Выездное судебное заседание – не экзамен, а работа над ошибками
Поводом к выездному судебному заседанию стало рассмотрение заявления ОДО «Медреал» (г. Минск) к РДТУП «Медтехника» (г. Гродно) о признании недействительными результатов открытого конкурса, проведенного РДТУП «Медтехника» для УЗ «Гродненская клиническая больница скорой медицинской помощи».
Судебная оценка проведения процедуры государственных закупок и открытых конкурсов имела для ответчика большое практическое значение, поскольку предмет иска – оспаривание проведенного ответчиком открытого конкурса. При том, что РДТУП «Медтехника» является специализированной организацией по проведению государственных закупок для учреждений здравоохранения области.
В заседании участвовали заинтересованные лица, осуществляющие государственные закупки, поэтому судом обращено внимание на допускаемые ими ошибки при проведении процедуры закупок.
Таким образом, на основании установленных в суде фактов и обстоятельств судьей принято решение об отказе в иске. Позже, информация о выявленных недостатках будет направлена в адрес предприятия.
На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии одобрен проект Основных ориентиров макроэкономической политики государств Евразийского экономического союза на период 2026–2027 годов.
Основные ориентиры макроэкономической политики разрабатываются в соответствии с Договором о ЕАЭС и являются одним из ключевых программных документов, определяющим кратко- и среднесрочные задачи для экономики государств-членов и предлагающим рекомендации по их реализации.
Документ основывается на ключевых тенденциях глобальной экономики и экономик государств-членов. Предполагается, что выполнение задач, обозначенных в основных ориентирах, создаст условия для выхода в среднесрочной перспективе на траекторию ежегодного роста совокупного ВВП государств-членов не ниже темпов роста мировой экономики.
Первоочередными направлениями достижения поставленной цели в кратко- и среднесрочном периоде в рамках Основных ориентиров макроэкономической политики должны стать:
- формирование благоприятной макроэкономической среды и создание условий для роста инвестиций, включая обеспечение ценовой стабильности, поддержание бюджетной и долговой устойчивости стран ЕАЭС, развитие конкурентной среды и дальнейшее увеличение использования национальных валют во взаиморасчетах;
- укрепление кооперационного сотрудничества в реальном секторе экономики, развитие технологического и инновационного потенциала Союза, в том числе посредством формирования механизма финансового содействия при реализации странами ЕАЭС совместных кооперационных проектов в отраслях агропромышленного комплекса, развития транспортной инфраструктуры и реализации транзитного потенциала;
- обеспечение стабильного функционирования внутреннего рынка Союза и расширение экспортных возможностей за счет устранения барьеров, сокращения изъятий и ограничений, формирования единого рынка услуг и усиления сотрудничества в других сферах интеграционного взаимодействия.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Опыт белорусских следователей по борьбе с киберпреступностью интересен в странах дальнего зарубежья. Об этом рассказал журналистам Председатель Следственного комитета Беларуси Дмитрий Гора перед международной научно-практической конференцией «Основные направления совершенствования системы национальной безопасности» в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
Сегодня проходит международная научно-практическая конференция, которая посвящена вопросам совершенствования системы обеспечения национальной безопасности. Организаторы мероприятия – Государственный секретариат Совета Безопасности и Следственный комитет Республики Беларусь. В мероприятии участвуют представители следственных ведомств Беларуси, России, Узбекистана и Казахстана. В преддверии конференции проведены рабочие встречи, на которых обсуждены вопросы взаимодействия при расследовании преступлений в сфере ИКТ.
«Вопросы, которые вынесены на рассмотрение конференции, очень актуальные. Это противодействие киберпреступности, профилактика киберпреступлений, кибербезопасность, то есть все, что связано с высокими технологиями и противоправной деятельностью в этой сфере. Без взаимодействия в этой сфере противодействовать преступности очень тяжело», – сказал Дмитрий Гора.
Он также добавил, что за последние два года работа в этом направлении очень сильно активизировалась. «У нас только с МВД России созданы три совместные следственно-оперативные группы по взаимосвязанным уголовным делам. С коллегами из Казахстана создана совместная следственно-оперативная группа. Очень тесное взаимодействие с узбекскими коллегами по расследованию преступлений данной категории», – отметил Председатель Следственного комитета. Он напомнил, что недавно была пресечена деятельность международной преступной организации, которая обманом выманивала деньги у граждан стран СНГ. Кроме того, что были задержаны преступники, пятерым гражданам Беларуси уже возмещен причиненный ущерб на сумму более Br100 тыс.
