30.06.2012
Знаковые перемены <em>(«Советская Белоруссия» №120 (24012) от 30 июня 2012 года)</em>
Вскоре произойдет событие, которое не каждый заметит, как не все и не сразу оценят его смысл. С 1 июля единственным источником официального опубликования правовых актов в нашей стране становится Национальный правовой интернет–портал. Прежде всего, событие будет иметь далеко идущие правовые последствия, причем для каждого из нас. Не меньше значит и его символичность. Правовая культура общества, один из признанных критериев его цивилизованности, в решающей степени определяется доступностью законодательных норм для каждого гражданина. В этом смысле Беларусь оказывается в ряду наиболее прогрессивных стран. О смысле предстоящих перемен корреспонденту «СБ» рассказывает заместитель Главы Администрации Президента Валерий Мицкевич.
— Валерий Вацлавович, что же произойдет 1 июля?
— Перемены знаковые. Вступают в силу два концептуальных документа — Декрет Президента № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь» и Указ № 106 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь», подписанные Президентом 24 февраля этого года. Устанавливается новый порядок официального опубликования правовых актов, основанный на использовании современных информационных и коммуникационных технологий.
Единственным источником официального опубликования правовых актов Декрет определяет Национальный правовой интернет–портал — www.pravo.by. Это значит, что акты законодательства будут публиковаться максимально оперативно и станут доступны для ознакомления каждому гражданину нашей страны, даже если он находится за ее пределами.
— А как было прежде?
— Официальными источниками являлись бумажные СМИ. «СБ», например, публиковала указы и декреты Президента, «Звязда» и «Народная газета» — некоторые законы, «Рэспублiка» — постановления Правительства. Но даже выпуск газетного номера требует, по крайней мере, суток. Печатная площадь ограниченна: не все акты можно было опубликовать в очередном номере газеты. Публикации обязательно предшествовало включение документа в «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь». Выходил и специальный сборник Национального центра правовой информации, содержащий все принимаемые в стране законодательные и нормативные правовые акты. С начала года и до конца июня, к примеру, вышло 70 номеров. Периодичность — не реже раза в неделю или чаще, в зависимости от нормотворческой активности.
Почему периодичность и оперативность публикации так важны? Многим известна фраза «закон вступает в силу с момента опубликования». Бумажный источник обязательно предполагает набор, верстку, печать, распространение... Задержка неизбежна. Закон принят, но еще не действует, поскольку до граждан и профессионалов в области права еще не доведен. Сеть позволяет сделать это за часы и даже минуты. Живя во время информационных технологий, когда принимать решения и действовать нужно быстро, нельзя полагаться на технологии прошлого и позапрошлого века.
Задумываясь над проблемой, мы изучали степень проникновения интернета в жизнь граждан Беларуси. Мало сказать, что он распространяется стремительно. По нашим оценкам, пользователей сети в стране уже больше, чем число тех, кто читает печатные издания.
Замечу, что в странах СНГ правовые акты традиционно публикуют в периодических печатных изданиях. Лишь в России официальным признается опубликование их как в печатном, так и в электронном виде.
Мы пошли еще дальше. Только в Беларуси Национальный правовой интернет–портал признается — подчеркну! — единственным официальным источником опубликования. Даже в Евросоюзе такая практика действует лишь в нескольких странах: Бельгии, Дании, Испании, Португалии, Венгрии, Нидерландах и Австрии. Разумеется, их опыт мы изучали и анализировали — в течение нескольких лет.
— Не всякий опыт применим в иной правовой среде. Откуда уверенность, что приживется у нас, что сбоев не будет?
— Важно отметить, что Декрет и указ подготовлены с учетом нашего собственного опыта. В связи с этим напомню Указ Президента от 13 июня прошлого года № 248 «О некоторых вопросах официального опубликования нормативных правовых актов». Тогда, как известно, в экономике страны происходили неоднозначные, сложные процессы, которые требовали быстрого реагирования. Указ и предполагал, что постановления Правительства, нормативные правовые акты Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления, действия которых были направлены на стабилизацию потребительского и валютного рынков, официально размещал Национальный правовой интернет–портал. Датой официального опубликования являлась дата их размещения.
