29.11.2012
Трудовые зарплаты уползают в тень <em>(Елена Анискина, «Советская Белоруссия», № 224 (24116) от 28 ноября 2012)</em>
О том, что на зарплату «в конверте» свое будущее не построишь, а нанесешь ущерб и себе, и государству, говорено много. И тем не менее многие предпочитают именно такой способ расчета. Это подтверждают многочисленные проверки налоговиков. Например, в Гомельском районе зарплата водителей одного из предприятий не отражалась в бухгалтерии, работали по негласной договоренности: 10 процентов от стоимости перевозимого груза. При этом свой труд директор оценил более чем в 100 миллионов рублей, конечно, тоже «серых». В Ельском районе руководитель начислил себе «из–под полы» около 60 миллионов. А в Дрогичинском районе сотрудники одной частной компании работали вообще без трудовых договоров по принципу: часть зарплаты — на карточку, часть — «в конверте». Подобных примеров — масса. Только за прошлый год количество нарушений, связанных с махинациями с заработной платой, выросло в два, а по некоторым позициям — почти в три раза.
Причина, по которой работодатель уходит в тень, ясна, как день: таким образом он сводит к минимуму выплаты в Фонд соцзащиты населения. Подсчитаем вместе. Помимо 12–процентного подоходного налога, удерживаемого из зарплаты, нанимателю приходится уплачивать 34 процента отчислений в ФСЗН, а также взносы на обязательное профстрахование. Крутя–вертя с этими 34 процентами, можно прибавить кому–то в зарплате или увеличить свой оборот. Работники легко соглашаются на «серую» наличность: лишь бы платили! Некоторые считают, что даже остаются в выигрыше: дескать, начальство меньше тратится, да и я не внакладе.
Однако что такое зарплата «в конвертах»? Своего рода мина замедленного действия. Самый крупный минус — страдает будущая пенсия, которая формируется из поступлений в Пенсионный фонд. И чем ниже цифры официальной зарплаты, тем меньше вы получите впоследствии на заслуженном отдыхе. Кроме того, казна Пенсионного фонда оплачивает больничные, пособия по временной нетрудоспособности, уходу за ребенком, по беременности и родам и т.д. Сами подумайте, как вам оплатят бюллетень, если в официальных бумагах ваша зарплата значится втрое меньше? Для любителей «конвертов» недоступны и банковские программы, кредиты, где играет определяющую роль справка о доходах. А значит, прощай мечта о покупке собственного жилья. С отпускными, кстати, тоже возможны проблемы. Но понимают это лишь тогда, когда гром грянет...
По словам начальника отдела информационно–разъяснительной работы, пресс–секретаря Министерства по налогам и сборам Сергея Шкута, есть несколько популярных лазеек, позволяющих работодателям обойти закон. Например, люди работают без договора о найме: фактически их просто не существует. Бывает, зарплата не отражается в бухгалтерском учете. Или она ниже минималки. Порой в штате числятся более трех человек, которые ипэшнику не близкие родственники и не члены семьи. Как с ними рассчитывается? Все так же — «конвертом». Самые распространенные сферы, где процветают «серые» зарплаты, — строительство, торговля, общепит, ремонт и обслуживание автомобилей.
Причем факт зарплат «в конвертах» доказать сложнее всего: расчет–то происходит без свидетелей. И сотрудники, как правило, покрывают свое начальство. Правда выходит наружу, когда ситуация накаляется, — скажем, возникают проблемы с оплатой больничного.
По словам начальника отдела труда и заработной платы комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Ларисы Жуковой, в основном идут на нарушение трудового законодательства частные фирмы. Свежий пример. Пришли со своей бедой молодые люди: устроились строителями в одну из компаний, обещавшей зарплату 800 долларов, работали от зари до зари, прошло два месяца, а не получили ни копейки. Причем с первого же дня добивались от нанимателя выдать на руки трудовой договор. Когда наконец увидели бумагу, глазам не поверили: в графе «зарплата» вместо обещанного значился всего 1 миллион рублей. И ничего здесь, увы, не попишешь... По опыту Лариса Александровна знает: если фронт работы большой, первые несколько месяцев все–таки платят, как договаривались. Потом наступает полный финансовый штиль. «Конвертные» отношения длительностью не отличаются.
Специалисты утверждают: если с вами не заключают договор, выдают зарплату на руки, знайте: дело нечисто. Некоторые работодатели любят прикрываться рассуждениями о тяжелом положении бизнеса, дескать, час банкротства не за горами. Однако если платят больше, чем указано в официальных бумагах, значит, не все так плохо? Скорее всего, у предприятия есть теневой капитал. Как правило, говорит Сергей Шкут, зарплаты «в конвертах» — всего лишь верхушка целого айсберга различных финансовых махинаций.
