31.07.2012
Новое в порядке регистрации актов гражданского состояния
17 июля 2012 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 659, которым внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. № 1454 «О порядке организации работы с гражданами в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение» (далее – Постановление). Изменения и дополнения связаны с принятием Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье».
В частности, установлен порядок и условия регистрации заключения брака вне помещения органа загса. При подаче заявления о заключении брака решается вопрос о месте регистрации заключения брака по согласованию лиц, вступающих в брак, и органа загса.
Регистрация заключения брака вне помещения органа загса производится в пределах установленного режима рабочего времени органа загса в тех случаях, когда выезд работника не препятствует деятельности органа загса, в том числе по обеспечению торжественной обстановки регистрации заключения брака в помещении органа загса.
Выезд осуществляется в пределах административно-территориальной единицы, в которой создан и действует исполнительный и распорядительный орган, структурным подразделением которого является орган загса. Транспортные расходы, связанные с выездом работника, возмещают заинтересованные лица.
Регистрация заключения брака за пределами помещения органа загса может производиться:
в помещениях учреждений культуры, помещениях, расположенных в исторических и памятных местах, памятниках архитектуры, искусства или истории, архитектурных ансамблях и др., которые определяются исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями районов в городах по согласованию с главными управлениями юстиции областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета;
в помещениях, определенных индивидуальными договорами на оказание услуги по выезду для регистрации заключения брака к месту проведения торжества;
в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в случае если лицо, вступающее в брак, отбывает наказание в таком учреждении (день и время регистрации брака с таким лицом назначается органом загса по согласованию с администрацией учреждения);
если лица, вступающие в брак, по уважительным причинам или в связи с особыми обстоятельствами (ввиду состояния здоровья, пребывания в месте содержания под стражей, иным уважительным причинам) не могут прибыть в орган загса – по месту их нахождения.
С 1 января 2013 г. органы загса наделяются компетенцией на расторжение брака супругов, не имеющих несовершеннолетних детей и спора об имуществе. Данное нововведение повлекло необходимость закрепления порядка регистрации расторжения брака указанной категории граждан.
Заявление о регистрации расторжения брака подается в отдел загса по месту жительства супругов (супруга), либо по их месту пребывания; в загранучреждение по месту постановки на консульский учет.
Регистрация расторжения брака производится в присутствии обоих супругов по истечении одного месяца со дня подачи совместного заявления.
Если один из супругов не может явиться в орган загса, регистрация может быть произведена в его отсутствие, по его письменному заявлению. Подлинность подписи на котором, должна быть засвидетельствована нотариусом либо должностным лицом, которое в соответствии с законодательными актами имеет право совершать нотариальные действия.
Брак считается прекращенным со дня регистрации его расторжения, документом, подтверждающим прекращение брака, является свидетельство о расторжении брака.
Постановлением изменен порядок рассмотрения заявлений о перемене имени гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающими за ее пределами, в том числе обозначен круг органов, участвующих в рассмотрении материала о перемене имени в случае, если за переменой обращаются граждане Республики Беларусь, которые ранее проживали в Республике Беларусь и выехали за ее пределы на постоянное проживание, а также которые ранее никогда не проживали на территории республики.
Изменения и дополнения коснулись порядка регистрации актов гражданского состояния с участием иностранных граждан и лиц без гражданства не владеющих государственными языками Республики Беларусь, а также неграмотных глухих, немых или глухонемых гражданин.
Регистрация актов гражданского состояния для таких лиц производится при участии переводчика, сурдопереводчика, владеющего техникой сурдоперевода.
Кроме того, получили закрепление отдельные положения, реализующие нормы Кодекса Республики Беларусь о браке и семье о порядке присвоения ребенку фамилии, собственного имени, отчества, а также обязанность органа загса разъяснить заявителю (заявителям) порядок указания места рождения ребенка в записи акта о рождении до совершения данной записи.
Нацбанк о мерах в денежно-кредитной сфере
23 июня состоялось заседание Правления Национального банка Республики Беларусь, посвященное развитию ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере.
Анализ показывает, что, несмотря на сохранение положительной динамики экономического роста, усиливается макроэкономический дисбаланс, вызванный наращиванием разрыва между темпами роста производительности труда и заработной платы. Во-первых, в результате повышения заработной платы происходит рост потребления, приводящий к существенному увеличению потребительского импорта. Во-вторых, рост доходов повышает кредитоспособность граждан, что, в свою очередь, ведет к повышенному спросу на импортные товары длительного пользования. Прирост потребительского импорта за четыре месяца 2025 года составил 14,5 процента, что также свидетельствует о рисках повышения давления на сальдо текущего счета платежного баланса.
