28.08.2014
О новациях в предоставлении одного дополнительного свободного от работы дня в неделю, действующих с 25 июля 2014 года
Инструкция о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка (далее – Инструкция) утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июня 2014 г. № 34 «О порядке и условиях предоставления дополнительных свободных от работы дней» (далее – постановление), вступила в силу с 25 июля 2014 года.
До 25 июля 2014 года применялись нормы Положения о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2007 г. № 1729 (далее – Положение), утратившего силу 25 июля 2014 года согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2014 г. № 471 «О внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2002 г. № 694 и от 6 августа 2010 г. № 1172, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
Инструкция разработана в соответствии со статьей 265 Трудового кодекса Республики Беларусь в редакции Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 года № 131-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее – ТК), устанавливающей гарантии по предоставлению одного дополнительного свободного от работы дня в неделю (далее – свободный день в неделю) с оплатой в размере среднего дневного заработка матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо троих и более детей в возрасте до шестнадцати лет в порядке и на условиях, определяемых республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда.
В Инструкции сохранены основные подходы, изложенные в Положении, с учетом изменений, внесенных в часть вторую статьи 265 ТК, и введены новые нормы, регулирующие и конкретизирующие порядок и условия предоставления свободного дня в неделю, исходя из практики применения.
Новации Инструкции.
1. Частью второй статьи 265 ТК расширена категория лиц, имеющих право на свободный день в неделю. Такое право предоставлено не только родителям, опекунам (попечителям), но также мачехе и отчиму. Соответствующие изменения учтены в пункте 1 Инструкции.
2. Сохранены необходимые условия, при соблюдении которых предоставляется свободный день в неделю, однако они претерпели некоторые изменения. Пунктом 2 Инструкции определено, что свободный день в неделю предоставляется работнику при наличии следующих условий:
-
в семье работника воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до восемнадцати лет либо трое и более детей в возрасте до шестнадцати лет;
-
работник в этой рабочей неделе занят на работе пять или шесть рабочих дней с продолжительностью рабочего времени в неделю не менее установленной в статьях 112–114 ТК;
-
другой родитель (мать (мачеха), отец (отчим) в полной семье является занятым либо проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме, признан инвалидом, получает ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Изменения условий для предоставления свободного дня в неделю, регулируемых пунктом 2 Инструкции, состоят в следующем:
-
во-первых, одним из условий предоставления свободного дня в неделю является условие воспитания в семье ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо троих и более детей в возрасте до шестнадцати лет. При этом ранее установленное дополнительное условие проживания детей в семье исключено. Это означает, что с 25 июля 2014 года в составе семьи учитываются дети, которые обучаются в учреждениях образования, находящихся в населенных пунктах, удаленных от места фактического проживания родителей, и в связи с этим не проживающих в семье.
Вместе с тем, если дети находятся в детских интернатных учреждениях или обучаются в учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания, в составе семьи они, как и ранее, не учитываются. Однако они учитываются в случае выбытия в семью на срок не менее одной календарной недели (абзац пятый части первой пункта 5 Инструкции).
Например, в составе семьи не учитываются дети, посещающие круглосуточные группы в учреждениях дошкольного образования, и дети, обучающиеся в учреждениях образования силовых ведомств или школах олимпийского резерва.
Кроме того, по аналогии со статьей 23 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» при вступлении несовершеннолетнего лица в брак либо рождения несовершеннолетней матерью ребенка, такие лица также не относятся к воспитываемым в семье.
К детям, воспитываемым в семье, также не относятся несовершеннолетние лица, достигшие шестнадцати лет, если они работают по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимаются предпринимательской деятельностью и при этом объявлены полностью дееспособными (эмансипированные).
