11.04.2012
В Беларуси планируется ужесточить ответственность за утерю гражданского оружия
Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь будут голосовать по вопросу принятия во втором чтении проекта закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оборота оружия и осуществления охранной деятельности» на очередном заседании 10-й сессии, которое пройдет 12 апреля. Об этом сообщил депутат Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Олег Кот.
Как пояснил депутат, в тексте документа предлагается аннулировать разрешение на приобретение и хранение оружия за его утерю в результате нарушения правил безопасного обращения с ним. В таком случае повторно обращаться за получением этого права как юридическое, так и физическое лицо сможет, когда закон будет принят и вступит в силу, только через три года.
Олег Кот пояснил, что, к сожалению, отмечаются случаи, когда люди пишут в объяснительных, что ружье упало в реку или хозяин взял его с собой, когда пошел за грибами, и забыл в лесу. Депутат подчеркнул, что с оружием так обращаться недопустимо. «Думаю, что это простимулирует многих более бережно относиться к такому опасному предмету, как оружие. К этому вопросу нужно жестко подходить, ведь утерянное ружье может попасть в руки недобросовестных людей, что ничего хорошего не принесет», – подчеркнул Олег Кот.
Проект закона также предполагает запрет оборота огнестрельного длинноствольного оружия калибром более 9,3 мм. Это касается и образцов, имеющих крепления для штыков, и штык-ножей. «Это оружие, убойная сила которого очень высока, поэтому охотиться в Беларуси с таким оружием просто нет смысла», – добавил депутат.
При этом, чтобы снять возможные вопросы со стороны охотников, которые владеют ружьями калибром более 9,3 мм, депутат подчеркнул: «Законопроектом предусматривается, что оружие, приобретенное гражданами в установленном порядке и зарегистрированное в органах внутренних дел до вступления в силу рассматриваемого закона, разрешено к обороту на территории Беларуси».
Другое новшество – ограничение оборота огнестрельного оружия травматического действия, которое в обиходе называют «травматикой», а также боеприпасов для него. При этом речь идет именно о гражданском оружии. Законопроект не касается в этом плане различных спецподразделений.
Законопроект также относит к гражданскому охотничьему оружию метательное – луки и арбалеты.
Еще одна важная новелла – это наделение иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Беларуси, возможностью получить право на приобретение и хранение гражданского оружия и боеприпасов.
Кроме того, законопроект содержит четкий перечень статей Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, за нарушение которых лишают права на ношение и приобретение оружия, а также боеприпасов. Это довольно серьезные правонарушения: нахождение за рулем в нетрезвом виде, употребление алкоголя в общественном месте и т.д.
Предусмотрен и запрет на ношение и перевозку в населенных пунктах пневматического оружия в незачехленном виде, а также на использование такого оружия в населенных пунктах. Стрелять из пневматики можно будет только в тирах, на стрельбищах, на стрелково-охотничьих стендах.
После принятия проекта закона в первом чтении было много споров по поводу порядка хранения оружия. В нынешнем варианте документа говорится о том, что системой охранной сигнализации нужно оборудовать помещения или места, где хранится охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом, охотничье огнестрельное комбинированное оружие, спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом и боеприпасы к нему. «То есть гладкоствольное оружие будет храниться по тем же требованиям, что и сегодня», – пояснил депутат.
Документ затрагивает и вопросы охранной деятельности. Согласно законопроекту на работу в военизированную охрану не могут быть приняты граждане, в отношении которых в установленном законодательством порядке аннулировано разрешение на хранение и ношение оружия.
Доклад Президенту Беларуси по вопросам деятельности Белорусского общества охотников и рыболовов
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 ноября заслушал доклад по вопросам деятельности Белорусского общества охотников и рыболовов.
На мероприятие к Главе государства были приглашены председатель государственного общественного объединения Игорь Шуневич и вице-премьер Леонид Заяц.
Обращаясь к Игорю Шуневичу, Глава государства сказал: «Насколько я понимаю, Вы инициировали этот разговор в связи с тем, что принятое решение в Правительстве не совсем то, что хотело бы общество».
Глава государства отметил, что все эти вопросы будут рассмотрены на государственном уровне без какого-то ведомственного подхода. «Вы же понимаете, есть государственные интересы, личные, интересы общества. Но надо сделать разумно – так, как это лучше для государства и для людей, которые у нас сегодня состоят в нашей организации», – сказал белорусский лидер.
В представленном Президенту перечне вопросов есть тема, касающаяся производства боеприпасов к гладкоствольному оружию. «Ничего здесь плохого я не вижу. Давайте подумаем, как это лучше сделать», – заявил Глава государства.
