В Казахстане изменились правила перевозок пассажиров на воздушном транспорте.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 февраля 2013 года № 137 «О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2011 года № 1522 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте», опубликовано сегодня в официальной прессе, сообщает Zakon.kz.
Так, были дополнены пункты в понятия и термины документа:
48) услуга (вид обслуживания) - взаимодействие эксплуатанта (перевозчика) и пассажира и результат деятельности эксплуатанта по удовлетворению потребностей пассажира;
49) обслуживание пассажиров - деятельность эксплуатанта по выполнению процедур, связанных с оформлением и осуществлением воздушной перевозки пассажиров и предоставлением им обязательного ассортимента услуг, направленных на удовлетворение потребностей;
50) класс обслуживания - уровень комфорта и объем услуг, предоставляемых пассажирам в соответствии с тарифом на воздушную перевозку;
51) комфорт на борту воздушного судна - совокупность бытовых условий, удобств и климата, предназначенных для создания определенных физико-гигиенических условий пассажирам и удобств их обслуживания бортпроводниками, обусловленная компоновкой пассажирской кабины, интерьером и оснащенностью необходимым оборудованием и системами жизнеобеспечения (электрической, кислородной, аварийно-спасательной системы, водоснабжение, канализация, регулирование давления, газового состава и кондиционирования воздуха);
52) пассажирская кабина - часть фюзеляжа воздушного судна, состоящая из совокупности пассажирских салонов, бытовых и вспомогательных помещений, оснащенных соответствующим оборудованием, предназначенных для размещения пассажиров, бортпроводников;
53) пассажирский салон - часть пассажирской кабины воздушного судна, оборудованной пассажирскими креслами и предназначенной для размещения пассажиров;
54) бытовое помещение - часть пассажирской кабины воздушного судна, оснащенная бытовым оборудованием и включающая в себя буфет, кухню и туалеты;
55) индивидуальное обслуживание - создание доброжелательной обстановки, психологического комфорта пассажирам с момента посадки в самолет и до момента прибытия их в пункт назначения;
56) вспомогательные помещения - часть пассажирской кабины воздушного судна, оснащенная вспомогательным оборудованием, включающая в себя вестибюли, гардеробы, багажные и служебные помещения.
Кроме этого в документ были добавлены некоторые главы.
К примеру, порядок предоставления услуг на борту воздушного судна. Перевозчик предоставляет пассажирам на борту воздушных судов перечень услуг в соответствии с приложением к Правилам. Перевозчик расширяет ассортимент услуг на основании изучения потребностей, запросов пассажиров и технических возможностей.
Обслуживание пассажиров на борту воздушного судна определяется:
- соответствием уровня комфорта, создаваемого на борту воздушного судна, потребностям пассажиров;
- обязательным ассортиментом услуг, предоставляемых пассажирам в полете.
Условия и уровень обслуживания пассажиров на борту воздушного судна должны обеспечиваться:
- оборудованием и интерьером пассажирского салона;
- техническими средствами и системами, обеспечивающими безопасность пассажиров, состояние окружающей среды в салоне и комфорт;
- санитарно-гигиеническим состоянием пассажирской кабины, исправностью и укомплектованностью необходимым оборудованием, инвентарем и средствами обслуживания пассажиров;
- наличием мест для пассажиров с детьми, с возможностью установки детских люлек на тех типах воздушных судов, где предусмотрено производителем;
- возможностью размещения больных на носилках и инвалидов на тех типах воздушных судов, где предусмотрено производителем;
- средствами индивидуального пользования для пассажиров (индивидуальное освещение, вентиляция, столик для питания, система привязных ремней безопасности, спасательные жилеты, кислородные или дымозащитные маски);
- наличием гардеробов для размещения верхней одежды.
При обслуживании пассажиров с ограниченными возможностями бортпроводники должны владеть практическими навыками по коммуникации и безопасной помощи на борту воздушного судна, включая: размещение, информационное обслуживание, помощь по выполнению правил авиационной безопасности, обслуживание питанием, оказание первой медицинской помощи в полете.
При перевозке пассажира с ограниченными возможностями после проведения соответствующих процедур по регистрации представитель авиакомпании (аэропорта) сопровождает их к (от) воздушному судну.
