Опубликованы изменения в Закон о почтовой связи
На Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 29 мая 2025 г. № 79-З, которым корректируется Закон Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 258-З «О почтовой связи».
Изменениями, в частности, предусмотрено создание единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении почтовых отправлений, определены владелец и оператор данной системы, ее пользователи, обязанности передачи информации в системе и порядок доступа к ней.
Правительство Республики Беларусь наделено полномочиями на определение порядка функционирования системы, включая перечень и сроки хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, подлежащей учету и хранению в данной системе.
Перечень субъектов, имеющих право на круглосуточный доступ (включая удаленный) к системе, дополнен из числа госорганов, не осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с учетом предоставленного законодательством права этим госорганам получать сведения из информационных ресурсов и иметь доступ к ним.
Также правовым актом закреплены полномочия Президента Республики Беларусь на установление особенностей правового регулирования отношений в области почтовой связи.
Кроме того, в Законе № 258-З:
- закреплены нормативные предписания в отношении функционирования цифровых почтовых сервисов и мобильных почтовых приложений национального почтового оператора;
- уточнен порядок обращения коллекционных почтовых марок.
Изменения вступают в силу через три месяца после официального опубликования Закона № 79-З.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Закон Республики Беларусь от 12 июля 2025 г. № 90-З «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения» опубликован на Национальном правовом Портале.
Правовым актом корректируются Законы Республики Беларусь:
- от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»;
- от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»;
- от 6 января 1999 г. № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования»;
- Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь;
- от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности»;
- от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»;
- от 15 июля 2021 г. № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»;
- от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности».
В числе основных новаций:
- предоставление плательщикам налога на профессиональный доход права самостоятельно доплачивать в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения взносы на пенсионное страхование для формирования своих будущих пенсионных гарантий;
- установление для ИП дифференцированного порядка уплаты взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в зависимости от полученных ими доходов, а также продление сроков уплаты таких взносов и полная автоматизация процессов взаимодействия с ФСЗН;
- ужесточение мер ответственности для работодателей, выплачивающих заработную плату в конвертах, с одновременным снижением социальных гарантий для получателей данной заработной платы;
- предоставление органам ФСЗН права выносить самостоятельные решения о взыскании задолженности с субъектов хозяйствования в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.
Основные положения Закона № 90-З вступят в силу через месяц после его официального опубликования, иные – с 1 октября 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 12 июля 2025 г. № 87-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства».
Правовым актом внесены изменения в ряд законов, в том числе в Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве».
Закон № 439-З, в частности, дополнен нормой об информационных системах и ресурсах органов принудительного исполнения, среди которых:
- автоматизированная информационная система органов принудительного исполнения – информационная система, предназначенная для осуществления в электронной форме учета исполнительных производств, автоматизации процесса вынесения судебными исполнителями постановлений, предписаний, иных документов, оформления совершения исполнительных действий;
- банк данных исполнительных производств – информационный ресурс, предназначенный для централизованного накопления и предоставления сведений об исполнительных производствах, а также для учета, контроля и использования этих сведений в целях реализации задач исполнительного производства;
- реестр задолженностей по исполнительным документам – информационный ресурс, содержащий справочную информацию об исполнительных производствах.
Изменениями в Закон № 439-З также предусмотрены:
- возможность вынесения постановления судебного исполнителя в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, и направления сторонам исполнительного производства в порядке, установленном законодательством;
- уточнение сроков рассмотрения документов (например, на рассмотрение заявления, ходатайства участников исполнительного производства отводится 10 дней со дня их поступления, при необходимости получения документов и (или) сведений, имеющих значение для их рассмотрения, – 15 дней со дня их поступления, если иное не предусмотрено Законом № 439-З);
- расширение перечня случаев, когда срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается (принятие собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юрлица, уполномоченным на то учредительным документом, ИП решения о ликвидации (прекращении деятельности); принятие судом решения о санации должника; предоставление актами законодательства должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом);
- закрепление нормы об упрощенном порядке ведения исполнительного производства – при предъявлении к исполнению исполнительного документа на сумму, не превышающую двадцати базовых величин на день предъявления к исполнению, если в отношении должника отсутствуют иные исполнительные производства, связанные со взысканием денежных средств.
Кроме того, корректируется Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 440-З «О судебных исполнителях». В частности, Закон № 440-З дополнен нормой о присяге судебного исполнителя, которую приносит лицо, впервые назначаемое на должность служащего в органы принудительного исполнения, за исключением лица, осуществляющего обеспечение деятельности и техническое обслуживание этих органов.
Помимо этого, изменения внесены:
- в Закон Республики Беларусь от 20 сентября 2009 г. № 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»;
- в Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»;
- в Кодекс гражданского судопроизводства Республики Беларусь.
Основные положения Закона № 87-З вступают в силу с 1 января 2026 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Законом Республики Беларусь от 14 июля 2025 г. № 95-З скорректирован Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности».
Правовым актом, в частности, уточнено определение термина «аудируемые лица». Под ними понимаются юрлица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, их обособленные подразделения, представительства иностранных юрлиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, филиалы иностранных юрлиц, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), иные лица, в отношении которых проводится аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и (или) которым оказываются иные аудиторские услуги (аудиторские услуги).
