23.10.2013
«Антимонополия…» <em>(Александр Бенько, «Рэспубліка» от 23 октября 2013 г.)</em>
За компаниями, занимающими доминирующее положение на рынке, будет присматривать отдельная независимая структура.
Один из пунктов обнародованного недавно плана совместных действий Правительства и Национального банка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики особо порадовал белорусский бизнес. Предприниматели давно настаивают на создании в стране независимого антимонопольного органа наподобие тех, что уже работают в соседних странах – России и Украине. У нас число естественных монополий сравнительно невелико, но эпизоды, когда местные власти в регионах принимают решения в поддержку своих же производителей или руководители госпредприятий бегут в профильные министерства с просьбой защитить их протекционистскими мерами от конкурентов, далеко не редкость. Вместе с тем монополии делают бизнес в Беларуси малоэффективным.
Появление в стране антимонопольной структуры анонсировано на 2014 год, а в качестве образца для ее создания, как считают представители белорусского бизнеса, скорее всего, будет взята схема создания Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Российской Федерации. Эта организация осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях и за соблюдением законодательства о рекламе. В зоне ее интересов также контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, оказание услуг для госнужд и даже контроль за вложением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
«У россиян антимонопольный орган действительно эффективно работает, – рассказывает председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Владимир Карягин. – В нем числится большое количество профессионалов, а не 5–6 человек, как у нас в Департаменте ценовой политики Минэкономики. Специалисты ФАС неустанно исследуют товарные рынки, изучают региональные аспекты, пресекают проявление монополизма на местах.
То есть получается, что самое главное отличие от нашего госоргана в том, что ФАС способна обеспечить соответствующие контрольные действия. В Беларуси же компании, занимающие доминирующее положение на рынке, определяются, но вот возможностей установить жесткий контроль за ними у государства пока нет».
Сегодня в Беларуси действительно отсутствует современный антимонопольный комитет, хотя еще 12 лет назад в стране существовало целое профильное министерство. Ныне в структуре Минэкономики есть Департамент ценовой политики, который занимается и антимонопольными вопросами. Специалисты осуществляют ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики. Периодически из него то исключаются одни предприятия, то включаются другие. Всего по состоянию на начало нынешнего года в Госреестр субъектов естественных монополий входило 194 хозяйствующих субъекта, из которых 27 работали на республиканском уровне, а 167 – на местном. Вместе с тем белорусский бизнес не раз говорил о необходимости расширения в Беларуси антимонопольной практики, которая, собственно, и должна определять пространство для честной и добросовестной конкуренции между субъектами хозяйствования. Кстати, нынешнее появление в плане реформ пункта о создании специального антимонопольного органа вряд ли можно назвать сюрпризом. На необходимость его создания указывал один из пунктов Директивы № 4 Президента «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
«Все эксперты, которые наблюдают за развитием конкуренции и антимонопольным законодательством, могут констатировать наличие в стране мощного государственного протекционизма, когда госорганы, профильные министерства и концерны фактически лоббируют интересы государственных предприятий. И все бы ничего, но иногда лоббируют, скажем так, в ущерб другим субъектам хозяйствования, – говорит председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Александр Швец. – До недавнего времени в такой практике ничего страшного не было, со всеми вопросами разбирались, и все было нормально. Но с вхождением Беларуси в ЕЭП и созданием трехстороннего экономического объединения конкуренция на едином рынке обострилась. В итоге то, чем мы обходились в рамках страны, оказывается неприемлемым. Нынешний опыт работы на рынке России и первые столкновения нашего бизнеса с ФАС показывают, что нам жизненно важно развивать свое антимонопольное законодательство и образовывать наших субъектов хозяйствования на его соблюдение».
Поддерживает слова коллеги и Владимир Карягин: «У нас сложилась многоукладная экономика, где частная собственность пока не является доминирующей. И госпредприятия у нас рассматриваются как более высокая и благородная форма собственности». Исходя из этого, специалист обращает внимание на «грабли», на которые, формируя свое антимонопольное законодательство, не раз наступили соседи. Речь идет об обязательном отделении антимонопольного института от давления «сверху». Подчинять его Правительству или тем или иным заинтересованным министерствам и ведомствам было бы неправильно. Разумнее всего поступить так, как в свое время поступили с Национальным статистическим комитетом: сделать подотчетным исключительно Главе государства.
На создании в Беларуси жесткого антимонопольного законодательства начинают настаивать и соседи. «Мы сейчас обязательно должны конкурировать, мы открыли границы, идет торговля, значительно увеличивается товарооборот, а это означает необходимость установления единых норм конкурентного законодательства», – говорит Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов. По его словам, в условиях единого рынка должны действовать и единые нормы конкуренции, нельзя, чтобы в одной стране были свои законы, а в другой – другие.