Посадка пассажиров с ограниченными возможностями и сопровождающих лиц на борт воздушного судна производятся в первую очередь до объявления посадки основной части пассажиров и высадка из воздушного судна в последнюю очередь.
Перевозчик обеспечивает перед каждым полетом:
- чистоту в пассажирских салонах воздушного судна;
- чистоту и укомплектованность туалетных комнат гигиеническими средствами;
- исправность пассажирских кресел и багажных полок;
- исправность и укомплектованность стационарным и съемным оборудованием, средствами обслуживания и мягким инвентарем;
- обогрев/охлаждение пассажирского салона.
Перевозчик обеспечивает в течение всего полета:
- подачу холодной и горячей воды в буфет-кухню и туалеты на тех типах воздушного судна, где предусмотрено производителем;
- температуру воздуха в салонах не ниже +18 и не выше +25 градусов;
- чистоту и порядок в пассажирском салоне;
- постоянный контроль над соблюдением пассажирами правил поведения на борту воздушного судна.
Информирование осуществляется при непосредственном общении с пассажиром или по громкоговорящей связи. Обеспечение пищевой продукцией осуществляется с учетом строгого соблюдения сроков хранения продуктов. Перевозчик обеспечивает подготовку и доставку на самолет, газет, журналов с учетом продолжительности и маршрута полета. Трансляция музыкальных программ допускается в ночное время только через индивидуальные наушники (когда пассажиры отдыхают).
Все виды услуг, указанных в приложении к Правилам, должны предоставляться без ущерба безопасности полетов. Перевозчик обеспечивает представление по требованию пассажира журнала отзыва по качеству обслуживания на борту воздушного судна.
Перевозчик, выполняющий международные авиамаршруты, в пунктах назначения и отправления обеспечивает информационно-справочное обслуживание пассажиров на государственном языке. Дополнительно допускается употребление других языков.
Также Правила дополнены приложением - Перечень услуг, предоставляемых пассажирам на борту воздушного судна.
В Перечень входит:
1. Информационно-справочное обслуживание - своевременное и достоверное информирование пассажиров о правилах поведения на борту воздушного судна, предоставляемых услугах, условиях полета и пользования аварийно-спасательным оборудованием на казахском, русском и английских языках. Информации подразделяются на основные и дополнительные виды:
1) основные виды информации:
- приветственная;
- по обеспечению безопасности в полете;
- о запрете курения;
- об оборудовании самолета;
- о предоставляемых в полете услугах;
- о питании по маршруту полета;
- о наборе высоты и снижении и пункте посадки;
- после посадки воздушного судна в аэропорту прибытия;
- о погоде в пункте посадки;
2) дополнительные виды информации (при возникшей необходимости):
- об изменении плана полета;
- об изменении маршрута полета;
- о задержке рейса;
- о вынужденной посадке;
- о возврате в пункт вылета;
- о посадке на запасной аэродром;
- об аварийной обстановке, посадке;
- об опоздании в пункт назначения;
- о полете в зоне турбулентности;
- поздравительные.
2. Индивидуальное обслуживание:
- оказание услуг каждому пассажиру в течение всего полета;
- особое внимание к больным, инвалидам, пожилым людям и пассажирам с детьми;
- включение индивидуального освещения и вентиляции;
- ответы на вопросы пассажиров;
- установка и оснащение детских люлек (на тех типах воздушных судов, где предусмотрено производителем);
- обслуживание несопровождаемых детей.
3. Медицинское обслуживание, оказание первой доврачебной помощи медицинскими средствами и препаратами, находящимися в бортовой медицинской аптечке.
4. Обеспечение пассажиров мягким инвентарем в полете.
5. Предоставление пассажирам периодической печати (газеты, журналы).
6. Предоставление мультимедийных услуг, в том числе трансляция музыкальных программ на государственном, русском и других языках (при наличии соответствующего оборудования).
7. Предоставление прохладительных напитков, пищевой продукции в зависимости от типа воздушного судна и протяженности авиамаршрутов.
Постановление вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после первого официального опубликования (Казахстанская правда № 181-182 (27455-27456) 29.05.2013), то есть с 20 июня 2013 года.