Справочно: объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда (статья 26 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
-
во-вторых, изменены подходы к занятости работника – отменено условие ежедневной занятости на работе в течение пяти (шести) рабочих дней. Свободный день в неделю предоставляется при условии занятости на работе в течение пяти или шести рабочих дней с суммарной продолжительностью рабочего времени в эту рабочую неделю не менее установленной в статьях 112–114 ТК, вне зависимости от того, занят ли работник на работе пять или шесть рабочих дней подряд или с перерывами на отдых, и независимо от режима работы (с нормальной продолжительностью рабочего времени или с суммированным учетом рабочего времени).
Т.е. при определении права работника на свободный день в неделю учитывается количество рабочих дней, в которые он занят на работе, и недельная продолжительность рабочего времени в такие дни, и не учитывается время (дни), когда работник не занят на работе.
Например, не учитываются следующие дни:
-
государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими (если такие дни для работника являются нерабочими);
-
дни временной нетрудоспособности, в том числе в связи с уходом за ребенком;
-
дни трудового или социального отпусков;
-
дни нахождения в государственных организациях здравоохранения на медицинском осмотре или медицинском обследовании;
-
дни повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки или стажировки;
-
дни освобождения от работы для обследования и сдачи крови и ее компонентов и дополнительные дни отдыха в случае сдачи крови и ее компонентов;
-
дни выполнения государственных, в том числе воинских, или общественных обязанностей;
-
дни отдыха за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни;
-
прогулы, простои и другие дни, в которые работник не работает;
-
в-третьих, условие занятости другого родителя (матери (мачехи), отца (отчима) в полной семье не требуется, если такой родитель является инвалидом, независимо от вида получаемой им пенсии (инвалиды могут получать как пенсию по инвалидности, так и пенсию по возрасту или по случаю потери кормильца, за выслугу лет и др.) и независимо от срока назначения пенсии (право на свободный день в неделю предоставляется со дня установления инвалидности, не дожидаясь назначения пенсии). Ранее к таким лицам применялось условие получения пенсии по инвалидности.
3. Введена норма о непредставлении свободного дня в неделю лицам, выполняющим работу на дому (часть третья пункта 3 Инструкции).
4. Для опекунов (попечителей) уточнено, что свободный день в неделю им предоставляется, если опека (попечительство) установлена над ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет или над тремя и более детьми в возрасте до шестнадцати лет (пункт 4 Инструкции).
5. Уточнено, в каких случаях дети учитываются и в каких не учитываются при определении права на свободный день в неделю (пункт 5 Инструкции).
Например, пасынки и падчерицы учитываются в семье, в которой они воспитываются.
6. Уточнено, что рабочая неделя рассматривается в пределах календарной недели (с понедельника по воскресенье включительно), а рабочий день – в пределах суток (от 0 до 24 часов включительно), и что в недельную продолжительность рабочего времени включается продолжительность предоставляемого в эту неделю свободного дня в неделю (часть первая пункта 6 Инструкции).
Т.е. рабочие дни учитываются вне зависимости от работы в дневное или ночное время, и в будние или выходные дни, а выполнение условия занятости в течение пяти или шести рабочих дней определяется с учетом предоставляемого в эту неделю свободного дня в неделю.
7. Закреплено право на свободный день в неделю при сокращении продолжительности работы в рабочие дни, которые приходятся на предпраздничные дни, на ночное время или на период написания дипломной работы в соответствии со статьями 116, 117, 215 ТК (часть вторая пункта 6 Инструкции).
Если суммарная продолжительность рабочего времени в неделю меньше установленных 40 часов (или меньше установленной сокращенной нормы в соответствии со статьями 113–114 ТК) по причине сокращения продолжительности работы в указанные рабочие дни, свободный день в неделю предоставляется.
8. Конкретизирован перечень документов, представляемых работником вместе с заявлением о предоставлении свободного дня в неделю, в том числе документов, подтверждающих занятость другого родителя (матери (мачехи), отца (отчима) в полной семье (пункты 7, 8 Инструкции).
