Число нарушений земельного законодательства сократилось в Минске в 2009–2011 годах почти вдвое
Количество нарушений земельного законодательства сократилось в Минске в 2009–2011 годах почти вдвое. Об этом сообщил начальник Минской городской землеустроительной и геодезической службы Андрей Доморацкий сегодня на оперативном совещании в Минском городском исполнительном комитете.
«Благодаря совместной слаженной работе всех служб Минского городского исполнительного комитета и администраций районов города число нарушений земельного законодательства с каждым годом становится меньше. Так, в 2009 году в Минске было составлено 235 протоколов, в 2010-м – 161, в 2011-м – 120 нарушений», – сказал Андрей Доморацкий.
При этом он отметил, что особое внимание в последние годы уделяется вопросам не только выявления, но и устранения нарушений. На это нацелены все службы городского исполнительного комитета, задействованные в данной работе.
За 2011 год сумма штрафов за нарушения земельного законодательства составила Br70 млн. Юридические лица совершили 63 нарушения, 57 – физические лица. Как правило, в черном списке фигурируют такие нарушения, как самовольный захват земель, неиспользование земельных участков в установленные сроки, нецелевое использование земли.
Особую обеспокоенность начальник Минской городской землеустроительной и геодезической службы высказал в отношении фактов неосвоения и неиспользования земельных участков. «На территориях почти всех районов столицы имеются участки, нормативный срок которых уже прошел. Проводится целенаправленная работа по каждому земельному участку, всем арендаторам и землепользователям, не приступившим к использованию земель, выданы предписания», – констатировал он. По результатам данной работы будут выработаны соответствующие предложения по изъятию таких земельных участков, перераспределению и предоставлению их новым инвесторам.
В качестве приложения к Программе социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы будет подготовлена «инвестиционная карта». Об этом по итогам совещания у Главы государства, где обсуждалась доработка соответствующей программы, заявил журналистам Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Важный элемент, кроме внешней торговли, – это инвестиции. Найти ресурсы на инвестиционные проекты тоже непросто с учетом необходимости погашения в следующей пятилетке наших финансовых обязательств, которые были взяты под предыдущие инвестиционные проекты. Не наращивая общий уровень и государственного, и внешнего валового долга. Сегодня была внесена идея, она поддержана – к программе пятилетки будет сделано большое инвестиционное приложение. Его можно назвать «инвестиционная карта», – сказал Глава Администрации Президента.
Дмитрий Крутой пояснил, что в этой «инвестиционной карте» будет по каждому региону информация о планируемых к реализации проектах. «Президент попросил, чтобы жители каждого района видели, какие инвестиционные и инфраструктурные проекты будут реализованы именно у них на территории. Желательно с фиксированием конкретных сумм и стоимости, которая не должна меняться на протяжении пяти лет, не взирая на какие-то «объективные» обстоятельства, – рассказал Глава Администрации. – Граждане будут видеть, какие дороги, социальные объекты или промышленные предприятия будут строиться в конкретной местности».
«Мы совершенно по-другому начнем планировать размещение наших производительных сил. И, может быть, тот негативный тренд по внутренней миграции между нашими регионами сможем переломить и создавать высокопроизводительные рабочие места равномерно по всей территории Беларуси», – добавил Дмитрий Крутой.
По информации БЕЛТА
Программа социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы согласована в части ключевых макроэкономических и финансовых показателей. Об этом по итогам совещания у Главы государства заявил Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой, передает корреспондент БЕЛТА.
Президенту фактически были представлены два проекта программы. Один был выработан Советом Министров, второй – рабочей группой во главе с руководителем Нацбанка.
«На совещании было отмечено, что два документа очень близки. Все-таки правительство учло много наработок рабочей группы в своей версии документа. Одним из фундаментальных базовых достижений сегодняшнего совещания стало то, что по целевым индикаторам, по показателям нет разногласий ни у кого. Это касается и валового внутреннего продукта, инвестиций, экспорта, роста реальной заработной платы, контроля за ценами и инфляцией. То есть по ключевым макроэкономическим и финансовым показателям программа, можно сказать, сбалансирована и согласована», – рассказал Глава Администрации.
По его словам, относительно приоритетов дискуссия еще будет продолжена какое-то время, но не долго. Потому что к заседанию Президиума Всебелорусского народного собрания на столе у Александра Лукашенко должен быть согласованный текст документа.
«Президент еще раз прокомментировал те направления, которые обозначены в его предвыборной программе. Это касается и арендного жилья, и туристического потенциала, темы обороноспособности Беларуси», – рассказал Дмитрий Крутой.
Он подтвердил, что требование Президента по выработке реалистичного, но напряженного сценария развития на предстоящий год применим и в целом к вырабатываемой программе пятилетки.
«Уровень роста нашей экономики заложен на уровне среднемирового роста», – сказал Дмитрий Крутой.
