/ / Общественно-политические
09.02.2012

Казахстан: С 1 января этого года казахстанцы могут отслеживать поданные заявления в правоохранительные органы через Интернет

Пилотный проект по регистрации электронных заявлений и оформлению электронных талонов-уведомлений был запущен в республике еще в прошлом году.

С 1 января нынешнего года новая практика вступила в силу официально. Теперь любые обращения в полицию можно оформлять, не выходя из дома. Полученный взамен талон-уведомление спасет от отказов принимать заявления или волокиты.

Для начала стоит подробнее объяснить про талоны-уведомления тем гражданам, кто еще не сталкивался с этим явлением. Талоны представляют собой фактический документ, подтверждающий сам факт обращения граждан в органы правопорядка. Оригиналы корешков талонов-уведомлений подлежат строгой отчетности.

– Сотрудник дежурной части или должностное лицо, на которого возложены обязанности по приему и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, заполняет бумажную форму талона-уведомления с уникальным номером, отрывную часть выдает заявителю, – пояснил начальник отдела ЦОУ Департамента оперативного планирования ДВД, подполковник полиции Булат Мукушев. – В набор цифр талона входит специальная информация.

В первом номере обозначается код регистрации заявления или сообщения, второй – код области, третий – код района, четвертый – код ведомства, девятый – резервный номер и последние цифры (5 знаков) – порядковый номер самого талона-уведомления.

Талон-уведомление состоит из двух частей: корешка, который остается в органе уголовного преследования, где было зарегистрировано заявление или сообщение, а также отрывного талона-уведомления, который выдается заявителю.

В первой части талона-уведомления – уникальный номер, затем фамилия, имя, отчество заявителя либо наименование учреждения, краткое содержание заявления или сообщения, номер и дата регистрационной записи в КУЗ (книга учета заявлений), подпись, должность, фамилия и инициалы сотрудника органа уголовного преследования, принявшего заявление, и дата принятия заявления или сообщения, время, дата и подпись получившего талон-уведомление.

Вторая, отрывная часть талона-уведомления содержит уникальный номер, фамилию, имя, отчество заявителя либо наименование учреждения, должность, фамилию и инициалы сотрудника, наименование, адрес и служебный телефон органа уголовного преследования, принявшего заявление, номер и дату регистрационной записи в КУЗ с разъяснением о том, что решение по заявлению или сообщению будет принято в сроки, установленные уголовно-процессуальными законами Республики Казахстан, дату и подпись сотрудника органа уголовного преследования, выдавшего талон-уведомление с уникальным номером. На обороте отрывного талона-уведомления указаны: адрес интернет-сайта http://service.pravstat.kz, номера телефонов – 1012 (sms-сервис), 8800-080-7777 (стационарного), 1414 (с мобильного), телефон органа уголовного преследования, принявшего заявление, – по которым заявитель может получить соответствующую информацию, не выходя из дома.

На сайте стоит остановиться подробнее. Именно на этом ресурсе казахстанцы теперь могут отслеживать заявления в органы правопорядка прямо из дома. Подать заявление и получить талон-уведомление можно теперь дома или на месте, куда был вызван полицейский наряд. То есть больше ехать в РОВД для этого не нужно. В ближайшем будущем заявления можно будет подавать прямо на сайте. И в этом случае талон-уведомление будет выдаваться в электронном виде. Талон является твердой гарантией, что поданное заявление принято к рассмотрению и зарегистрировано. В случае нерадивости полицейских на основе наличия такого талона можно смело писать жалобу в прокуратуру.

– По установке президента страны изменен государственный подход к учету преступлений, – рассказал «Литеру» Булат Мукушев. – В течение года МВД Республики Казахстан совместно с Генеральной прокуратурой строго выдерживали курс на полную регистрацию и учет всех сообщений о преступлениях. Это серьезная подвижка, ставшая возможной благодаря политическому решению руководства страны. Данные меры позволяют фактически контролировать преступность в стране и обеспечивать реальный доступ граждан к правосудию.