9. Установлено, что право на использованный работником свободный день в неделю не пересматривается, если такому работнику предоставлен свободный день в неделю, и на этой же неделе возникают новые обстоятельства, не позволяющие ему выполнить установленное пунктом 2 Инструкции условие занятости (часть третья пункта 11 Инструкции).
Например, временная нетрудоспособность работника, наступившая после того, как свободный день в неделю уже был им использован, не является основанием для пересмотра права на ранее предоставленный свободный день в неделю.
10. Конкретизированы основания, влекущие прекращение предоставления свободного дня в неделю (пункт12 Инструкции).
11. Утверждена форма заявления о предоставлении свободного дня в неделю (приложение к Инструкции).
Маркировка товаров в ЕАЭС: что нужно знать белорусам и каких новаций ждать
Механизм маркировки товаров средствами идентификации применяется в Евразийском экономическом союзе с 2016 года. В Беларуси создана и своя национальная система маркировки, определен перечень подлежащих ей товаров. Зачем это нужно? В первую очередь для обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей, чтобы их не вводили в заблуждение, предлагая фальсифицированную продукцию. Как отработан этот процесс в ЕАЭС и что нового ждать белорусам, рассказал корреспонденту
БЕЛТА заместитель начальника главного управления контроля реализации товаров и услуг – начальник управления электронных систем контроля Министерства по налогам и сборам Вячеслав Майковский.
Как в ЕАЭС создавали систему маркировки
С 2016 года в ЕАЭС была введена маркировка контрольными (идентификационными) знаками изделий из меха. В ходе реализации пилотного проекта на уровне Евразийской экономической комиссии была создана информационная система маркировки, отработан механизм обмена информацией и взаимодействия стран союза при трансграничной торговле. Также были выработаны универсальные требования к контрольному (идентификационному) знаку. Определено, что вся необходимая информация накапливается в национальных сегментах информационной системы маркировки, а при трансграничной торговле другим государствам ЕАЭС передаются данные, достаточные для подтверждения легальности перевозимой продукции. Установлено, что каждая страна союза сама определяет состав информации, подлежащей включению в национальную систему, а вместе с тем и нагрузку на бизнес. Стороны пришли к выводу, что информационная система, созданная в результате пилотного проекта, может быть адаптирована при введении маркировки на другие товары.
Положительный опыт нашел отражение в соглашении о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, подписанном в 2018 году в Алматы. «Документом определены основные цели создания механизма маркировки. Это обеспечение законного оборота товаров в рамках ЕАЭС, защита прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение», – отметил Вячеслав Майковский.
Нормы соглашения регулируют введение на территории стран ЕАЭС маркировки товаров унифицированными средствами идентификации, а также устанавливают общие требования к участникам оборота. Документ носит рамочный характер и может распространяться на широкую группу товаров, перечень которых постоянно увеличивается. В настоящее время соглашение о маркировке является базовым международным договором в этой сфере, в развитие которого принимаются решения Совета ЕЭК и Коллегии ЕЭК, регламентирующие порядок функционирования системы маркировки, ее распространение на различные категории товаров, порядок информационного взаимодействия при трансграничной торговле, а также определяющие средства идентификации, их характеристики, порядок их генерации.
«Созданный механизм маркировки позволяет обеспечивать легальность оборота товаров на территории стран ЕАЭС. Для беспрепятственного перемещения товаров внутри союза для всех государств необходимы единые правила, требования, нормы, условия работы», – обратил внимание Вячеслав Майковский.
Процесс идет активно. Какие товары маркируются в странах союза
Механизм маркировки средствами идентификации внедряется во всех государствах ЕАЭС. «Безусловный лидер в этом направлении – Россия, на территории которой уже сейчас маркируется 31 товарная группа. И в ближайшее время там ожидается завершение ряда экспериментов по маркировке товаров средствами идентификации», – добавил представитель МНС.