Также Совету Министров Республики Беларусь предоставлены дополнительные полномочия по:
- утверждению положения о деловой (профессиональной) репутации;
- установлению особенностей оказания аудиторских услуг в отношении обеспечения дополнительной защиты информации о деятельности организаций, имеющих особую экономическую значимость для Беларуси и включенных в определенный Правительством Республики Беларусь перечень.
Кроме того, к основаниям для аннулирования квалификационного аттестата аудитора отнесено в том числе несоответствие аудитора требованию о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации.
Основные положения Закона № 95-З вступают в силу с 1 августа 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 12 июля 2025 г. № 86-З «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей».
Правовой акт направлен на совершенствование правовой охраны детства и прав ребенка, в том числе посредством усиления гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей.
Документом корректируются:
- Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка»;
- Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
- Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»;
- Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте».
Изменениями, в частности, предусмотрено:
- закрепление обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации в интернете, которая причиняет вред их здоровью и развитию, а также обязанности госорганов, иных организаций оказывать информационно-консультативную помощь родителям (опекунам, попечителям) в реализации мер по защите детей от такой информации;
- отнесение игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, к информационной продукции, распространение которой возможно только при присвоении знака возрастной категории;
- установление правовых гарантий обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лекарственными средствами и медицинскими изделиями, в том числе очками;
- лишение права заниматься педагогической деятельностью с детьми лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, преступления, связанные с незаконными действиями в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также запрещенных в спорте веществ и методов;
- возложение на нанимателя обязанности до заключения трудового договора разъяснить лицам, претендующим на работу с детьми, нормы законодательства о правах ребенка, касающиеся защиты прав детей на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия и жестокого обращения, а также последствия их несоблюдения (при этом претендент должен подписать обязательство о недопущении им нарушения указанных прав ребенка);
- наделение нанимателей правом проводить психологическое собеседование с гражданами, планирующими заниматься педагогической деятельностью, деятельностью, связанной с постоянной работой с детьми.
Основные положения Закона вступают в силу через 6 месяцев после его официального опубликования.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Новая автоматизированная информационная система по обеспечению нормотворческого процесса (АИС «Нормотворчество») заработает в Беларуси с 1 июля 2025 г. Это предусмотрено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2025 г. № 360.
Правовым актом установлен поэтапный переход государственных органов и иных организаций из АИС НРПА в АИС «Нормотворчество», начиная с 1 июля 2025 г.
СПРАВКА PRAVO.BY В настоящее время согласно Указу Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2020 г. № 415 нормотворческая деятельность государственными органами (организациями) ведется в автоматизированной информационной системе, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов (АИС НРПА), в отношении отдельных стадий (этапов) нормотворческого процесса |
С 1 января 2026 г. нормотворческая деятельность в полном объеме будет осуществляться посредством АИС «Нормотворчество», в том числе в отношении законопроектов и проектов правовых актов Главы государства.
Документом утверждено Положение о порядке функционирования АИС «Нормотворчество», согласно которому обеспечивается автоматизация электронного информационного взаимодействия государственных органов, иных организаций (должностных лиц) при осуществлении нормотворческой деятельности, в том числе, в рамках:
- планирования нормотворческой деятельности и реализации нормотворческой инициативы;
- разработки проекта нормативного правового акта, в том числе несколькими государственными органами совместно;
- проведения обязательной юридической экспертизы, криминологической экспертизы и иных экспертиз нормативного правового акта (его проекта);
- внесения проекта нормативного правового акта на рассмотрение в нормотворческий орган, его визирования и подписания;
- направления правовых актов для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и их официального опубликования, а также в эталонный и иные банки данных правовой информации;
- проведения правового мониторинга.
Владельцем и оператором АИС «Нормотворчество» является Национальный центр законодательства и правовой информации.
«АИС «Нормотворчество» позволит повысить оперативность, качество и прозрачность принятия (издания) нормативных правовых актов, обеспечит системность, комплексность и стабильность правового регулирования, что будет способствовать эффективному функционированию и дальнейшему совершенствованию национальной правовой системы», – сообщили в НЦЗПИ.
СПРАВКА PRAVO.BY Указом Президента Беларуси от 17 ноября 2020 г. № 415 координация процессов цифровизации нормотворчества возложена на Национальный центр законодательства и правовой информации. Работа по созданию АИС «Нормотворчество» была проведена Центром в рамках поручения Главы государства по созданию единой, комплексной, защищенной цифровой инфраструктуры как основы нормотворческой деятельности в Республике Беларусь |
Посредством новой системы реализованы, в том числе:
- подготовка проектов нормативных правовых актов с использованием программных средств, необходимых шаблонов и государственных информационно-правовых ресурсов;
- система сбора, обработки и анализа данных о нормотворческой деятельности;
- единая защищенная виртуальная среда межведомственного взаимодействия;
- комплексное хранение всей образовавшейся по результатам нормотворческой деятельности информации;
- функции контроля за сроками в нормотворческом процессе, наличием обязательных документов, прилагаемых к проекту нормативного правового акта, визы, подписи должностного лица;
- устранение дублирования проектов нормативных правовых актов при их подготовке.
«Функционирование системы нацелено на создание комплексной цифровой инфраструктуры для осуществления межведомственного взаимодействия в нормотворческом процессе, обеспечение прозрачности, прослеживаемости и допустимой открытости процесса разработки проектов правовых актов, внедрение передовых информационных технологий, в том числе в области искусственного интеллекта», – подытожили в НЦЗПИ.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».