20.06.2013
В Казахстане на законодательном уровне будет введен национальный превентивный механизм
В Казахстане на законодательном уровне будет введен Национальный превентивный механизм.
Об этом сказал Министр юстиции Республики Казахстан Берик Имашев, представляя в Сенате Парламента Республики Казахстан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».
По его словам, основанием для разработки законопроекта является исполнение Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 26 июня 2008 г.
Для Казахстана Протокол вступил в силу 22 октября 2008 г. Однако 8 февраля 2010 г. Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций было депонировано Заявление Казахстана об отсрочке исполнения обязательства по созданию национального превентивного механизма (НПМ).
Суть НПМ состоит в создании системы независимых от государства регулярных посещений мест содержания лишенных свободы с целью предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Новизна разработанного законопроекта заключается в том, что на законодательном уровне вводится НПМ в лице Уполномоченного по правам человека и представителей гражданского общества.
Сегодня по закону места содержания под арестом лишенных свободы лиц могут посещать только представители общественных наблюдательных комиссий (ОНК). В законопроекте наряду с общественными наблюдательными комиссиями такие места будут посещать также члены общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав, законных интересов граждан, юристы, социальные работники, врачи. При этом их отбор в качестве участников НПМ будет производиться специальной комиссией при Уполномоченном по правам человека.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения.
Кроме того, вносятся поправки в четыре Закона: «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества»; «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»; 3) «О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией»; 4) «О правах ребенка в Республике Казахстан».
В качестве мест регулярных посещений законопроект определяет исправительные учреждения и следственные изоляторы, организации для принудительного лечения, специальные учреждения временной изоляции от общества, центры адапатации несовершеннолетних и организации образования с особым режимом содержания.
Законопроект четко определяет роль и задачи Уполномоченного по правам человека как координатора НПМ. Он должен будет утвердить правила отбора участников НПМ, правила подготовки ежегодного консолидированого доклада по итогам превентивных посещений, методические рекомендации для участников по превентивным посещениям
При нем будет действовать Координационный совет участников НПМ, который будет определять сроки и перечень учреждений для посещения участниками НПМ в пределах выделенных бюджетных средств.
Превентивные посещения участников НПМ делятся на:
1) периодические, проводимые не реже одного раза в четыре года;
2) промежуточные, проводимые в период между периодическими превентивными посещениями с целью мониторинга реализации рекомендаций НПМ по итогам последнего регулярного посещения;
3) специальные, проводимые на основании поступивших сообщений о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В случае неправомерных действий участников НПМ руководитель администрации учреждения будет информировать Уполномоченного по правам человека. По результатам каждого превентивного посещения составляется письменный отчет. На основе таких отчетов Координационный совет будет готовить ежегодный консолидированный доклад участников национального превентивного механизма, в который включаются:
- рекомендации уполномоченным государственным органам по улучшению условий содержания и предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
- предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан.
Ежегодный консолидированный доклад участников НПМ направляется для рассмотрения уполномоченным государственным органам и размещается на интернет-ресурсе Уполномоченного по правам человека. Уполномоченные государственные органы в течение трех месяцев со дня получения доклада в письменной форме информируют Уполномоченного по правам человека о принятых мерах.
«Важно здесь сказать, что законопроектом права участников НПМ прямо закрепляются на законодательном уровне. Это является гарантией независимости их деятельности от государственных органов. В то же время четко указываются и их обязанности и обязанности государственных органов по взаимодействию с участниками НПМ. Вводится административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц за воспрепятствование должностными лицами деятельности участников НПМ, а также для самих участников НПМ - за разглашение сведений о частной жизни лиц, с которыми они беседовали, за исключением случаев, когда эти сведения содержат признаки уголовного деяния», - сказал Министр.
Также вводится государственная финансовая поддержка национального превентивного механизма. В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Факультативного протокола государства-участники обязаны предоставлять необходимые ресурсы для его функционирования. В этой связи на реализацию законопроекта в принятом Парламентом страны Законе «О республиканском бюджете на 2013–2015 годы» предусмотрена сумма в размере 200 млн. тенге.