Есть три модели применения механизма. Маркировку определенного товара могут ввести на территории всех пяти государств – членов ЕАЭС. Так произошло с меховыми изделиями. Вторая опция – ввести маркировку на территории лишь нескольких стран по мере технической готовности и заинтересованности с обязательным признанием всеми участниками союза средств идентификации и получением кодов маркировки через своих национальных операторов (администраторов). Это касается обуви и ряда других товаров легкой промышленности, духов и туалетной воды, новых резиновых пневматических шин и покрышек, фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, молочной продукции, упакованной воды, электронных сигарет, безалкогольных напитков и соков, мобильных телефонов, ноутбуков (планшетов), пивной продукции, биологически активных добавок к пище, ветеринарных препаратов, растительных масел, консервированной продукции, кормов для животных. Третий вариант – маркировка товарной группы в соответствии с национальным законодательством каждого государства ЕАЭС в отдельности (алкогольная, табачная продукция, лекарственные препараты).
По мнению Вячеслава Майковского, правовая база для развития механизма маркировки в ЕАЭС сформирована, страны в достаточной мере погружены в эту сферу, для всех участников союза понятны и ясны правила ее введения на своей территории. «Маркировка средствами идентификации динамично развивается в ЕАЭС. Актуален вопрос обеспечения информационного межоператорского взаимодействия для получения кодов маркировки иностранного образца через национальных операторов при экспорте товаров с территории государства, где маркировка не введена, на территорию государства, где введена. А также для взаимного признания средств идентификации при трансграничной торговле между государствами, где введена маркировка. Кроме того, видится целесообразным и необходимым развивать механизм агрегации кодов маркировки, перехода всех государств – членов ЕАЭС на информационный обмен не в рамках межоператорских соглашений, а посредством интегрированной информационной системы союза. Работы в данном направлении ведутся на площадке ЕЭК с активным участием белорусской стороны», – проинформировал Вячеслав Майковский.
Как обстоят дела с маркировкой в Беларуси
Во всех странах союза созданы национальные системы маркировки и определены национальные операторы (администраторы), которые обеспечивают информационное взаимодействие, в том числе при трансграничном перемещении товаров. В Беларуси это РУП «Издательство «Белбланкавыд», подчиненное Министерству финансов. А органом-регулятором в нашей стране является Министерство по налогам и сборам.
В Беларуси в настоящее время введена маркировка изделий из натурального меха, а также молочной продукции, обуви, отдельных товаров легкой промышленности (пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, постельное и столовое белье, новые резиновые пневматические шины и покрышки). Все эти товарные группы не подлежат перемаркировке в России при трансграничной торговле. Средства идентификации белорусского образца признаются в РФ, равно как и средства идентификации российского образца – в Беларуси. В отношении товаров, по которым маркировка на национальном уровне не введена (духи и туалетная вода, минеральная и питьевая вода, биологически активные добавки к пище, ветеринарные препараты и др., за исключением пивной продукции, в том числе безалкогольного пива), национальный оператор выдает белорусским экспортерам коды маркировки российского образца.
Представитель МНС подчеркнул важность унификации подходов к маркировке товаров, недопущения снижения экспортных поставок. С этой целью проводится работа по поэтапному расширению перечня товаров, подлежащих маркировке в Беларуси, что позволяет обеспечивать взаимное признание средств идентификации и снижение операционных издержек, связанных с администрированием процессов. С 1 октября 2025 года в Беларуси вводится маркировка безалкогольных напитков, мобильных телефонов, ноутбуков. В планах на 2026 год – маркировка кормов для животных, смазочных материалов, масложировой продукции, велосипедов, косметики и бытовой химии.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА
Глава Коллегии ЕЭК: для стран ЕАЭС в приоритете совместное внедрение инноваций
Для стран ЕАЭС в приоритете совместное внедрение инноваций. Об этом заявил председатель Коллегии ЕЭК Бакытжан Сагинтаев на Петербургском международном экономическом форуме, выступая на сессии «Синергия реального сектора ЕАЭС как ответ на вызовы современности», сообщает корреспондент
БЕЛТА.