На повестке дня также вопрос корректировки законодательства по обороту оружия и боеприпасов. «Также можем рассмотреть этот вопрос», – отметил Президент.
Одна из тем для обсуждения касается регулирования численности животных и птиц, занесенных в Красную книгу Беларуси. «Вопрос супергосударственный, очень важный для имиджа нашей страны в том числе», – заметил Глава государства.
Отдельный вопрос касается устава общественного объединения. «Что там такое, о чем не договорились в Правительстве?» – поинтересовался Президент.
Он также выразил готовность обсудить и ряд иных вопросов, которые будут на пользу государству: «Типа того, что где-то там в Минске, насколько я помню, вы претендуете на какое-то отдельно стоящее здание, и до сих пор вопрос якобы не решен. И ряд проблем, которые надо решать, и они застопорились на уровне должностных лиц органов власти до Президента».
Белорусское общество охотников и рыболовов учредило знаки «Вялікая беларуская пяцёрка» и «Вялікая беларуская сямёрка», которыми будут награждать за трофейную охоту. Первый такой знак передан Александру Лукашенко Игорем Шуневичем во время встречи.
«Позвольте я Вам представлю наше нововведение с целью популяризации охоты в стране, в том числе трофейной охоты, привлечения иностранных охотников и развития внутренней конкуренции. Мы пошли по пути общемирового тренда охотничьей индустрии и создали такую номинацию в Беларуси. Она называется на наш манер «Вялікая беларуская пяцёрка» и «Вялікая беларуская сямёрка», – пояснил Игорь Шуневич.
Знаки для трофейных охотников изготовлены ювелирами с использованием драгоценных металлов – золота и серебра. Для мужчин предназначена «семерка», для женщин – «пятерка». Чтобы получить награду, они должны добыть в течение определенного срока трофеи, которые обозначены в специальном положении. Например, в белорусскую «пятерку» входят лось, олень, косуля, волк и кабан.
По словам главы БООР, аналогичные рейтинги существуют в других странах мира и при создании отечественного знака специалисты опирались на опыт Африки. В частности, среди охотников хорошо известна «большая африканская пятерка», куда входят слон, носорог, леопард, лев и буйвол.
Александр Лукашенко заметил, что не является охотником, поэтому награду передаст в музей.
Во время встречи с Президентом председатель БООР также рассказал о деятельности организации и ее продолжающемся реформировании. «Полтора года назад я докладывал предложение по реформированию. Оно идет своим чередом, и основные решения уже приняты. Обществом за этот период сделаны значительные шаги в направлении усовершенствования не только работы общества, но и, как вы справедливо заметили, по-государственному, охотничьей индустрии в целом в стране», – сказал он.
Как подчеркнул Игорь Шуневич, охота является традиционным белорусским занятием и отраслью, в которую государство вкладывает огромные материальные средства, и, соответственно, должно получать отдачу.
Александр Лукашенко провел совещание по вопросам финансирования закупок продукции военного назначения
Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 февраля провел совещание по вопросам финансирования закупок продукции военного назначения.
«Тема сегодняшнего совещания – вопросы финансирования закупок продукции военного назначения для нужд силовых ведомств. Динамика уровня угроз Беларуси заставляет нас держать руку на пульсе отечественного военно-промышленного производства. Хочу отметить, что, несмотря на беспрецедентное санкционное давление, мы производим достаточно вооружения и военной техники для нужд белорусской армии, – подчеркнул Глава государства. – Это связано с тем, что все, что нам надо (я имею в виду оружие «железо»), мы запросто получаем из России. А то, что касается микроэлектроники, оптики и прочего, хвала тем, кто сохранил производство, доставшееся нам от Советского Союза, и таким образом вместе с Россией мы можем производить любые типы вооружения».
Беларусь может себе позволить также экспортировать данную продукцию в 57 стран мира, что она и делает, обратил внимание Президент. «Мы успешно разрабатываем современные образцы вооружения не только по тем направлениям, где у нас есть научно-технический задел и компетенции, но осваиваем новые востребованные направления – реактивные снаряды, артиллерийские боеприпасы крупного калибра», – сказал Александр Лукашенко.
Он напомнил, что в октябре 2022 года на Обуз-Лесновском полигоне была представлена линейка беспилотных летательных аппаратов, разработанных в Беларуси. «Подразделения Вооруженных Сил успешно продемонстрировали их боевые возможности в рамках того мероприятия», – подчеркнул Глава государства. Однако, заметил он, необходимо еще работать над тем, чтобы современные ударные беспилотные летательные аппараты в Беларуси делали на более высоком уровне.
