01.04.2013
29 марта 2013 года в Минске в Исполнительном комитете СНГ состоялось заседание высшего коллегиального органа Экономического Суда СНГ – Пленума Экономического Суда СНГ
В состав Пленума входят судьи Экономического Суда СНГ и председатели высших судов, разрешающих споры в сфере экономики в государствах – участниках Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года.
В заседании Пленума 29 марта 2013 года приняли участие:
В работе Пленума также приняли участие представители Исполнительного комитета СНГ, аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Министерства иностранных дел и Министерства юстиции Республики Беларусь.
С приветствием к участникам Пленума обратился Первый заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Гаркун Владимир Гилярович.
В ходе заседания были рассмотрены следующие вопросы:
-
О ходе реализации пункта 5 постановления Пленума Экономического Суда СНГ от 5 июля 2012 года № 1 «Об итогах деятельности Экономического Суда Содружества Независимых Государств за 20 лет».
-
О механизме разрешения споров, связанных с исполнением обязательств по Договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.
-
О награждении Почетной грамотой Экономического Суда СНГ.
1. По первому вопросу члены Пленума заслушали и приняли к сведению информацию Председателя Пленума – Председателя Экономического Суда СНГ Л.Э.Каменковой.
В выступлении Председателя Экономического Суда СНГ уделено внимание работе, проводимой Экономическим Судом СНГ по активизации его деятельности.
Л.Э.Каменкова отметила, что нормативно-правовая база Содружества четко определяет круг субъектов, которые могут обращаться в Экономический Суд СНГ с запросами о толковании норм международных соглашений в рамках Содружества. В частности, толкование осуществляется по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.
Вместе с тем, в Экономический Суд нередко поступают обращения от «ненадлежащих заявителей», которым Суду приходится отказывать. Таким образом, многие проблемные вопросы, возникающие в процессе применения международных соглашений в рамках Содружества, остаются нерешенными. В связи с этим, Экономический Суд СНГ в процессе своей работы проанализировал вопрос о том какой орган или организация и в каком порядке могли бы выступить в качестве так называемых посредников между гражданами, государственными органами государств-участников СНГ и субъектами, уполномоченными обращаться в Экономический Суд СНГ? Безусловно, этот вопрос требует обсуждения и консультаций между государствами – участниками Содружества Независимых Государств. «Однако решение данной задачи, несомненно, будет способствовать активизации судебной деятельности Экономического Суда СНГ», – подчеркнула Председатель Экономического Суда СНГ Л.Э.Каменкова.
В этих целях Пленум Экономического Суда СНГ рекомендовал Экономическому Суду провести консультации с государствами-участниками СНГ о целесообразности правового урегулирования на национальном уровне механизма опосредованного обращения в Экономический Суд СНГ. Закрепление такого механизма позволит более эффективно использовать правовой потенциал Экономического Суда СНГ.
Кроме этого, Председатель Экономического Суда СНГ в своем выступлении затронула такую важную тему, как электронное правосудие и использование видеоконференцсвязи в деятельности Экономического Суда СНГ, отметив, что внедрение и применение этих элементов в судебном процессе весьма актуально для Экономического Суда, является новым направлением работы, в связи с чем в 2013 году запланирована подготовка проекта Концепции по использованию элементов электронного правосудия при рассмотрении дел Экономическим Судом.
Пленум Экономического Суда СНГ рекомендовал Экономическому Суду СНГ совместно с высшими судебными органами, разрешающими дела по спорам в сфере экономики в государствах – участниках Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года, продолжить работу по внедрению элементов электронного правосудия и видеоконференцсвязи.
2. По второму вопросу Пленум принял к сведению информацию Секретаря Пленума – заместителя Председателя Экономического Суда СНГ С.Ж. Жолдыбаева.
В своем выступлении заместитель Председателя Экономического Суда СНГ проанализировал вопрос о возможных механизмах рассмотрения споров по Договору о зоне свободной торговли в рамках СНГ, в том числе через призму участия в этом процессе Экономического Суда СНГ.
В частности, С.Ж. Жолдыбаев отметил, что Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года уже вступил в силу для Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации и Украины. На стадии ратификации данного Договора находятся Республика Таджикистан и Кыргызская Республика, ведутся переговоры о присоединении к Договору Республики Узбекистан.
Положения Договора о зоне свободной торговли предусматривают три различные процедуры разрешения спорных вопросов, которые могут использоваться Сторонами, при этом Договор не содержит указаний относительно приоритета какой-либо из них. Кратко осветив особенности и специфику каждой из процедур разрешения споров по данному Договору, С.Ж.Жолдыбаев в своем выступлении особое внимание уделил преимуществам рассмотрения споров в Экономическом Суде СНГ, отметив, что: «Экономическим Судом накоплен достаточный опыт работы с соглашениями, обеспечивающими создание и функционирование в Содружестве зоны свободной торговли. Экономический Суд расположен на территории СНГ, использует в качестве рабочего русский язык».
