О заседании консультативного совета при Республиканском трудовом арбитраже
29 сентября 2011 года состоялось первое заседание консультативного совета при Республиканском трудовом арбитраже, созданного приказом Председателя Республиканского трудового арбитража от 29 августа 2011 г.
В заседании консультативного совета приняли участие представители Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Федерации профсоюзов Беларуси, ученые.
На заседании совета обсуждены вопросы, касающиеся дальнейшего совершенствования законодательства в сфере разрешения коллективных трудовых споров, перспектив применения на практике статьи 251 Трудового кодекса Республики Беларусь в части оказания содействия нанимателям и профсоюзам в создании органов примирения, посредничества и арбитража для урегулирования индивидуальных трудовых споров. Предметом обсуждения стал также вопрос о перспективах применения процедуры медиации при разрешении коллективных трудовых споров.
Члены совета приняли активное участие в дискуссии по рассматриваемым вопросам. По результатам проведения заседания выработаны предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере разрешения коллективных трудовых споров, которые в ближайшее время будут направлены заинтересованным государственным органам.
По информации Министерства юстиции Республики Беларусь
Ежегодно 7 ноября в Республике Беларусь в числе государственных праздников отмечается День Октябрьской революции. Традиционно в преддверии праздника Министерство юстиции организует проведение акции по бесплатному правовому консультированию.
Сотрудники центрального аппарата Министерства юстиции 6 ноября 2025 года с 10:00 до 12:00 в формате прямой телефонной линии проконсультируют граждан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства юстиции и не требующим ознакомления с документами, в сфере:
- регистрации актов гражданского состояния – тел. 8 (017) 200 06 18;
- нотариальной деятельности – тел. 8 (017) 200 89 71;
- легализации (апостилирования) официальных документов, составленных на территории Республики Беларусь, – тел. 8 (017) 211 01 93;
- принудительного исполнения исполнительных документов – тел. 8 (017) 210 40 49.
Информацию о формате и времени проведения консультаций можно также получить в главных управлениях юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов.
Подробности о предстоящей акции можно найти по ссылкам:
Главное управление юстиции Минского городского исполнительного комитета
Главное управление юстиции Брестского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Гомельского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Минского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Могилевского областного исполнительного комитета
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает БЕЛТА.

В ведомстве пояснили, что изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, установление или отмена дистанционной работы и другие условия, устанавливаемые в соответствии с Трудовым кодексом (ТК). В то же время изменение последовательности чередования работников по сменам не является изменением существенных условий труда.
В случае существенных изменений условий труда наниматель обязан предупредить работника об этом письменно не позднее чем за один месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.
В Минтруда также представили алгоритм изменения существенных условий труда работников. Необходимо наличие оснований для изменения этих условий. Кроме того, наниматель обязан письменно предупредить работников об изменении существенных условий труда не позднее чем за один месяц до введения новых условий. Работник продолжает работать по прежней профессии или должности в период уведомления и до введения новых условий, если он не отказывается от продолжения работы.
В случае отказа работников от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда увольнение работников происходит на основании п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК. В то же время работодатель должен выплатить при увольнении выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка. При этом в случае прекращения трудового договора по основанию, указанному в п. 5 ч. 2 ст. 35 (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда) ТК, по причине установления неполного рабочего времени менее половины нормальной продолжительности рабочего времени работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.
По информации БЕЛТА
Об основных достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказал заместитель Министра труда и социальной защиты Олег Токун на заседании Консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
Так, замминистра отметил, что среди основных достижений 2025 года – выросшие за 8 месяцев реальные денежные доходы на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Покупательная способность всех видов доходов сохранена.
В то же время на рынке труда зафиксирован рекордно низкий уровень безработицы: 2,4 % – среди трудоспособного населения и 4,5 % – среди молодежи. Занятость в самой продуктивной группе (25–49 лет) достигла 96,3 %.
Кроме того, были усилены социальные гарантии. Олег Токун отметил, что в ходе реализации Указа Президента «О социальной поддержке» от 29 октября 2024 г. был принят пакет мер по усилению социальной поддержки наиболее уязвимых категорий. Так, пенсии детям-инвалидам, потерявшим кормильца, увеличены вдвое, многодетные матери с четырьмя детьми получили право на пенсию при сниженном страховом стаже – 5 лет вместо 10. Также одиноким отцам, воспитывающим детей-инвалидов, предоставлено право на досрочный выход на пенсию. Для работающих пенсионеров сняты ограничения по выплате пенсии.
В стране особое внимание уделяется поддержке семей и молодежи. Увеличены пособия по беременности и родам для тех, кто только начинает трудовую деятельность, чтобы улучшить условия для рождения детей.