«Осваивая производство беспилотной авиации, мы уделяем большое внимание противодействию такому виду оружия, – продолжил Президент. – Разработанные белорусскими специалистами радиоэлектронные средства борьбы с беспилотниками пользуются большим спросом».
Александр Лукашенко отметил, что создан роботизированный комплекс, который сочетает в себе как средства обнаружения, так и огневого поражения воздушных целей. На завершающем этапе находится разработка зенитного ракетного комплекса средней дальности и зенитная управляемая ракета к этому комплексу. «Надеюсь, что в этом году Премьер-министр и руководитель ВПК нас порадуют в этом плане», – сказал он.
В прошедшем году отечественные производители поставили Вооруженным Силам Беларуси более 500 единиц новых образцов вооружения и военной техники, констатировал Президент. Продолжая перечисление, он отметил, что принято на вооружение шесть образцов, в том числе модернизированная реактивная система залпового огня «Ураган-М», а также два типа ударных беспилотных авиационных комплексов.
В целях оснащения белорусской части Региональной группировки войск российская сторона поставила для Беларуси оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер» с необходимым запасом ракет, боеприпасов. Также передан зенитный ракетный комплекс большой дальности С-400. «То, что вы, военные, хотели, то вы и получили. Это грозное оружие», – сказал белорусский лидер.
В рамках государственной программы закуплены и поставлены батарея зенитного ракетного комплекса «Тор», противотанковые управляемые ракеты, минометы, реактивные пехотные огнеметы, более 830 тыс. боеприпасов различного калибра, добавил Президент.
«Будут поставлены самолеты Су-З0СМ, вертолеты Ми-З5М, бронетранспортеры, а также другое вооружение, ракеты и боеприпасы, – заявил Глава государства. – В части разработок современного вооружения мы не стоим на месте, наша армия оснащается необходимыми образцами для адекватного реагирования на возникающие вызовы и угрозы. Тем не менее есть к чему стремиться. Я уже не говорю о стрелковом оружии, гранатометах и так далее – этого у нас предостаточно. Я говорю о более грозном оружии. К этому надо стремиться. Над этим мы будем работать».
В БООР рассказали об особенностях декабрьской охоты
В Белорусском обществе охотников и рыболовов рассказали о том, на каких животных и каким способом разрешено и запрещено охотиться в декабре, сообщает
БЕЛТА.
В соответствии с правилами охоты и ведения охотничьего хозяйства по 31 декабря длится сезон загонной охоты на копытных животных. В этот период можно охотиться на лося, кабана, косулю, благородного и пятнистого оленя, лань, муфлона. Допускается добыча животных любого пола и возраста. Охота разрешена ружейный загоном и с собаками в светлое время суток, из засады и с подхода – в течение суток.
Для охоты на лося, благородного оленя, лани, взрослого кабана старше двух лет разрешено использовать нарезное охотничье оружие с дульной энергией пули свыше 3 тыс. Дж, гладкоствольное охотничье оружие с использованием патронов, снаряженных пулей, охотничьи луки и арбалеты. Для охоты на косулю, пятнистого оленя и молодняка кабана – нарезное охотничье оружие с дульной энергией пули свыше 1,5 тыс. Дж, гладкоствольное охотничье оружие с использованием патронов, снаряженных пулей или картечью, охотничьи луки и арбалеты, охотничьих собак (породы по решению пользователя охотничьих угодий).
В декабре также разрешена охота на бобра, выдру, белку, зайца (русака и беляка), куницу (лесную и каменную), норку американскую, ондатру, хорька лесного, волка, лисицу, шакала, енотовидную собаку, ворону серую, сороку. С 11 декабря закрывается сезон охоты на водоплавающую и болотную дичь, тетерева, вальдшнепа, вяхиря, перепела, фазана, рябчика, серую куропатку, баклана, серую и белую большую цаплю, сизого голубя.
С актуальной информацией о планировании и остатках изъятия нормируемых видов охотничьих животных в охотхозяйствах БООР можно ознакомиться на сайте общества в разделе «Охота».
По информации
БЕЛТА
МВД разъяснило некоторые новации Закона «Об оружии»
С 6 июля вступят в силу поправки в Закон Республики Беларусь «Об оружии». Список тех, кто не сможет стать его владельцем, расширится.
Об этих изменениях и не только корреспондент «НС» поговорила с начальником отдела лицензионно-разрешительной работы УП ГУОПП МОБ МВД полковником милиции Дмитрием Язепчиком.