Пленум Экономического Суда СНГ постановил считать целесообразным подготовить изменения и дополнения в Регламент Экономического Суда СНГ в части урегулирования механизма разрешения споров, связанных с исполнением обязательств по Договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.
3. Пленум Экономического Суда Содружества Независимых Государств также постановил:
за активное и плодотворное участие в деятельности Экономического Суда СНГ, утверждение в практике Содружества общепризнанных принципов и норм международного права, а также за вклад в укрепление интеграции и сотрудничества государств – участников Содружества наградить Почетной грамотой Экономического Суда Содружества Независимых Государств:
-
ГАРКУНА Владимира Гиляровича – Первого заместителя Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ;
-
ТРЕБКОВА Андрея Адамовича – Председателя Международного союза юристов;
-
ЯКОБСОНА Александра Серафимовича – Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Постановления Пленума Экономического Суда СНГ от 29 марта 2013 года будут размещены в открытом доступе на сайте Экономического Суда СНГ в подразделе «Постановления Пленума Экономического Суда СНГ» по адресу: http://www.sudsng.org/about/plenum/postpl/.
Парламентарии утвердили отчет об исполнении республиканского бюджета за 2024 год
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли законопроект «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2024 год», передает корреспондент
БЕЛТА.

Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров. Необходимость рассмотрения законопроекта на второй сессии обусловлена требованиями Бюджетного кодекса и регламента Палаты представителей, где в статье 197 предусмотрено, что проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год рассматривается Палатой представителей до рассмотрения проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Исполнение республиканского бюджета в 2024 году осуществлялось в условиях нестабильной внешнеэкономической конъюнктуры, закрытия ряда традиционных рынков сбыта, блокировки товарных потоков.
Законом «О республиканском бюджете на 2024 год» по расходам республиканский бюджет был утвержден в сумме Br44 657,4 млн, исходя из прогнозируемого объема доходов Br39 906,4 млн с дефицитом в размере Br4751,1 млн.
С учетом внесенных в 2024 году изменений уточненные показатели республиканского бюджета составили: по расходам - Br45 122,6 млн, доходам - Br43 950 млн, дефицит бюджета - Br1172,7 млн. За 2024 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму Br44 634,4 млн, или 101,6 % уточненного годового плана.
Доходы республиканского бюджета формировались за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил Br2388 млн, или 100,4 % уточненного годового плана, налог на добавленную стоимость - Br17 290 млн, или 99,8 %, доходы от внешнеэкономической деятельности - Br8027,8 млн, или 104,5 %.
Всего расходы республиканского бюджета за 2024 год составили Br43 916,2 млн, или 97,3 % уточненного годового плана.
Основными задачами в области политики расходов являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг и гарантий, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами.
Расходы республиканского бюджета на финансирование общегосударственной деятельности составили Br19 829,8 млн, или 96,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году Республикой Беларусь обеспечено перечисление долевого взноса в бюджет Союзного государства, что позволило реализовывать союзные программы и мероприятия.
Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме Br3135,1 млн, или на 98,9% от уточненных годовых назначений. Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности профинансированы в сумме Br4689,3 млн, или 99,2 %.
Фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика» составило Br8318 млн, или 98,8% уточненного годового плана. На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности направлено Br2413 млн, или 99,5 %.
Фактическое финансирование по подразделу «Промышленность, строительство и архитектура» составило Br2615,5 млн, или 98,9 % уточненного годового плана. На финансирование мероприятий дорожного хозяйства за счет средств республиканского бюджета использовано Br2021 млн, или 100 % уточненного годового плана. Расходы направлены на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, их строительство и реконструкцию.
По республиканскому бюджету в 2024 году на финансирование здравоохранения направлено Br2465,8 млн, или 99,5 % уточненного годового плана.
Финансирование расходов на здравоохранение осуществлялось по следующим направлениям: медицинская помощь населению - Br962,1 млн, государственный санитарный надзор - Br12,1 млн, прочие мероприятия по здравоохранению - Br1458 млн.
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации в 2024 году профинансированы в сумме Br731,2 млн, или 85,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году республиканским бюджетом на содержание учреждений культуры и проведение мероприятий в области культуры направлено Br212,8 млн, или 98,7 % уточненного годового плана.
По подразделу «Средства массовой информации» профинансировано Br227,1 млн, или 67,2 % к уточненным плановым назначениям. Расходы на финансирование учреждений и мероприятий по образованию составили Br1822,5 млн, или 97,8 % уточненного годового плана. Данный уровень расходов позволил обеспечить выполнение всех обязательных социальных стандартов в области образования, реализовать ряд мероприятий по государственным программам.
Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» профинансированы в сумме Br2741,3 млн, или 98,4 % уточненного годового плана.
Сформирован «семейный капитал» в сумме Br292,4 млн. Обеспечены оплата труда, выплата пенсий, стипендий, пособий, средства на выполнение государственных социальных стандартов.
Расходы государственных целевых бюджетных фондов профинансированы в сумме Br2921,6 млн, или 96,3 % уточненного годового плана.
Таким образом, уточненный план по доходам республиканского бюджета за 2024 год выполнен на 101,6 %, по расходам - на 97,3 %. Профицит составил Br718,3 млн, или 0,3 % ВВП.
По информации
БЕЛТА
(фото Кристины Аксёновой)
Минприроды: основные подходы к развитию системы особо охраняемых природных территорий не поменяются
В Беларуси основные подходы к развитию системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) не поменяются, но законодательство будет совершенствоваться. Об этом сообщили БЕЛТА
в пресс-службе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В настоящее время в стране ведется работа по подготовке проекта Экологического кодекса, в котором полностью будут отражены общественные отношения, регулируемые законодательством в области особо охраняемых природных территорий. Проектом не предполагаются изменения существующих в стране основных подходов к развитию системы ООПТ, однако ведется работа по изучению практики применения законодательства для его дальнейшего совершенствования.
«Государственная политика Беларуси в области охраны окружающей среды за последние 20 лет позволила уменьшить негативное воздействие хозяйственной деятельности на целостность экологических систем, а также обеспечить улучшение экологической ситуации в стране, повысить эффективность использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов в интересах экономического роста и улучшения условий жизни населения», – отметил Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк на выездном заседании Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Палаты представителей.
Создана комплексная система особо охраняемых природных территорий различных категорий, режима охраны и статуса, позволяющая эффективно сохранять уникальные природные богатства Беларуси, площадь которых по состоянию на 1 января 2025 года составляет более 1,9 млн га, или 9,2 % от площади страны.
Белорусские ООПТ признаны на международном уровне. Часть национального парка «Беловежская пуща» является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Национальный парк «Беловежская пуща» и Березинский биосферный заповедник награждены Европейским дипломом особо охраняемых природных территорий Совета Европы. Три ООПТ Беларуси включены во Всемирную сеть биосферных резерватов, созданную в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера».
По информации
БЕЛТА
Депутаты утвердили отчет об исполнении бюджета фонда соцзащиты населения за 2024 год
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли законопроект «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2024 год», передает корреспондент
БЕЛТА.

Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на 2024 год утвержден законом от 13 декабря 2023 года №317–3 «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2024 год» по доходам в сумме Br28 225,8 млн, по расходам – Br27 768,7 млн, с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме Br457,1 млн.
В соответствии с указом № 476 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда» доходы бюджета фонда увеличены на Br2472,8 млн, расходы – на Br632,8 млн, превышение доходов над расходами увеличено на Br1840 млн.
С учетом изменений, внесенных указом, уточненные показатели бюджета фонда составили: по доходам – Br30 698,6 млн, расходам – Br28 401,5 млн, превышение доходов над расходами – Br2297,1 млн за счет средств государственного социального страхования в сумме Br1819,8 млн, профессионального пенсионного страхования в сумме Br477,3 млн.
Доходы бюджета фонда за 2024 год сложились в сумме Br30 638 млн, что составляет 108,5 % к утвержденному законом плану и 99,8 % к уточненному плану, и увеличились по сравнению с 2023 годом на 20,9 %.
Основной источник доходов бюджета фонда (92,5 %) – взносы на государственное социальное страхование, в том числе Br28 094 млн составляют обязательные страховые взносы и Br242 млн – взносы на профессиональное пенсионное страхование.
Неналоговые доходы бюджета фонда составили Br493,6 млн. Поступления из республиканского бюджета – Br1808,4 млн.
Расходы бюджета фонда в 2024 году составили Br28 281 млн. Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (79,8 %) и пособий (19 %).
В 2024 году перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике производился дважды: с 1 февраля – на 10%, с 1 октября – на 5 %.
Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четырежды (в феврале, мае, августе и ноябре) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.
Финансирование всех определенных законодательством расходов за счет средств государственного социального страхования в 2024 году обеспечено своевременно и в полном объеме. Таким образом, бюджет фонда в 2024 году сбалансирован и исполнен с профицитом в сумме Br2357 млн, в том числе профицит по средствам государственного социального страхования составил Br1877,9 млн, профицит по средствам профессионального пенсионного страхования – Br479,1 млн.