Дмитрий Гора указал на то, что у белорусских следователей очень богатый опыт противодействия киберпреступности. «Без ложной скромности скажу, что нашим опытом пользуются не только правоохранители СНГ, но и коллеги из дальнего зарубежья очень заинтересованы в обмене и получении нашего опыта. Благодаря главе государства, в Следственном комитете было создано специальное подразделение по противодействию киберпреступности, которое уже получило огромный опыт и стремительно развивается», – подчеркнул он.
Особую актуальность борьба с киберпреступностью приобретает потому, что мошенники постоянно находят новые способы воздействия на граждан, чтобы завладеть их деньгами. «Помимо того, что мы расследуем уголовные дела, огромный пласт работы составляет профилактика. Мы пытаемся и с помощью СМИ донести людям, что не нужно поддаваться на провокации, не нужно верить словам», – сказал глава белорусского следственного ведомства.
Профилактика киберпреступлений развивается по многим направлениям, в том числе через взаимодействие с банковским сектором, операторами связи. «Например, чтобы вывести деньги из Беларуси, преступники используют платежные банковские карты Узбекистана, Казахстана, России. Для того, чтобы не дать возможности вывести деньги, нужно оперативно блокировать работу этих карточек. В данном вопросе у нас налажено взаимодействие и с банковскими учреждениями, коллегами из стран СНГ. Вся работа эта идет. Но важно наладить оперативность международного взаимодействия», – подчеркнул Председатель СК.
Заместитель министра внутренних дел России – начальник Следственного департамента МВД России Сергей Лебедев указал, что между правоохранителями Беларуси и России существует очень тесное взаимодействие. «В рамках этого визита нами подписано совместное заявление. Принимается комплекс мер организационного, практического, законодательного характера», – отметил Сергей Лебедев.
По информации БЕЛТА
Депутаты проанализировали практику применения законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, сообщил журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Иван Маркевич перед расширенным заседанием по данной теме, передает корреспондент БЕЛТА.

Летом этого года вступили в силу основные положения Закона № 44-З от 5 декабря 2024 г. «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
«Закон очень своевременный и нужный для наших граждан. Мы сегодня проводим аналитическую работу по его правоприменительной практике. Перед этим депутаты отработали в округах, отработали службы «Белгипрозема», Госкомимущества. Закон воспринят нашими людьми, он работает. Есть кое-какие моменты технического порядка. Мы убеждены в том, что на местах надо проводить масштабную учебу с кадрами», – сказал Иван Маркевич.
В ходе расширенного заседания председатель Постоянной комиссии проинформировал, что по состоянию на октябрь нотариусами направлено около 60 тыс. уведомлений в государственную информационную систему «Единый реестр имущества». По направленным уведомлениям получено более 50 тыс. свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации, уведомлений о внесении исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
По информации, предоставленной Госкомимуществом и Белорусской нотариальной палатой, между нотариусами и регистраторами налажено хорошее взаимодействие, граждане положительно отзываются о новом формате оказания услуг. Вместе с тем, есть единичные случаи определенных нестыковок. По словам Ивана Маркевича, это временные вопросы, которые будут отработаны.
Участники заседания обсудят имеющиеся вопросы, наметят ориентиры работы по дальнейшему повышению эффективности правового регулирования соответствующей сферы отношений.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 ноября принял с докладом Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимира Караника.
«Меня прежде всего интересует совершенствование деятельности Академии наук. Для чего же мы заменили председателя Академии наук – для того, чтобы было лучше. Время было, чтобы разобраться в ситуации. Да и вы, я уверен, погружены были и раньше относительно работы Академии наук. Поэтому что вы видите, как будем двигаться дальше? Я уже много раз говорил, что без науки никуда. Время сейчас такое», – отметил Глава государства.
