21.08.2012
Генеральной прокуратурой Министру спорта и туризма Республики Беларусь внесено представление об устранении нарушений прав граждан на занятие физической культурой и спортом
Конституцией Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, которое обеспечивается в том числе развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями.
Государственную политику в области физической культуры, спорта и туризма проводит Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, координирующее деятельность в этих сферах других республиканских органов государственного управления.
Изучение состояния физической культуры и велосипедного спорта свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере правоотношений, а также создания надлежащей спортивной инфраструктуры, позволяющей обеспечивать безопасность как участников, так и зрителей, болельщиков при проведении спортивных соревнований и тренировок.
По сообщению ОО «Белорусская федерация велосипедного спорта», в настоящее время в республике насчитывается 39 спортивных школ, учреждений, где осуществляются тренировки по велоспорту.
При этом материальная база для проведения тренировок, специализированные трассы для подготовки велосипедистов-шоссейников практически отсутствуют. В г.Минске действует единственное специализированное спортивное сооружение «Велодром» для подготовки велосипедистов-трековиков, подготовка которых осуществляется также на шоссе.
Постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 21.12.2004 №10 утверждены Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, устанавливающие требования к мерам безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, в том числе спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов, а также определяющие обязанности граждан и организаций по обеспечению безопасного проведения таких занятий.
Данными правилами допускается проведение спортивных мероприятий вне физкультурно-спортивных сооружений. При этом предусмотрена обязанность организации, проводящей занятия физической культурой и спортом, спортивное соревнование, принять все меры, направленные на обеспечение безопасности лишь участников указанных занятий.
На практике тренировки по шоссейному велоспорту организуются вне физкультурно-спортивных сооружений (на велодорожках, тротуарах, в парках и др.). При этом вопросы обеспечения безопасности жизни и здоровья пешеходов, граждан, прогуливающихся в парках, иных местах массового отдыха, малолетних детей не регламентированы и, следовательно, не обеспечиваются, что порой приводит к несчастным случаям.
В настоящее время в республике количество велосипедных дорожек и маршрутов явно недостаточно, городская инфраструктура для велосипедного транспорта не развита – отсутствуют стоянки, станции проката и технического обслуживания и др.
Ненадлежащая организация инфраструктуры для велосипедистов влечет за собой угрозу безопасности дорожного движения.
Согласно аналитическим данным УГАИ МВД Республики Беларусь, только в 2011 году в Республике Беларусь более 450 велосипедистов стали участниками дорожно-транспортных происшествий, по их вине получили травмы свыше 200 граждан, в том числе более 50 погибли. Участниками ДТП также стали 58 детей-велосипедистов.
В целях улучшения организации подготовки и проведения занятий физической культурой и спортом, в частности обеспечения безопасности и профилактики травматизма при занятии физической культурой и спортом, Генеральной прокуратурой Министру спорта и туризма Республики Беларусь внесено представление, в котором предложено рассмотреть вопрос о разработке программы развития велосипедного спорта в республике, предусмотрев строительство и реконструкцию спортивных сооружений и трасс для любительского и профессионального велоспорта, создание сети велосипедных дорожек, маршрутов и трасс, используя при этом в том числе опыт европейских государств.
Внести дополнения (изменения) в Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденные постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 21.12.2004 №10, Положение о специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированной спортивно-технической школе, утвержденное постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 28.12.2004 №11, в части обеспечения безопасности пешеходов и зрителей при проведении тренировочных и спортивных мероприятий вне физкультурно-спортивных сооружений.
Госстандарт информирует об особенностях проведения работ по оценке соответствия средств персональной мобильности в осенне-зимний период
Напомним, что данная процедура предусмотрена
Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 2025 г. № 295 для средств персональной мобильности, приобретенных гражданами и юридическими лицами до 1 сентября 2025 г. Речь идет о средствах с максимальной конструктивной скоростью более 25 км/ч при условии, что их владельцы желают участвовать в движении по дорогам с усовершенствованным покрытием. Оценка соответствия типам «мопед» или мотоцикл» предшествует дальнейшей государственной регистрации таких средств в ГАИ.
Одним из этапов оценки соответствия являются испытания средств на открытой площадке, в ходе которых измеряется максимальная конструктивная скорость, проверяется исправность работы тормозов и спидометра.
Согласно требованиям стандарта, такие испытания проводятся при определенных условиях: температура воздуха должна быть не ниже +5 0С, скорость ветра – не более 8 м/с, относительная влажность воздуха – не более 95 %.
«Установление холодной погоды, характерной для глубокой осени и приближающейся зимы, с частыми осадками будет оказывать все большее влияние на проведение испытаний в лабораториях. Поэтому мы просим граждан с пониманием относиться к возможным переносам ранее назначенных дат испытаний, а также учитывать погодные условия при решении предоставить техническое средство на оценку соответствия», – пояснили в Госстандарте.
Одновременно в комитете отметили, что часть лабораторий имеет возможность проводить указанные испытания на специальных стендах, вне зависимости от состояния погоды.