По информации БЕЛТА
Требовательность к кадрам за реализацию программы предстоящей пятилетки 2026–2030 годов будет увеличена многократно. Об этом заявил журналистам Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой по итогам совещания у Президента, где обсуждалась доработка соответствующей программы, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Президент еще раз сегодня это подчеркнул: требовательность к кадрам за выполнение тех мероприятий и проектов, которые будут заложены и приняты делегатами Всебелорусского народного собрания, будет увеличена многократно, – сказал Глава Администрации Президента. – Особенность следующего нашего цикла в том, что программа ежегодно, а не один раз в пять лет, будет выноситься на такой представительный форум. Поэтому ошибки, недоработки фактически будут публичными. Будут рассматриваться, можно сказать, всей страной. Поэтому здесь спрос, естественно, будет совершенно иным. По настроению и поручениям Президента вы чувствуете, что уже система начинает трансформироваться, и буквально с января будут совершенно другие подходы».
Глава Администрации Президента подчеркнул, что основа основ – это развитие регионов, о чем также на совещании напомнил Александр Лукашенко. «Вы видите, что график Главы государства непосредственно до проведения заседания ВНС строится таким образом, чтобы он лично в каждом регионе провел совещание с активом, еще раз довел мысли и свои требования, которые касаются перспектив развития на следующую пятилетку», – отметил Дмитрий Крутой.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 ноября собрал совещание о доработке Программы социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы.
В начале совещания Глава государства высказался о ситуации на белорусско-литовской границе.
«Хочу заявить: мы готовы к открытию границы давно. Мы ее не закрывали. В течение нескольких часов она с нашей стороны может возобновить свою работу. Пограничники в целом к этому готовы», – отметил Президент.
Глава государства рассказал, что в ходе состоявшегося на днях доклада Председателя Госпогранкомитета было доложено о ситуации и о том, что Литва хотела бы разрядить сложившуюся ситуацию. «На что я ему ответил: если Литва хочет – мяч на ее стороне. Пожалуйста, открывайте границу, будем работать и сотрудничать, как это было до сих пор», – заявил Президент.
Александр Лукашенко подчеркнул, что народ Литвы не имеет никакого отношения к решению властей своей страны о закрытии границы с Беларусью. «Даже не хочу говорить, по каким причинам. Сегодня мы знаем реакцию литовского народа – граждан Литвы, бизнеса – на эти действия. Естественно, властям Литвы пришлось шевелиться и предпринимать какие-то меры, – сказал Президент. – Как обычно, они решили мышковать и еще раз попытаться нас наклонить и обвинить в этих не то «шариках» (запуске метеорологических зондов с контрабандой сигарет. – Прим.), не то еще чем-то. Хотя исчерпывающий ответ на этот вопрос был дан. И расследованием наших органов, да и Литвы подтверждается, кто занимается этим сигаретным бизнесом, кто эти «шарики» перекидывает и так далее».
«Понимая, что вокруг закрытия границы сложилась непростая ситуация, они (литовская сторона. – Прим.) попытались с межгосударственного уровня перенести решение вопроса на уровень пограничной заставы. Они, я это называю мышкованием, обратились в Лидский пограничный отряд (не в государственный орган, не в МИД, не в Правительство) с не то просьбой, не то требованием открыть границу. На участке там два погранперехода у нас работают. На одном из участков открыть границу. «Мы (литовская сторона. – Прим.) якобы будем эвакуировать какие-то автомобили…» – рассказал Глава государства.
«Я даже не дослушал этот доклад. Сказал: хорошо, как только будут готовы эвакуировать, договорятся с нашей стороной… У нас же там ни таможенников фактически на пункте пропуска, ни пограничников. Закрыли – закрыли. Наши службы перераспределены на другие участки – это было мое решение. Будут готовы (в Литве. – Прим.) – будем договариваться. Хотите эвакуировать – эвакуируйте», – заявил белорусский лидер.
В связи с этим органы внутренних дел на протяжении всего предыдущего дня по заданию Александра Лукашенко и под руководством Госсекретаря Совбеза все литовские автомобили собрали на пунктах перехода и взяли их под охрану. «Чтобы нас потом не обвинили, что мы там что-то плохое сделали. Взяли их под охрану. Хотят эвакуировать, что же, будем договариваться», – сказал Президент.