Александр Лукашенко обратил внимание, что сейчас опять поднимаются вопросы об усилении ответственности заказчиков за научные исследования, инновации и в целом о связи производства с наукой. «Есть такая тема. Она будет всегда, – констатировал Глава государства. – Раньше эта тема звучала так: «Мы изобрели, а промышленность или сельское хозяйство, или транспорт, или еще там кто-то брать не хотят. Посмотрите, великое чудо изобрели – брать не хотят».
В этом отношении Президент подчеркнул, что последнее слово должно быть за руководителем Академии наук. Он должен изучить, что предлагает тот или иной институт НАН конкретному предприятию, и принять решение. Но и ответственность будет за ним. «Если вы навяжете решение, которое нежизнеспособно, мы же сразу увидим это. Увидим в деле. Вы понесете за это ответственность. Если действительно принятое вами решение пользу принесет, тогда – от государственных наград до финансовых поощрений, – сказал Глава государства. – Поэтому вопрос не надо тут обсуждать и поднимать, что кто-то хочет, кто-то не хочет. Ну и потом, вы же недалеко: снял трубку, позвоните мне – решение будет принято мгновенно. И мы разберемся, кто что может, а кто что не может».
Владимир Караник рассказал, что основная задача, на которую он ориентирует всех ученых, – разрабатывать то, что востребовано реальным сектором экономики, а не пытаться им навязывать то, что получилось.
Александр Лукашенко поддержал такую позицию. «Это правильно. Абсолютно», – сказал он.
«Если что-то получилось и это очень будет востребовано, ну спасибо. Потому что все равно наука должна быть на шаг впереди нашей практики и даже нашего сознания. Поэтому надо смотреть на результат этого изобретения», – добавил Президент.
В свою очередь Владимир Караник заметил, что Академия наук уже «поворачивается лицом к реальному сектору экономики». «Все отмечают, что уровень взаимодействия с конкретными предприятиями резко возрос. Это касается и БНБК, и предприятий молокопереработки, и агропромышленного сектора. Отрадно, что к нам уже начинают обращаться», – сказал руководитель НАН.
По этому поводу Президент обратил внимание: главное, чтобы ученые могли действительно эффективно, результативно, с пользой реагировать на обращения со стороны реального сектора экономики. «Заинтересованность будет большая (со стороны предприятий. – Прим.), потому что вы же видите: жим с моей стороны, и со стороны министров, правительства усиливается. И будут бегать в разные щели чиновники для того, чтобы получить хороший реальный эффект», – подчеркнул Глава государства.
Руководитель Национальной академии наук поднял вопрос о повышении статуса ученого в Беларуси.
«Вы поднимаете вопрос об усилении статуса ученого. В обществе. И что, возможно, повлечет за собой приток молодых кадров в науку в целом. Не только в Академию наук. Не в первый раз этот вопрос поднимается. Мою позицию вы знаете. Она, наверное, и у вас такая, особенно после работы в реальном секторе экономики, – сказал Глава государства. – Я знаю, что такое труд ученого человека. Готов содействовать тому, чтобы платили по максимуму, но нужен результат. Вот просто статус (ученого. – Прим.) поднять, в два раза увеличив заработную плату, – вряд ли мы что-то получим. Поэтому здесь надо вникнуть глубоко в то, чтобы действительно ученый был ученым. И чтобы реально поднять статус. А не так, как обычно это у нас бывало: вот, давайте за диссертацию будем платить, еще там за что-то будем платить и так далее».
Александр Лукашенко при этом отметил, что, возможно, где-то что-то и надо добавить, но статус ученый определяет сам своими достижениями. «Будут достижения, будет результат – любые деньги», – подчеркнул белорусский лидер.
Президент привел пример с беспилотниками. Например, если кто-то принесет такой образец, который будет практически неуязвимым перед средствами радиоэлектронной борьбы или оружием. «Получи деньги за изобретение, за образец, который ты положил на стол», – сказал Президент.
Еще один пример – электромобиль, который уже на протяжении нескольких лет обещают представить белорусские ученые. «Сколько было обещаний! Где этот электромобиль? Мы помогали, и Академия тратила немалые деньги. Автомобиля нет. Ну так какой статус?» – поставил вопрос Александр Лукашенко.