Это был серьезный практический эксперимент. Иначе говоря, технология уже год назад была отработана. Отныне подготовленные к опубликованию тексты правовых актов будут размещаться на Национальном правовом интернет–портале ежедневно. Будет обеспечена и возможность поиска конкретных документов во всем массиве опубликованных ранее документов.
— Значит ли это, что бумажная версия отменяется вовсе?
— Нет. Более того, Декрет определяет, что правовые акты, которые прямо затрагивают права и интересы граждан, будут дополнительно публиковаться в традиционных СМИ. Имеются в виду, например, вопросы пенсионного обеспечения, жилищных прав и другие. Если норма закона касается миллионов граждан, то ее и нужно до них довести всеми возможными способами.
Правовые акты будут по–прежнему обнародоваться в газетах «Советская Белоруссия», «Звязда», «Народная газета», «Рэспублiка» и некоторых других изданиях, определяемых местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.
Кроме того, Национальный центр правовой информации и после 1 июля продолжит издавать сборник «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь». Он будет распространяться по заявкам граждан и организаций, по подписке, через розничную торговую сеть...
Интернет доступен пока не всем. Даже с учетом публичных центров правовой информации, о которых ваша газета рассказала читателям («Ваши права — это ваши знания», «СБ», 28 июня с.г. — Прим. ред.). Сегодня в стране их около полутысячи. Они для того, в частности, и создавались, чтобы открыть доступ к законам государства каждому гражданину страны. Теперь они доступны в любой точке земного шара, читательская аудитория становится безграничной.
— С информационным наполнением портала все ясно. А что с программным обеспечением? Можно ли ожидать, что оно будет самым современным и кто за это отвечает?
— Как и прежде, работу портала обеспечивает Национальный центр правовой информации, который недавно подвергся серьезной модернизации. Создано надежное программное обеспечение, позволяющее, например, ежечасно в течение дня обновлять информацию о регистрации правовых актов.
— Вопрос возникает вот почему. Активному пользователю бывает мало лишь найти в электронном архиве норму закона. Хотя важно и это, причем быстро — по ключевому слову, по дате. Но поиск может иметь конкретный практический смысл. Предположим, водитель совершил ДТП и хотел бы узнать возможные последствия. Или, скажем, родители желают знать, что грозит отпрыску за кражу. Набрав в поисковой системе слова «кража» или «выезд на встречную полосу», мы получим только норму закона или можем рассчитывать на обзор судебной практики, на комментарии? Будет правовой портал лишь хранилищем законов или серьезным информационным ресурсом?
— Надеюсь, станет тем и другим. Для профессионалов в сфере права поиск и сейчас не является проблемой. В стране работают несколько компаний, которые производят и распространяют специализированные электронные базы данных. Кому нужно, покупают эти программы и работают с ними.
И хотя задача соперничать изначально не стояла, на данном портале также будет действовать весьма совершенная поисковая система — «ЭТАЛОН–ONLINE» для профессионального использования. Это сервис, обладающий уникальной системой поиска актуальной правовой информации по любым реквизитам.
Что касается массового пользователя... Право — сфера интересная, но одновременно и очень деликатная. Не советовал бы самостоятельно заниматься, так сказать, самолечением. Мог бы привести много примеров из своей судебной практики прошлых лет, когда люди, произвольно трактуя нормы закона, сами себя вводили в заблуждение и сильно осложняли себе жизнь. Толкование законов, правоприменение — дело для профессионалов. К ним и следует обращаться.
Иное дело — знать свои права, изложенные в законах. Для этого каждый гражданин должен иметь к этим законам прямой, открытый доступ. Такая задача прежде всего ставилась, и она реализуется.
— Спасибо.
Автор публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ («Советская Белоруссия» №120 (24012) от 30 июня 2012 года)
Фото: Александр СТАДУБ
«Фундамент, на котором держится страна». Александр Турчин вручил госнаграды представителям различных сфер
Премьер-министр Александр Турчин вручил государственные награды представителям различных сфер, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
«Мы отмечаем заслуги тех, кто своим трудом и талантом ежедневно делает нашу страну лучше. Каждый из вас не просто выполняет свою работу, а делает ее так, что это становится примером, достойным подражания и гордости», – подчеркнул Александр Турчин.
Государственная награда – это признание конкретных результатов, знак уважения опыту и профессионализму. «Это и благодарность вам за выдержку, верность делу, самоотверженный и честный труд, от которого зависит будущее Республики Беларусь», – обратился он к награждаемым.