По информации
БЕЛТА
В Палате представителей обсудили практику применения законодательства в сфере аграрной политики
12 июня 2025 года под председательством Маркевича И.С. прошло выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике в целях изучения практики применения Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 287-З «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения», а также определения актуальных направлений совершенствования законодательства в этой сфере.
Заседание прошло на базе ОАО «Новая жизнь» в аг. Оношки Несвижского района с участием представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Центра информационных систем в животноводстве, Минского областного и Несвижского районного исполнительных комитетов.
ОАО «Новая жизнь» – одно из ведущих и динамично развивающихся сельскохозяйственных предприятий Минской области.
Организация занимается производством продукции животноводства, имеет собственное мясоперерабатывающее производство и торговую сеть.
Такая комплексность деятельности – уникальный материал для анализа применения соответствующего законодательства.
На заседании обсуждались замечания и предложения по корректировке Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения».
В частности, предлагалось:
- актуализировать терминологию и субъекты отношений, а именно ввести новые понятия, такие как «недостача животного» и «собственник продуктов животного происхождения»;
- предусмотреть, что каждое лицо, которое реализует права владения, пользования и распоряжения продуктами животного происхождения, официально станет участником соответствующих правоотношений со всем комплексом прав и обязанностей;
- закрепить обязанность собственника продуктов животного происхождения производить и реализовывать (выпускать в обращение) продукты животного происхождения, полученные только от животных (стад), зарегистрированных в реестре животных (стад), а также из сырья животного происхождения (продуктов животного происхождения), произведенного (произведенных) на территории Республики Беларусь или ввезенного (ввезенных) в Республику Беларусь, в отношении которых обеспечена прослеживаемость на территории Республики Беларусь и (или) страны-экспортера;
- установить полную прослеживаемость продукции животного происхождения «от фермы до прилавка».
В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь все последующие собственники продукции животного происхождения (не только ее изготовители) будут обязаны предоставлять товаросопроводительную документацию для внесения названной в Законе информации в ИС «АITS - Прослеживаемость».
Это гарантирует максимальную прозрачность информации для потребителя и повышает конкурентоспособность нашей продукции, в том числе на экспортных рынках.
Предложения касались:
- расширения возможности идентификации птицы (в частности, постадную идентификацию могут распространить на всех кур, гусей, уток, индеек, перепелов, цесарок и страусов независимо от их племенного статуса);
- сокращения срока внесения сведений о перемещении на убой, убое, падеже или гибели животных с 7 до 1 календарного дня;
- дополнения информации, подлежащей внесению в ИС «АITS - Прослеживаемость», сведениями о перемещении животного (стада) на животноводческий объект, сдаче на утилизацию кур-несушек яичных пород по завершении срока их технологического использования, об утере средств идентификации, об установке дубликатов средств идентификации, о дате отела.
В фокусе внимания депутатов также были вопросы качества кормов (детальный анализ обеспечения поголовья), кадровые вопросы (в связи с нехваткой ветспециалистов), уровеня зарплаты ведущих специалистов центров информационных систем в животноводстве.
Ольга Чуприс: после ревизии законодательства число нормативных правовых актов уменьшилось на 22 тыс.
После ревизии законодательства число нормативных правовых актов уменьшилось на 22 тыс. Об этом сообщила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс, передает корреспондент
БЕЛТА.
Некоторое время назад Администрация Президента совместно с другими госорганами по поручению Главы государства начала масштабную ревизию законодательства. Количество нормативных правовых актов после этого уменьшилось на 22 тыс.
«Но это далеко не предел, потому что работа продолжается. Обработано только порядка 30 % всех материалов. До конца года мы еще наверстаем очень многое», – сказала Ольга Чуприс.
По ее словам, уменьшить число принимаемых документов можно, всего лишь немного откорректировав работу с ними. В пример она привела опыт Правительства.
«Совет Министров сократил количество постановлений за пять месяцев этого года на 25 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В предыдущие периоды как-то было модно вносить несколько изменений в одно постановление в один день: от каждого органа-инициатора поступали свои предложения, и они не аккумулировались. Это было очень неудобно. После ревизии, когда мы обнаружили это, Совет Министров пошел по совершенно другому, оптимальному пути», – рассказала Замглавы Администрации Президента.
Она также напомнила, что базовым документом в нормотворчестве для всех государственных органов является Закон «О нормативных правовых актах». В него планируется внести изменения, которые будут предусматривать инвентаризацию законодательства с определенной периодичностью.
«Подготовлен проект закона. Дальше будем вести с ним работу в установленном порядке. До конца года, надеюсь, он будет уже и принят», – отметила Ольга Чуприс.
По информации
БЕЛТА