первое место в числе обращений субъектов хозяйствования в Суд ЕАЭС, сообщил журналистам Председатель Суда Алексей Дронов, передает корреспондент БЕЛТА.
«По итогам 2024 года мы получили уже новым составом суда очень высокий показатель обращений. Львиную долю обращений составляют по-прежнему хозяйствующие субъекты. Это, как правило, жалобы на решения Евразийской экономической комиссии или на действие (бездействие) комиссии. В основном два больших тематических блока. Это вопросы, связанные с соблюдением общих принципов и правил конкуренции на трансграничных рынках. Эта проблематика, которая раньше занимала устойчивое второе место, вышла фактически на первое место или по крайней мере делит первое место с другим большим блоком – проблематика Таможенного союза», – сказал Алексей Дронов.
Также наблюдается тенденция к активизации государств-членов, которые стали более активно задействовать механизм заявлений о разъяснении, что является очень важным инструментом суда, отметил председатель. Дело в том, что, в соответствии со Статутом, суд не только разрешает споры, но и выносит консультативные заключения. Причем такие заключения формально носят рекомендательный характер, а фактически являются одним из способов обеспечить единообразное применение всеми государствами-членами и органами союза Договора о Евразийском экономическом союзе и тех актов, которые на нем основаны.
Говоря о важности этого вопроса, Алексей Дронов указал на взаимодействие между Судом ЕАЭС и национальными верховными, конституционными судами. В контексте обеспечения единообразного применения права союза это имеет принципиально важное значение.
«Очень важно обеспечить, чтобы во всех пяти государствах-членах нормы договора и иных актов права союза понимались, толковались, применялись единообразно. Полной идентичности, может быть, нам не удастся добиться, но единообразие необходимо – это один из базовых основополагающих принципов функционирования союза», – отметил Председатель Суда.
Суд ЕАЭС – постоянно действующий орган Евразийского экономического союза. Целью деятельности суда является обеспечение единообразного применения государствами-членами и органами союза Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках союза, международных договоров союза с третьей стороной и решений органов союза.
В состав суда входят по два судьи от каждого государства – члена ЕАЭС. Место пребывания суда союза – город Минск.
На сегодняшнем заседании, где присутствовали все 10 судей Суда ЕАЭС, вновь назначенный судья от Кыргызской Республики Кыдык Джунушпаев принес присягу.
По информации БЕЛТА
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», передает корреспондент БЕЛТА.
Законопроект внесен в Палату представителей Советом Министров 16 декабря 2024 г. и принят в первом чтении 7 февраля 2025 г. Он подготовлен в целях повышения качества оказания аудиторских услуг, закрепления дополнительных механизмов защиты интересов их пользователей.
В соответствии с Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза, подписанным 19 апреля 2022 года в г. Москве и ратифицированным законом Республики Беларусь от 30 сентября 2022 г. № 204-З, к лицам, участвующим в осуществлении аудиторской деятельности, предъявляется требование о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации. Аналогичной нормой предлагается дополнить и Закон «Об аудиторской деятельности».
Уточняется перечень правонарушений, а также преступлений, наличие судимостей за совершение которых не позволяет аудитору участвовать в осуществлении аудиторской деятельности. Предлагается закрепить требование о проведении в 2025 году переаттестации аудиторов.
Предусмотрено увеличение с трех до пяти лет периодичности прохождения внешней оценки качества работы аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. При закреплении данной нормы учитывалось, что оказывать такой вид аудиторских услуг имеют право только те аудиторские организации, которые по результатам проведенных у них внешних оценок отнесены к первой – третьей (высшим) категориям качества, и проведение у них частых проверок не является обязательным. Наряду с этим такой шаг позволит высвободить ресурсы Аудиторской Палаты для осуществления контроля качества работы других субъектов аудиторской деятельности.
Законопроектом также закрепляется ряд иных мер по совершенствованию сферы регулирования аудиторской деятельности.
По информации БЕЛТА