Антидопинговые правила будут четко прописаны в законодательстве Беларуси
Палата представителей приняла сегодня во втором чтении проект Закона «О физической культуре и спорте».
Как пояснил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Вадим Девятовский, комментируя этот законопроект, в Беларуси на законодательном уровне будут четко прописаны антидопинговые правила, а также правила допинг-контроля.
В законопроекте прописаны и понятие дисквалификации, статус Национального антидопингового агентства. «Появится реестр федераций. Это тоже очень важно», – отметил депутат.
Впервые на законодательном уровне предлагается регламентировать права и обязанности спортсменов и тренеров, определяются спортивные звания и разряды. В документе говорится и об особенностях перехода (трансфера) профессионального спортсмена, тренера из одной организации физкультуры и спорта в другую.
Отдельная глава посвящена вопросам организации занятий физической культурой по месту работы, жительства, физического воспитания обучающихся, физподготовки военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Следственного комитета и т.д.
«Вообще документ очень емкий, затрагивает массу важных вопросов, которые отвечают сегодняшнему дню», – отметил Вадим Девятовский, говоря об этом проекте Закона в Парламенте.
В свою очередь, заместитель председателя Палаты представителей Виктор Гуминский подчеркнул: «Действительно, проделана очень большая работа. Вопрос же стоял одно время так – а может, ждать внесения Спортивного кодекса? Но было проведено расширенное совещание. В результате принято решение, что сначала нужно принять то, что возможно, а потом идти дальше. Мы еще в начале пути».
Наряду с этим законопроектом во втором чтении также приняты поправки в Кодекс об образовании, которые необходимы для согласования с проектом Закона о физкультуре и спорте.
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности», внесенный в Палату представителей Президентом Республики Беларусь, принят в первом чтении, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Законопроект представил депутатам директор Национального центра законодательства и правовой информации Андрей Мательский.
По его словам, принятие закона позволит реализовать поручение Президента по вопросам нормотворческой деятельности, повысить качество подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечить оперативность нормотворческого процесса, обеспечить компактность законодательства, на регулярной основе актуализируя подзаконный массив и не допуская его необоснованного разрастания, систематизировать нормативные правовые акты по нормотворческой деятельности.
(фото – БЕЛТА)
Как пояснила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Марина Ленчевская, законопроект разработан для систематизации законодательства по результатам ревизии нормативных правовых актов, проведенной в соответствии с поручением Главы государства.
«Это следствие масштабной ревизии, которая была проведена в 2024 году по поручению главы государства. На то были веские причины. Национальное законодательство насчитывало более 170 тыс. нормативных правовых актов. Это значительный массив. Многие из них были трудночитаемы, дублировали друг друга, – пояснила Марина Ленчевская. – Данный законопроект направлен на обеспечение эффективности, системности, стабильности и доступности и главное – качества законодательства. Главный посыл законопроекта – законы должны быть простыми и понятными не только для правоприменителей, но и для простых граждан».
Депутат обозначила основные новеллы. Так, исключается частая корректировка нормативных правовых актов, что обеспечит стабильность законодательства. Усиливается значение пакетного принципа. «Важно, чтобы законопроекты вносились в парламент вместе с проектами нормативных правовых актов. Я сейчас говорю о подзаконных актах, которые будут приниматься в развитие основных положений закона. Объективно сегодня затягивается принятие таких подзаконных нормативных правовых актов», – пояснила она.
Исключается необоснованное применение отсылочных и бланкетных норм. Эта новелла направлена на простоту и доступность законодательства.
Кроме того, предусматривается проведение инвентаризации нормативных правовых актов на системной основе. Предполагается, что законы будут инвентаризироваться раз в пять лет, подзаконные акты, в том числе постановления правительства, – раз в три года, акты министерств и ведомств – ежегодно. Это новелла направлена на недопущение увеличения массива законодательства.
Еще одна новелла – передача функции Национального центра законодательства и правовой информации по контролю за реализацией заключительных положений Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. «С инициативой по корректировке в этой части закона выступила Палата представителей, – заметила Марина Ленчевская. – Мы понимаем, что это серьезная дополнительная нагрузка, но это очень важная работа, мы к ней готовы. Главное, что усиление парламентского контроля в этой части позволит обеспечить более эффективную реализацию нашей основной функции по законотворчеству и обеспечить более успешную обратную связь между законодательной и исполнительной властью».
В целом все новеллы законопроекта очень позитивные, они коррелируют с Концепцией правовой политики государства и, безусловно, будут направлены на обеспечение качества законодательства, резюмировала председатель Постоянной комиссии.