Среди них, к слову, люди самых разных профессий – энергетики, представители промышленного комплекса, сельского и лесного хозяйства, государственные служащие. «Ваш труд – это прочный фундамент, на котором держится страна. Вы – лучшие из лучших. Вы не просто справляетесь с поставленными задачами, вы задаете планку. Ваш профессионализм – это движущая сила нашего государства», – добавил Премьер-министр.
Быть настоящим профессионалом, работать на совесть – это не формальность, а ежедневный выбор, который награждаемые сегодня делают с честью и достоинством. «Этим вы заслуживаете уважения всей страны. Свидетельством этого сегодня является ваша высокая государственная награда», – обратил внимание глава Правительства.
Журналистам начальник отдела контроля ветеринарно-санитарного качества продукции животного происхождения Гродненской областной ветеринарной лаборатории Таисия Венскович призналась, что эмоции в такой день зашкаливают. «Когда узнала о награде, конечно, не поверила. Я, наверное, раза два или три прочитала сообщение в чате от начальника, – рассказала она. – Коллеги все поздравляли, потому что в лаборатории – это первая награда. Все ждут, что я приеду с медалью».
Говоря о профессиональной деятельности, учитель информатики гимназии № 1 имени защитников Брестской крепости Бреста Ирина Горбацевич, которая награждена медалью Франциска Скорины, рассказала, что дети всегда были разные, а сейчас к ним нужно научиться прислушиваться. «Дети тридцать лет назад были послушные и для них основным источником информации был учитель, а сейчас источники совершенно другие. Учителя теперь больше координаторы. Это уже друг, воспитатель, помощник, – отметила она. – Такой высокой награды я, конечно, не ожидала. Главное все же это не награда, а достижения детей. Важно вложить в детей столько, чтобы они вышли на свой максимум. Я в своей профессии тоже вышла на максимум».
Первый заместитель директора – главный инженер филиала «Лидские энергетические сети» РУП «Гродноэнерго» Виктор Сороко о своей работе говорит так: очень интересная и многоплановая. «Никогда не приходится сидеть в кабинетах. Все время работаешь на объектах, на территориях, общаешься с людьми, потому что мы служим для них – несем свет, тепло в каждый дом. Поэтому эта награда – это большая честь», – обратил она внимание.
Первый заместитель генерального директора РУП «Белтелеком» Геннадий Мельников, который награжден медалью «За трудовые заслуги», отметил, что для него это высокая честь. «Моя работа связана с отраслью электросвязи и наша отрасль за последнее время претерпела огромные изменения, модернизацию. От аналоговых сетей и систем сегодня мы вошли в систему цифровой экономики, серьезных цифровых изменений. Я воспринимаю свою награду не только как личное, но и как вклад всего коллектива «Белтелекома» в этот результат, – подчеркнул он. – К нам приходит много молодых – это талантливые ребята, которым мы передаем и должны передавать свой опыт, знания и воспитывать настоящих патриотов нашей страны. Также особая честь, что эта награда вручена в год 80-летия Великой Победы и 30-летия «Белтелекома».
В заключение Александр Турчин выразил уверенность в том, что эта награда – не последняя в жизни участников сегодняшнего мероприятия. «Еще впереди у нас вместе много подвигов и свершений для того, чтобы наша страна жила в мире, развивалась и мы гордились ее успехами», – напутствовал Премьер-министр.
По информации
БЕЛТА
Когда работника могут привлечь к материальной ответственности? В Мингорсуде назвали условия
Среди разнообразных по своему содержанию трудовых споров актуальны и чувствительны для сторон те, которые возникают из-за причинения работником ущерба нанимателю. Отдельные вопросы материальной ответственности работников пояснила в комментарии
БЕЛТА заместитель председателя – председатель судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда Ольга Ромашевская.
Итак, закон предусматривает совокупность определенных условий, при наличии которых возможно привлечение работника к материальной ответственности: наличие ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей; противоправность поведения (действия или бездействия) работника; прямая причинная связь между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом; вина работника в причинении ущерба.
Законодатель определил, что ущербом является только реальный ущерб, а упущенная выгода не учитывается. Под реальным ущербом следует понимать утрату, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние денежные выплаты. Штрафы, взыскиваемые с нанимателя, к реальному ущербу не относятся.