Кроме того, ведутся работы по цифровой трансформации. В 2025 году внедряется «Форсайт. Аналитическая платформа» для прогнозирования и анализа данных в социально-трудовой сфере. Также был модернизирован портал социальной защиты.
«Все наши усилия направлены на максимальное задействование внутренних ресурсов, обеспечение сбалансированности рынка труда и создание надежной системы социальной защиты для каждого гражданина», – подчеркнул Олег Токун в своем выступлении.
По информации БЕЛТА
В многофункциональном центре Белорусской нотариальной палаты прошло расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект готовится к рассмотрению во втором чтении. «Проект закона о внесении изменений в закон о нотариате направлен на улучшение уже существующей и эффективной системы, – отметил Министр юстиции Евгений Коваленко. – Прошло уже более 10 лет с момента реформы нотариата, когда была внедрена система самоуправления и самофинансирования. За это время изменились общественные отношения и технологии, и государство, в частности Министерство юстиции, не может игнорировать эти изменения. Мы стремимся интегрировать новые подходы в работу нотариата. Мы хотим тщательно рассмотреть каждое ключевое новшество законопроекта, чтобы оптимизировать внутренние процессы как в белорусской нотариальной палате, так и в территориальных палатах».
Министр подчеркнул, что встреча на площадке Белорусской нотариальной палаты – это разговор между Министерством юстиции, депутатами парламента и нотариусами. «Внедряемые новации, а это большая цифровизация нотариата, возможность удаленного совершения нотариальных действий, переход нотариусов из упраздняемых бюро в нотариальные конторы, должны быть реализованы на практике максимально плавно, выражаясь современным языком, бесшовно. Главной целью законопроекта является обеспечение доступности услуг для граждан и повышение качества работы нотариусов. Это включает в себя уменьшение очередей, равномерное распределение нагрузки и внедрение новых услуг, таких как удаленное совершение нотариусом исполнительных надписей. Эти изменения оптимизируют временные, организационные и кадровые затраты для заявителей. Например, новые процедуры, связанные с подтверждением достоверности электронных копий документов, позволят гражданам формировать пакеты электронных документов с такой же юридической силой, как у бумажных. Таким образом, они смогут осуществлять административные процедуры, не выходя из дома. Мы движемся в будущее с учетом современных тенденций и потребностей общества», – констатировал он.
Председатель постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Марина Ленчевская напомнила, что 15 октября законопроект был принят в первом чтении. «Все новеллы концептуально были поддержаны, но у депутатов возникли вопросы, в нюансы которых они хотели бы погрузиться более детально. Депутаты также хотят понимать, насколько переход в новые условия будет плавным, насколько нотариальное сообщество готово к таким новациям, и не повлияют ли эти изменения на две очень важные вещи – на качество и на доступность оказания нотариальных услуг. Мы понимаем, что эти структурные изменения приведут в систематизации нотариата, к упорядочиванию действий и самое главное – к равномерному распределению нагрузки среди нотариусов. Уверена, что этот процесс пройдет очень мягко, хотя сроки определены достаточно короткие. Мы к этому готовы, предварительная работа уже проведена, поэтому я думаю, что все пройдет плавно и комфортно. На качестве и доступности услуг это не отразится», – подчеркнула она.
По информации БЕЛТА
Нюансы, связанные с дополнительной работой, разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В Минтруда пояснили, что существует три вида дополнительной работы. Первый – это совмещение должностей служащих (профессий рабочих) или работа по другой вакантной профессии/должности. Например, когда каменщику поручают обязанности облицовщика.
Еще одним видом является расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) или работа по такой же вакантной профессии/должности. К примеру, бухгалтеру увеличивают объем работы (ведение другого бухгалтерского участка). Также среди видов дополнительной работы – исполнение обязанностей временно отсутствующего работника или работа как по другой, так и по такой же профессии/должности. Этот вид дополнительной работы используется при временном отсутствии другого работника (например, на период трудового отпуска).
В ведомстве обратили внимание на то, что все виды дополнительной работы выполняются наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной/рабочей инструкцией), в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня.
Кроме того, к дополнительной работе обязательно устанавливается доплата. Размер доплаты устанавливается нанимателем по соглашению с работником. Однако для работников бюджетных организаций размер доплаты определен постановлением Правительства.
Для оформления всех видов дополнительной работы необходимо письменное согласие работника и издание приказа (распоряжения) нанимателя с указанием срока, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, и размера доплаты. Дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) не заключается.
Важно, что от выполнения дополнительной работы можно отказаться в любой момент. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а наниматель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону.
По информации БЕЛТА