В ЕАЭС утверждены основные направления промышленного сотрудничества до 2030 года. «Потенциал у нас очень большой. Здесь мы в первую очередь говорим о развитии кооперационных связей промышленных комплексов, в том числе путем локализации совместных производств на территории стран союза. У нас новый механизм финансирования промкооперации. Уже пошли первые проекты – по железнодорожному машиностроению и сельскому хозяйству», – сказал Бакытжан Сагинтаев. По его мнению, следует строго подходить к отбору совместных проектов и направлять финансирование на развитие самых современных, инновационных направлений.
Еще одно важное направление – промышленно-технологическое сотрудничество, усиление взаимодействия государств – членов ЕАЭС в целях внедрения инноваций и масштабного использования цифровых технологий. «Каждый год проводится Евразийский цифровой форум. Там обсуждаются наши возможности совместного движения в этом направлении. Такие площадки надо очень активно использовать. Доволен тем, что мы в прошлом году в Ереване провели форум, посвященный этой тематике. Чем чаще мы будем на это обращать внимание, тем больше у нас будет возможностей для продвижения в этом направлении», – обратил внимание председатель Коллегии ЕЭК.
По его мнению, важно также уделять внимание развитию сотрудничества на экспортных рынках. «Здесь ведется системная работа по перспективным направлениям взаимодействия в отраслях с высоким кооперационным и экспортным потенциалом. Приняли ряд рекомендаций, отработали их со всеми странами – учредителями нашего союза. Ведется сотрудничество между наукой, бизнесом, государственными институтами. Сформировано и уже функционирует 18 технологических платформ. Работа продолжается, сформирована карта индустриализации. В 31 отрасли имеется 270 проектов. Если все они будут работать с желаемым результатом, естественно, мы решим те задачи, которые ставят перед нами главы наших государств», – отметил он.
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации
БЕЛТА
Роман Головченко: поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока
Поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока. Об этом заявил в интервью телеканалу
«Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко по итогам дискуссии, состоявшейся 20 июня на деловом завтраке Сбербанка России на полях Петербургского международного экономического форума, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В российском экспертном сообществе, правительственных и деловых кругах уделяется особое внимание поиску оптимального баланса между экономическим ростом и денежно-кредитной политикой. «Это сложнейшая управленческая задача в первую очередь для государственных органов финансово-экономического блока. Поэтому сегодня была напряженная дискуссия, из которой можно было почерпнуть достаточное количество новой информации, позволяющей более четко видеть, каких острых углов нам целесообразно избегать в проведении нашей собственной денежно-кредитной политики», – отметил Роман Головченко.
Обсуждались ключевые факторы риска для роста российской экономики. В их числе – нехватка трудовых ресурсов, недостаточно свободный доступ к современным технологиям и недостаточная производительность труда, а также факторы, связанные с ключевой ставкой Банка России, которая определяет условия кредитования экономики. Среди них есть и актуальные для Беларуси. «Мы часто обращаем на эти факторы внимание в контексте того, что надо находить и вырабатывать решения, чтобы нивелировать их влияние. Конечно, какого-то готового рецепта найдено не было, но доводы и аргументы, которые сегодня звучали, крайне полезны для нас в выработке наших собственных шагов. Структура экономики у нас с Россией достаточно схожая, за исключением горнодобывающей и энергетической сферы», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации
БЕЛТА
Новые гарантии для молодежи и правовая защита работников – одни из основных тем заседания Национального совета по трудовым и социальным вопросам
Совместное обсуждение правительством, профсоюзами и нанимателями актуальных вопросов социально-трудовой сферы – это уже сложившаяся практика в нашей стране, которая доказала свою эффективность. Благодаря такому формату работы социальные партнеры находят оптимальные решения по тем или иным вопросам, вырабатывают решения, направленные на развитие трудовой сферы и поддержку людей труда.
