05.06.2025
В Беларуси приняты меры по совершенствованию архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
Советом Министров Республики Беларусь 15 мая принято постановление № 266 «О совершенствовании архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Документом, в частности, утверждено Положение, которым определен порядок принятия областными, Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории соответствующей области, г. Минска (исключение – территория Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда) объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке.
Для получения соответствующего разрешения юрлица и (или) ИП должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по установленному перечню.
В перечень необходимых документом входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения об отступлении концепция подлежит общественному обсуждению в порядке, установленном Положением о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 687.
После завершения обсуждения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения. Организатор общественного обсуждения в течение трех рабочих дней со дня его получения предоставляет протокол исполкому.
С учетом всех документов исполком принимается решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Также постановлением определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения соответствующих изменений в проектную документацию. В перечень включено 8 наименований работ, в том числе оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов и др.
Кроме того, правовым актом скорректирован ряд постановлений Правительства Республики Беларусь:
-
от 15 сентября 1998 г. № 1450 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда»;
-
от 29 ноября 1999 г. № 1860 «Об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь»;
-
от 31 июля 2006 г. № 973 «Вопросы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь»;
-
от 19 октября 2006 г. № 1387 «Об утверждении перечня объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ»;
-
от 8 октября 2008 г. № 1476 «Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации»;
-
от 22 ноября 2013 г. № 1006 «Об утверждении Положения о порядке расчета изменения цены договора (цены объекта долевого строительства)» и др.
Документ принят в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента Республики Беларусь от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь».
Действие постановления не распространяется на закупки, если процедуры закупок начаты до вступления его в силу.
Постановление № 266 вступает в силу c 6 июня 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Правительством уточнен порядок регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов органами ЗАГС
На Pravo.by опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2025 г. № 610 «О порядке осуществления органами, регистрирующими акты гражданского состояния, своих полномочий».
Правовым актом утверждены:
-
Положение о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния;
-
Положение о порядке оказания органами, регистрирующими акты гражданского состояния, дополнительных платных услуг, связанных с регистрацией актов гражданского состояния.
Также постановлением определен перечень дополнительных платных услуг, связанных с регистрацией актов гражданского состояния, оказываемых органами, регистрирующими акты гражданского состояния. В их числе:
-
обеспечение торжественной обстановки регистрации заключения брака в специально оборудованном помещении органа, регистрирующего акты гражданского состояния (орган загса);
-
обеспечение торжественной обстановки регистрации заключения брака по индивидуальному сценарию (обряду) с использованием различных элементов и атрибутов в специально оборудованном помещении органа загса;
-
обеспечение торжественной обстановки регистрации заключения брака вне помещения органа загса;
-
обеспечение торжественной обстановки регистрации рождения в специально оборудованном помещении органа загса;
-
проведение торжественных церемоний, связанных с заключением брака;
-
изготовление копий документов.
|
СПРАВКА PRAVO.BY
Акты гражданского состояния – действия или события, характеризующие правовое положение граждан, влекущие возникновение, изменение или прекращение их прав и обязанностей.
Рождение, заключение брака, усыновление, установление материнства и (или) отцовства, перемена фамилии, собственного имени, отчества, смерть, а также расторжение браков в соответствии со статьей 351 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 г., подлежат обязательной регистрации в органах, регистрирующих акты гражданского состояния.
Регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях защиты личных неимущественных и имущественных прав граждан, а также в государственных и общественных интересах, в том числе для сбора полной, достоверной и своевременной информации о гражданском состоянии.
Регистрация актов гражданского состояния в городах производится отделами записи актов гражданского состояния, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, а в городах районного подчинения, поселках городского типа и сельских населенных пунктах – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами
|
Ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь признается утратившим силу, в том числе от 14 декабря 2005 г. № 1454 «О порядке организации работы с гражданами в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение» и от 15 октября 2016 г. № 826 «Об оказании дополнительных платных услуг органами, регистрирующими акты гражданского состояния».
Правовой акт принят в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье.
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
В Беларуси приняты меры по совершенствованию системы электронной паспортизации товаров
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 ноября 2025 г. № 622 в новой редакции изложено Положение о межведомственной распределенной информационной системе «Банк данных электронных паспортов товаров». Соответствующие изменения внесены в постановление Правительства Республики Беларусь от 22 августа 2011 г. № 1116.

Положением определены правовой статус Банка электронных паспортов товаров, цели его создания, требования к формированию структур данных и его функционированию.