При этом наблюдается устойчивый профицит ликвидности в банковской системе и рост денежной массы в годовом выражении на уровне выше 15 процентов. С учетом складывающейся повышенной траектории инфляции Правление Национального банка считает необходимым принятие решений, направленных на повышение привлекательности сбережений в экономике и, как следствие, рост ресурсной базы для инвестиционной активности.
С целью нивелирования указанных рисков, а также стимулирования инвестиционной активности принято решение о повышении с 25 июня 2025 г. ставки рефинансирования на 25 базисных пунктов до 9,75 процента годовых и ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности (кредит овернайт, СВОП овернайт) и двусторонним операциям поддержки ликвидности (ломбардные кредиты по фиксированной ставке и сделки СВОП) на 25 базисных пунктов до 11,25 процента годовых.
Кроме того, с учетом изменения риск-профиля банковской системы установлены значения расчетных величин стандартного риска по инструментам кредитно-депозитного рынка на июль 2025 года.
При этом в фокусе внимания Национального банка по-прежнему остается сохранение доступности инвестиционного банковского финансирования, способствующего устойчивому и сбалансированному экономическому росту страны.
По мнению Правления Национального банка, перечисленные меры будут способствовать усилению сберегательной активности экономических субъектов, снижению интенсивности инфляционных процессов в стране и, соответственно, поддержанию покупательной способности доходов населения.
Национальный банк продолжит тщательно анализировать развитие ситуации в экономике страны и при необходимости примет соответствующие меры в области денежно-кредитной политики.
По информации
Национального банка Республики Беларусь
Состоялось очередное заседание Палаты представителей восьмого созыва
23 июня состоялось очередное заседание Палаты представителей восьмого созыва.
В ходе заседания были приняты два законопроекта во втором чтении.
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» представила член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Одинцова С.В.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в области обеспечения прав ребенка, в том числе посредством усиления гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей.
Предлагается внесение соответствующих изменений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, законы Республики Беларусь «О правах ребенка», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О физической культуре и спорте».
Законопроектом закрепляются правовые нормы, обеспечивающие:
-
совершенствование механизма защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в части установления обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, распространяемой в глобальной компьютерной сети Интернет, которая причиняет вред здоровью и развитию детей, а также обязанности государственных органов, иных организаций оказывать информационно-консультативную помощь родителям (опекунам, попечителям) в реализации мер по защите детей от такой информации;
-
отнесение игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, к информационной продукции, распространение которой возможно только при присвоении знака возрастной категории;
-
установление правовых гарантий обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками.
Проектом Закона также предусмотрено усиление защиты детей от всех видов насилия. С этой целью к закреплению предлагаются положения, в соответствии с которыми:
-
лица, совершившие преступления экстремистской направленности, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных средств либо их прекурсоров и аналогов, лишаются права заниматься педагогической деятельностью;
-
на нанимателей, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет возложена обязанность до заключения соответственно трудового или гражданско-правового договора с гражданами, планирующими работать с детьми, разъяснить таким лицам нормы законодательства о правах ребенка, касающиеся защиты прав детей на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия и жестокого обращения, а также последствия несоблюдения таких норм;
-
все физические лица, планирующие работать с детьми, при заключении трудового или гражданско-правового договора должны будут подписать обязательство о недопущении нарушения ими прав ребенка на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия, жестокого обращения и соблюдении ими ограничений на работу с детьми;
-
наниматели, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе организовывать и проводить психологическое собеседование лиц, планирующих постоянно работать или уже работающих с детьми.
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Жук О.Н. выступила с докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
Законопроект подготовлен в целях повышения качества оказания аудиторских услуг, закрепления дополнительных механизмов защиты интересов их пользователей.
В соответствии с Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза, подписанным 19 апреля 2022 года в г. Москве и ратифицированным Законом Республики Беларусь от 30 сентября 2022 г. № 204-З, к лицам, участвующим в осуществлении аудиторской деятельности, предъявляется требование о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации. Аналогичной нормой предлагается дополнить и Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
Уточняется перечень правонарушений, а также преступлений, наличие судимостей за совершение которых не позволяет аудитору участвовать в осуществлении аудиторской деятельности. Предлагается закрепить требование о проведении в 2025 году переаттестации аудиторов.
Предусмотрено увеличение с трех до пяти лет периодичности прохождения внешней оценки качества работы аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. При закреплении данной нормы учитывалось, что оказывать такой вид аудиторских услуг имеют право только те аудиторские организации, которые по результатам проведенных у них внешних оценок отнесены к первой – третьей (высшим) категориям качества, и проведение у них частых проверок не является обязательным. Наряду с этим, такой шаг позволит высвободить ресурсы Аудиторской Палаты для осуществления контроля качества работы других субъектов аудиторской деятельности.
В двух чтениях депутатский корпус рассмотрел проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности», внесенный председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Ленчевской М.А. (содокладчик – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Омельянюк А.П.).