В целях обеспечения прозрачности и целевого использования выделенных финансовых средств порядок финансирования будет определяться Правительством. К ежегодному консолидированному докладу участников НПМ должен прилагаться финансовый отчет по превентивным посещениям за прошедший год.
«Несмотря на то, что Концепция законопроекта не касается задач и функций Министерства юстиции, мы осуществляли его разработку и сопровождение в Правительстве и в Парламенте. Этот шаг был сделан в поддержку Уполномоченного по правам человека с учетом небольшого штата его аппарата (Национальный центр по правам человека - 14 чел.).
Вместе с тем при рассмотрении законопроекта в Мажилисе Парламента депутатами внесены поправки, наделяющие Омбудсмен дополнительными функциями по организации и координации деятельности национального превентивного механизма. Одновременно депутатами рекомендовано с целью обеспечения независимости превентивного механизма от государственных органов вопросы финансирования национального превентивного механизма закрепить непосредственно за Уполномоченным по правам человека, а не за Министерством юстиции. В целом всю работу по реализации НПМ как координатор НПМ должен вести сам Уполномоченный по правам человека. Законопроект предусматривает более усовершенствованный механизм общественного мониторинга мест содержания под стражей. Он еще раз подтверждает открытость государства для общественного контроля и готовность к добросовестному исполнению международных обязательств», - подытожил Министр.
Кому и сколько надо будет уплатить налогов в 2026 году
Депутатам на рассмотрение поступил финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026-го в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Для консолидации доходов бюджета планируется реализация ряда базовых мероприятий.
Привести в норму
Стоит отметить, что основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы. В Беларуси последовательно реализовывался комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета: повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие. При корректировке Налогового кодекса на 2026 год не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к изменяющимся условиям. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики. В первую очередь планируется проиндексировать налоговые ставки, установленные в абсолютных величинах, на прогнозный уровень инфляции. Это ставки земельного налога, налога на недвижимость, транспортного налога, экологического налога, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах. Также будут проиндексированы критерии выручки, позволяющие перейти на применение и применять упрощенную систему налогообложения.
– Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией, – рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов. – Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 процентов, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные изделия на 7 процентов, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 процента. Особое внимание обращено на жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 процентов для того, чтобы поэтапно выйти на уровень, как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака. Увеличение ставок акцизов в размере 3 процентов затронет и автомобильное топливо.
Справедливость в основе
Изменения в Особенную часть затрагивают практически все налоги и особенные режимы налогообложения. В частности, устанавливаются единые ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и организаций с целью исключения создания условий для минимизации налоговых отчислений. Предусматривается увеличение ставки транспортного налога в пять раз для владельцев люксовых мотоциклов с объемом двигателя от 800 кубических сантиметров и сроком эксплуатации не более пяти лет с даты их выпуска. Ранее в 10 раз был увеличен транспортный налог для люксовых автомобилей.
При этом предполагается, что льгота по транспортному налогу на электромобили будет продлена.
– Ее планируется продлить на следующий год. Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать, – отметила член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова. – В этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
– Также рассматривается расширение подходов по прогрессивному налогообложению доходов и имущества физических лиц: введение повышенной ставки подоходного налога с физических лиц. В отношении более высоких доходов граждан – это свыше 600 тысяч рублей в год. Первый шаг – 25 процентов, следующие шаги пока обсуждаются, – отметил Министр финансов Юрий Селиверстов.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов.
– Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв. м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв. м – коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв. м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв. м – 3. Таких объектов недвижимости в стране немало. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов, – подчеркнул Министр.
Кроме того, предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью. Также ожидается повышение единого имущественного платежа для физических лиц – должников. Физическим лицам, допустившим неуплату (неполную уплату) единого имущественного платежа по состоянию на 1 января года, следующего за годом, на который приходится срок уплаты единого имущественного платежа, в размере, превышающем 1 базовую величину, исчисление налогов за истекший налоговый период будет производиться с увеличением на 15 процентов от неуплаченной на 1 января суммы единого имущественного платежа.