Согласно Положению Банк электронных паспортов товаров представляет собой государственную республиканскую информационную систему.
В ней аккумулируется базовая информация о:
-
производимых, реализуемых на территории Беларуси товарах,
-
подлежащих прослеживаемости, маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации товарах, ввозимых на территорию Беларуси с территории государств – членов ЕАЭС либо ввозимых (ввезенных) на территорию Беларуси с территории государств, не являющихся государствами – членами ЕАЭС, и помещенных на такой территории под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Это необходимо для автоматизированного учета товаров в товаропроводящих сетях и ведения процессов электронной торговли на основе их электронных паспортов.
Под электронным паспортом товара понимается базовая информация о товарах (продукции) в электронном виде, структура и формат которой соответствуют стандартам и рекомендациям международной системы GS1. Положением закреплено в том числе, какие сведения включает такая базовая информация.
К целям создания и функционирования Банка электронных паспортов товаров отнесены:
-
формирование на основе государственных и международных стандартов банка данных, позволяющего всем участникам товаропроводящих сетей, а также конечным потребителям и контролирующим (надзорным) органам получать необходимые (в пределах компетенции) сведения о товарах (продукции) в едином формате, включая подтверждение наличия документов о безопасности и качестве товаров (продукции);
-
предоставление производственным, торговым, логистическим и иным заинтересованным организациям информационных услуг по формированию и использованию электронных паспортов товаров;
-
создание условий для упрощения и активизации процессов продвижения товаров (продукции) белорусских производителей на внутреннем и зарубежных рынках с применением цифровых технологий электронного обмена данными в товаропроводящих сетях;
-
создание основы для внедрения в Республике Беларусь информационных систем, основанных на рекомендованных Центром Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям унифицированных форматах и стандартах электронного обмена данными;
-
содействие упрощению процедур в сферах торговли, транспорта и логистики на основе электронного коммерческого документооборота.
В Банк электронных паспортов товаров входят интегрированные между собой:
-
банки данных, содержащие сформированные на основании государственных и международных стандартов и рекомендаций электронные паспорта товаров и описания субъектов торговли,
-
комплекс информационных технологий, реализующих услуги, предоставляемые на основе информации из Банка электронных паспортов товаров.
Как сообщили в пресс-службе Правительства Республики Беларусь, постановление направлено на:
-
повышение качества и достоверности информации в межведомственной распределенной информационной системе, которая ежедневно пополняется на десятки тысяч новых наименований товаров;
-
единообразное использование описания товаров в системах производителей, торговли, транспорта и других субъектов различных отраслей, ведущих товарный учет. Эти описания будут доступны как органам управления, так и простым гражданам – покупателям на основе бесплатных мобильных приложений, которые обеспечиваются общедоступными сервисами Банка посредством сети Интернет.
Постановление № 622 вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Опубликован Указ о совершенствовании порядка продажи сельскохозяйственными организациями жилых помещений
На Pravo.by опубликован Указ Главы государства от 10 ноября 2025 г. № 392 «О совершенствовании порядка продажи сельскохозяйственными организациями жилых помещений».
Правовым актом корректируется Указ Президента Республики Беларусь от 17 июня 2011 г. № 253 «Об отдельных вопросах купли-продажи жилых домов (квартир) сельскохозяйственных организаций».
Изменениями, в частности, предусмотрено предоставление права сельскохозяйственным организациям – собственникам пустующего жилья при продаже его на аукционе снижать начальную цену жилых помещений при проведении повторных торгов на 50 % и последующих – на 80 % (в настоящее время каждый последующий аукцион цена снижается на 10 % от начальной).
Конкретный размер понижения начальной цены при проведении повторных аукционов определяется сельскохозяйственной организацией по согласованию
с местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня.
Кроме того, установлено, что если аукцион по продаже, проведенный с понижением начальной цены на 80 %, не состоялся, а также в случае отказа единственного участника от приобретения предмета аукциона по начальной цене, увеличенной на 5 %, такие жилые помещения с согласия местного исполнительного и распорядительного органа базового территориального уровня могут выставляться на аукцион с начальной ценой, равной одной базовой величине.
Также разрешено продавать на аукционе незаселенные жилые дома (квартиры), возведенные, реконструированные или приобретенные сельскохозяйственной организацией с привлечением льготного кредита ОАО «Белагропромбанк», кредит по которому не погашен, с согласия этого акционерного общества с понижением начальной цены продажи при проведении повторных аукционов не ниже уровня, обеспечивающего полное погашение долга по льготному кредиту.