На очередном заседании Национального совета, прошедшем сегодня, одной из центральных тем было введение дополнительных гарантий для молодых специалистов, работающих в производственной сфере на селе. Вопрос актуальный: одна из основных задач на пятилетку – развитие регионов. И важнейший вопрос здесь – привлечение и закрепление молодых кадров.
В настоящее время молодежи, в том числе на селе, государством уже предоставляется ряд гарантий – от льгот на приобретение жилья до налоговых. Множество преференций предусматривается и коллективными договорами предприятий. В дополнение к этому социальные партнеры предлагают ввести на законодательном уровне новые меры поддержки. В частности, предлагается закрепить обязательства по уровню заработной платы при распределении, установить дополнительные выплаты для обучающихся по целевым направлениям и другие стимулирующие меры.
Также профсоюзы проинформировали членов Национального совета об итогах работы по правовой защите интересов работников. Как подчеркнул заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси Вадим Грачёв, общественный контроль за соблюдением законодательства о труде служит обеспечению социальной справедливости, что, безусловно, способствует стабильности как в конкретном трудовом коллективе, так и в обществе в целом.
По сообщению
официального портала Федерации профсоюзов Беларуси
Упрочить стабильность. МАРТ об изменениях в постановление Правительства № 713 «О системе регулирования цен»
Правительство взяло на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия, что укрепит стабильность на рынке, поскольку производители каждое инициируемое повышение цен должны будут согласовать. Чем вызваны принимаемые меры и каким механизмам подчиняются, журналистам прокомментировал первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец, передает корреспондент
БЕЛТА.
В апреле 2025 года Правительство предоставило производителям право самостоятельно повышать отпускные цены. Многие, у кого была необходимость улучшить свое финансовое положение, этим правом воспользовались. С сегодняшнего дня, 20 июня, для недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен правительством взят на контроль процесс повышения производителями цен на мясо-молочную группу товаров и кондитерские изделия. Как отметил представитель МАРТ, эти позиции можно назвать наиболее инфлятогенными за последние годы.
Так, последующее повышение цен на эти товары свыше 0,3 % в месяц необходимо обосновать Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров. При этом на контроль взяты цены по всей цепочке: от сельскохозяйственного производителя до розницы, то есть аргументировать комиссии теперь необходимо также повышение цен на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, поставляемые для переработки. В рознице продолжают действовать предельные надбавки.
Принимаемые меры, как считает первый замминистра, упрочат стабильность на продовольственном рынке, поскольку производители указанных групп товаров обязаны будут инициируемое повышение цен сверх норматива согласовать, иными словами, динамика цен будет контролироваться государством. Вместе с тем, по оценке специалиста, и до принятых мер массового роста цен на белорусском продовольственном рынке регуляторы не наблюдали. Глобальных скачков цен не допустила конкуренция за потребителя с зарубежными, в основном российскими, изготовителями.
«Как показывает практика, с 2022 года, когда было принято постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен», мы с периодичностью вносим изменения в порядок ценообразования. На данный момент появилась необходимость корректировки подходов к ценообразованию по мясо-молочной группе и кондитерской продукции, – объяснил Иван Вежновец. – Если предпосылки будут складываться по иным товарным группам, решения будут приниматься».
Необходимость этого подскажет анализ на основе ряда факторов, в первую очередь рассмотрение официальных статистических данных уровня инфляции и темпов роста цен на соответствующие товарные позиции. Кроме того, сотрудники МАРТ ежедневно взаимодействуют с торговыми сетями и производителями и в случае обозначения негативных тенденций – реагируют.
В целом ситуацию на белорусском потребительском рынке Иван Вежновец охарактеризовал как стабильную. На полках присутствует достаточный ассортимент товаров, при этом уровень цен находится в заданных пределах. Об отдельных фактах нарушений становится известно во время контрольно-аналитических мероприятий, но несоответствия не массовые.
По информации
БЕЛТА