/ / Общественно-политические
22.12.2011

В Беларуси большее число документов будет подлежать криминологической экспертизе

В Беларуси с 1 января 2012 года большее число нормативных правовых актов будет подлежать криминологической экспертизе, сообщил сегодня журналистам директор ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», доктор юридических наук Владимир Хомич перед началом научно-практической конференции, которая проходит в Минске в рамках Государственной программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010–2012 годы, передает корреспондент БЕЛТА.

Владимир Хомич пояснил, что с 1 января 2012 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы» от 6 июня 2011 г. № 230 криминологической экспертизе будут подлежать проекты правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, относящихся в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1, к гражданскому, гражданскому процессуальному, хозяйственному процессуальному законодательству, законодательству о финансово-кредитной системе, предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности и проекты правовых актов Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь. 

«Это достаточно сложная задача, к которой наш центр, как и Генеральная прокуратура, сейчас очень серьезно готовится. Мы разработали и усовершенствовали методические рекомендации по проведению таких экспертиз».

Говоря о криминологической экспертизе, ученый отметил: «Думаю, что белорусское законодательство в этом отношении выигрывает, потому что криминологическая экспертиза, которая проводится нашим центром, – это новация. Ничего подобного ни в России, ни в Казахстане не существует. За последние годы мы очень многое сделали, чтобы не были приняты определенные нормативные правовые акты, законы, которые создают платформу коллизий, чтобы не возникали возможности для принятия коррупционных соглашений».

Отвечая на вопрос о коррупционных рисках, которые связаны со вступлением в Таможенный союз и ЕЭП, Владимир Хомич сказал: «Мы достаточно давно уже готовимся к этой проблеме, проводим криминологический анализ того законодательства, которое возникло на базе наших трех государств (Беларуси, Казахстана и России. – Прим. БЕЛТА). И я скажу честно, что есть определенные трудности налаживания как сотрудничества, так и понимания некоторых проблем».

Также он отметил, что в сфере борьбы с недобросовестным лоббированием интересов различных компаний очень велика роль не только правоохранительной системы, но именно правосудия, в том числе экономического. «Насколько мне известно, хозяйственные суды Беларуси, а также арбитражные суды России к этому готовятся. Здесь, я считаю, многие вопросы должны разрешаться в судебном порядке для того, чтобы снять коррупционные угрозы и риски», – сказал Владимир Хомич. Он добавил, что ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь» наладил хорошие контакты с Академией Генеральной прокуратуры России: «У нас происходит постоянный обмен разработками, которые имеют самое непосредственное отношение к совершенствованию правоохранительной деятельности».

Кроме того, как отметил эксперт, выявить коррупционера достаточно сложно, и это делается не только с помощью официальных процессуальных методов, но и в ходе оперативно-розыскной работы. Оперативные данные, по словам ученого, должны впоследствии «рельефно и процедурно» войти в систему доказывания преступления: «В этом и заключается достаточно большая сложность осуществления правосудия по делам о коррупционных преступлениях».

Помимо этого, эксперт отметил, что очень важно создать правовое поле, которое могло бы исключить принятие неадекватных решений, не соответствующих стремлениям бизнеса: «Мы заинтересованы, чтобы на территории республики развивался легальный бизнес». Однако для этого, по мнению эксперта, должен быть соблюден определенный баланс интересов.

По материалам БЕЛТА