«Документ направлен на активизацию работы по вовлечению в хозяйственный оборот пустующих незаселенных жилых домов сельскохозяйственных организаций, в том числе построенных с государственной поддержкой», – сообщили в пресс-службе Главы государства.
Указ вступает в силу с 13 ноября 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Формирование и исполнение планов выборочных проверок. КГК уточнен порядок
Постановлением Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 17 октября 2025 г. № 6 утверждено Положение о порядке формирования и исполнения планов выборочных проверок.
Согласно Положению планы выборочных проверок формируют органы КГК на полугодие в электронном виде с использованием интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (ИАС КНД).
Планы таких проверок в г. Минске составляет КГК, в соответствующих областях – комитеты государственного контроля областей.
При включении проверок в планы выборочных проверок исходят из места нахождения (места жительства) проверяемого субъекта. В качестве критерия места нахождения (места жительства) принимается место постановки субъекта на учет в налоговых органах.
Формирование планов выборочных проверок осуществляется на основании сводных планов проверок, представленных органами и организациями.
Сводные планы проверок, сформированные госорганами на каждое полугодие, утвержденные их руководителями, представляются в органы КГК в электронном виде по форматам ИАС КНД.
В планы выборочных проверок и сводные планы проверок не могут входить мероприятия, включенные в перечень мероприятий, при осуществлении которых не применяется Указ Главы государства от 6 июня 2025 г. № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности».
Координация проверок, включенных в сводные планы проверок, осуществляется представившими их госорганами. Установлено, что если в рамках сводного плана проверок одного госоргана проверка субъекта запланирована несколькими входящими в его состав (систему) контролирующими (надзорными) органами, то месяц начала этой проверки должен быть единым для всех.
Выборочная проверка субъекта в течение календарного года несколькими контролирующими (надзорными) органами осуществляется в форме совместной проверки. При этом контролирующие (надзорные) органы обязаны приступить к ее проведению в течение календарного месяца, указанного в плане выборочных проверок.
Не допускается включение:
-
в течение календарного года в планы выборочных проверок на текущий год нескольких проверок в отношении одного и того же проверяемого субъекта;
-
в сводные планы проверок на второе полугодие субъектов, включенных на момент формирования сводного плана проверок в планы выборочных проверок на первое полугодие текущего года.
Планы выборочных проверок размещаются на официальном сайте КГК соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и не позднее 15 июня года, в котором планируется проведение проверки. Размещенные на сайте планы принимаются контролирующими (надзорными) органами к исполнению.
Приказ Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 4 апреля 2018 г. № 17 «О формировании и исполнении планов выборочных проверок» признается утратившим силу.
Правовой акт принят в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2025 г. № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности».
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
Новости по теме:
Генпрокуратура об Указе о повышении эффективности контрольной деятельности
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Завершено обсуждение проекта постановления по вопросам эксплуатации маломерных судов
МЧС подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О вопросах эксплуатации маломерных судов».

Проектом постановления предусматривается утверждение:
- Положения о порядке государственной регистрации и классификации маломерных судов, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов;
- Положения о порядке технического освидетельствования маломерных судов, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов;
- Положения о порядке и основаниях выдачи, обмена, аннулирования и изъятия удостоверения на право управления моторным маломерным судном, а также выдачи его дубликата;
- Положения о порядке и основаниях выдачи, обмена, аннулирования и изъятия международного удостоверения на право управления прогулочным судном, а также выдачи его дубликата;
- Правил пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок.
Проектом постановления также предусмотрены изменения в постановления Правительства Республики Беларусь:
- от 20 июня 2007 г. № 812 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов внутреннего плавания, судов смешанного (река – море) плавания и Правил пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок»;
- от 28 декабря 2013 г. № 1149 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 июля 2013 г. № 332».
Кроме того, признаются утратившими силу постановления:
- от 1 апреля 2016 г. № 271 «Об утверждении Положения о порядке изъятия удостоверения на право управления моторным маломерным судном, мощность двигателя которого превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), международного удостоверения на право управления прогулочным судном»;
- от 15 мая 2017 г. № 355 «Об утверждении Положения о порядке и основаниях выдачи, обмена, аннулирования и изъятия международного удостоверения на право управления прогулочным судном, а также выдачи его дубликата и внесении изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2013 г. № 1149».
Организатор общественного обсуждения –
Министерство по чрезвычайным ситуациям.
За период обсуждения с 17 по 27 октября 2025 г. в специальную тему на Правовом форуме Беларуси поступило 1 сообщение, содержащее 12 предложений, которые рассмотрены и обобщены МЧС.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!