/ / Новости PRAVO.BY
26.02.2025

Закон об урегулировании неплатежеспособности – сбалансированный инструмент защиты прав и законных интересов. Интервью с судьей Верховного Суда (часть 2)

В конце декабря 2024 года Пленум Верховного Суда рассмотрел вопросы, касающиеся практики применения Закона № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности», принятого 15 декабря 2022 г. и вступившего в силу 1 октября 2023 г. (Закон об урегулировании неплатежеспособности). Сегодня мы продолжаем беседу с судьей Верховного Суда Республики Беларусь Виктором Федоровичем Шильчёнком о текущих итогах реализации положений указанного Закона, основных изменениях в судебной практике рассмотрения дел о несостоятельности и банкротстве, статусе собрания кредиторов, деятельности антикризисных управляющих и иных вопросах, касающихся правового регулирования данной сферы в нашей стране.

Виктор Шильчёнок

– Вы в одной из публикаций в журнале «Судебный вестник» охарактеризовали урегулирование неплатежеспособности как сбалансированный инструмент защиты прав и законных интересов. Поясните, пожалуйста, в чем заключается такой баланс?

– Если мы говорим о Законе как о сбалансированном инструменте защиты прав и законных интересов, то это прежде всего наличие возможности у всех лиц, участвующих в деле, осуществлять защиту своих прав и законных интересов в судебном порядке по всем спорным вопросам, которые могут возникнуть в ходе проведения процедур.

При этом хотелось бы обратить внимание на то, что в Законе об урегулировании неплатежеспособности к лицам, участвующим в деле, отнесены разные по отношению к должнику лица, интересы которых могут не совпадать.

С одной стороны, кредиторы, интерес которых заключается в удовлетворении их требований, с другой – учредители, участники, собственники организаций должников, которые могут быть заинтересованы в восстановлении платежеспособности или в списании долгов с наименьшими для себя потерями. Также управляющий, который выступает как самостоятельное лицо, обеспечивающее проведение всех необходимых по делу процедур. Не менее значимыми по каждому делу могут быть и интересы государства, которые представляются участвующими в деле государственными органами и местными исполнительными и распорядительными органами, которые могут не только выполнять регуляторные функции, но и обеспечивать реализацию социальных функций государства. В условиях недостаточности имущества у должника для удовлетворения имущественных требований возрастает уровень конфликтности.

При таких обстоятельствах именно посредством правовой определенности проведения процедур указанный Закон позволяет найти баланс для того, чтобы урегулировать возникшее напряжение путем регламентированного поэтапного прохождения процедур с максимально возможным достижением стоящих задач по результатам санации и ликвидационного производства. Их проведением достигается как восстановление платежеспособности, так и максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с заранее установленной законодателем очередностью, и цивилизованным образом завершается работа организации и бизнеса, когда речь идет о ликвидации.

Аспект сбалансированности можно проследить на примере формирования реестра требований кредиторов. Один из кредиторов заявляет требование, его рассматривает управляющий. Последний принимает решение об объеме удовлетворения требования, в соответствии с которым кредитор включается в реестр. В то же время при несогласии с принятым решением кредитор имеет право обратиться в суд. Суд рассматривает его заявление в соответствии с определенными в Законе об урегулировании неплатежеспособности нормами (статья 73 – Прим. Pravo.by). Но и другие участники процесса, например собственники, участники должника, иные кредиторы, государственные органы, другие заинтересованные лица, имеют возможность путем анализа принятого управляющим решения о формировании реестра кредиторов контролировать принятое решение. И в случае несогласия с ним оспорить в суде.

Второй не менее важный вопрос – это значительная роль в процессе урегулирования неплатежеспособности собрания кредиторов. Этот орган принимает основные узловые решения. Они формируются в виде протокола собрания кредиторов, которое должно быть мотивировано и соответствовать требованиям законодательства. В случае, если кредитор или управляющий, собственники, участники не согласны с принятым решением собрания, они также имеют возможность обжаловать его, доказывая правомерность своих требований и правовых позиций.