«В настоящее время гражданам и юридическим лицам выдано более 670 выписок из электронных паспортов на транспортные средства типов «мопед» и «мотоцикл». Это позволяет далее зарегистрировать их в ГАИ. Испытания по заявкам сейчас проводятся, хотя в целом отмечается тенденция к их снижению. В октябре по результатам проведенных испытаний оформлено выписок на 20–25 % меньше, чем в сентябре», – сообщили в комитете.
Здесь также напомнили, что упрощенный порядок регистрации устройств персональной мобильности в ГАИ действует до 1 сентября 2026 г.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Какие новые правила приняты для безопасности на ж/д объектах, пояснили в Генпрокуратуре
Что нового появилось в правилах нахождения в зоне повышенной опасности железнодорожных путей, рассказали
БЕЛТА в пресс-службе Генеральной прокуратуры.
Генпрокуратура, исходя из необходимости обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, потребовала нормативного урегулирования Минтрансом порядка выпаса вблизи железнодорожных путей сельскохозяйственных животных и их прогона через такие пути, а для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры – дополнительные изменения в правила проезда и перехода через пути и нахождения в зонах повышенной опасности на объектах ж/д инфраструктуры.
Очевидно, что бесконтрольное нахождение животных в зонах повышенной опасности железной дороги приводило к их гибели и срыву с графика движения поездов, причинению вреда. К примеру, КУСХП «Улльский» на расстоянии около 1 км от железнодорожных путей на перегоне Оболь – Глушанино Витебской области в мае 2025 года осуществлялся выпас стада из 178 коров. Отсутствие контроля за животными привело к их выходу на железнодорожные пути, применению экстренного торможения двумя поездами межрегиональных линий и гибели 16 сельскохозяйственных животных.
Итогом рассмотрения этого и других предложений Генпрокуратуры стало издание транспортным ведомством постановления, которым актуализированы правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. Теперь на законодательном уровне даны определения термина «сельскохозяйственные животные». Установлен запрет на их выпас в полосе отвода железной дороги. На расстоянии ближе 300 м от ж/д путей выпас должен осуществляться на привязи или в загонах, а на расстоянии от 300 м до 2 км – под постоянным надзором лиц, пасущих сельхозживотных. Исключение – места загонной пастьбы с помощью электрического ограждения. Изложены действия и при прогоне этой категории животных через железнодорожные пути.
Кроме того, для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры определены условия размещения знаков информационной безопасности, ужесточены требования к проезду и переходу через железнодорожные пути. В частности, при переходе через пути по железнодорожным пешеходным переходам следует держать сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, за руку или на руках при перевозке их без использования детской коляски.
Гражданам при пересечении железнодорожных путей запрещено пересекать их при работающем световом сигнале красного цвета устройства автоматической сигнализации о приближении поезда (при наличии такого устройства), а также если к железнодорожному пешеходному переходу в пределах видимости приближается транспортное средство железнодорожного транспорта, передвигаться на мотоблоках, мотоциклах, мопедах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, а также с использованием средств персональной мобильности (за исключением инвалидных колясок), а также пользоваться мобильными телефонами, наушниками (кроме слуховых аппаратов), планшетными компьютерами и иными электронными устройствами.
При нахождении в зонах повышенной опасности нельзя устанавливать на путях железнодорожные тормозные башмаки и устройства принудительного схода железнодорожного подвижного состава, проникать в производственные помещения и на огражденную территорию объектов инфраструктуры, которые не предназначены для обслуживания потребителей, наносить надписи и наклейки, загрязнять транспортные средства железнодорожного транспорта.
Кроме того, запрещено осуществлять самовольный проезд в грузовом поезде, проезд на подножке, автосцепном устройстве, переходной площадке, крыше, ином конструкционном элементе железнодорожного транспорта, в том числе в кабине управления таким транспортом, пользоваться наушниками (кроме слуховых аппаратов) на пассажирской платформе, оставлять без присмотра и контроля сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, прыгать с пассажирской платформы и находиться под ней. Также нельзя использовать пиротехнические изделия, пользоваться лазерными указками, осуществлять движение по полосе отвода с использованием средств передвижения и транспортных средств, не применяемых для обслуживания объектов инфраструктуры.
Вышеперечисленные и иные изменения, направленные на безаварийную работу железной дороги и предупреждение травматических случаев с гражданами, вступили в силу в сентябре 2025 года.
По информации
БЕЛТА
«Иллюзия безнаказанности». Генпрокуратура о преступлениях подростков в интернете
О преступлениях подростков в интернете в пресс-центре БЕЛТА рассказал старший прокурор по особым поручениям управления Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Роман Сидоренко.
