О пенсионном обеспечении в Беларуси и возможности накопить на «вторую» пенсию – в интервью Виктории Трухан Pravo.by
Право на пенсионное обеспечение в нашей стране гарантировано Конституцией и реализуется Законом «О пенсионном обеспечении» и другими нормативными правовыми актами, регулирующими правовые отношения в данной области. На выплату пенсий, которые являются важнейшей составляющей социальной защиты, ежегодно направляется порядка 80 % расходной части государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, или 9 % внутреннего валового продукта. В настоящий момент выплаты получают более 2,4 млн человек. Как работает пенсионная система Республики Беларусь, из каких источников формируются средства для выплаты пенсий, и какие меры приняты в нашей стране для повышения материального обеспечения в преклонном возрасте, Pravo.by рассказала Виктория Трухан, первый заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
– Виктория Александровна, что представляет собой система государственного социального страхования, когда мы говорим про пенсионное обеспечение наших граждан?
– За счет средств государственного социального страхования (при соблюдении условий, установленных законодательством) граждане обеспечиваются пенсиями по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями.
Система государственного социального страхования в Республике Беларусь является солидарной (распределительной) системой. Она выступает важным элементом социальной политики, направленным на поддержание стабильности и справедливости в обществе, и основана на принципе солидарности поколений и коллективной ответственности.
Если простыми словами, то средства для выплаты пенсий формируются из обязательных страховых взносов работающих граждан и работодателей. Эти взносы собираются в общий фонд, который используется для обеспечения выплат нынешним пенсионерам. Принцип солидарности действует как в отношении поколений и территорий, так и в отношении категорий получателей по видам пенсий.
– Какие виды пенсионного обеспечения реализованы в Беларуси, и кто имеет право на выплаты?
– Пенсионная система Республики Беларусь включает в себя несколько сегментов, таких как трудовые (страховые) пенсии, социальные пенсии, профессиональное пенсионное страхование за выполнение работы с особыми условиям труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также обособленная часть, которая задействуется при желании работника или его работодателя, – добровольное пенсионное обеспечение.
Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию, и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда.
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины с общим стажем работы не менее 25 лет, женщины – не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста. С 2022 года общеустановленный пенсионный возраст для мужчин – 63 года, для женщин – 58 лет.
Но не следует забывать, что обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой взносов в бюджет фонда, так называемого страхового стажа. В 2025 году и в последующие годы он составит 20 лет.
Выплата социальной пенсии адресована тем, кто не имеет права на трудовую пенсию. В большинстве случаев право на трудовую пенсию не формируется по объективным причинам – дети-инвалиды, инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильца. Только отдельная группа граждан получает социальную пенсию в преклонном возрасте в связи с невыполнением установленных требований по уплате взносов.
С 1 января 2009 г. в Республике Беларусь введено профессиональное пенсионное страхование отдельных категорий работников, занятых в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»). Основная цель профессионального пенсионного страхования – предоставление профессиональной пенсии в качестве целевого возмещения утраты заработной платы вследствие прекращения работы в особых условиях труда.
– В Беларуси c 2022 года действует такой элемент пенсионной системы, как добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии. Для чего он был введен?
– 27 сентября 2021 г. Главой государства был подписан Указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии», в соответствии с которым с 1 октября 2022 г. в нашей стране введен новый вид страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства, и следовательно появился новый элемент пенсионной системы с возможностью накопить на «вторую» пенсию. До момента вступления в силу Указа № 367 добровольное страхование осуществлялось рядом страховых компаний только на коммерческой основе.
Цель нововведения – расширить возможности для повышения материального обеспечения в старости. Государство поддержит работников, принявших решение самостоятельно повлиять на свой доход в пенсионном возрасте, так как часть взносов на накопительную пенсию будет оплачена из государственных средств.
Безусловно, до запуска новой пенсионной программы необходимо было решить ряд организационных и технических вопросов, с которыми мы успешно справились.
В первую очередь это эффективно выстроенное информационное взаимодействие между участниками новой пенсионной системы, которое нашло отражение в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2022 г. № 179 «Об информационном взаимодействии работодателя и страховщика» и постановлении правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2022 г. № 3 «О порядке информационного взаимодействия по вопросам добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии».
Для реализации норм Указа № 367 потребовалось доработать автоматизированные информационные системы Фонда и Государственного предприятия «Стравита» и внести соответствующие изменения в форму отчетности о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
На постоянной основе проводится информирование граждан о возможностях программы. Особое внимание в части разъяснений норм Указа № 367 уделяется бухгалтерским службам субъектов хозяйствования, которые обеспечивают учет и управление финансовыми потоками по формированию накоплений на именном лицевом счете на дополнительное накопительное пенсионное страхование.
– Как работает эта пенсионная программа, и кто в ней может участвовать?
– Наряду с обязательным 1-процентным взносом в бюджет фонда работник по желанию может уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию по выбранному им тарифу, но не более 10 % от фактического заработка. В случае участия работника в данной программе работодатель обязан будет уплатить дополнительный взнос на накопительную пенсию соразмерно тарифу взноса работника, но не более 3 %.