Со своей стороны, налоговики пытаются пресекать «черный нал», проводя многочисленные проверки. Например, недавно в Дзержинске районная инспекция заинтересовалась 45 гражданами, приобретавшими дорогие автомобили, жилые дома и квартиры. Практически у каждого четвертого расходы превысили доходы, бюджет в результате недосчитался 18 миллионов рублей налога. Всего же за нынешний год прошло уже более 900 проверок. И все чаще оказывается, что жалобы руководителей, что их компания «вот–вот закроется», не мешают им бойко торговать с другими странами. Вот результат: общая сумма отчислений, недоплаченных государству нанимателями, за девять месяцев составила 5,8 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года цифра увеличилась, трудно поверить, более чем в 20 раз!
Проблема в том, что у нас работник, которому аукнулась «серая» зарплата, выступает в роли жертвы. Дескать, обманули беднягу, поэтому наказывают начальника. Только был ли обман? В Уголовном кодексе РФ появилась статья, предусматривающая срок до трех лет за то, что сотрудник покрывал начальника. «Раз гражданин знает, что налоги с его зарплаты не уплачены, и продолжает ее получать, значит, делает это сознательно», — резонно рассудили в налоговой службе. У нас призвать к разуму и совести думали по–другому. Был разработан проект указа, призванный стимулировать работников сообщать о «серой» кухне. Сегодня это в каком–то смысле себе дороже. Поставил контролирующие органы в известность — будь готов сам и доплатить подоходный налог. Пока идея зависла в воздухе. И представители бизнес–сообществ поддерживать ее не спешат. Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин считает, что подобными мерами соблюдать закон не заставить: «Причина выплат в «конвертах» — высокие социальные отчисления. Знаю случаи, когда директора фирм урезают собственные зарплаты, лишь бы достойно оплачивать труд своих подчиненных и оставаться в поле легального бизнеса. Другие же просто уходят в тень. Начинать надо с ослабления социальной нагрузки». Удастся ли найти компромисс?
Цифры «СБ»
Самые распространенные нарушения трудового законодательства (по результатам проверок налоговых органов за нынешний год):
-
Невыдача заработной платы — 128 случаев.
-
Зарплата ниже минимально гарантированного уровня — 76 случаев.
-
Зарплата, не отраженная в бухгалтерском учете, — 723 случая.
-
Отсутствовал трудовой договор — 49 случаев.
Законопроект о почтовой связи одобрен Советом Республики
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи», передает корреспондент
БЕЛТА.
Законопроект подготовлен в целях выявления предметов и веществ, запрещенных к пересылке в почтовых отправлениях, и предусматривает создание единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении почтовых отправлений, определение владельца и оператора данной системы, ее пользователей, обязанности передачи информации в системе и порядка доступа к ней.
Закрепляются полномочия Президента Республики Беларусь на установление особенностей правового регулирования отношений в области почтовой связи. Правительство наделяется полномочиями на определение порядка функционирования системы, включая перечень и сроки хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, подлежащей учету и хранению в данной системе.
Расширен перечень субъектов, имеющих право на круглосуточный доступ (включая удаленный) к системе, из числа государственных органов, не осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, с учетом предоставленного законодательством права этим государственным органам получать сведения из информационных ресурсов и иметь доступ к ним. Законопроект предусматривает также дополнение нормативными предписаниями в отношении функционирования цифровых почтовых сервисов и мобильных почтовых приложений национального почтового оператора.
Уточняется порядок обращения коллекционных почтовых марок.
По информации
БЕЛТА
Совет Республики ратифицировал соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений в СГ
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений судов Республики Беларусь и судов Российской Федерации», передает корреспондент
БЕЛТА.
Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений судов Беларуси и России, подписанное в Москве 18 декабря 2024 года, направлено на упрощение исполнения исполнительных документов на территориях наших стран.
Соглашением определено, что судебные постановления, вынесенные компетентными судами одной стороны, не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на территории другой стороны в таком же порядке, что и судебные постановления, вынесенные на территории другой стороны, на основании исполнительных документов компетентных судов стороны, на территории которой были вынесены судебные постановления.
Соглашение будет применяться к судебным постановлениям, вынесенным по гражданским делам и уголовным делам в части гражданского иска, предусматривающим обязательства должника по выплате в пользу взыскателя денежных средств, в том числе в части взыскания государственной пошлины, иных судебных расходов и процессуальных издержек.