Индивидуальный подход
Законопроектом также предлагается внести изменения в порядок исчисления налога на профессиональный доход. Устанавливается, что сумма исчисленного налога с профессионального дохода, подлежащая уплате за месяц, не может быть ниже 45 рублей. Так, в проекте предусмотрено, что сумма налога на профессиональный доход исчисляется налоговым органом как произведение налоговой базы и ставки налога, но не менее 45 рублей в месяц. При этом отменяется вычет по налогу на профессиональный доход в размере 2 тысяч рублей. Такие новации призваны увеличить долю участия граждан, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность в финансировании государственных расходов, а также исключить фиктивную регистрацию в качестве плательщиков налога на профессиональный доход без намерения осуществлять такую деятельность.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 процентов.
– Изменения являются результатом работы по дальнейшему совершенствованию налоговой системы с целью обеспечения понятности восприятия норм законодательства, установления баланса интересов бизнес-сообщества, граждан и государства. Планируемый уровень налоговой нагрузки – не более 25,7 процента к ВВП, – уверена член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
В Беларуси создан новый технический комитет по стандартизации «Цифровое развитие и связь» (ТК ВY 41)
Он утвержден приказом Госстандарта от 12 ноября 2025 г. № 193.
ТК ВY 41 сформирован на базе технических комитетов по стандартизации в области электросвязи (ТК ВY 27) и цифровой трансформации (ТК ВY 38) и станет единым национальный отраслевым техническим комитетом под эгидой Министерства связи и коммуникаций Республики Беларусь. Такое решение будет способствовать реализации единого подхода в области стандартизации в сфере цифрового развития и связи.

Ведение секретариата возложено на ОАО «Гипросвязь», которое является наблюдателем в подкомитете по стандартизации SC 42 «Искусственный интеллект» Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии. Также данному предприятию будут делегированы полномочия по участию в межгосударственном техническом комитете «Искусственный интеллект» (МТК 566) и взаимодействию с техническим комитетом по стандартизации Российской Федерации ТК 164 «Искусственный интеллект».
Основные задачи, на выполнение которых будет направлена деятельность ТК ВY 41, связаны с рассмотрением и выработкой предложений по проведению единой научно-технической политики по техническому нормированию и стандартизации в сфере цифрового развития и связи; разработкой как проектов технических нормативных правовых актов по техническому нормированию и стандартизации, так и государственных и межгосударственных стандартов, проверкой их научно-технического уровня, а также участием в работах по международной стандартизации.
Сфера компетенции нового технического комитета по стандартизации – цифровые технологии и искусственный интеллект (технологии искусственного интеллекта; программное обеспечение и программно-технические средства; технологии сбора, хранения, обработки, защиты, высокоскоростной передачи и распределения информации; математические теории и методы, высокопроизводительные вычислительные системы, цифровые модели и двойники); средства и услуги электросвязи, процессы на стадиях монтажа и эксплуатации средств и сетей электросвязи; технологии связи, в том числе почтовой.
В настоящее время в состав ТК ВY 41 входит 26 организаций республики, в том числе БелГИСС и БГЦА. Этот перечень – не исчерпывающий: комитет приветствует расширение своих рядов. О желании работать в ТК ВY 41 организациям следует сообщить в
ОАО «Гипросвязь».
В 2025 г. в Беларуси разрабатывается государственный стандарт на системы менеджмента в сфере искусственного интеллекта. Документ будет устанавливать требования к системам управления искусственным интеллектом, обеспечивая безопасное, этичное и ответственное его использование.
Также при поддержке ПРООН будут разработаны три государственных стандарта, определяющих принципы, процессы и методы создания и использования этичного и общественно приемлемого искусственного интеллекта, лучшие практики управляемости систем искусственного интеллекта, риски безопасности и конфиденциальности при их использовании.