Стоит заметить, что именно повышение уровня доверия со стороны населения к органам правопорядка Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев определил основным критерием деятельности органов полиции. И своевременное и, главное, эффективное реагирование на обращения граждан является одним из наиболее приемлемых путей достижения этого самого доверия. Данный вопрос рассматривался в ходе совместного столичного заседания коллегии МВД и Генеральной прокуратуры еще 4 июля прошлого года.

– Министерством внутренних дел вопросам соблюдения учетно-регистрационной дисциплины уделяется особое внимание, поскольку именно они позволяют реально оценить криминогенную ситуацию в стране, а также обеспечить законные права граждан на защиту от преступных посягательств, – отметил подполковник Булат Мукушев. – Гражданам, прежде всего, необходимо знать, что поступающие сообщения о преступлениях и иная информация вне зависимости от места и времени совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления принимаются в любом органе внутренних дел. Таким образом, при обращении в полицию сотрудники органов внутренних дел должны принять заявление в обязательном порядке.

Также стоит помнить, что в полицейских учреждениях, где нет дежурных частей, сообщения о преступлениях или иную информацию обязаны принимать сотрудники любой другой службы органов внутренних дел. Полученные при этом сообщения о преступлениях и иная информация передаются для регистрации в установленном порядке в дежурную часть соответствующего органа полиции для проверки и принятия мер.

– При подаче заявления желательно иметь при себе паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, – сказал Булат Мукушев. – Подавать заявления и сообщать информацию о преступлениях и иных происшествиях наряду с гражданами Республики Казахстан могут иностранные граждане и лица без гражданства. При подаче заявления заявитель может пользоваться любым языком, которым он владеет. Ответ о принятом решении дается на государственном языке либо на языке обращения.

Стоит напомнить, что отказ в приеме заявления со стороны сотрудников полиции, длительное ожидание приема заявления, нереагирование сотрудников полиции на телефонное сообщение о преступлении являются грубым нарушением установленного порядка приема, регистрации и рассмотрения заявлений о преступлениях. В МВД еще раз напоминают, что органами прокуратуры и подразделениями органов внутренних дел по контролю за учетно-регистрационной дисциплиной в течение прошлого года было выявлено:

6245 преступлений, укрытых от учета, что на 24,6 процента больше, чем за аналогичный период 2010 года. За нарушения учетно-регистрационной дисциплины 2948 сотрудников полиции были привлечены к дисциплинарной ответственности.

– В каждом органе внутренних дел действуют «телефоны доверия», по которым граждане могут информировать обо всех незаконных действиях сотрудников полиции, в том числе об отказе в приеме заявления, – резюмировал Мукушев. – Кроме того, заявитель также может обратиться с письменным обращением к руководству органа внутренних дел либо в органы прокуратуры. Теперь, как мы уже говорили, это можно сделать прямо из дома через Интернет.

Сообщение о преступлении, административном нарушении, иную информацию заявителя сотрудники дежурной части органов внутренних дел должны принять и зарегистрировать независимо от времени суток. В случае подачи письменного заявления в качестве заявителя может выступать как сам гражданин, так и должностное лицо, а также его доверитель.

Получив заявление или сообщение о преступлении, оперативный дежурный обязан осуществить все необходимые действия, чтобы предупредить, пресечь дальнейшее криминальное развитие событий, организовать немедленное реагирование на них силами полиции и раскрытие преступлений по горячим следам, обеспечить сохранность обстановки на месте преступления и его осмотр, оказание медицинской помощи потерпевшим, установление свидетелей, очевидцев, установление и задержание преступников.

О зарегистрированных сообщениях о преступлениях и иная информация сообщается начальнику органа внутренних дел. Далее проводится проверка информации, указанной в заявлении, по результатам которой в течение трех суток принимается решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела. В необходимых случаях для получения дополнительных сведений, документов или иных материалов проведения осмотра места происшествия, экспертизы этот срок может быть продлен начальником органа до десяти суток, а в исключительных случаях – до двух месяцев.

О принятом решении заявитель уведомляется письменно в установленном порядке. Как уже говорилось ранее, судьбу своего заявления, даже отданного в руки патрульным на месте происшествия, теперь можно отследить через сайт http://service.pravstat.kz.

По сообщению Zakon.kz, Альбина АХМЕТОВА, Астана