Установлены требования к оформлению и пакету документов, направляемому на исполнение в другое государство, а также основания для возврата исполнительного документа. Предусмотрено, что исполнительный документ на основании заявления взыскателя направляется для исполнения уполномоченным органом одной стороны уполномоченному органу другой стороны.
Со стороны Республики Беларусь уполномоченными органами являются управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, со стороны Российской Федерации – территориальные органы Федеральной службы судебных приставов.
После вступления соглашения в силу принудительное исполнение исполнительных документов Республики Беларусь по установленным категориям дел в Российской Федерации станет возможным напрямую, без предварительной процедуры признания судебного решения.
По информации
БЕЛТА
В Москве состоялось заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ
20 мая в Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам, в ходе которого рассмотрен ряд аспектов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
В рамках заседания рассмотрен проект Декларации о сотрудничестве в сфере обеспечения региональной энергетической безопасности. Усилия государств – участников СНГ в рамках проекта Декларации будут направлены на оказание всесторонней поддержки в целях предотвращения угроз энергетической безопасности, продвижения совместного видения региональной энергетической безопасности по актуальным вопросам международной энергетической повестки, объединения усилий при реализации комплексного подхода по использованию преимуществ традиционных и возобновляемых источников энергии, низкоэмиссионных технологий с учетом условий и особенностей каждого государства, содействие реализации совместных проектов в сфере энергетики, поддержание усилий по развитию промышленной и научной кооперации, расширение сотрудничества в области подготовки специалистов энергетических отраслей.
Рассмотрен проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ по предупреждению развития саранчовых вредителей. Основным разработчиком проекта Соглашения является ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр». Документ подготовлен с учетом предложений профильных министерств и ведомств государств – участников СНГ, международной практики и многолетнего опыта по борьбе с саранчовыми вредителями и направлен на сотрудничество государств – участников СНГ в целях минимизации отрицательного воздействия саранчи на продовольственную безопасность.
Подписание и реализация Соглашения позволит снизить ущерб от саранчовых, обеспечить благоприятную фитосанитарную обстановку и создать условия для устойчивого развития сельского хозяйства государств – участников СНГ.
Членами Комиссии также рассмотрен проект Плана мероприятий по реализации второго этапа (2026–2030 годы) Рамочной программы сотрудничества государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях на период до 2030 года. Документ предусматривает углубление взаимодействия, в том числе в части развития и совершенствования ядерных инфраструктур; формирования общественной приемлемости и позитивного общественного восприятия атомной отрасли; обмена данными мониторинга радиационной обстановки; проведения прикладных исследований на многоцелевом исследовательском реакторе на быстрых нейтронах; расширения использования радионуклидов в сельском хозяйстве и других отраслях промышленности.
В рамках заседания представлена информация об итогах реализации Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2025 года. В Информации отмечено, что Комплекс совместных действий способствовал расширению сотрудничества ветеринарных служб государств - участников СНГ, прежде всего в части осуществления совместных действий по профилактике и ликвидации гриппа птиц и ньюкаслской болезни; минимизации экономического ущерба при возникновении вспышек этих инфекций; поддержанию эпизоотического благополучия государств – участников СНГ.
Кроме того, был рассмотрен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2030 года. В Комплексе совместных действий изложены анализ эпизоотической ситуации по гриппу птиц и ньюкаслской болезни в государствах – участниках СНГ и других государствах мира, основные направления по реализации Комплекса совместных действий в рамках контроля над гриппом птиц и ньюкаслской болезнью, перечень мероприятий по профилактике и борьбе с этими особо опасными заболеваниями птиц, целевые показатели выполнения программы.
Члены Комиссии одобрили проект Положения о центрах субконтрактации в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года. Проект Положения определяет цели, задачи, функции центров субконтрактации в рамках Программы, требования к ним, а также порядок придания статуса центра субконтрактации и их финансирования.
Принятие Положения позволит создать в рамках СНГ условия для интеграции малых и средних промышленных предприятий государств – участников Программы в глобальную экономическую систему, будет способствовать реализации совместных перспективных инновационных проектов, развивать аутсорсинг сервисного обслуживания выпускаемой промышленной продукции.
Члены Комиссии были проинформированы о деятельности Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в 2021–2024 годах. Анализ деятельности Совета в указанный период показывает, что поставленные перед ним задачи успешно выполняются. МГСИС вносит значительный вклад в укрепление взаимодействия государств – участников СНГ в сфере интеллектуальной собственности. Так, за отчетный период подготовлены и приняты высшими органами СНГ ряд важных документов, касающихся сотрудничества государств – участников СНГ по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний, охраны и защиты прав на объекты авторского права и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, противодействия правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности.