По информации БЕЛТА
Законопроект «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности» подготовлен к первому чтению, сообщила журналистам председатель Постоянной комиссии по законодательству Марина Ленчевская перед заседанием Совета Палаты представителей, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Постоянная комиссия по законодательству сегодня работает над данным законопроектом. Мы уже подготовили его к первому чтению. Будем предлагать своим коллегам принять его в авторской редакции, безусловно, поддержать концепцию. В последующем работа над данным законопроектом будет продолжена в плановом порядке», – сказала Марина Ленчевская, добавив, что в случае поступления замечаний и предложений они будут тщательным образом проработаны.
Законопроект планируется рассмотреть в первом чтении 5 ноября. Он внесен в Парламент Президентом Беларуси Александром Лукашенко.
По словам депутата, законопроект стал результатом масштабной работы по ревизии законодательства. Основным законом, который корректируется, является Закон «О нормативных правовых актах».
«Действительно, это своеобразная конституция нормотворца, – сказала Марина Ленчевская. – Для депутатского корпуса данный закон является настольным, поэтому мои коллеги приступили к работе над данным законопроектом еще задолго до внесения его в Палату представителей, на этапе его разработки». Так, представители депутатского корпуса участвовали в работе рабочих групп по подготовке данного законопроекта. Кроме того, Палатой представителей подготовлено многочисленное количество предложений – их рассмотрели в ходе работы над законопроектом и большинство учли.
Одно из таких предложений касалось передачи функций Национального центра законодательства и правовой информации по контролю за реализацией заключительных положений законов Палате представителей Национального собрания. «Это серьезная дополнительная работа для депутатского корпуса. Но мы понимаем, насколько она важна, и к этой работе готовы», – сказала Марина Ленчевская. Парламентский контроль в этой части, по ее словам, позволит действительно качественнее выполнять основную функцию по законотворчеству и наладить более эффективную обратную связь между законодательной и исполнительной властью.
Важной новеллой для депутатского корпуса, отметила она, является усиление значения пакетного принципа. «Очень важно, чтобы не допускалось затягивание принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений закона. Речь идет о подзаконных нормативных правовых актах», – сказала депутат.
Очень позитивной и своевременной Марина Ленчевская назвала новеллу, которая касается проведения инвентаризации законодательства на системной основе: законов – раз в 5 лет, подзаконных актов, в том числе постановлений Правительства, – раз в 3 года, актов министерств и ведомств – ежегодно.
Депутат обратила внимание на то, как важно не допустить необоснованного роста законодательного массива. «Наведена генеральная уборка. Нужно поддерживать порядок», – подчеркнула она, добавив, что новелла, которая исключает частую корректировку нормативных правовых актов, направлена на стабильность законодательства.
В целом, резюмировала депутат, работа над данным законопроектом призвана обеспечить системность, стабильность и качество законодательства.
По информации БЕЛТА
Напомним, что данная процедура предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 2025 г. № 295 для средств персональной мобильности, приобретенных гражданами и юридическими лицами до 1 сентября 2025 г. Речь идет о средствах с максимальной конструктивной скоростью более 25 км/ч при условии, что их владельцы желают участвовать в движении по дорогам с усовершенствованным покрытием. Оценка соответствия типам «мопед» или мотоцикл» предшествует дальнейшей государственной регистрации таких средств в ГАИ.
Одним из этапов оценки соответствия являются испытания средств на открытой площадке, в ходе которых измеряется максимальная конструктивная скорость, проверяется исправность работы тормозов и спидометра.
Согласно требованиям стандарта, такие испытания проводятся при определенных условиях: температура воздуха должна быть не ниже +5 0С, скорость ветра – не более 8 м/с, относительная влажность воздуха – не более 95 %.
«Установление холодной погоды, характерной для глубокой осени и приближающейся зимы, с частыми осадками будет оказывать все большее влияние на проведение испытаний в лабораториях. Поэтому мы просим граждан с пониманием относиться к возможным переносам ранее назначенных дат испытаний, а также учитывать погодные условия при решении предоставить техническое средство на оценку соответствия», – пояснили в Госстандарте.
Одновременно в комитете отметили, что часть лабораторий имеет возможность проводить указанные испытания на специальных стендах, вне зависимости от состояния погоды.
«В настоящее время гражданам и юридическим лицам выдано более 670 выписок из электронных паспортов на транспортные средства типов «мопед» и «мотоцикл». Это позволяет далее зарегистрировать их в ГАИ. Испытания по заявкам сейчас проводятся, хотя в целом отмечается тенденция к их снижению. В октябре по результатам проведенных испытаний оформлено выписок на 20–25 % меньше, чем в сентябре», – сообщили в комитете.