Стандарты направлены на обеспечение безопасности систем искусственного интеллекта не только для людей, но и для окружающей среды.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Минэкономики завершает разработку госпрограммы поддержки бизнеса на 2026–2030 годы
Минэкономики завершает разработку госпрограммы поддержки бизнеса на 2026–2030 годы. Об этом заявил журналистам Министр экономики Юрий Чеботарь, передает корреспондент
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Могу анонсировать, что мы уже практически завершили разработку программы поддержки предпринимательства на следующую пятилетку (2026–2030 годы). Отмечу, что мы с нашими коллегами в регионах и основными институтами поддержки подошли к этой задаче очень скрупулезно», – рассказал Юрий Чеботарь. Название программы – «Устойчивое предпринимательство». Там два основных блока – стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства и создание комфортного бизнес-климата. Предусмотрены мероприятия по развитию институтов поддержки бизнеса, созданию специальных информационных сервисов, внедрению новых инструментов поддержки МСП.
Планируется рост объемов финансирования поддержки бизнеса. «Объем средств в республиканском бюджете предусмотрен в два раза больше, чем в текущей пятилетке», – обозначил Министр. Вырастут объемы поддержки и из собственных средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, а также за счет местных бюджетов.
«Думаю, что этот инструментарий нам существенно поможет в обеспечении увеличения доли малого и среднего бизнеса», – заключил глава Минэкономики.
По информации
БЕЛТА
В МЖКХ разъяснили изменения в оплате отдельных услуг
В Министерстве жилищно-коммунального хозяйства разъяснили изменения в расчете платы за отдельные ЖКУ (теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение). Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
Министерство ЖКХ в связи с многочисленными обращениями граждан по поводу изменений в порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги сообщает следующее: постановлением Совета Министров от 27 августа № 465 в целях определения дополнительных мер по вовлечению граждан, не занятых в экономике, в трудовую деятельность изменены подходы по начислению платы за отдельные ЖКУ (теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение) в отношении принадлежащих им или занимаемых ими жилых помещений.
До 1 октября 2025 г. если не занятый в экономике гражданин был зарегистрирован в своей квартире и проживал там не один, повышенные тарифы применялись только к его доле в общем объеме услуг.
С 1 октября 2025 г. если гражданин включен в список не занятых в экономике и является собственником жилья, то экономически обоснованные тарифы применяются ко всей площади всех принадлежащих ему квартир и на весь объем потребляемых услуг. Льготная часть, которая ранее распределялась между проживающими, теперь исключена.
Основная цель нововведений корректировки – создание более справедливой системы распределения нагрузки в жилищно-коммунальной сфере.
Государственные субсидии на коммунальные услуги призваны поддерживать в первую очередь тех граждан, которые своим трудом участвуют в развитии экономики страны.
По информации
БЕЛТА
Каков национальный прогресс Беларуси в достижении ЦУР? Белстат дал оценку
Национальный статистический комитет провел оценку национального прогресса в достижении Целей устойчивого развития, сообщает
БЕЛТА.
«Беларусь привержена осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Поставленные ключевые задачи фокусируются на достижении высоких стандартов уровня жизни населения, качественного роста экономики, формировании полноценной конкурентной среды, создании комфортных условий для жизнедеятельности и развития личностного потенциала, сохранении природных систем для нынешних и будущих поколений. По результатам проведенной Белстатом оценки с использованием данных за период с 2015 по 2024 год 82, 3% показателей демонстрируют значительный прогресс и достижение высоких результатов», – рассказали в комитете.
В настоящее время в национальном перечне – 245 показателей по достижению ЦУР, из них соответствуют глобальным 172, что свидетельствует об очень высоком уровне гармонизации национального и глобального перечней. Показатель доступности данных достиг 95 %, по 10 ЦУР отмечается стопроцентная доступность данных.
Высокие показатели прогресса подтверждают серьезность намерений Беларуси в достижении Целей устойчивого развития, отметили в Белстате.
По информации
БЕЛТА