Немаловажным является то, что при вступлении работника в новую программу работодатели не несут дополнительной финансовой нагрузки, так как их обязательный 28-процентный взнос в бюджет фонда соразмерно уменьшится (от 1 % до 3 %). Тем самым устраняется элемент, сдерживающий участие работодателя в дополнительной пенсионной системе. Например, если в пенсионные накопления работника нужно будет направить 3 %, то в бюджет фонда будет перечислено 25 %. В итоге в сумме взнос работодателя, как и ранее, составит 28 %.
Право участвовать в новом страховании предоставляется работникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет фонда. Наличие работодателя и факт уплаты им взносов позволяет «запустить» механизм государственного софинансирования будущей накопительной пенсии. Вступать в новую программу можно не позднее чем за три года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. За меньший период пенсионные накопления будут мизерными.
Указом № 367 предусмотрено, что республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита» отказывает в заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования, если работодатель работающего гражданина находится в процессе ликвидации и (или) экономической несостоятельности (банкротства).
– Какие возможности предоставляет добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии?
– В новой системе пенсионных сбережений есть весомые стимулы, которые пробуждают интерес граждан к формированию личных пенсионных сбережений:
гарантия сохранности пенсионных накоплений;
возможность их наследования;
социальный налоговый вычет на сумму уплаченных за счет средств работника страховых взносов на будущую накопительную пенсию, т.е. льгота по подоходному налогу;
вступление работника в новую программу никак не отразится на его трудовой (солидарной) пенсии. Ее размер будет определяться по тем же правилам, что и у работников, не участвующих в добровольном страховании, – исходя из показателей стажа и заработка до обращения за пенсией;
раз в год работник имеет право изменить выбранный тариф страховых взносов;
возможность приостановления участия в системе в любой момент, при этом сформированные пенсионные накопления фиксируются на именном лицевом счете человека, на них продолжит начисляться доходность. Однако выплата накоплений будет осуществляться только после достижения общеустановленного пенсионного возраста в течение 5 или 10 лет (исходя из избранного работником срока получения). Важно знать, что после приостановления участия за работником сохраняется право снова приступить к уплате взносов.
– Сколько договоров страхования дополнительной накопительной пенсии заключено на сегодняшний день, и какой тариф наиболее популярен у граждан?
– С момента запуска программы более 49,3 тыс. человек заключили договор страхования дополнительной накопительной пенсии. Здесь хотелось бы обратить внимание работников на то, что мало заключить договор, необходимо уведомить об этом своего работодателя, написав заявление в установленном порядке. Только после перечисления страховых взносов на именной лицевой счет работник становится полноправным участником новой программы. При этом работодатель не вправе отказать, если его работник изъявил желание и ответственно отнесся к возможности улучшить свое благосостояние в посттрудовом периоде.
В простонародье добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства называют программой «3+3», т.к. это наиболее популярный тариф. Его выбрало порядка 65 % участников. Активно участвуют женщины – порядка 70 %.
По видам экономической деятельности наибольшее количество договоров добровольного страхования в рамках Указа заключено работниками сфер здравоохранения и социальных услуг, образования, государственного управления, финансовой и страховой деятельности.
– Спасибо за интересную беседу!
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Защита прав потребителей и роль общественных объединений в этой сфере – интервью на Pravo.by ко Дню потребителя
Ежегодно 15 марта в Республике Беларусь отмечается
День потребителя. В преддверии этого события портал Pravo.by предлагает рассмотреть одну из самых актуальных тем в правовом регулировании торговли – обеспечение защиты прав и законных интересов потребителей. О самых распространенных проблемах в сфере защиты потребителей, влиянии развития интернет-торговли на характер нарушений прав потребителей и роли деятельности общественных объединений в области просвещения граждан об их правах рассказал заместитель председателя Правления общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Евгений Широкий.
– Добрый день, Евгений Викторович! Когда мы говорим о защите прав потребителей, какие основные цели и задачи общественных объединений в этой сфере?
– Общественные объединения, ведущие свою деятельность в сфере защиты прав потребителей, играют важную роль в современном обществе, дополняя органы государственного управления и оказывая значительное влияние на повышение правовой грамотности граждан. Их работа осуществляется в строгом соответствии с положениями законов Республики Беларусь «Об общественных объединениях», «О защите прав потребителей» и др.
Главная цель общественных объединений в сфере защиты прав потребителей заключается в обеспечении защиты прав и законных интересов потребителей товаров (работ, услуг). Для ее достижения объединениями проводится работа по организации информационной, правовой, консультационной помощи потребителям, представление интересов потребителей как в судебном, так и досудебном порядке, проводятся независимые экспертизы качества товаров (работ, услуг).
Благодаря своей гибкости, общественные объединения могут оперативно реагировать на обращения граждан и, зачастую в досудебном порядке, помочь разрешить спор с продавцом (исполнителем). Помимо прочего, стоит отметить, что помощь и услуги общественных объединений оказываются потребителям безвозмездно, что позволяет получить правовую помощь всем категориям граждан.
– Какие наиболее распространенные проблемы и вопросы, на Ваш взгляд, заставляют граждан обращаться за помощью в общественные объединения потребителей?
– В настоящее время однозначно можно отметить повышение правовой грамотности как среди потребителей, так и со стороны бизнеса. Однако, несмотря на существующие правовые механизмы, потребители по-прежнему сталкиваются с рядом проблем и нарушений, которые требуют внимания как со стороны государства, так и общественных объединений.