Здесь также напомнили, что упрощенный порядок регистрации устройств персональной мобильности в ГАИ действует до 1 сентября 2026 г.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Что нового появилось в правилах нахождения в зоне повышенной опасности железнодорожных путей, рассказали БЕЛТА в пресс-службе Генеральной прокуратуры.
Генпрокуратура, исходя из необходимости обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, потребовала нормативного урегулирования Минтрансом порядка выпаса вблизи железнодорожных путей сельскохозяйственных животных и их прогона через такие пути, а для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры – дополнительные изменения в правила проезда и перехода через пути и нахождения в зонах повышенной опасности на объектах ж/д инфраструктуры.
Очевидно, что бесконтрольное нахождение животных в зонах повышенной опасности железной дороги приводило к их гибели и срыву с графика движения поездов, причинению вреда. К примеру, КУСХП «Улльский» на расстоянии около 1 км от железнодорожных путей на перегоне Оболь – Глушанино Витебской области в мае 2025 года осуществлялся выпас стада из 178 коров. Отсутствие контроля за животными привело к их выходу на железнодорожные пути, применению экстренного торможения двумя поездами межрегиональных линий и гибели 16 сельскохозяйственных животных.
Итогом рассмотрения этого и других предложений Генпрокуратуры стало издание транспортным ведомством постановления, которым актуализированы правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. Теперь на законодательном уровне даны определения термина «сельскохозяйственные животные». Установлен запрет на их выпас в полосе отвода железной дороги. На расстоянии ближе 300 м от ж/д путей выпас должен осуществляться на привязи или в загонах, а на расстоянии от 300 м до 2 км – под постоянным надзором лиц, пасущих сельхозживотных. Исключение – места загонной пастьбы с помощью электрического ограждения. Изложены действия и при прогоне этой категории животных через железнодорожные пути.
Кроме того, для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры определены условия размещения знаков информационной безопасности, ужесточены требования к проезду и переходу через железнодорожные пути. В частности, при переходе через пути по железнодорожным пешеходным переходам следует держать сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, за руку или на руках при перевозке их без использования детской коляски.
Гражданам при пересечении железнодорожных путей запрещено пересекать их при работающем световом сигнале красного цвета устройства автоматической сигнализации о приближении поезда (при наличии такого устройства), а также если к железнодорожному пешеходному переходу в пределах видимости приближается транспортное средство железнодорожного транспорта, передвигаться на мотоблоках, мотоциклах, мопедах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, а также с использованием средств персональной мобильности (за исключением инвалидных колясок), а также пользоваться мобильными телефонами, наушниками (кроме слуховых аппаратов), планшетными компьютерами и иными электронными устройствами.
При нахождении в зонах повышенной опасности нельзя устанавливать на путях железнодорожные тормозные башмаки и устройства принудительного схода железнодорожного подвижного состава, проникать в производственные помещения и на огражденную территорию объектов инфраструктуры, которые не предназначены для обслуживания потребителей, наносить надписи и наклейки, загрязнять транспортные средства железнодорожного транспорта.
Кроме того, запрещено осуществлять самовольный проезд в грузовом поезде, проезд на подножке, автосцепном устройстве, переходной площадке, крыше, ином конструкционном элементе железнодорожного транспорта, в том числе в кабине управления таким транспортом, пользоваться наушниками (кроме слуховых аппаратов) на пассажирской платформе, оставлять без присмотра и контроля сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, прыгать с пассажирской платформы и находиться под ней. Также нельзя использовать пиротехнические изделия, пользоваться лазерными указками, осуществлять движение по полосе отвода с использованием средств передвижения и транспортных средств, не применяемых для обслуживания объектов инфраструктуры.
Вышеперечисленные и иные изменения, направленные на безаварийную работу железной дороги и предупреждение травматических случаев с гражданами, вступили в силу в сентябре 2025 года.
По информации БЕЛТА
В Палату представителей правительством внесен проект закона «Об изменении законов по вопросам железнодорожного транспорта», сообщили БЕЛТА в пресс-службе Палаты представителей.

Законопроектом, в частности, предусматривается уточнение полномочий Главы государства и Правительства в области железнодорожного транспорта.
Отдельные функции военизированной охраны БЖД предлагается передать Департаменту охраны МВД. Предполагается закрепление полномочий и разграничение функций органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области железнодорожного транспорта.
Предлагается ввести нормы о лицензировании в области железнодорожного транспорта общего пользования, расширить круг субъектов, проходящих медицинские осмотры, освидетельствование (переосвидетельствование), техническое обучение.
Кроме того, уточняются условия предоставления права управления транспортными средствами железнодорожного транспорта.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию.
По информации БЕЛТА