Общий модельный закон о конкуренции, который в настоящий момент обсуждается в ЕЭК, станет наднациональным законодательным актом, но будет носить скорее рекомендательный характер, а подписывать его необходимо президентам трех государств. Но уже оговорено, что основной момент общего законодательства – нормы, которые носят жесткий характер, они должны быть установлены в трех странах. В качестве примера в ЕЭК опять же называют Россию, где антимонопольное законодательство очень жесткое. Там предусмотрено даже понятие дисквалификации за его нарушение. «Это будет очень трудно принять нашим компаниям, ведь они до сих пор не пуганы правоприменительной практикой. Но огромные штрафы, которые могут получать наши субъекты хозяйствования на общем рынке, должны подвигнуть их к переменам, – говорит Александр Швец. – Это важный фактор – единый рынок такого экономического образования, как Евразийский экономический союз, на котором надо жить и работать по правилам, установленным для всех».
Александр Бенько, «Рэспубліка», № 199 (5860) от 23 октября 2013 г.
Свято хранить память. Союзные парламентарии приняли заявление по вопросам защиты исторической правды
Парламентское собрание Союза Беларуси и России приняло заявление по вопросам защиты исторической правды и сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В Бресте 16 июня прошла 68-я сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Текст заявления депутатов зачитал заместитель председателя Парламентского Собрания Вадим Ипатов.
«В этом году отмечается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, которая унесла жизни более 27 млн советских людей. Благодаря мужеству и сплоченности удалось победить оккупантов, пришедших на нашу землю под нацистскими знаменами. Но потомки тех, кто чинил тогда злодеяния, сегодня вновь пытаются развязать глобальный конфликт, исказить незыблемые для нескольких поколений исторические факты. Мы вновь видим парады ветеранов СС и уничтожение мемориалов в странах Балтии и в Польше, слышим оголтелую воинственную риторику наших некогда союзников из Великобритании и Франции. Особенно опасными представляются русофобские заявления немецких политиков, которые забыли или не хотят помнить суровые уроки истории своей страны», – обращается внимание в заявлении.
В некоторых странах переписывают историю, изворачивают факты о Великой Отечественной войне, ее причинах и последствиях. «История по-европейски – это яркий пример того, как посредством лживой пропаганды белое становится черным и наоборот. В Беларуси и России свято хранят память о героях, чтут великий подвиг предков, плечом к плечу сражавшихся против нацизма. Восемь десятилетий из поколения в поколение передается историческая правда о Великой Отечественной войне. Мы совместно противостоим современным вызовам», – подчеркивается в заявлении Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
В СГ решительно борются и пресекают любые попытки реставрации фашизма и искажения исторической памяти о Великой Отечественной войне. «Прошедший в конце апреля международный форум Союзного государства «Великое наследие – общее будущее» показал, что у нас много единомышленников. Широкое представительство на форуме зарубежных делегаций во главе со спикерами парламентов убедительно это доказывает. В своих выступлениях на форуме президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Владимир Путин озвучили очень важные постулаты. Они заключаются в том, что мы должны выступить единым фронтом в защиту исторической правды о событиях Великой Отечественной войны, сохранять нашу общую историческую память и передавать ее будущим поколениям», – зачитал Вадим Ипатов.
В проекте заявления по вопросам защиты исторической правды, сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне сформулированы единые подходы союзных парламентариев к вопросам развития международных отношений на принципах многополярности и созидания, сохранения защиты нашей общей истории, патриотического воспитания молодежи. «Этим заявлением мы хотим призвать наших коллег-парламентариев из разных стран свято хранить память о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, передавать ее из поколения в поколение», – резюмировал зампредседателя Парламентского Собрания.
По информации
БЕЛТА
Более 90 программ и проектов реализовано за 25 лет. Бюджет Союзного государства с каждым годом растет
Бюджет Союзного государства с каждым годом растет. Об этом сообщил председатель Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку Виктор Селиверстов во время 68-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, которая прошла 16 июня в Бресте, передает корреспондент
БЕЛТА.
«У нас с каждым годом уменьшается профицит за счет того, что появляются новые программы, проекты и мероприятия. В 2025 году количество программ, проектов и мероприятий – тоже больше: у нас восемь программ, два проекта и 41 мероприятие, – сказал Виктор Селиверстов. – Очень важно, что бюджет разложен очень разносторонне. То есть у нас есть совершенно прикладные вещи, которые нацелены на освоение космоса, на решение проблем, связанных с разработкой новых медицинских, биологических препаратов, а также инфраструктурные проекты».
В частности, в Союзном государстве в этом году появилось новое мероприятие. В апреле в Волгограде впервые прошел международный форум Союзного государства «Великое наследие – общее будущее». На сессии предложено сделать его традиционным и проводить попеременно в России и Беларуси. В 2026 году форум планируется провести в Беларуси и посвятить 85-летию начала Великой Отечественной войны.