Ольга Ромашевская назвала важные особенности в процессе доказывания при рассмотрении споров данной категории в суде.
По общему правилу обязанность доказать наличие всех четырех условий для привлечения работника к ответственности за причиненный вред лежит именно на нанимателе. Однако есть исключения. В некоторых случаях, напротив, работник обязан доказывать отсутствие своей вины в причинении ущерба.
Отдельного упоминания заслуживает требование закона, обязывающее нанимателя создавать работникам условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения сохранности вверенных им ценностей. На практике нередки случаи, когда в ходе судебного разбирательства устанавливаются факты, свидетельствующие о невыполнении нанимателем этой нормы закона, что в итоге учитывается судом при определении размера ущерба, подлежащего взысканию с виновного.
По словам заместителя председателя Мингорсуда, материальная ответственность работников по своему объему бывает полная и ограниченная, по количественному критерию – индивидуальная и коллективная.
Как правило, работники несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю. Такая ответственность наступит, если между сторонами заключен письменный договор о принятии работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей; когда ценности получены работником под отчет по разовым документам; в случае причинения ущерба преступлением либо не при исполнении трудовых обязанностей; когда ущерб причинен в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей имущества, инструментов, специальной одежды.
Полная материальная ответственность установлена также и для руководителя организации за причиненный им реальный ущерб имуществу этой организации.
Ограниченную материальную ответственность в размере ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка, несут работники за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, продукции, а также за порчу или уничтожение по небрежности инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем.
Руководители организаций, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители отвечают за причиненный по их вине ущерб, но не свыше трехкратного среднего месячного заработка, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев или выпуска недоброкачественной продукции.
В ряде случаев ограниченная материальная ответственность может устанавливаться коллективными договорами, соглашениями.
Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими восемнадцати лет, занимающими должности служащих или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.
Если отдельные виды работ выполняются совместно и разграничить материальную ответственность каждого работника невозможно, то нанимателем может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность. В таком случае договор заключается между нанимателем и всеми членами коллектива (бригады).
Примерные перечни работ и должностей, при выполнении которых заключаются вышеуказанные договоры, утверждены правительством Республики Беларусь. Такие перечни может определять и сам наниматель. Однако следует учитывать, что договоры могут заключаться только с теми работниками (коллективами работников), чья работа (совместная работа) непосредственно связана с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ценностей.
В заключение Ольга Ромашевская отметила, что знания работником основ трудового законодательства, в частности регулирующего возмещение вреда, помогут при приеме на работу оценить степень своей ответственности перед нанимателем, предупредить возникновение конфликтных ситуаций и эффективно защитить свои права в суде.
По информации
БЕЛТА
Что изменится для белорусов в работе с платежными приложениями с 19 июня
В Беларуси вносятся изменения в правила выполнения операций с платежным программным приложением и иными платежными инструментами. Это предусмотрено постановлением Правления Национального банка от 25 февраля 2025 г. № 50. Изменения вступят в силу с 19 июня. Что нового ждет физических и юридических лиц, рассказала начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович, сообщает
БЕЛТА.
О каких приложениях идет речь
Для начала разберемся, что же такое платежные инструменты. По словам Ольги Антонович, существует три вида. Первый – платежные программные приложения (интернет-банкинг, мобильный банкинг), они требуют открытия и ведения счетов, их создают банки. Второй – платежные мобильные приложения. В отличие от предыдущего вида платежных инструментов их могут создавать не только банки. «На сегодня у нас пока что нет полной информации о том, какие же виды платежных мобильных приложений присутствуют на рынке Беларуси. Мы разработали форму отчетности. Предполагаем, что по итогам первого полугодия 2025 года поставщики платежных услуг нам предоставят соответствующую информацию», – отметила она.
Третий вид – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к электронным деньгам. «Это, например, приложение «Оплати», с использованием которого можно оплатить проезд в общественном транспорте и не только», – уточнила представитель Нацбанка.
К кому обращаться, если думаете, что платеж совершили не вы
Теперь перейдем к тому, что же меняется в работе с платежными приложениями. Так, определен порядок взаимодействия граждан и юридических лиц с банками по не санкционированным клиентами операциям, совершенным с использованием платежных инструментов. Клиентам не понадобится обращаться к разным поставщикам платежных услуг для решения вопросов с такими подозрительными операциями.
