/ / Общественно-политические
15.03.2013

За буквой Основного Закона — человек <em>(Валентина Подгруша, «РЭСПУБЛIКА», № 48 (5709) , 15 марта 2013)</em>

Судья Конституционного Суда, заслуженный юрист Республики Беларусь Валентина ПОДГРУШАСудья Конституционного Суда нашей страны с 1994 года, заслуженный юрист Республики Беларусь Валентина ПОДГРУША (на снимке) размышляет о нюансах многогранной деятельности по поддержанию отношений справедливости в обществе.

Во все исторические эпохи было расхожим выражение о том, что время быстротечно. Правда, это в большей степени философское выражение каждый понимал по-своему: для кого-то бежали дни, а для кого-то — годы. С удивлением замечаешь: более двух десятков лет минуло со дня распада Союза ССР и уже 19 лет наше общество и государство живут по новой Конституции 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми в том числе на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года.

Фиксируя гуманные идеалы, выработанные в ходе исторического развития цивилизации, и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям, наш народ, принимая свою Конституцию, видел в ней стратегический ориентир дальнейшего формирования Республики Беларусь как суверенного государства, полноправного члена международного сообщества. Конституция как важнейший политико-правовой документ выступала гарантом обеспечения гражданского согласия, незыблемых устоев народовластия, своеобразным индикатором политической зрелости демократического общества. Не только для юристов, но и для всех граждан важно воспринимать Конституцию как правовой фундамент, на котором строится вся система законодательства, осуществляется многогранная деятельность по поддержанию отношений справедливости в обществе и обеспечению надежного правопорядка.

Закрепляя в качестве высшей ценности и цели общества и государства человека, его права, свободы и гарантии их реализации, Конституция сама по себе является важной социальной ценностью как для каждого гражданина, так и для общества в целом. В Основном Законе на высшем нормативно-правовом уровне определена сущность современного белорусского государства. Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим социальным правовым государством. Такое государство взяло на себя ответственность перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, обязанность гарантировать права и свободы граждан Беларуси, предусмотренные Конституцией, законами и международными обязательствами государства. Именно в Конституции впервые в истории белорусской государственности прописано, что в нашей стране устанавливается принцип верховенства права, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

На конституционном уровне посредством закрепления прав и свобод гражданина и человека государство взяло на себя обязанность защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств, обеспечивать свободу, неприкосновенность и достоинство личности, гарантировать неприкосновенность жилища и иных законных владений, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, гарантировать право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, о политической, экономической, культурной и международной жизни; состоянии окружающей среды; гарантировать свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь. Исходя из социального характера нашего государства, в Конституции закреплен целый блок социальных прав граждан — на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, жилище, образование и др. 

Безусловно, конкретное конституционное право не сводится к его формальной констатации. Мало провозгласить право. Главное — то, что находится за буквой Основного Закона, каким образом развиваются конституционные нормы в актах текущего законодательства, какие выработаны механизмы реализации прав, способы защиты в случае их нарушения и т.п. В качестве примера достаточно сослаться на статью 41 Конституции, в соответствии с которой гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. То есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Один из механизмов гарантированности права на труд обозначен прямо в Конституции — через создание государством условий для обеспечения полной занятости населения.

Верховенство Конституции, полнота и качество реализации конституционных требований в актах текущего законодательства обеспечиваются прежде всего посредством конституционного контроля, проведение которого предусмотрено статьей 116 Основного Закона. В частности, если речь идет о законах, то все они после принятия парламентом и перед подписанием их Президентом нашей страны как обязательных стадий законотворческого процесса, предусмотренных в Основном Законе, проходят проверку на предмет соответствия Конституции в порядке обязательного предварительного контроля, осуществляемого Конституционным Судом Республики Беларусь на основании Декрета Президента от 26 июня 2008 г. № 14.

В порядке последующего конституционного контроля может быть проверен на предмет соответствия Конституции любой нормативный правовой акт (независимо от органа, его принявшего) на основании предложений уполномоченных субъектов. Они могут обратиться с предложением о такой проверке как по собственной инициативе, так и на основании инициативных обращений граждан и организаций, усомнившихся в конституционности нормативного правового акта.

В одном из ежегодных посланий Президенту и палатам парламента о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь Конституционный Суд признал, что именно права и свободы человека и гражданина как высшая ценность должны определять содержание и надлежащее применение нормативных правовых актов, а обеспечение реальных механизмов их реализации должно быть приоритетным направлением в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При таких обстоятельствах чрезвычайно важным является соблюдение самим государством, его органами и должностными лицами требований Конституции, обеспечение верховенства и непосредственного действия ее норм.

В условиях преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса объективно возрастает роль правовой системы государства, которая призвана обеспечить своевременную подготовку, принятие и реализацию решений, касающихся социально-экономических преобразований. Посредством права могут и должны быть обеспечены оперативность, точность, прозрачность правовой регламентации отношений в социальной, финансовой, экономической и других сферах, при соблюдении баланса частных и публичных интересов, конституционных принципов верховенства права, равенства и справедливости.

Раскрывая содержание данных принципов, КС в своих решениях неоднократно подчеркивал также их сущность как факторов обеспечения верховенства Конституции, утверждения конституционной законности, развития конституционной демократии.

В решении Конституционного Суда от 14 ноября 2012 г. обращено внимание на то, что защита государственного суверенитета, территориальной целостности Республики Беларусь, ее конституционного строя составляет сущность воинской обязанности. Положения статьи 57 Конституции закрепляют единство обязанности и священного долга гражданина Республики Беларусь по защите своей страны, что придает особую значимость воинской службе в сравнении с иными видами государственной службы и трудовой деятельностью, обусловливает необходимость установления гарантий ее исполнения как по призыву, так и при добровольном поступлении на военную службу.

Рассмотрев эти нормы в системной связи со статьей 22 Конституции, согласно которой все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов, Конституционный Суд сделал вывод о том, что возложение на граждан нашей страны обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь означает необходимость применения одинаковых подходов ко всем гражданам, поступающим на военную службу, единую по своей правовой природе. В целях обеспечения конституционных принципов верховенства права, равенства и социальной справедливости при реализации гражданами нашей страны конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь Конституционным Судом признано необходимым устранить конституционно-правовой пробел в законодательном регулировании. Для этого законодателю следует закрепить право выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту.

Таким образом, конституционный текст — это не просто изложенная сухим юридическим языком формулировка какого-либо положения. За буквой Основного Закона, закрепляющего основные направления строительства белорусского государства как демократического, социального, правового, организацию и порядок функционирования государственной власти, стоит человек как высшая ценность государства и общества, его права и свободы, гарантии их реализации.

Пользуясь случаем, от всей души хочу поздравить всех читателей с государственным праздником — Днем Конституции, пожелать всем здоровья, счастья, успехов в делах и начинаниях, а нашей любимой Родине — процветания! 

Валентина Подгруша, «РЭСПУБЛIКА», № 48 (5709), 15 марта 2013
(фото - «РЭСПУБЛIКА»)