Сбалансированность выражается и в том, что в целом кредиторы, участники, собственники, государственные органы на протяжении всех процедур имеют возможность наблюдать за работой антикризисного управляющего в процедурах и в необходимых случаях отстаивать свои интересы.

То есть фактически все лица, участвующие в деле с учетом принципа диспозитивности, имеют возможность и право самостоятельно выбирать способы защиты своих прав и урегулирования возникших спорных вопросов. А способы этой защиты, с каким требованием и на какой стадии обратиться, подробно прописаны в Законе.

– Исходя из положений действующего Закона, регулирование неплатежеспособности происходит и в досудебном, и во внесудебном порядке. Когда в таких случаях в ходе урегулирования платежеспособности неизбежна ликвидация субъектов хозяйства?

– Да, хотелось бы обратить внимание на то, что Закон прописывает не только судебные процедуры. Ряд норм посвящен работе по внесудебному урегулированию неплатежеспособности. Эта работа проводится постоянно, анализ правоприменительной практики в настоящее время демонстрирует сокращение количества поступающих в суды заявлений о несостоятельности и заявлений о банкротстве. Этому способствуют и те институты, которые определены Законом. Прежде всего речь идет о предупреждении несостоятельности. В соответствии с Законом в пределах своей компетенции руководители предприятий, учредители, государственные органы обязаны принимать меры, направленные на предупреждение несостоятельности и банкротства. Например, изменять структуру, состав органа управления юридического лица, принимать меры по сокращению и ликвидации дебиторской задолженности, привлекать инвестиции, проводить переговоры с кредиторами вплоть до заключения соглашений об изменении условий исполнения соответствующих соглашений.

Но иногда так случается, что названные меры не приводят к положительному результату и субъект хозяйствования вынужден прибегать к судебной процедуре – возникает необходимость подачи заявления о несостоятельности или банкротстве.

В тех случаях, когда есть перспектива восстановить платежеспособность организации, подается заявление о несостоятельности. В рамках проведения процедуры существует заинтересованность в том, чтобы она носила не формальный характер, а реально приводила к положительной динамике и продолжению работы предприятия после выхода из кризиса. Но даже при грамотно разработанных планах не всегда удается достичь вывода организации из состояния неплатежеспособности, поэтому в таких случаях может идти речь о банкротстве организации.

И здесь важно отметить, что есть условия, когда должник вправе обратиться с подачей такого заявления и когда обязан.

Например, если при проведении внесудебной ликвидации по решению собственника выяснено, что у должника имущества недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, должник обязан обратиться в суд с заявлением о банкротстве. Также о такой обязанности может идти речь, когда по истечении отчетного периода на 1 января текущего года окажется, что стоимости имущества у должника недостаточно для расчета в полном объеме по всем денежным обязательствам и обязательствам по выплате заработной платы. Если при этом имеется факт неисполнения данных обязательств в течение не менее 6 месяцев – для обычного субъекта и 12 месяцев – для сельскохозяйственных организаций, то в таком случае должник тоже должен обратиться в суд с заявлением о банкротстве. В то же время, если должником были начаты определенные мероприятия по досудебному оздоровлению, он освобождается от обязанности подачи в суд соответствующего заявления.

– При подготовке нового Закона Главой государства ставились задачи по защите прав предприятий и снятии нагрузки с судов, возложению координации на Правительство, местные исполнительные органы. Удалось ли их достичь с учетом уже текущей практики правоприменения и как Вы в целом оцениваете реализацию его положений?

– По истечении года работы в новых условиях с учетом данных судебной статистики мы в настоящее время наблюдаем, что количество обращений в суд с заявлениями о несостоятельности или банкротстве уменьшается. Это достигается благодаря досудебному оздоровлению и предупреждению банкротства. Также играют роль более взвешенные проработки законодателем оснований для вхождения в эти процедуры и их проведения. Поэтому по поставленным целям стабилизировать ситуацию и достичь положительного эффекта отмечается положительная тенденция.