«Поэтому есть достижения, изобретения, конкретный результат – получи за это деньги. То есть за результат государство должно платить. И мы будем платить ученому, отдавая последние деньги, – озвучил основное требование Президент. – Я еще раз говорю: где-то, может быть, мы недорабатываем, надо подвинуться. Чтобы ученые приходили, работали, нищими не были. Потому что пока он чего-то изобретет… Но за результат надо платить. Это главное. Это моя твердая позиция».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
На рассмотрении Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь находится финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026 года в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Подробнее о предстоящих изменениях и их значении для экономики страны на расширенном заседании Постоянной комиссии рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов, сообщает БЕЛТА.
Основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы, отметил Юрий Селиверстов. «Мы последовательно реализовывали комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета – это повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие, – рассказал он. – Мы развиваем интеграционные процессы в рамках Союзного государства, постепенно синхронизируем налоговый режим с Россией. Поэтому особенностью белорусской экономики является относительно низкая зависимость от конъюнктурных доходов. У нас нет привязки к нефтегазовым доходам, что дает определенную устойчивость в период глубокой нестабильности».
При корректировке Налогового кодекса в текущем году не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к тем условиям, которые изменяются. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики.
«Первое направление – это базовые меры налоговой политики, которые традиционно заключаются в том, что мы индексируем ставки, которые установлены в белорусских рублях, на прогнозные параметры инфляции, в основном. Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией. Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 %, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные никотинсодержащие изделия на 7 %, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 % в целях исключения перетока в теневую сферу. Особое внимание обращено на вейпы и жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 % для того, чтобы поэтапно выйти на уровень как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Это, конечно, вопрос дискуссионный. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака», – рассказал Министр.
Второе направление – это справедливое налогообложение доходов и имущества граждан. «Повышаем ставки отдельных налогов по принципу «кто больше зарабатывает, тот больше платит». Сохраняем подход по дальнейшей дифференциации подоходного налога в части введения третьей ставки 40 % при доходах свыше Br600 тыс. в год. При доходах до Br350 тыс. в год сохраняется базовая ставка 13 % (это абсолютное большинство наших граждан, более 98 %). Эта ставка сейчас применяется при доходах до Br220 тыс., но с учетом того, что мы расширяем базу для применения повышенных ставок подоходного налога, для расчета теперь будут включаться не только зарплаты, но суммироваться и доходы от продажи долей в компаниях, проценты по займу, под сдачу имущества в аренду, вознаграждения членов наблюдательных советов, доходы адвокатов и нотариусов», – отметил он.
По его мнению, повышение совокупных доходов до Br350 тыс. будет более справедливо и правильно, если сохранится ставка 13 %, то, что сегодня применяется к доходам до Br220 тыс. При доходах от Br350 тыс. до Br600 тыс. применяется ставка 25 % к сумме превышения. «За прошлый год при ставке 25 % в бюджет поступило более Br200 млн. Половина из этих средств поступила в бюджет города Минска. Предлагается в дальнейшем ввести ставку 40 % при доходе свыше Br600 тыс. То есть, опять же, предлагается применять к сумме превышения, – обратил внимание Юрий Селиверстов. – По данным Министерства по налогам и сборам, исходя из того же объема платежей, которые были, туда попадает порядка 1 тыс. человек. У нас сохраняются отдельные режимы в Парке высоких технологий, Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень», и налоги на них, в принципе, не распространяются, и ставка в 25 % на них не распространяется».
Если посчитать с учетом данных 2024 года, при введении налога в 40 % средняя ставка составит 27,5 %.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов. «Когда-то был введен налог на недвижимость для квартир в многоквартирных домах. Когда мы рассматривали вопросы, какие же брать ставки, было много вопросов. Один из вопросов звучал так: какая будет применяться стоимость квартиры для расчета ставок? Было принято решение, что надо брать расчетную ставку исходя из того, что по реальной стоимости, наверное, это будут большие средства и не все смогут их оплачивать. Помним, что пенсионеры освобождены от этого налога. По истечении времени видится, что эти ставки тоже должны быть дифференцированными», – отметил он.
Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв.м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв.м применять коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. Квартир больше 250 кв.м в Беларуси больше тысячи, а 150 кв.м – больше 5 тыс.
По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв.м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв.м – 3. «Таких домов тоже достаточно много. Именно через объем предлагается здесь дифференцировать тот уровень платежей, который существует. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов», – подчеркнул Министр.