Сейчас в собственности 88 тысяч жителей Беларуси находится более 113 тысяч единиц оружия. В прошлом году было выдано более семи тысяч разрешений на его приобретение. Однако это не значит, что на столько же увеличилось число владельцев.
Количество единиц, которыми может владеть один человек, регламентируется Законом «Об оружии». Например, охотничьего гладкоствольного разрешено иметь не более трех экземпляров, а охотничьего с нарезным стволом – не более двух.
– Однако из этих правил есть исключение, – говорит Дмитрий Язепчик. – Имею в виду коллекционеров. Эти люди могут пополнять свои собрания, но для этого нужна соответствующая лицензия. Наши специалисты на местах готовы ознакомить желающих с нюансами ее получения и правилами хранения коллекционного оружия.
Как и ранее, подразделения органов внутренних дел продолжат выдавать разрешения на хранение и ношение оружия. Однако изменится срок их действия – он увеличится с трех до пяти лет.
Приобрести оружие имеют право совершеннолетние граждане нашей страны, не подпадающие под уже установленный перечень ограничений, которые четко оговорены в статье 14 Закона «Об оружии». Вместе с тем принятые нововведения расширяют этот список. Так, ограничительные меры будут распространяться и на тех, кто подвергался административному взысканию:
- за пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики (ст. 19.10 КоАП);
- за распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность (ст. 19.11 КоАП);
- за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 24.3 КоАП);
- за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий (ст. 24.23 КоАП).
– При этом все ограничения являются поводом не только для невыдачи разрешения на владение оружием, но и для отмены такого права, если оно у гражданина уже имелось, – уточняет полковник милиции. – В прошлом году по различным негативным поводам сотрудники органов внутренних дел упразднили более 550 разрешений.
При выявлении нарушения порядка оборота оружие забирается на временное хранение, выносится предупреждение хозяину. Однако он остается владельцем изъятого арсенала. Если же в течение года допускается повторное нарушение, то разрешение на хранение оружия аннулируется, а оружие изымается.
Вернуть право на владение оружием можно будет не ранее чем через три года. Причем первоначально в таких случаях допускается претендовать только на возможность обладать гладкоствольным охотничьим оружием. Если же последующий год пройдет без нарушений, далее может идти речь об арсенале с нарезным стволом.
Стоит обратить внимание еще на одно нововведение. Суть его в снятии ограничения на транзитное перемещение через территорию Беларуси травматического оружия, оборот которого у нас запрещен. Транзит будет возможен с разрешения органа внутренних дел.
Еще одно новшество касается объектов хранения оружия – банковских учреждений, спортивных организаций, лесоохотничьих хозяйств, других заинтересованных.
С 27 марта этого года вступает в силу Указ № 240 Президента Беларуси «Об административных процедурах в отношении субъектов хозяйствования». Данный документ направлен на совершенствование осуществления целого перечня административных процедур.
– В нашей части также предусмотрены изменения. Основное – увеличение до пяти лет срока действия разрешения на хранение оружия, – поясняет Дмитрий Язепчик. – Кстати, в стране в общей сложности более 600 организаций, имеющих дело с оружием. Во всех сотрудники милиции согласно нормативным документам регулярно проверяют условия его хранения и использования.
Справка «НС»
Гражданское оружие предназначено для использования гражданами в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Его подразделяют на четыре вида:
- оружие самообороны – газовое (пистолеты, револьверы, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные веществами слезоточивого или раздражающего действия, разрешенными к применению Министерством здравоохранения), электрошоковые устройства и искровые разрядники, имеющие выходные параметры, соответствующие нормам, устанавливаемым Министерством здравоохранения;
- спортивное – огнестрельное с нарезным стволом и гладкоствольное, холодное, метательное, пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж, но не более 25 Дж;охотничье оружие: огнестрельное с нарезным стволом и гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;
- комбинированное (гладкоствольное и нарезное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами, метательное, холодное и пневматическое с дульной энергией свыше 7,5 Дж, но не более 25 Дж;
- сигнальное.
Послесловие
10 марта разрешительная система органов внутренних дел Беларуси отметила 53-летие со дня образования. За более чем полувековую историю небольшое отделение МВД численностью четыре человека выросло в мощную структуру, сотрудники которой решают все поставленные перед ними задачи.
Сейчас инспекторский состав по разрешительной работе контролирует оборот зарегистрированного оружия, принимает граждан по принципу «одного окна», организует мероприятия, направленные на профилактику и пресечение правонарушений.