За 9 месяцев 2025 года в Беларуси выросло количество заведомо ложных сообщений об опасности от имени других несовершеннолетних – с 6 до 23 преступлений, отметил Роман Сидоренко. Часто подростки находят в социальных сетях и мессенджерах тематические группы и чаты, участники которых предлагают бесплатно сообщить заведомо ложную информацию, например, о минировании социальных или торговых объектов от имени того лица, на которое укажут несовершеннолетние. Владельцы таких групп или чатов, как правило, находятся за границей. Путем рассылки электронных писем на официальные почтовые ящики либо направления сообщений в мессенджеры сообщают ложную информацию. «При этом зачастую подросток наивно полагает, что он не совершает никакого преступления, так как непосредственно сам заведомо ложную информацию об опасности не сообщает. Но в этом случае его действия квалифицируются как подстрекательство к совершению преступления, и он несет уголовную ответственность наряду с исполнителем», – рассказал старший прокурор.
Роман Сидоренко привел в пример ситуацию с жителем Могилева. «Желая из мести за прерванные отношения со своей девушкой заблокировать ее аккаунт в Telegram, он стал искать в интернете соответствующую информацию. В сети TikTok ему попался обучающий видеоролик нужного содержания. Открыв комментарий к видео в профиле, он перешел по ссылке в мессенджер Discord и познакомился с другим пользователем этого приложения, которого попросил обучить его взлому аккаунтов. Совершеннолетнему было предложено отключить антивирусную защиту и скачать по ссылке несколько приложений, что он и сделал», – рассказал он.
Однако после установки скачанных приложений подростку было продемонстрировано, что его устройство взломано и третьи лица получили доступ ко всему содержимому, в том числе к его аккаунтам в социальных сетях. «Ему предложили либо выкупить обратно свои данные, либо кого-нибудь «сватнуть» (сообщить о ложной опасности от имени другого человека. – Прим. БЕЛТА). Совершеннолетний предоставил данные бывшей девушки, номер мобильного телефона, электронный адрес школы и место ее расположения для сообщения от ее имени о якобы минировании учреждения образования. Но впоследствии он передумал и просил этого не делать. Однако его поставили перед выбором: либо сообщение направляют от имени его бывшей девушки, либо от его имени. В итоге школа была ложно заминирована от имени девушки, в отношении подростка возбуждено уголовное дело и направлено в суд», – добавил старший прокурор.
Роман Сидоренко отметил, что учащение таких случаев говорит о необходимости совершенствования органами внутренних дел и учреждениями образования своих подходов к доведению до молодежи рисков попасть в неприятную ситуацию и ответственности за порой необдуманные поступки.
По информации
БЕЛТА
«Будут способствовать уменьшению травматизма». Генеральная прокуратура о новых нормах ПДД
Генеральная прокуратура ожидает, что введенные с 1 сентября новые нормы ПДД помогут уменьшить травматизм на дорогах страны. Об этом журналистам рассказал старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Павел Васько, передает БЕЛТА.

Павел Васько
напомнил, что в 2024 году Генеральной прокуратурой был проведен анализ законодательства и правоприменительной практики, связанных с эксплуатацией гражданами средств персональной мобильности (СПМ).
«Проведение анализа было обусловлено тем, что граждане активно использовали СПМ, которые по своим техническим характеристикам и скоростным габаритам создавали реальную угрозу для движения пешеходов. Даже по визуальным признакам они были схожи с мопедами. Поэтому необходимо было четко определить места эксплуатации указанных транспортных средств и их статус в качестве участников дорожного движения», – рассказал он.
Итогом такой работы стал указ, подписанный главой государства, внесший изменения в Правила дорожного движения и вступивший в силу с 1 сентября 2025 года. «В настоящее время в соответствии с действующей редакцией правил дорожного движения основополагающим критерием, разграничивающим СПМ и механические транспортные средства, определена максимально конструктивная скорость движения – 25 км/ч. Все устройства и приспособления, которые не превышают указанный показатель и приводятся в движение электродвигателем, по общему правилу относятся к СПМ», – сказал старший прокурор.
Но в то же время указом предусмотрена возможность для граждан, имеющих в собственности устройства и приспособления, которые превышают указанный показатель скорости, обратиться в испытательные лаборатории для оформления электронного паспорта транспортного средства и последующей регистрации такого транспортного средства в ГАИ для полноценного участия на нем в качестве механического транспортного средства.
«Ожидается, что внесенные корректировки в законодательство окажут положительный эффект и будут способствовать уменьшению травматизма на дорогах страны», – подчеркнул Павел Васько.
По информации
БЕЛТА
Законопроект по вопросам железнодорожного транспорта внесен в Палату представителей
В Палату представителей правительством внесен проект закона «Об изменении законов по вопросам железнодорожного транспорта», сообщили БЕЛТА
в пресс-службе Палаты представителей.

Законопроектом, в частности, предусматривается уточнение полномочий Главы государства и Правительства в области железнодорожного транспорта.
Отдельные функции военизированной охраны БЖД предлагается передать Департаменту охраны МВД. Предполагается закрепление полномочий и разграничение функций органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области железнодорожного транспорта.
Предлагается ввести нормы о лицензировании в области железнодорожного транспорта общего пользования, расширить круг субъектов, проходящих медицинские осмотры, освидетельствование (переосвидетельствование), техническое обучение.
Кроме того, уточняются условия предоставления права управления транспортными средствами железнодорожного транспорта.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию.
По информации
БЕЛТА