Так, пожалуй, самой распространенной проблемой на сегодняшний день является реализация товаров ненадлежащего качества. Потребители часто сталкиваются с производственными дефектами товаров, несоответствием заявленным характеристикам. Особенно актуальна эта проблема в отношении бытовой техники и всех технически сложных товаров. Помимо этого, отдельно хотелось бы обозначить систематические нарушения со стороны продавцов (исполнителей) требований о безвозмездном устранении недостатков качества товара (работ, услуг). Продавцы нередко отказываются выполнять взятые на себя гарантийные обязательства, затягивают сроки безвозмездного устранения недостатков или вовсе игнорируют обращения потребителей.
Нельзя не отметить и нарушение сроков оказания услуг (выполнения работ). В строительстве, ремонте, при оказании бытовых услуг населению часто нарушаются согласованные сторонами сроки выполнения работ, что вызывает финансовые и бытовые неудобства для потребителей.
Проблемы и нарушения прав потребителей остаются актуальными и, на наш взгляд, их решение возможно только через комплексный подход: повышение ответственности бизнеса, усиление правовой защиты и информирование граждан.
– Какие нетипичные обращения потребителей в ваше общественное объединение вы могли бы отметить?
– К нетипичным обращениям, но все чаще встречающимся, можно отнести обращения в связи с некачественным оказанием ветеринарных услуг. Эти случаи выходят за рамки стандартных вопросов и зачастую требуют индивидуального подхода, привлечения специалистов и глубокого анализа законодательства.
Сфера ветеринарных услуг тесно связана с безопасностью и благополучием как животных, так и их владельцев. Домашние животные – это не только члены семьи, но и важный элемент эмоциональной поддержки для многих людей, ввиду чего нарушения в этой сфере могут привести к достаточно негативным последствиям для их владельцев.
Наиболее распространенным нарушением со стороны ветеринарных клиник является неправильная диагностика и уже, как следствие, лечение. Часто встречаются случаи, когда животному назначается неверное лечение, приводящее к ухудшению его состояния или вовсе приводит к гибели. Также стоит отдельно отметить навязывание ненужных процедур исполнителями. Владельцам домашних животных предлагаются дополнительные услуги, которые не являются необходимыми, что повышает стоимость лечения без видимого результата.
Вместе с тем, нетипичные обращения, в том числе такие, как случаи некачественного оказания ветеринарных услуг, подчеркивают важность работы общественных объединений в самых разных сферах. Решение данных вопросов не только помогает восстановить нарушенные права потребителей, но и способствует повышению качества предоставляемых услуг исполнителями и укреплению доверия со стороны граждан.
Также к нетипичным обращениям потребителей можно отнести обращения, связанные с безопасностью оказываемых услуг. Так одним из районных судов города Минска было рассмотрено гражданское дело по иску нашего общественного объединения в интересах потребителей – семейной пары и их малолетнего ребенка.
Предметом иска стало оказание услуги, не отвечающей требованиям безопасности, а именно катание на парковом аттракционе «Лебеди», техническое состояние которого оказалось ненадлежащим, – спустя непродолжительный период времени (1-2 минуты) с момента начала оказания услуг ответчиком, после двух полных оборотов произошло резкое опускание пассажирских модулей аттракциона вниз на землю. В результате произошедшей аварии истица и ее несовершеннолетний сын получили телесные повреждения, что повлекло за собой физические и нравственные страдания.
После отказа ответчика добровольно удовлетворить требования потребителей о компенсации морального вреда наше общественное объединение обратилось в суд в защиту их прав. В ходе судебного разбирательства было установлено, что аттракцион эксплуатировался с превышением допустимого срока службы, а причиной аварии стали скрытые дефекты, допущенные при его изготовлении.
Суд признал, что потребителям была оказана некачественная и небезопасная услуга, и постановил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в пользу пострадавших, а также уплатить штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителей.
– Какую работу проводят общественные объединения в области просвещения граждан об их правах и привлечения внимания к актуальным проблемам в сфере защиты потребителей?
– Как уже отмечалось ранее, общественные объединения играют важную роль в защите прав потребителей, и одна из ключевых сфер их деятельности – просвещение граждан. Правовая грамотность потребителей является основой для построения справедливых отношений между бизнесом и гражданином. Нашим общественным объединением проводится значительная работа в этом направлении.
Это распространение знаний и накопленного за 7 лет работы опыта о правах потребителей и способах их защиты путем тесного взаимодействия со средствами массовой информации, публикаций на специализированных порталах и в социальных сетях, выпуск брошюр, буклетов, памяток. Отдельно стоит отметить ежегодное проведение мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей, с целью привлечения внимания к актуальным проблемам. Не остается в стороне организация нашим общественным объединением тематических семинаров и лекций для трудовых коллективов крупнейших государственных предприятий. Например, 17 марта состоится организованный нами совместно с региональным центром правовой информации города Минска круглый стол на тему «Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», в котором планируется участие представителей органов государственной власти, судейского корпуса, учреждений ЖКХ. Проведение тематических круглых столов с участием представителей общественности и государственных структур позволяют привлечь внимание к актуальным проблемам в сфере защиты прав потребителей, а также услышать мнения всех участников.
Полагаю, общественные объединения играют незаменимую роль в формировании просвещенного, грамотного потребительского общества. Их деятельность направлена не только на защиту прав и законных интересов конкретных граждан, но и на профилактику, предотвращение нарушений в будущем, что делает эту работу важной частью правовой системы и общественного развития.