Рассмотрен отчет о деятельности Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ. Советом систематизируется лучшая практика поддержки МСП на пространстве СНГ, намечаются возможные «точки соприкосновения» в государственной политике в данной сфере, вырабатываются и реализуются предложения по продвижению сотрудничества в указанной области. Особое внимание уделяется вопросам нормативно-правового регулирования деятельности субъектов МСП, а также мероприятиям, нацеленным на развитие сотрудничества между субъектами МСП государств – участников СНГ, организацию бизнес-миссий, выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий.
В Отчете отмечены положительные результаты такой деятельности. В государствах – участниках СНГ последовательно реализуются меры по упрощению разрешительных процедур, сокращается перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, упрощаются процедуры регистрации бизнеса. Практически во всех государствах – участниках СНГ созданы службы «единого окна» для предпринимателей, вводятся льготные налоговые режимы для различных категорий малых и средних предприятий.
Членам Комиссии также был предложен для рассмотрения отчет о деятельности базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере электроэнергетики - Национального исследовательского университета «МЭИ». Анализ представленной информации свидетельствует о том, что деятельность базовой организации способствует укреплению кооперационных связей и интеграционных процессов в сферах подготовки квалифицированных кадров, использования возобновляемых источников энергии, внедрения и применения высокотехнологичного энергетического оборудования и технологических разработок для энергетической отрасли государств – участников СНГ.
В рамках заседания рассмотрен отчет о деятельности базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области аграрного образования - федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева». Университет является одним из признанных лидеров среди вузов в сфере агропромышленного комплекса, сложившаяся эффективная практика сотрудничества в образовательной аграрной сфере на пространстве СНГ способствует системной подготовке квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, способных вести профессиональную деятельность по производству, переработке и реализации агропродовольственных товаров, а также по развитию сельских территорий.
Кроме того, рассмотрен отчет о деятельности базовой организации государств – участников СНГ в области сейсмостойкого строительства - акционерного общества «Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры» (АО «КазНИИСА»). Деятельность базовой организации нацелена на содействие развитию сотрудничества между государствами – участниками СНГ в части создания необходимых условий и эффективных механизмов для обеспечения высокого уровня безопасности при строительстве на сейсмоопасных территориях и проведения анализа устойчивости конструктивных решений при различных геологических условиях.
Членами Комиссии представлен доклад о предупреждении нарушений антимонопольного законодательства государств – участников СНГ. В Докладе представлена информация о мерах, направленных на адвокатирование конкуренции, антимонопольном комплаенсе, а также инструментах мягкого регулирования. Анализ информации показал, что в государствах – участниках СНГ, как на законодательном уровне, так и в правоприменении уделяется большое внимание профилактике нарушений антимонопольного законодательства.
Доклад содержит практические рекомендации по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства государств – участников СНГ.
Рассмотрены финансовые вопросы.
Очередное заседание Комиссии состоится 25 июня 2025 г.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Какие документы понадобятся молодежи для трудоустройства на время летних каникул, разъяснили в Минтруда
Какие документы понадобятся молодежи для трудоустройства на время летних каникул, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В Минтруда подчеркнули, что сейчас самое время подготовить школьникам и студентам документы для трудоустройства на время летних каникул. Понадобятся: направление на работу от службы занятости, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, справка, подтверждающая обучение в учреждении образования, медицинская справка о состоянии здоровья (форма 1 здр/у-10), письменное согласие одного из родителей (усыновителей, попечителей) для лиц в возрасте от 14 до 16 лет, трудовая книжка (при наличии) и заявление о приеме на работу.
Для оказания содействия в трудоустройстве молодежи в свободное от учебы время можно обратиться в службу занятости по месту жительства и в учреждение образования.
В Беларуси подростки могут работать с 14 лет, но только с письменного согласия одного из родителей. С 16 лет такое решение можно принимать самостоятельно. До 18 лет у молодежи установлена сокращенная продолжительность рабочего времени: от 14 до 16 лет – не более 23 часов в неделю (во время каникул – не более 4 часов 36 минут в день и только легкие трудовые задачи), с 16 до 18 лет – не более 35 часов (7 часов в день).
Также в стране запрещено привлекать детей к ночным и сверхурочным работам, а также к работе в праздничные и выходные дни. Кроме того, все лица моложе 18 лет принимаются на работу только после медицинского осмотра. Размер начисленной заработной платы за полностью отработанный месяц не должен быть меньше минимальной заработной платы – Br726.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси планируется принять новую стратегию обращения с отходами
В Беларуси планируется принять новую стратегию обращения с отходами. Глава государства Александр Лукашенко ставит задачу зафиксировать конкретные цели и их достижение в более сжатые сроки. Об этом шла речь на совещании у Президента по вопросам обращения с отходами и использования вторичных материальных ресурсов, передает корреспондент
БЕЛТА.