Для обеспечения контроля за оборотом оружия МВД проводит различные мероприятия (в том числе «Арсенал»). В ходе этой работы осуществляется контроль за соблюдением юридическими лицами и гражданами правил хранения оружия и боеприпасов, выявляются факты их незаконного оборота. Особое внимание уделяется проверке условий хранения зарегистрированного оружия по месту жительства владельцев. Вместе с тем осуществляются оперативно-разыскные мероприятия, направленные на пресечение незаконного оборота оружия нелегального арсенала. Проводятся совместные рейды с работниками природоохранных организаций для изъятия оружия у браконьеров.
По сообщению
официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Министры иностранных дел СНГ приняли Совместное заявление об укреплении Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия
Совет министров иностранных дел Содружества Независимых Государств принял Совместное заявление об укреплении Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия. Заседание СМИД, в ходе которого был подписан документ, состоялось 14 октября в Минске.

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
министров иностранных дел государств – участников
Содружества Независимых Государств об укреплении
Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия
Государства – участники СНГ подтверждают важное значение Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) как одной из опор международной архитектуры безопасности. Сейчас, как и в 1975 году, ее цель по-прежнему является актуальной: полностью исключить возможность использования биологических агентов в качестве оружия.
Стороны подчеркивают необходимость соблюдения и укрепления КБТО, в том числе путем институционализации и принятия юридически обязывающего Протокола к Конвенции, предусматривающего среди прочего эффективный механизм проверки соблюдения КБТО, а также регулярных консультаций и сотрудничества в решении любых вопросов в связи с выполнением Конвенции.
Государства – участники СНГ считают недопустимым создание международных механизмов, дублирующих функции КБТО и действующих в обход Совета Безопасности ООН. В частности, выступают против попыток использования так называемых «добровольных оценочных посещений» микробиологических объектов двойного назначения в качестве альтернативы верификации в рамках КБТО, а также создания в Секретариате ООН структурного подразделения для проведения расследований предполагаемого применения биологического оружия. В целях формирования в рамках КБТО механизма расследований предполагаемого применения биологического оружия они призывают государства – участники Конвенции разработать параметры его функционирования в сочетании с техническими руководящими принципами и процедурами.
Государства – участники СНГ выражают сожаление, что за последние 20 лет государства – участники КБТО, вопреки желанию подавляющего большинства, так и не смогли достичь согласия о возобновлении многосторонних переговоров по разработке Протокола к Конвенции, приостановленных в 2001 году. Вследствие этого, а также быстрого прогресса в областях науки и техники, имеющих потенциал двойного назначения, возрос риск применения биологических агентов в качестве оружия.
Стороны призывают государства – участники КБТО продолжить совместные усилия, ведущие к достижению цели укрепления Конвенции на надежной, юридически обязывающей основе. Выражают поддержку инициативам, представленным в данной связи. Одновременно выступают за принятие вспомогательных мер, направленных на улучшение осуществления Конвенции уже на настоящем этапе.
Упрочению институциональных основ КБТО способствовала бы реализация предложения о создании в рамках Конвенции мобильных медикобиологических отрядов для оказания помощи в случае применения биологического оружия, его расследования и содействия в борьбе с эпидемиями различного происхождения. Данное предложение представляет собой новый подход к улучшению осуществления Конвенции на международном уровне, гармонично сочетая принципы обеспечения коллективной безопасности и развития сотрудничества в мирных целях.
Стороны подчеркивают, что стремительное развитие науки и техники в областях, имеющих отношение к КБТО, требует усиленного внимания от государств – участников Конвенции. Необходимо повышать осведомленность о рисках, связанных с проведением исследований двойного назначения, и одновременно способствовать всемерному использованию новейших достижений биотехнологии в мирных целях. В данном контексте Стороны поддерживают идею создания в формате КБТО Научно-консультативного комитета для анализа научно-технических достижений, имеющих отношение к Конвенции, и предоставления ее государствам-участникам соответствующих рекомендаций.
Государства – участники СНГ отмечают важность совершенствования осуществляемых в рамках КБТО мер доверия, в том числе путем включения в форму отчетности информации о военно-биологической деятельности государств – участников Конвенции за рубежом.
В ходе IX Обзорной конференции КБТО государства – участники СНГ готовы рассматривать любые предложения, способные укрепить Конвенцию и улучшить ее осуществление на недискриминационной основе. Призываем все государства – участники КБТО придерживаться конструктивного подхода, с тем чтобы принимаемые решения работали в интересах укрепления режима КБТО.
По сообщению официального сайта Исполнительного комитета СНГ
(фото – пресс-служба Исполнительного комитета СНГ)