– В настоящее время наблюдается активный рост онлайн-покупок. Как развитие интернет-торговли влияет на характер нарушений прав потребителей?
– Действительно, в настоящее время наблюдается стремительный рост доли онлайн-покупок, что обусловлено удобством, доступностью и широким ассортиментом товаров в интернете. Потребители все чаще выбирают виртуальные магазины, благодаря возможности совершать покупки в любое время, сравнивать цены и читать отзывы.
Вместе с тем такое развитие интернет-торговли значительно изменило характер нарушений прав потребителей, поскольку все больше покупок совершается онлайн и традиционные механизмы взаимодействия с продавцами теряют свою эффективность. Среди наиболее распространенных нарушений можно выделить: предоставление недостоверной информации о товарах, отправка продукции, не соответствующей описанию, продажа товаров ненадлежащего качества и, как следствие, отказ в возврате денежных средств или замене товара. Помимо этого, значительно усложняется коммуникация между покупателями и продавцами, так как последними не всегда соблюдаются требования законодательства о размещении обязательной информации на страницах своих интернет-магазинов, что затрудняет, а иногда и вовсе лишает возможности потребителя заявить предусмотренные законом требования при нарушении его прав.
– Какие советы и рекомендации Вы можете дать потребителям для безопасного и успешного совершения покупок в сети Интернет?
– Для того, чтобы снизить риск приобретения товара ненадлежащего качества и получить свою покупку в срок, необходимо в первую очередь убедиться в том, что интернет-магазин зарегистрирован в установленном порядке и размещен в доменной зоне «.by» или «.бел», а на главной странице сайта размещена такая обязательная информация, как наименование организации, место нахождения, УНП (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа осуществившего государственную регистрацию), номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы, дата регистрации интернет-магазина в торговом реестре. Перед совершением покупки стоит изучить отзывы других клиентов о продавце и предлагаемых товарах. Это поможет избежать приобретения некачественной продукции. Необходимо убедиться, что интернет-магазин предоставляет полную и исчерпывающую информацию о способах возврата товара надлежащего и ненадлежащего качества, гарантийных сроках на предлагаемые товары. Стоит избегать или дополнительно проверить данные об интернет-магазинах, которые предлагают товары по слишком низким ценам (значительно ниже рыночных) и не забывать, что предложения, которые выглядят слишком хорошо, чтобы быть правдой, могут быть мошенническими. После совершения покупки сохраняйте все документы, выданные продавцом, они помогут в случае возникновения спорных ситуаций с товаром в будущем.
Применяя эти рекомендации, потребители минимизируют риски и сделают процесс онлайн-шопинга более безопасным и комфортным.
– Спасибо за интересную беседу!
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Закон об урегулировании неплатежеспособности – сбалансированный инструмент защиты прав и законных интересов. Интервью с судьей Верховного Суда (часть 1)
В конце декабря 2024 года Пленум Верховного Суда рассмотрел вопросы, касающиеся практики применения Закона № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности», принятого 15 декабря 2022 г. и вступившего в силу 1 октября 2023 г. (Закон об урегулировании неплатежеспособности). Сегодня мы беседуем с судьей Верховного Суда Республики Беларусь Виктором Федоровичем Шильчёнком о текущих итогах реализации положений указанного Закона, основных изменениях в судебной практике рассмотрения дел о несостоятельности и банкротстве, статусе собрания кредиторов, деятельности антикризисных управляющих и иных вопросах, касающихся правового регулирования данной сферы в нашей стране.
– С принятием нового Закона об урегулировании неплатежеспособности изменилась ли подведомственность и подсудность дел о несостоятельности или банкротстве и дел по спорам, связанным с несостоятельностью или банкротством, появились ли новые категории дел?
– Согласно положениям нового Закона об урегулировании неплатежеспособности в настоящее время судами рассматриваются три категории дел: дела о несостоятельности, дела о банкротстве и дела по спорам, связанным с несостоятельностью или банкротством. Кроме того, Законом в рамках рассмотрения дел о несостоятельности или банкротстве разрешаются поданные в письменной форме ходатайства, разрешение которых подробно регламентировано и сопоставимо с разрешением обычного дела, так как сопровождается проведением полноценного процесса для рассмотрения дела.
Если по ранее действовавшему Закону в суд подавалось заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) и по такому заявлению могло быть принято решение о санации должника или об открытии ликвидационного производства, то в настоящее время предусмотрена подача как заявления о несостоятельности (только должником), так и заявления о банкротстве (должником или кредитором), соответственно будет рассматриваться дело о несостоятельности или дело о банкротстве. Принципиальная разница заключается в том, что уже при подаче заявления сразу понятна его цель, направление работы с должником, то есть заявляется о необходимости восстановления платежеспособности должника или его ликвидации через признание банкротом.
Для определения подведомственности и подсудности дел о несостоятельности или банкротстве, а с учетом прошедшего Пленума Верховного Суда их можно называть «дела об урегулировании неплатежеспособности», а также дел по спорам, связанным с несостоятельностью или банкротством, следует обратиться к двум основным законам, регулирующим порядок их рассмотрения. Это Закон об урегулировании неплатежеспособности и Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь.