Про разработку единой стратегии обращения с отходами производства и потребления Главе государства доложил Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк. Александр Лукашенко заявил о необходимости закрепить в документе более напряженные задачи и предупредил, что затягивать со сроками реализации нельзя.
По словам Министра, проект стратегии разработан и вынесен на обсуждение. При Минприроды был создан координационный совет по обращению с отходами, в который вошли представители науки, бизнеса, местных органов власти, заинтересованных организаций. «Мы учли все возможные замечания, – сказал он. – Стратегия вынесена на общественное обсуждение. Поступают определенные вопросы, в том числе и от граждан, которые мы учитываем. И в ближайшее время, после определенной доработки, стратегия будет внесена на рассмотрение в правительство».
Как пояснил Сергей Масляк, в новом документе планируется объединить другие документы по этой тематике. «Сегодня в стране вопросы обращения с отходами отражены в шести стратегиях и четырех концепциях. Надо аккумулировать это все в единый документ и дать возможность определить единый орган в лице Минприроды, – объяснил он необходимость разработки и принятия новой стратегии. – Это даст свои результаты в ближайшее время. Я за эти вопросы буду головой отвечать».
Одной из основных, глобальных целей стратегии Министр назвал достижение уровня использования отходов не менее 90 % к 2040 году.
Однако Президент посчитал обозначенный период слишком долгим. «Эти сроки не подходят. Это же наши ресурсы, и это та грязь, которая засоряет природу. Так надо эту грязь взять, переработать и сделать ресурсами. Так что, мы будем до 2040 года в грязи телепаться?» – критически отозвался Глава государства.
На этот счет Премьер-министр Александр Турчин пояснил, что задачи по наращиванию объемов переработки отходов будут решаться более динамично. И в первую очередь предстоит сосредоточить основные усилия на том, чтобы сортировать весь мусор до того, как он попадет на полигоны, извлекая оттуда все ресурсы, которые подлежат переработке. «Если мы возьмем все отходы за 100 %, то процентов 40 можно сдать на переработку, вторичные материальные ресурсы. Процентов 30, чуть больше, – это органика. Остается процентов 20–25 тех отходов, которые сегодня не подлежат переработке. Простая задача (мы это сделаем) – у нас на полигонах не будет никаких вторичных материальных ресурсов. Мы это все сделаем в течение ближайшего времени», – сказал Премьер-министр.
«В ближайшее время – это 2040 год?» – уточнил Александр Лукашенко.
«В ближайшие несколько лет», – заверил Александр Турчин.
В качестве примера обсуждалась работа Брестского мусороперерабатывающего завода. Предприятие обеспечивает сбор и сортировку отходов из Бреста, Брестского и Жабинковского районов, извлекая около 14 видов вторсырья, включая пластик, стекло, макулатуру, а также органические отходы, из которых получают биогаз, используемый для выработки электроэнергии для нужд завода.
Решить поставленную задачу позволит в том числе новый мусороперерабатывающий завод, который строится под Минском и начнет работать в июле этого года. Объем переработки составит около 600 тыс. т отходов в год.
Этот завод, как ожидается, станет крупнейшим в стране производителем RDF-топлива (от англ. refuse-derived fuel – «топливо, полученное из отходов») – гранул, полученных из горючих отходов. Объемы запланированы на уровне 113 тыс. т в год, что, по словам специалистов, позволяет в значительной степени обеспечить потребности в энергоресурсах для цементных заводов. Однако последние пока без энтузиазма относятся к перспективе использования RDF-топлива, ссылаясь на разного рода сложности, в том числе технологические и по обслуживанию оборудования.
Президент в этой связи потребовал ставить перед цементными заводами более жесткие задачи и требовать от них использовать RDF-топливо, поскольку это важно для государства и позволяет одновременно решать вопросы как с переработкой отходов, так и с обеспечением цементной отрасли местными энергоресурсами.
«Если это топливо (RDF-топливо. – Прим. БЕЛТА) нормально сгорает и должно сгорать, так пускай берут, – сказал Александр Лукашенко. – Установите цену и объемы, которые должны забирать эти заводы. Что вы с ними возитесь? Государственное предприятие (да неважно какое – в стране порядок). Чтобы прекратить эти разговоры: надо, не надо».
По информации
БЕЛТА