«Очень много у нас было запросов от клиентов, которые касались того, к кому же им обращаться, если они думают, что операция, которая проведена по их счету или электронному кошельку, совершена не ими. Мы немножко конкретизировали норму. Прописали, что в таком случае нужно обращаться к эмитенту платежного инструмента, с которым заключен договор на оказание платежных услуг. В частности, если это интернет-банкинг, то клиент должен обратиться в банк. Если это платежное мобильное приложение, когда клиент его скачивает, ему предоставляется соответствующее соглашение. Клиент читает, соглашается, ставит «птичку». И если какая-то операция вызывает подозрение, клиент обращается к своему партнеру, с которым заключил это соглашение. Что касается приложения «Оплати», эмитентом электронных денег является Белинвестбанк», – пояснила Ольга Антонович.
Требование пользователя о признании операции неавторизованной оформляется заявлением в письменной форме в адрес эмитента платежного инструмента, с которым у пользователя заключен договор на оказание платежных услуг.
Подтверждение, что операция совершена
Еще одна новая норма касается подтверждения совершения операции с использованием платежного инструмента. Правилами установлено, что при успешном завершении операции пользователю может быть выдан чек на бумажном носителе или предоставлен чек в электронном виде, в том числе путем направления на электронную почту. Также может быть сформировано и отправлено уведомление об авторизации. «Если чек не воспроизводится на бумажном носителе или воспроизводится только посредством вывода на экран периферийного оборудования, клиент может обратиться в банк, где открыт его счет, для получения информации по платежной операции. Банк эту информацию предоставляет, и в ней должны содержаться все данные, которые обычно фиксируются в чеке», – добавила Ольга Антонович.
Переход из интернет-банкинга на сторонние сайты для покупок
Кроме того, вводится норма о возможности перехода из платежного программного приложения банка (интернет-банкинг, мобильный банкинг) в программно-техническую инфраструктуру партнера банка (сайт, мобильное приложение либо иной электронный ресурс) для выбора и приобретения товаров, работ, услуг. Для этого в банке могут проводить аутентификацию клиентов – партнеров банка при условии достижения соглашения между банком и партнером. «Таким образом, клиенты будут уведомлены, что они находятся не в платежном программном приложении банка, чтобы не было никаких вопросов или претензий к банку. Важно, чтобы клиенты понимали: договор на реализацию товаров, работ и услуг заключается с партнером банка, а не с банком. Банк просто является проводником к соответствующему электронному ресурсу партнера», – обратила внимание начальник управления.
Представитель Нацбанка пояснила причину этого новшества. «Изменение внесено по предложению банков и других юридических лиц. Партнерство – это всегда интерес двух сторон. С одной стороны, это интересно банкам, с другой – иным юрлицам. Предполагается, что партнеры банка будут предлагать клиентам приобрести товары, работы, услуги, а также другие объекты гражданских прав. Изменения вступят в силу с 19 июня. Увидим, насколько эта норма будет работать, как будет развиваться ситуация», – сказала она.
В Нацбанке подчеркнули, что внесенные в правила изменения учитывают предложения граждан, юридических лиц, банков и будут способствовать повышению качества оказания платежных услуг в условиях ускоренного развития цифровизации финансового рынка. «Все новации в первую очередь нацелены на защиту прав потребителей. Мы делаем все, чтобы платежные операции, которые совершает клиент, были для него ясны, понятны и не было никаких вопросов», – подчеркнула Ольга Антонович.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА
МНС о привлечении ИП с 1 октября 2024 г. физических лиц по трудовым договорам
Как разъясняет Министерство по налогам и сборам, в соответствии с положениями части второй статьи 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК) при осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности.

При этом под привлечением понимается заключение с физическими лицами соответствующих трудовых и (или) гражданско-правовых договоров.
По информации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь статьей 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (ТК) определено, что трудовой договор – соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенным одной или нескольким должностям служащих (профессиям рабочих) соответствующей квалификации согласно штатному расписанию.
Штатное расписание относится к основным локальным правовым актам, регулирующим трудовой распорядок работников организации. Штатное расписание разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно.