Согласно названным законодательным актам рассмотрение таких дел отнесено к компетенции судов общей юрисдикции. Эти дела не могут рассматриваться другими юрисдикционными органами, в том числе третейскими судами и иными постоянными арбитражными органами. Среди системы судов общей юрисдикции рассмотрение дел об урегулировании неплатежеспособности и споров, связанных с несостоятельностью или банкротством, о которых идет речь в Законе об урегулировании неплатежеспособности, отнесено к подсудности экономических судов. Рассмотрение таких дел осуществляется по месту нахождения должника, которое определяется в соответствии с положениями Гражданского кодекса Республики Беларусь.
То есть для юридического лица таким местом является то место, которое указано в учредительном документе и сведения о котором внесены в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Обобщение судебной практики рассмотрения вопроса принятия заявлений выявило необходимость разъяснения законодательства, так как в ряде случаев должники вносили изменения в ЕГР и меняли место своего нахождения после подачи заявления кредитором о банкротстве. Это вызывало неопределенность, поскольку возникал вопрос о подсудности дела суду. Во избежание двояких трактовок и подходов в указанной ситуации Пленумом были даны соответствующие разъяснения с учетом уже выработанной практики. Суть их заключается в том, что последующие изменения местонахождения должника после подачи заявления в суд не влияют на вопрос определения подсудности дела. То есть дальнейшее рассмотрение дела будет осуществляться тем судом, в который первоначально было подано заявление. Таким образом, не будет идти речь о наличии оснований для возврата такого заявления по правилам подсудности, поскольку оно изначально подано в тот суд, который должен был его рассматривать.
Также следует обратить внимание на правила подсудности споров, связанных с делами об урегулировании неплатежеспособности. Во-первых, необходимо учитывать, какие именно дела относятся к такой категории дел. Это прежде всего дела, рассмотрение которых регламентировано Законом об урегулировании неплатежеспособности в связи с рассмотрением дел о несостоятельности или дела о банкротстве, то есть такие споры связаны с проведением процедур урегулирования неплатежеспособности в отношении конкретного должника и возникают, когда в отношении должника рассматривается или рассмотрено дело о банкротстве или дело о несостоятельности. К таким делам относятся, например, дела по спорам о требовании, о признании сделки должника недействительной, о признании недействительным решения (собрания) комитета кредиторов, об истребовании имущества должника и другие. Во-вторых, такие дела будут рассматриваться экономическим судом по месту нахождения должника, то есть в суде, рассматривающем дело об урегулировании неплатежеспособности.
В то же время следует учитывать, что не все возникающие споры с должником относятся только к компетенции экономических судов. Например, Законом предусмотрено, что споры, вытекающие из трудовых отношений, будут рассматриваться районными (городскими) судами, как и споры по иску управляющего, связанные с признанием недействительным раздела имущества должника – индивидуального предпринимателя и его супруга или супруги. Рассмотрение таких дел осуществляется в соответствии с ГПК.
Правоприменителям в целях соблюдения правил подведомственности и подсудности необходимо учитывать особенности определения компетенции судов на рассмотрение дел с участием должников, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности или банкротстве.
– Какие процедуры подлежат применению сейчас при рассмотрении дел об урегулировании неплатежеспособности, есть ли отличия в них?
– Восприятие проводимых процедур в сфере урегулирования неплатежеспособности облегчено тем, что новый Закон создавался на базе ранее действующего, поэтому просматривается преемственность не только в их наименовании, но и в порядке проведения, выполнения стоящих перед ними задач. Однако, несмотря на схожесть терминологии, правовое регулирование каждой из процедур, их значение и содержание имеют свои значительные отличительные особенности, если сравнивать с ранее действующим порядком проведения процедур.
Законом об урегулировании неплатежеспособности по-прежнему предусматривается применение таких процедур, как защитный период, конкурсное производство, санация и ликвидационное производство.
Остановлюсь на некоторых отличиях и особенностях их проведения.
Так, например, процедура защитного периода проводится не по всем делам и не по всем категориям должников. Процедура защитного периода не применяется, если идет речь о банкротстве индивидуального предпринимателя, банков, отсутствующих и ликвидируемых должников. В остальных случаях она является необязательной. То есть защитный период может быть введен судом как по инициативе самого суда, так и по ходатайству должников и кредиторов. Длительность его составляет не более одного месяца (ранее – до 3 месяцев), а основной целью является проверка достоверности сведений и фактов в заявлении о несостоятельности или в заявлении о банкротстве о наличии оснований для их подачи и открытия конкурсного производства. Ранее данная процедура могла быть введена в случае необходимости завершения досудебного оздоровления.
Вторая процедура является обязательной по всем делам и категориям должников – это процедура конкурсного производства сроком до 4 месяцев, может быть продлена судом. Открывается сразу при возбуждении производства по делу или после истечения защитного периода. Заканчивается данная процедура рассмотрением дела, то есть после вынесения судом решения по делу о признании должника несостоятельным или банкротом, а также в случае прекращения производства по делу. Для рассмотрения дел об урегулировании неплатежеспособности данная процедура является основной, так как проводится она в целях установления наличия или отсутствия оснований для признания должника несостоятельным или банкротом. По ранее действующему Закону процедура конкурсного производства включала в себя проведение санации и ликвидационного производства и задачами данной процедуры являлось не только установление оснований для принятия решения по делу, но и достижение задач, стоящих перед санацией и ликвидационным производством.
Важное значение для правоприменителя имеют последствия открытия конкурсного производства, которые названы в статье 103 Закона об урегулировании неплатежеспособности и распространяются на период проведения санации и ликвидационного производства.