Кроме этого, предлагается продолжить работу по дифференциации транспортного налога. «Мы в действующих документах предлагаем в 5 раз повысить налог на новые мощные иностранные мотоциклы по аналогии с автомобилями, где налог мы повысили в 10 раз. То есть это мотоциклы с объемом двигателя 800 куб.см. Мотоциклы, которые выпускает наш «Мотовелозавод», туда не попадут, он таких мотоциклов не выпускает», – уточнил Юрий Селиверстов.
Также выравниваются ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Сегодня ставки для ИП в два раза практически ниже в сравнении с юридическими лицами и фиксируются факты, когда транспортное средство регистрируется на ИП и потом сдается в аренду юридическому лицу. Таким образом, существуют некие схемы ухода или уменьшения налогообложения, обратил внимание Министр.
Предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью.
Третий блок – выравниваются на уровне базовой величины минимальные ставки для индивидуальных предпринимателей – физических лиц и вводятся минимальные ставки для самозанятых в размере Br45 в месяц. «Это позволит исключить формальную регистрацию самозанятых, когда практически деятельность самозанятых регистрируется, а деятельность ими не ведется. При этом вводим ответственность, если три месяца подряд ты не платишь налог на профессиональный доход, то далее полгода применять такой режим не сможешь», – сказал Юрий Селиверстов.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 %. «Лотерейная деятельность осуществляется по большей части в интернете, примерно по своей сути представляет то же, что и игорный бизнес. Поэтому устанавливаем единые ставки», – прокомментировал он.
Предлагается оптимизация налоговых льгот. «Понятно, что мы не идем с достаточно серьезным образом, но наши коллеги из Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам видят те вопросы, где, по сути, льготы практически не применяются, но в законодательстве присутствуют. Существуют у нас льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу для физлиц в отношении объектов с особым статусом историко-культурных ценностей. Предлагается их отменить. Таких объектов за время с момента когда объявили этот статус стало больше только в Минске в 5 раз. Поэтому, по сути, мы создаем неравные условия для тех, кто проживает в обычных домах. Понятно, что сами граждане все равно не восстанавливают историко-культурный вид этих сооружений за свои собственные средства», – сказал Министр.
Уменьшается размер необлагаемых выходных пособий при выходе на пенсию с 9 до 3 среднемесячных зарплат. «Наша зарплата растет, и когда-то мы стимулировали нанимателей, чтобы эти пособия в принципе выплачивались», – подчеркнул Юрий Селиверстов.
В рамках совершенствования налогового администрирования ключевым фактором повышения эффективности налоговой системы станет комплексная модернизация процесса администрирования. При этом будет удобно внедрять систему риск-ориентированного подхода, позволяющую сосредоточить ресурсы на зонах с наибольшим риском нарушений и при этом снижать нагрузку на добросовестный бизнес.
По словам Министра, дальнейшая цифровизация позволит налоговым органам получать подробные данные о транзакциях и финансовых потоках, выявлять схемы неформального обращения реальных денег без необходимости проведения выездных проверок. На данный момент используется мониторинг и чек-листы с формализованными контрольными вопросами, подготовка которых требует больших усилий от контролирующих органов. Кроме того, остаются традиционные выездные проверки.
Также налоговые органы смогут при проведении проверок и выявлении налоговых нарушений ограничивать регистрационные действия с имуществом тех налогоплательщиков, у которых выявлены задолженности по налогам. Замена административной ответственности граждан – должников имущественных налогов повышена.
Налоговые органы получили право на сбор информации о лицах, совмещающих статус индивидуального предпринимателя с другими видами деятельности, с возможностью анализа счетов и операций, открытых на их имя. При этом объем доступной информации не изменился, изменился лишь способ ее получения – с бумажного на электронный формат. «Мы считаем это объективным решением и не ожидаем злоупотреблений, хотя среди сотрудников налоговых органов, а также специалистов Национального банка возникали отдельные возражения по этому вопросу. Вопрос обсуждается, и по результатам будет передан депутатскому корпусу для дополнительной проработки и принятия решения. В рамках работы комиссии эти темы будут еще подробно рассмотрены и, при необходимости, скорректированы вместе с коллегами из Министерства налогов и сборов», – резюмировал он.
По информации БЕЛТА