В своем докладе М.А.Ленчевская отметила, что законопроект разработан в целях реализации предписаний пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 11 июня 2025 г. № 232 «Об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд», направленных на обеспечение продовольственной безопасности государства и стабильности на потребительском рынке в межсезонный период.
В частности, названным Указом предусмотрены обязанность поставщиков обеспечить поставку плодоовощной продукции по договору поставки такой продукции из стабилизационных фондов для торговых сетей и обязанность заготовителей (торговые сети) обеспечить наличие этой продукции в торговых объектах. При этом установлено, что непоставка (недопоставка) поставщиком плодоовощной продукции по договору поставки, отсутствие в реализации у заготовителя такой продукции влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Законопроектом предлагается ввести административную ответственность поставщика за непоставку или недопоставку по договору поставки плодоовощной продукции из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд, а заготовителя – за отсутствие такой продукции в реализации в торговом объекте в межсезонный период.
В связи с этим Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) дополняется статьей 13.121.
Одновременно в целях определения подведомственности правонарушений, предусмотренных статьей 13.121
КоАП, вносятся изменения в статьи 3.2, 3.4, 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Так, право составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 13.121 КоАП предоставляется уполномоченным на то должностным лицам сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах, органов Комитета государственного контроля, органов Министерства антимонопольного регулирования и торговли. Рассматривать дела о таких правонарушениях будут административные комиссии районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов в городах, органы Комитета государственного контроля (при составлении протоколов его должностными лицами), экономические суды областей (города Минска).
Кроме того, на заседании был принят проект Закона «О ратификации Соглашения о подготовке кадров для пенитенциарных служб государств – участников Содружества Независимых Государств», о котором доложили первый заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Назаренко Ю.Г. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Барсуков А.П.
Соглашением предусматривается сотрудничество между правительствами государств – участников Содружества Независимых Государств в подготовке кадров для пенитенциарных служб, предполагающее обучение сотрудников этих служб в образовательных организациях высшего образования или образовательных организациях дополнительного профессионального образования по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре или дополнительным профессиональным программам.
Подготовка кадров будет осуществляться на платной основе или по квотам на льготной или безвозмездной основе, устанавливаемым принимающим государством, в соответствии с контрактами, в которых определяются финансовые и другие виды обеспечения подготовки кадров.
Расходы сторон по реализации Соглашения предполагается осуществлять за счет и в пределах средств, предусматриваемых в национальных бюджетах компетентным органам государств – участников Соглашения на выполнение их функций, а также внебюджетных источников, привлекаемых сторонами в порядке, установленном национальным законодательством.
Компетентным органом ответственным за реализацию Соглашения со стороны Республики Беларусь определено Министерство внутренних дел.
Следующее заседании Палаты представителей состоится 30 июня 2025 г.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
По каким вопросам чаще всего обращаются в Суд ЕАЭС, рассказал его Председатель
Тематика конкуренции на трансграничных рынках выходит на первое место в числе обращений субъектов хозяйствования в Суд ЕАЭС, сообщил журналистам Председатель Суда Алексей Дронов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«По итогам 2024 года мы получили уже новым составом суда очень высокий показатель обращений. Львиную долю обращений составляют по-прежнему хозяйствующие субъекты. Это, как правило, жалобы на решения Евразийской экономической комиссии или на действие (бездействие) комиссии. В основном два больших тематических блока. Это вопросы, связанные с соблюдением общих принципов и правил конкуренции на трансграничных рынках. Эта проблематика, которая раньше занимала устойчивое второе место, вышла фактически на первое место или по крайней мере делит первое место с другим большим блоком – проблематика Таможенного союза», – сказал Алексей Дронов.
Также наблюдается тенденция к активизации государств-членов, которые стали более активно задействовать механизм заявлений о разъяснении, что является очень важным инструментом суда, отметил председатель. Дело в том, что, в соответствии со Статутом, суд не только разрешает споры, но и выносит консультативные заключения. Причем такие заключения формально носят рекомендательный характер, а фактически являются одним из способов обеспечить единообразное применение всеми государствами-членами и органами союза Договора о Евразийском экономическом союзе и тех актов, которые на нем основаны.
Говоря о важности этого вопроса, Алексей Дронов указал на взаимодействие между Судом ЕАЭС и национальными верховными, конституционными судами. В контексте обеспечения единообразного применения права союза это имеет принципиально важное значение.
«Очень важно обеспечить, чтобы во всех пяти государствах-членах нормы договора и иных актов права союза понимались, толковались, применялись единообразно. Полной идентичности, может быть, нам не удастся добиться, но единообразие необходимо – это один из базовых основополагающих принципов функционирования союза», – отметил Председатель Суда.