«Автомобили собраны, стоят под охраной. Те, кто их охраняет, попросили, по-моему, 120 евро за сутки. Заплатили за охрану. Сколько суток будут стоять – умножить на 120 евро, – платите, забирайте автомобили с грузом. Если в ближайшие несколько дней этого не будет сделано, мы примем решение, как МИД заявил, в соответствии с нашими законами. Вплоть до конфискации этих автомобилей. Они не могут болтаться на дорогах – 1100 или 1200 огромных фур, которые стояли где-то там на дороге», – обратил внимание Глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что дал отдельное поручение в отношении водителей большегрузов. «Люди мучились, водители мучились. Я дал указание, чтобы водителей не обижали. Они ни в чем не виноваты. Грузополучатели в Литве тоже ни в чем не виноваты. Пусть обращаются к своим властям в Литве для решения этих вопросов. Поэтому водителей мы доставим прямо в пункт пропуска на границу. Посмотрите, чтобы там не обидели водителей, – поручил Президент. – Не хотят они уезжать – могут ночевать в своих автомобилях, как они это делали на дороге, или же в гостиницах. Мы обеспечить водителей должны всех – 1100 или 1500 человек – всех надо обеспечить всем необходимым. Чтобы люди были накормлены, могли умыться и прочие надобности».
«Будут эвакуировать – пусть эвакуируют. Это не наши вопросы. И вообще-то мы, наверное, почти ничего не возим через эту границу в связи с санкциями. Только какие-то виды товаров, которые очень-очень нужны тем же литовцам или полякам. Очень-очень нужны – заказали, мы отвезли. Не заказали – мы туда не везем. А с казахами, россиянами, китайцами, другими странами им (Литве. – Прим.) придется очень серьезно не просто объясняться, а разбираться. Потому что так никто не поступает», – подчеркнул белорусский лидер.
«Обо всем остальном мы еще поговорим в ближайшее время на переговорах с делегацией Соединенных Штатов Америки. Чувствую, что без них тут не обошлось», – добавил Александр Лукашенко.
На совещании Президенту представили два проекта программы социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы.
Советом Министров с заинтересованными представлен проект программы пятилетки, который содержит пять приоритетов. «Далее, как докладывает Правительство, он развернут, конкретизирован в соответствующих проектах госпрограмм, региональных планов и целевых индикаторов», – отметил Глава государства.
«Но, как говорится, одна голова хорошо, а две – лучше. Делегаты Всебелорусского народного собрания выразили желание активно поучаствовать в доработке документа. Я такую инициативу поддержал, поручил привлечь к этой работе наших ведущих экономистов и людей, которые выскажут свое мнение. Рабочая группа из числа делегатов, имеющих значительный опыт и компетенции в различных сферах, создана. Ее возглавил Председатель Правления Национального банка, вчерашний Премьер-министр (Роман Головченко. – Прим.)», – сказал Александр Лукашенко.
Как было доложено Главе государства, рабочая группа во взаимодействии с Правительством сформировала обновленный проект программы, но уже из восьми приоритетов.
Александр Лукашенко обозначил ряд вопросов к актуализированной версии.
О содержательности разделов
Глава государства отметил, что предлагаемые индикаторы (задания) – это своего рода обязательства перед людьми. Значит, они должны быть подкреплены конкретными действиями (задачами) и, самое главное, финансированием.
Об обоснованности и взаимосвязанности оцифрованных заданий
«Например, существенный миграционный прирост (где-то мы аж записали цифру 100 тыс. человек). Говорит ли это о том, что мы не в состоянии развить внутренний трудовой потенциал и взять наконец-то под контроль рациональное размещение производительных сил равномерно по всей стране? А это надо делать. И начинать, я уже много раз говорил, надо с жилья – строить жилье там, где это нужно для экономики», – сказал Глава государства.
«Более того, какие категории мигрантов входят в это число? Напоминаю, у нас принято очень жесткое законодательство об их привлечении в страну. Этого требовали наши люди, обещая, что производительность труда будет гораздо выше», – заметил Александр Лукашенко.
«Но, скажу вам откровенно, пролетев полстраны за эти праздничные дни, я увидел, что наши люди умеют работать. Даже в Гомельской области (не перехвалить бы Ивана Крупко) придраться не к чему, – отметил Президент. – Если мы взялись за Полесье, его надо привести в нормальное состояние, как это в лучших хозяйствах у полешуков. Неплохо работают. Это говорит о том, что поняли, что лучше работать на тракторе, чем воевать, как в соседней Украине. Но надо все это довести до ума».
Президент напомнил, что недавно обращал внимание на совещании по прогнозу развития на 2026 год, что если кто-то предлагает более напряженные целевые задания, то он за это. «Но грамотно обоснуйте подходы. Не просто: «Вот, мало, давайте больше!». Все должно быть обосновано и финансово просчитано. Но и занижать нельзя», – ориентирует Глава государства.
О включении в проект программы приоритета по укреплению обороноспособности
Александр Лукашенко заявил, что при всей архиважности данная тема имеет свою специфику, относится к военной политике, стратегии и обороне: «По сути, это про необходимый контур безопасности, обеспечивающий мирное и спокойное социально-экономическое развитие страны».