Следующие после конкурсного производства – это процедуры санации или ликвидационного производства, которые применяются к должнику в зависимости от того, какое дело рассматривается: дело о несостоятельности или дело о банкротстве.
По результатам рассмотрения дела о несостоятельности, когда отсутствуют основания для прекращения производства по делу, выносится решение о признании должника несостоятельным и введении санации. В то же время по делу о банкротстве при отсутствии оснований для прекращения производства по делу выносится решение о признании должника банкротом и открывается ликвидационное производство.
По Закону об урегулировании неплатежеспособности процедуры санации и ликвидационного производства выделены в самостоятельные процедуры, которые проводятся после рассмотрения дела о несостоятельности или дела о банкротстве и направлены на исполнение вынесенных по делу решений. Все процедуры обособлены и имеют четкое предназначение.
В то же время, несмотря на возбуждение дел по заявлениям о несостоятельности или заявлениям о банкротстве, указанным Законом допускается переход от процедуры санации к процедуре ликвидационного производства. Так, если в ходе проведения процедуры санации достигнуты цели санации, то есть восстановлена платежеспособность должника и осуществлен расчет с кредиторами, то это влечет прекращение производства по делу несостоятельности с восстановлением полномочий органов управления и собственника. В том случае, если не удалось восстановить платежеспособность и достигнуть цели санации и собранием кредиторов принято решение о заявлении ходатайства о завершении санации, то суд в таком случае признает должника банкротом и открывает ликвидационное производство.
Особенностью проведения процедур санации и ликвидационного производства по новому Закону является то, что данные процедуры проводятся в целях исполнения решения суда, исполнение которых осуществляется управляющим совместно с коллегиальным органом собранием (комитетом) кредиторов должника и под их контролем. Данные процедуры не являются стадией судебного разбирательства по делу.
– Давайте подробнее остановимся на вопросе распределения бремени доказывания по делам при рассмотрении вопроса о принятии заявления. Расскажите, пожалуйста, изменились ли основания для возбуждения производства по делу как по инициативе кредитора, так и по инициативе должника?
– Что касается оснований для возбуждения производства по делу, то по сравнению с ранее действующим Законом в новом Законе они существенно изменились.
Во-первых, дела о несостоятельности возбуждаются только по заявлению должника – юридического лица, а дело о банкротстве может быть возбуждено как по заявлению должника, так и по заявлению кредитора или кредиторов, в том числе и в отношении индивидуального предпринимателя. Кроме того, заявление о банкротстве в определенных случаях вправе подать прокурор, орган финансовых расследований Комитета государственного контроля.
Во-вторых, существенно изменились основания для возбуждения производства по делу о несостоятельности или по делу о банкротстве.
Ранее для определения оснований вхождения в процедуры экономической несостоятельности или банкротства требовалось на основании данных бухгалтерского учета произвести расчеты коэффициентов платежеспособности на предмет их соответствия нормативным значениям, то есть для установления неплатежеспособности должника использовался формальный подход.
Теперь же устанавливается реальная неплатежеспособность должника как факт невыполнения обязательств, срок исполнения которых наступил.
Так, по делу о несостоятельности основанием для вхождения в процедуры является неспособность должника исполнить денежные обязательства и обязанности перед кредиторами за счет имеющихся в его распоряжении денежных средств. Также необходимым условием является отсутствие оснований для подачи заявления о банкротстве должника в обязательном порядке. То есть, когда у должника в целом достаточно имущества для удовлетворения всех требований кредиторов, однако в данный момент недостаточно денежных средств для того, чтобы исполнить обязательства, он нуждается в поддержке при помощи механизмов, предусмотренных Законом.
В тех случаях, когда идет речь о подаче заявления о банкротстве должника, мы говорим о наличии оснований для подачи такого заявления, когда у должника недостаточно имущества для расчета по всем денежным обязательствам, а также и по обязательным платежам, обязательствам по выплате заработной платы. Важным условием по всем видам этих обязательств является то, что срок исполнения по ним уже наступил.
Говоря о распределении бремени доказывания по делам данной категории, хотелось бы отметить следующее. Как показала правоприменительная практика, обычно такие вопросы возникают по делам о банкротстве. Имеются в виду возникающие споры на стадии принятия заявления о банкротстве между кредиторами и должником и его собственниками на предмет наличия основания для возбуждения производства по делу, когда подача такого заявления инициирована кредиторами, с чем не согласен должник.
Как правило, когда должник обращается с заявлением в суд о своем банкротстве, то он и обосновывает недостаточность у него имущества для удовлетворения требований кредиторов на основании имеющихся у него документов. Но в тех случаях, когда, например, заявления о банкротстве подают кредиторы, важно правильно распределять бремя доказывания по таким делам, так как кредиторы не обладают финансовой документацией должника.
При обращении с заявлением о банкротстве кредитор прежде всего доказывает наличие у него права на обращение в суд с заявлением о банкротстве всеми доступными средствами и доказательствами, которые у него имеются. Он обосновывает то, что он является кредитором, размер своей доказанной задолженности перед должником, что он обращался за принудительным исполнением задолженности и в определенный период времени не произошло исполнения исполнительных документов в принудительном порядке. Наличие таких обстоятельств свидетельствует о наличии у кредитора права на подачу заявления о банкротстве должника в суд.
Если должник не соглашается с кредитором, полагая, что у него достаточно имущества для удовлетворения требований кредитора, то в этом случае должник доказывает достаточность стоимости имеющегося у него имущества для удовлетворения требований кредитора.