Суд ЕАЭС – постоянно действующий орган Евразийского экономического союза. Целью деятельности суда является обеспечение единообразного применения государствами-членами и органами союза Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках союза, международных договоров союза с третьей стороной и решений органов союза.
В состав суда входят по два судьи от каждого государства – члена ЕАЭС. Место пребывания суда союза – город Минск.
На сегодняшнем заседании, где присутствовали все 10 судей Суда ЕАЭС, вновь назначенный судья от Кыргызской Республики Кыдык Джунушпаев принес присягу.
По информации
БЕЛТА
На заседании Палаты представителей во втором чтении принят законопроект об аудиторской деятельности
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», передает корреспондент
БЕЛТА.
Законопроект внесен в Палату представителей Советом Министров 16 декабря 2024 г. и принят в первом чтении 7 февраля 2025 г. Он подготовлен в целях повышения качества оказания аудиторских услуг, закрепления дополнительных механизмов защиты интересов их пользователей.
В соответствии с Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза, подписанным 19 апреля 2022 года в г. Москве и ратифицированным законом Республики Беларусь от 30 сентября 2022 г. № 204-З, к лицам, участвующим в осуществлении аудиторской деятельности, предъявляется требование о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации. Аналогичной нормой предлагается дополнить и Закон «Об аудиторской деятельности».
Уточняется перечень правонарушений, а также преступлений, наличие судимостей за совершение которых не позволяет аудитору участвовать в осуществлении аудиторской деятельности. Предлагается закрепить требование о проведении в 2025 году переаттестации аудиторов.
Предусмотрено увеличение с трех до пяти лет периодичности прохождения внешней оценки качества работы аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. При закреплении данной нормы учитывалось, что оказывать такой вид аудиторских услуг имеют право только те аудиторские организации, которые по результатам проведенных у них внешних оценок отнесены к первой – третьей (высшим) категориям качества, и проведение у них частых проверок не является обязательным. Наряду с этим такой шаг позволит высвободить ресурсы Аудиторской Палаты для осуществления контроля качества работы других субъектов аудиторской деятельности.
Законопроектом также закрепляется ряд иных мер по совершенствованию сферы регулирования аудиторской деятельности.
По информации
БЕЛТА
Председатель Суда ЕАЭС: осведомленность о праве Союза нужно повышать
Осведомленность о праве ЕАЭС нужно повышать. Об этом заявил журналистам Председатель Суда ЕАЭС Алексей Дронов, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По его словам, суд ведет активную работу по налаживанию взаимодействия с крупными научными, образовательными центрами. «Не скажу, что это чисто судебная работа, но суд является постоянно действующим органом Союза. И мы осознаем важность решения задач, связанных с повышением осведомленности о праве Союза. Могу констатировать с некоторым сожалением (ничего драматического в этом нет, это естественный процесс): пока уровень осведомленности остается недостаточным», – сказал Алексей Дронов.
Председатель суда считает, что юридическому, академическому сообществу, государствам – членам Союза следует больше внимания уделять повышению такой осведомленности. «Нужно формировать и ставить на прочную системную основу процесс подготовки специалистов в области права Союза», – считает Алексей Дронов.
Впрочем, этот процесс начинает развиваться, отметил он. «Есть, естественно, вопросы, которые уже обсуждаются на различных площадках, связанные со сближением законодательства в сфере юридического образования. В этом активно участвуют ведущие центры», – заметил Председатель Суда ЕАЭС.
Поясняя свою мысль, он заметил, что качество судебной практики в значительной степени зависит от того, насколько профессионально представляют интересы хозяйствующих субъектов адвокаты, юристы и др., которые должны обладать знаниями и процессуального, и материального права. И с этой частью юридического сообщества, обратил внимание Алексей Дронов, Суд ЕАЭС старается без ущерба для принципа независимости, эффективности суда общаться – для повышения осведомленности.
«Я думаю, интерес значительный. Мы это ощущаем по очень многим признакам. Думаю, мы стоим на пороге достаточно существенного роста количества дел», – сказал он, заметив, однако, что рабочие нагрузки на судей и так достаточно высокие. Имеются определенные особенности, обусловленные спецификой регулирования деятельности суда, установленной статутом и регламентом. Суд действует в составе большой коллегии из 10 судей и двух коллегий, которые рассматривают споры хозяйствующих субъектов.
«Принятие к рассмотрению дела, рассмотрение дела в составе 10 судей – достаточно серьезная нагрузка. Причем мнения у судей бывают разные. Достаточно большие интенсивные усилия прилагаются к тому, чтобы постараться выйти на какое-то основанное на праве Союза единое понимание, толкование. Чем меньше будет высказано каких-то особых мнений судьями, тем большие шансы у консультативного заключения выполнить свою роль регулятора», – отметил Председатель Суда.
По информации
БЕЛТА