«Если человек не будет чувствовать за спиной военную мощь, трудно будет говорить об экономике. Поэтому логика вроде в связи с событиями, которые развиваются за пределами нашей страны, есть. Но при этом надо учитывать, что это отдельный вопрос – вопрос национальной безопасности, который мы рассматривали», – заметил белорусский лидер.
Об отсутствии консенсуса
Александр Лукашенко назвал этот пункт важным, констатировав отсутствие консенсуса между рабочей группой и Правительством.
«В результате сегодня на моем столе два варианта программы. Совет Министров докладывает, что включил в свою версию все свежие и полезные предложения группы. Ее содержание на 90 % такое же, только форма другая – это мнение Правительства, – сказал Президент. – В свою очередь Национальный банк (основу этой рабочей группы специалисты Нацбанка составляют) уверяет, что он готов сближаться с Правительством только на базе своей версии документа».
«С одной стороны, хорошо, что есть несколько мнений в целом по документу. С другой, надо подходить к единому варианту. Не будем же мы выносить на ВНС два документа и требовать от делегатов: «Давайте, выскажите свое мнение!». Они будут высказывать, неделю будем сидеть, слушать… Может быть, в областях соберутся, выработают единую точку зрения. Но все-таки желательно иметь единую программу. Людям нужен реалистичный, конкретный, понятный для каждого не только делегата, но и гражданина нашей страны документ», – подчеркнул Глава государства.
Уже проведен ряд подготовительных мероприятий, обсуждений, были запущены площадки для сбора народных предложений. Получено 70 тыс. откликов. «Поэтому надо ответить на вопрос, какими себя видят белорусы и какой белорусы видят свою страну», – сказал Александр Лукашенко.
Планируется, что по итогам совещания с учетом общего мнения Правительство доработает проект программы, чтобы его представить на рассмотрение делегатов Всебелорусского народного собрания.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Министерство связи и информатизации как орган регулятор обеспечивает полноценное и всестороннее развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры для удовлетворения возрастающих потребностей государства бизнеса и граждан в получении современных и качественных услуг электросвязи.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день лицензию в области электросвязи имеют 154 оператора электросвязи.
Основным направлением развития сети электросвязи РУП «Белтелеком» является завершение процесса переключения абонентов на программно-аппаратную IMS-платформу, что позволяет предоставлять абонентам весь спектр современных телекоммуникационных услуг по одной абонентской линии. На конец отчетного квартала к IMS-платформе подключено более 3,8 млн. абонентов (домохозяйств). Строительство мультисервисных сетей позволяет не только улучшить качество и расширить перечень предоставляемых услуг, но и оптимизировать затраты на эксплуатацию сетей электросвязи.
С учетом развития услуг сети передачи данных растет число подключений к услугам широкополосного доступа, что оказывает влияние и на ширину внешнего канала доступа в сеть Интернет. Внешний шлюз для доступа в сеть Интернет постоянно расширяется также для повышения качества оказываемых услуг по доступу в сеть Интернет, резервирования и уменьшения нагрузки на отдельные направления. За январь-сентябрь 2025 года ширина внешнего канала для доступа в сеть Интернет была увеличена на 870 Гбит/с и составила на 1 октября 2025 г. 5 090 Гбит/с.
С целью модернизации существующих сетей передачи данных для улучшения качества и объема предоставляемых услуг продолжались работы по подключению абонентов с применением технологии пассивных оптических сетей (GPON), позволяющей обеспечить скорость передачи данных до 100 Мбит/с и выше.
По состоянию на 1 октября 2025 г. количество абонентов (домохозяйств), подключенных по данной технологии, составило порядка 3 132,3 тыс. и увеличилось с начала года на 79,4 тысячи.
Всего количество абонентов стационарного широкополосного доступа к сети Интернет составило 3 367,8 тыс. с приростом к началу года в 83,6 тыс., при этом уровень проникновения стационарного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 жителей составил 37,0 ед.
Обеспечено дальнейшее развитие услуг сотовой подвижной электросвязи. По состоянию на 1 октября 2025 года общее количество абонентов сотовой подвижной электросвязи в республике составило 11 970 тыс. Уровень проникновения сотовой подвижной электросвязи в республике составил 131,4 абонента на 100 жителей. Сотовой подвижной электросвязью второго и третьего поколения охвачено 99,3 процентов и 98,6 процентов территории республики соответственно, на которой проживает 99,9 процентов населения.
Активно развивалась сеть сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE и услуги на ее основе.
За январь-сентябрь 2025 года охват населения услугами сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE составил 99,6 процентов.
Развитие сетей сотовой подвижной электросвязи третьего и четвертого поколения обеспечивает стабильный рост абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет: количество абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет по итогам прошедшего квартала 2025 года составило 9 605,2 тыс. с проникновением услуг в 105,4 ед. на 100 жителей.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