– Расскажите, пожалуйста, о значении собрания кредиторов по делам об урегулировании неплатежеспособности и комитете кредиторов. Как формируется состав этих органов в целом и как работают они на практике? И если говорить о введении в действие нового Закона, то как изменился их статус?
– По Закону об урегулировании неплатежеспособности собранию кредиторов и комитету кредиторов отведена значительная роль в урегулировании неплатежеспособности должника.
Фактически кредиторы являются одними из самых заинтересованных лиц по делам, интересы которых и представляет коллегиальный орган в виде собрания кредиторов, а также избранный им комитет кредиторов.
Собрание кредиторов является не только органом, представляющим интересы кредиторов, начинающим свою работу путем проведения первого собрания кредиторов должника, но и органом, контролирующим и регулирующим работу управляющего, перед которым он подотчетен.
Указанному органу законодателем предоставлены значительные полномочия в принятии ключевых решений по проводимым по делу процедурам, поэтому и возлагается ответственность за принимаемые решения, так как от этих решений в конечном итоге и зависит возможность восстановления платежеспособности должника и удовлетворение требований кредиторов.
Говоря о собрании кредиторов, необходимо остановиться на определении понятия «кредиторы» и порядке его формирования. В Законе об урегулировании неплатежеспособности дано понятие «кредиторы должника» – лица, которые имеют по отношению к должнику определенные имущественные требования по денежным обязательствам, но также это могут быть требования по обязательным платежам, требования по выплате заработной платы и иных связанных с ней выплат. Но для того, чтобы войти в собрание кредиторов и иметь право голоса, кредитор должен подтвердить свой статус кредитора путем заявления требования кредитора в установленном порядке.
Заявление о требовании направляется в адрес управляющего. Когда оно рассмотрено и управляющим принято решение о включении заявленного требования в реестр требований кредиторов, с этого момента кредитор становится участником собрания кредиторов. В случае возникновения спора по требованию кредитора окончательное решение принимается судом.
Собрание кредиторов как коллегиальный орган формируется в рамках конкретного дела на период проведения конкурсного производства, санации, ликвидационного производства.
Хотелось бы отметить, что по делам об урегулировании неплатежеспособности может изменяться количественный состав собрания кредиторов, так как при полном удовлетворение требований кредитора это влечет прекращение его полномочий. При этом в собрании остаются работать те кредиторы, перед которыми имеется задолженность у должника.
В случае наличия большого количества кредиторов (не менее 10) собрание кредиторов обязано образовать комитет кредиторов в нечетном количестве членов, но не менее трех и не более семи. Члены комитета кредиторов избираются на время его работы, но допускается их замена. Когда же речь идет о члене кредитора, то имеется в виду представительство юридических лиц как субъекта в составе комитета кредиторов, интересы которого могут представлять разные представители.
При этом кредитор самостоятельно принимает решение о своем представителе в комитете кредиторов, полномочия которого необходимо будет документально подтвердить. Избрание кредитора в состав комитета кредиторов обязывает участвовать его представителя в заседаниях комитета кредитора. При этом неучастие в заседании комитета два и более раза без уважительных причин влечет прекращение полномочия члена комитета кредиторов.
Законодателем разграничивается организация работы собрания и комитета кредиторов, а также уровень компетенций.
Так, по ряду вопросов собрание кредиторов обладает исключительной компетенцией. Например, к исключительной компетенции собрания кредиторов относятся: разрешение ряда вопросов в рамках проводимых процедур, таких как согласование плана санации или плана ликвидации должника (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), согласование изменений в такие планы, принятие решения о заключении мирового соглашения, о продлении срока ликвидационного производства, об образовании комитета кредиторов, о распределении нереализованного имущества, рассмотрение и утверждение отчетов управляющего, согласование численности и штата работников, заключение новых трудовых договоров и коллективного договора.
По действующему Закону в отличие от старого собрание кредиторов принимает решение о необходимости предъявления управляющим иска о привлечении к субсидиарной ответственности соответствующих лиц. Принятие такого решения не является обязанностью, это право кредиторов, которые в зависимости от конкретных обстоятельств дела могут принять данное решение или прийти к выводу об отсутствии оснований для его принятия.
Помимо отмеченных собрание кредиторов выполняет контрольные функции по отношению к работе антикризисного управляющего, который перед ним подотчетен не только за результаты работы, но и отчитывается за понесенные должником расходы. Это позволяет анализировать его работу, а также в определенной степени воздействовать на нее. Собрание контролирует расходы должника и может стимулировать управляющего в том числе за счет дополнительного вознаграждения на качественное предъявление иска о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, чьими виновными действиями и было вызвано банкротство должника.
При этом комитет и собрание кредиторов разрешают жалобы на действия управляющего, по результатам рассмотрения которых принимаются решения.
С учетом изложенного можно констатировать, что роль и значение собрания кредиторов по делам о несостоятельности или банкротстве значительно возросли. Предоставленные Законом механизмы позволяют обеспечить справедливое публичное участие каждого кредитора в принятии решений по должнику, а также предоставляют возможность сбалансированно осуществить защиту своих прав и принимать предусмотренные законодательством решения в пределах предоставленных полномочий.
– Виктор Федорович, отвечая на предыдущий вопрос, Вы затрагивали нюансы деятельности управляющего. Какая роль отводится управляющему? Какие механизмы контроля за его работой реализуются и изменился ли порядок обжалования его действий?