Из бюджета СГ финансируются различные программы, проекты и мероприятия. В их числе – «Славянский базар» в Витебске, программы оборонной, космической, научной направленности. «Есть ряд предложений по программам и проектам 2026 года, которые сейчас находятся в высокой степени готовности, – отметил председатель комиссии. – Самое главное, что бюджет Союзного государства с каждым годом растет. На 2025 год он был увеличен на 19 %».
Виктор Селиверстов акцентировал внимание на том, что за последние 25 лет реализовали более 90 программ и проектов в рамках Союзного государства, которые дали ощутимые результаты в различных отраслях.
Также сегодня на сессии Парламентского Собрания принято заявление по вопросам защиты исторической правды, сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне.
По информации
БЕЛТА
Игорь Сергеенко: международный форум СГ «Великое наследие – общее будущее» планируют сделать традиционным
Международный форум Союзного государства «Великое наследие – общее будущее» планируют сделать традиционным. Об этом сообщил 16 июня в Бресте первый заместитель председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Игорь Сергеенко на сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Международный форум Союзного государства показал, что традиционные общечеловеческие ценности поддерживаются и разделяются многими зарубежными партнерами. Число их растет, и это мы увидели в Волгограде. Нам есть что сказать друг другу, есть чем поделиться», – убежден Игорь Сергеенко. Форум предложено сделать традиционным и в следующий раз провести в 2026 году в Беларуси. Озвучена инициатива посвятить его 85-летию начала Великой Отечественной войны.
По словам Игоря Сергеенко, проведение сессии в Бресте в год 80-летия Великой Победы можно рассматривать как логическое продолжение форума в Волгограде. «Героическая оборона Брестской крепости, ставшая, по своей сути, начальной точкой на пути к Победе, наглядно продемонстрировала всю силу духа и героизм советского воина, и трагизм, и величие подвига», – подчеркнул он и акцентировал внимание, что Победа далась неимоверными усилиями. «Поэтому обязанность каждого из нас не только на словах, но и на деле показывать, что мы являемся продолжателями поколениями победителей. Не сомневаюсь, что предстоящая работа Комиссии Парламентского Собрания по сохранению исторической памяти будет направлена на укрепление межпоколенческих отношений, недопущение расслоения общества, защиту духовных ценностей. Особый путь наших стран заключается еще и в том, что мы живем по законам, по правде, а не по двойным стандартам и надуманным правилам. Озлобленность, которую видим на Западе, происходит от неудач нас ослабить, от невозможности смириться с реалиями сегодняшнего дня. Вместе мы доказали, что можем скоординировать свои действия и противодействовать внешнему давлению», – сказал первый зампредседателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Конкретными мерами по укреплению сотрудничества Беларуси и России, в частности, стали подписание главами государств Договора о гарантиях безопасности и утверждение Концепции безопасности Союзного государства. Принята программа согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы и совместное видение Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Безусловный приоритет отдается взаимодействию в торгово-экономической сфере. «Мы видим динамичный рост товарооборота Беларуси и России, за прошлый год этот показатель заметно вырос. Реализуется ряд инновационных проектов. Причем в разработку перспективного многоцелевого самолета вовлечен Брестский регион. Не менее важна работа по повышению экологичности тяжелой техники: к концу 2025 года планируется выпуск 220-тонного карьерного самосвала на газовом топливе от БЕЛАЗа. Это значительный шаг к более чистому и эффективному производству. Важнейшими союзными проектами в предстоящие годы также могут стать строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Брест – Москва, реконструкция автомобильной дороги, соединяющей Минск и Москву, дальнейшее развитие субсидирования перевозок», – перечислил Игорь Сергеенко.
Он отметил, что особой поддержки заслуживает вопрос углубления научной и промышленной кооперации. Перспективной он считает реализацию образовательных молодежных проектов патриотической направленности. «Вчера мы посетили Республиканский центр патриотического воспитания молодежи. За непродолжительный период работы им проведено свыше 400 мероприятий, в том числе около 100 совместных белорусско-российских патриотических акций. Мы сможем рассмотреть возможность участия парламентариев в этом проекте», – сказал первый зампредседателя Парламентского собрания Союза Беларуси и России.
По информации
БЕЛТА
Регистрация недвижимости стала удобнее: рассказываем, что изменилось
Новые правила государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним вступили в силу на этой неделе. Специалисты поправили примерно половину текста нормативного правового акта, концептуально пересмотрев подходы к операциям с недвижимым имуществом, чтобы сделать их более простыми и понятными. Итак, какие же ключевые новации предусмотрены новым законом?
Во-первых, начал действовать экстерриториальный принцип. Если до внесения изменений в законодательство заявление о регистрации нужно было подавать в организацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества, то теперь без дополнительных затрат и усилий это заявление можно подать в любой офис агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.