Таким образом, штатное расписание содержит перечень штатных единиц с указанием их количества (единицы, доли) и наименований профессий рабочих (должностей служащих) с учетом экономической целесообразности, особенностей организации труда с целью обеспечения качественного выполнения функций и задач, стоящих перед организацией.
С учетом норм, содержащихся в Трудовом кодексе Республики Беларусь, при решении вопросов о выполнении работы в случае временного отсутствия работника наниматель имеет право принять на работу работника по срочному трудовому договору (п. 2 части третьей ст. 17 ТК).
Справочно.
Срочный трудовой договор, за исключением контракта, заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. К таким случаям относится, в частности, время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего).
Днем окончания срока такого договора будет являться день, предшествующий дню выхода основного работника на работу (часть третья статьи 38 ТК).
При заключении с работником срочного трудового договора на время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с ТК сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего) (п. 2 части второй ст. 17 ТК), штатная численность работников не изменяется.
В связи с изложенным, на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника (в связи с предоставлением отпуска или по причине временной нетрудоспособности) индивидуальный предприниматель вправе принять на работу работника по срочному трудовому договору.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Меценатство и регулирование телевещания: состоялось заседание экспертного совета по культуре при МПА СНГ
Первое заседание экспертного совета по культуре при Межпарламентской ассамблее СНГ прошло в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Об этом БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.

Участие в заседании приняли представители парламентов, эксперты из творческих и общественных организаций, научных и учебных учреждений, исполнительных органов власти стран Содружества.
Ассамблея традиционно уделяет много внимания мероприятиям в сфере гуманитарного сотрудничества в странах Содружества, сообщил открывший заседание Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий. «Поэтому закономерно, что решением Совета МПА СНГ был учрежден экспертный совет по культуре», – подчеркнул он.
Председателем совета является Вадим Дуда – генеральный директор Российской государственной библиотеки, президент Библиотечной ассамблеи Евразии, президент Российской библиотечной ассоциации. Заместителем председателя стала генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова. Ответственным секретарем избран советник отдела обеспечения модельного законотворчества экспертно-аналитического управления Игорь Минин.
По мнению Вадима Дуды, у совета есть два важных приоритета. Первый заключается в необходимости провести аудит законодательства стран Содружества в соответствующей области – существует ряд важных и фундаментальных правовых документов, требующих внимания и анализа. «Концептуальные основы, такие как сохранение национального библиотечного фонда и непрерывность работы национальных библиотек, должны объединять нас на многие годы вперед», – считает он.
Вторым приоритетом председатель совета назвал работу с интеллектуальными правами в цифровой среде, включая оцифровку библиотечных фондов, спектаклей и музыкальных произведений. Он также отметил, что необходимо тщательно проработать общие подходы к этой проблематике. Кроме того, Вадим Дуда обратил внимание на вопрос искусственного интеллекта. «Это одновременно большая возможность и серьезная угроза – как с точки зрения создания произведений, так и поиска, использования и изменения информации, включая создание фейков», – отметил он.
Экспертам представили проект концепции рекомендаций «О правовом регулировании реализации основополагающих функций телевидения». Современное телевидение сосредоточено на развлечениях и игнорирует образовательную и культурную миссию. Многие передачи предлагают легкий и несерьезный контент, который не помогает зрителям развиваться или узнавать что-то полезное. Особенно это влияет на молодежь, которая растет в условиях ограниченного выбора качественных программ. Рекомендации направлены на улучшение телевещания с учетом культурных ценностей и интересов общества. Для стран СНГ необходимо создать единые нормы юридического регулирования, которые будут поощрять производителей делать передачи, отражающие национальные традиции и нравственные принципы. Это поможет сделать телевидение не просто источником развлечения, а важным инструментом воспитания и формирования культурной идентичности молодого поколения.
Также рассмотрен проект модельного закона «Об обеспечении государственной охраны объектов культурного наследия на водных объектах» и проект новой редакции модельного закона «О меценатстве и благотворительной деятельности». Членам совета рассказали о ходе подготовки ко второй международной конференции «Русский язык – основа интеграционного диалога в регионе Содружества Независимых Государств».
Очередное заседание экспертного совета запланировано на октябрь-ноябрь 2025 года.
По информации
БЕЛТА
(фото – МПА СНГ)