Если же говорить про нагрузку на суды, то, естественно, уменьшение количества обращений снижает нагрузку на экономические суды. При этом хотелось бы обратить внимание, что новый законодательный акт направлен на качественный пересмотр роли и значения суда в делах о несостоятельности или банкротстве. И с учетом принципа разделения властей суд действительно в рамках данного Закона осуществляет функции судебного органа, то есть органа, который разрешает споры и жалобы, возникшие в ходе проведения процедур, принимает решение о наличии оснований для признания должника несостоятельным и введении санации или для признания его банкротом с открытием ликвидационного производства, разрешает споры, связанные с урегулированием неплатежеспособности.

В данной ситуации благодаря той роли, которую законодатель отводит местным органам власти и государственным органом, сведен к минимуму процент необоснованных обращений по указанным процедурам. В частности, мы видим эффект от реализации Закона об урегулировании неплатежеспособности в том, что придается важное значение сохранению субъектов хозяйствования в любом регионе. В особенности если речь идет о градообразующих предприятиях независимо от формы собственности. Если, например, местные органы власти видят, что какой-то субъект хозяйствования, в том числе частной формы собственности, по его обращению или же исходя из других каких-то признаков находится в тяжелом положении, то могут быть включены механизмы досудебного оздоровления, ну а уже в последующем – применены процедуры проведения санации через рассмотрение дела о несостоятельности.

– Виктор Федорович, охватывает ли всю тематику действующего Закона принятое в декабре прошлого года постановление Пленума Верховного Суда. Какие, на ваш взгляд, наиболее важные разъяснения оно закрепило? И ожидается ли в связи с уже наработанной правоприменительной и судебной практикой совершенствование законодательства по вопросам урегулирования неплатежеспособности?

– Что касается совершенствования законодательства, то этот процесс, с моей точки зрения, идет непрерывно с учетом развития гражданских отношений. Если мы говорим о законодательстве об урегулировании неплатежеспособности, то имеем в виду не только Закон об урегулировании неплатежеспособности, но и указы Президента Республики Беларусь, а также другие нормативные правовые акты, принятие которых предусматривалось Законом, в том числе Советом Министров, Министерством экономики.

Например, Указом Президента Республики Беларусь от 23 августа 2024 г. № 333 регламентированы особенности работы с имуществом неплатежеспособных организацией, которые направлены на более оптимальное прохождение процедур по вопросам реализации имущества должника. В настоящее время рассматривается вопрос об изменении постановления Совета Министров, регулирующего порядок аттестации и переаттестации физических лиц на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к временному (антикризисному) управляющему.  

Поэтому процесс совершенствования законодательства в этой области проходит и в настоящее время.

Так, с учетом результатов накопившегося опыта практики применения нового законодательства в сфере урегулирования неплатежеспособности в ходе рассмотрения дел и было принято 26 декабря 2024 г. постановление Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь «О судебной практике применения законодательства об урегулировании неплатежеспособности».

Исходя из содержания этого документа мы видим, что это первое постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, принятое по результатам изучения и обобщения практики применения законодательства по рассмотренным экономическим делам о несостоятельности или банкротстве, которое имеет важное организационное значение с точки зрения правильного и единообразного применения законодательства.

Оно разъясняет в определенной степени все основные вопросы, связанные с рассмотрением дел данной категории, и ориентирует на единообразное применение норм законодательства. В частности, в документе затронуты такие важные вопросы, как принятие и возврат заявлений, извещение лиц, участвующих в деле, в том числе на стадии принятия таких заявлений, проведение судебного заседания по вопросу принятия заявления и возбуждения производства по делу, назначение управляющих, вопросы проведения процедур, применяемых в ходе производства по делам, согласования и проверки планов санации или ликвидации и вносимых в них изменений и дополнений, вынесения решения о признании должника несостоятельным или банкротом или прекращения производства по делу.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что прошел еще относительно небольшой период времени с момента начала применения нового Закона, уже сегодня можно сказать, что с учетом накопленного опыта его применения и возникающих вопросов прогнозируется необходимость в разъяснении иных вопросов применения законодательства в сфере урегулирования неплатежеспособности.

– Благодарим за содержательную беседу!

Другие новости Pravo.by.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».