При этом заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова призвала индивидуальных предпринимателей и юрлиц активнее обращаться за регистрацией в электронном виде, напомнив, что сделать это можно с помощью электронных сервисов, которые доступны на Едином портале электронных услуг с 1 января 2024 г. Авторизация в данном случае происходит при помощи электронной цифровой подписи.
Во-вторых, меняется порядок взаимодействия между нотариусами и регистратором. Теперь гражданин, который обращается к нотариусу для регистрации недвижимого имущества либо внесения исправлений в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, не должен самостоятельно обращаться с заявлениями в организации по государственной регистрации. Ему достаточно посетить нотариуса, который и передаст регистратору все необходимые документы и сведения. Клиент же получит от нотариуса информацию о размере платы, которую необходимо внести за регистрацию либо за внесение исправлений, и по готовности документов сможет их забрать у нотариуса.
В-третьих, усовершенствованы подходы к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Ранее стороны договора для согласования условий и подписания сделки должны были обращаться к одному регистратору вместе в одно и то же время в одном офисе. Отныне стороны договора могут обращаться к регистраторам, например, по месту своего жительства, находясь при этом в разных городах, но в одно время. С помощью средств видеосвязи одномоментно на двух разных площадках будут согласованы все необходимые условия для заключения договора, он будет подписан и передан на регистрацию.
Эксперты Госкомимущества уверены, что данная новелла повысит клиентоориентированность процессов госрегистрации недвижимости, и рассчитывают на востребованность такой услуги у населения.
Наконец, в обновленном законе прописана обязательность государственной регистрации недвижимого имущества. Прежде сроки обращения за регистрацией устанавливались по ограниченному перечню случаев. Теперь установлены общие сроки обращения за любым регистрационным действием – полгода с даты подписания документа, ставшего основанием для регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Есть и другие изменения, пусть и не столь масштабные, но они касаются многих. О них подробнее рассказал заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Сергей Сенчук.
Прежде всего меняется процедура обжалования действий регистраторов. Не всегда человек согласен с решением госорганов, у него есть право это решение обжаловать. Раньше гражданин был вынужден обращаться вначале в территориальную организацию, действиями сотрудника которой остался недоволен, и лишь затем в республиканскую организацию. Теперь он может сразу обратиться в Национальное кадастровое агентство для обжалования действий или бездействия регистратора. Если же вопрос не решится, следующий шаг – обращение в суд.
Важной и современной новеллой стало внедрение принципа обязательного автоматического взаимодействия между государственными информационными ресурсами, содержащими сведения в отношении граждан.
Отныне в случае изменения каких-либо данных в идентификационных сведениях гражданина, юрлица или предпринимателя такие изменения будут попадать в регистр недвижимости в автоматическом режиме. Сергей Сенчук пояснил, что это значит:
– Наиболее распространенная ситуация: девушка вышла замуж и взяла фамилию супруга. Раньше необходимо было обращаться к регистратору для внесения исправления в документ регистра. Теперь эти данные поменяют автоматически. После внесения в профильный регистр сведения синхронизируются с базой Национального кадастрового агентства. Это ускорит решение связанных с регистрацией недвижимости вопросов.
Еще одна важная новелла – предусмотрена возможность для гражданина обратиться в суд, если он считает, что совершаемым регистрационным действием нарушаются его права.
Регистратор обязан внести в регистрационное дело соответствующую отметку. Это наложит определенное ограничение на распоряжение объектом недвижимости. Раньше такие отметки вносились на сайты территориальных организаций по госрегистрации. Сейчас все данные отметки будут централизованно размещаться на сайте Национального кадастрового агентства.
Обновленное законодательство расширило возможности для уведомления о совершении каких-либо регистрационных действий. Теперь это можно сделать в том числе посредством СМС-сообщения.
Инна Горбатенко, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 июня 2025 г.
Дмитрий Крутой рассказал об оптимизации в руководстве Администрации Президента
Глава Администрации Президента Беларуси Дмитрий Крутой в эфире телеканала
«Беларусь 1» рассказал об оптимизации в руководстве Администрации Президента, сообщает
БЕЛТА.

После того, как Наталья Петкевич была назначена вице-премьером, а на место Первого заместителя Главы Администрации Президента был повышен Владимир Перцов, открытым остался вопрос, как трое заместителей разделят нагрузку и кто займет вакантную должность четвертого зама.
«Пока остаются три заместителя Главы Администрации. Мы уже перераспределили обязанности. Посмотрим, как с новой дополнительной нагрузкой будут справляться действующие замы. Президент в этом плане ни на чем не настаивает и говорит, что если просто появятся достойные люди и достойное кадровое предложение, мы к этому вопросу вернемся. Но пока на повестке дня его нет», – заявил Дмитрий Крутой.
По информации
БЕЛТА