– Роль и функции управляющего одни из самых важных. Управляющий – это ключевая фигура в делах о несостоятельности или банкротстве, от работы которого зависит успешность прохождения предусмотренных законодательством процедур и достижение целей санации и ликвидационного производства.
Поэтому в Законе об урегулировании неплатежеспособности значительная часть норм посвящена именно работе управляющего (процедурам назначения управляющего, прекращения его полномочий, его правам и обязанностям и т.д.). Отмечу, что по сравнению с ранее действовавшим Законом повышены требования к лицам, которые могут быть управляющими по делам, суть которых изложена в статьях 44 и 45 Закона.
По установленным правилам к антикризисному управлению допускается две категории управляющих – индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Если речь идет об антикризисном управляющем (индивидуальном предпринимателе), то им может быть гражданин Республики Беларусь либо иностранный гражданин, лицо без гражданства, имеющие вид на жительство в нашей стране, а также имеющие высшее экономическое или юридическое образование и необходимый опыт хозяйственной экономической деятельности. Такое лицо не должно: иметь судимости, состоять на учете в организациях здравоохранения по вопросам, связанным с психическим расстройством, алкоголизмом, наркоманией и т. д. Еще одним из важных квалификационных требований является наличие у такого лица аттестата управляющего.
Что же касается юридического лица – управляющего, то обязательным требованием является наличие в штате двух работников, включая руководителя, имеющих аттестат управляющего. При этом антикризисные управляющие – юридические лица не имеют права передавать полномочия в делах о несостоятельности или банкротстве сторонним лицам, например, по договору или доверенности.
Таким образом, законодатель создал определенные гарантии, чтобы антикризисное урегулирование неплатежеспособности осуществлялось непосредственно профессионалами, которые специально для этого подготовлены.
Исходя из правоприменительной практики к работе управляющего по конкретному делу не могут быть допущены заинтересованные лица в отношении должника, а также лица, которые осуществляли ликвидацию должника, при этом неважно в каком статуте: ликвидатора или члена ликвидационной комиссии.
Деятельность управляющих в обязательном порядке страхуется, и при выполнении своих функций на управляющего возлагается обязанность добросовестно и разумно действовать в интересах должника.
Работа управляющего при проведении процедур урегулирования неплатежеспособности регламентируется Законом об урегулировании неплатежеспособности.
Например, если речь идет о защитном периоде, то управляющий анализирует достоверность фактов, изложенных в заявлении о несостоятельности и банкротстве и проверяет или убеждается в наличии или отсутствии оснований для подачи такого заявления. В свою очередь в процедуре конкурсного производства антикризисный управляющий проверяет и анализирует работу должника и устанавливает наличие оснований для ведения санации или открытия ликвидационного производства. Одновременно управляющий проверяет наличие (отсутствие) признаков преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования проведению расчета с кредиторами и выясняет причины банкротства.
Что касается процедуры санации, то управляющий обязан обеспечить эффективную деятельность должника, направленную на восстановление его платежеспособности. То есть фактически выполняя функции руководителя должника, он должен провести процедуру в соответствии с планом санации и принять все необходимые меры, чтобы восстановить платежеспособность должника и произвести расчет с кредиторами в соответствии с установленной очередностью.
В процедуре ликвидационного производства в соответствии с планом ликвидации основными задачами управляющего являются аккумулирование имущества должника, оценка, реализация имущества должника и в дальнейшем распределение вырученных денежных средств между кредиторами согласно установленной очередности.
Хотелось бы отметить такой важный момент, как оценка эффективности работы управляющего. Для того, чтобы стимулировать управляющего к более эффективной работе, предусмотрены механизмы, реализуемые через выплату вознаграждения управляющему. Размер вознаграждения зависит от удовлетворяемости требований кредиторов, времени проведения процедуры и надлежащего выполнения своих функций и обязанностей.
Отмечу, что по-прежнему назначение и прекращение полномочий управляющего осуществляются судом.
Прежде чем говорить о механизме обжалования действий управляющего, хотелось бы остановиться на некоторых основаниях прекращения полномочий управляющего.
Во-первых, это невозможность исполнения управляющим своих обязанностей в силу объективных причин, таких как болезнь. Во-вторых, вступление в силу обвинительного приговора суда общей юрисдикции в отношении управляющего. Также полномочия управляющего прекращаются, когда заканчиваются процедуры по делу, при аннулировании аттестата управляющего.
Есть еще основания для прекращения полномочий управляющего, связанные непосредственно с его работой: неоднократное ненадлежащее исполнение управляющим судебных постановлений, отказ в согласовании собранием кредиторов плана санации и плана ликвидации на стадии подготовки документов управляющим, жалобы на действие и бездействие управляющего.
Инициаторами прекращения полномочий управляющего могут быть как лица, участвующие в деле (кредиторы, собственники и участники, государственный орган, местный исполнительный орган), так и суд, если он выяснит в ходе рассмотрения жалоб, что управляющий не исполняет судебные постановления.
Отмечу, что жалобы на действие или бездействие управляющего являются самостоятельной категорией дел, которые рассматриваются экономическими судами и их рассмотрение может осуществлять не только судья, который ведет дело о несостоятельности, но и любой другой судья, которому передано дело руководством суда.
Продолжение по ссылке.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».