На Pravo.by опубликованы изменения в законы по вопросам урегулирования неплатежеспособности
На Национальном правовом Портале опубликован Закон Республики Беларусь от 8 июля 2024 г. № 27-З «Об изменении законов по вопросам урегулирования неплатежеспособности».
Правовым актом корректируются законы:
- от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах»;
- от 8 июля 2008 г. № 369-З «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц»;
- от 7 января 2012 г. № 345-З «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека»;
- от 5 января 2013 г. № 16-З «О коммерческой тайне»;
- от 5 января 2015 г. № 231-З «О рынке ценных бумаг»;
- от 30 декабря 2015 г. № 345-З «О государственно-частном партнерстве»;
- от 17 июля 2017 г. № 52-З «Об инвестиционных фондах».
В частности, изменениями в Закон об инвестиционных фондах предусмотрена регулировка вопросов обращения взыскания на денежные средства, переданные в оплату инвестиционных паев и формирующие паевой инвестиционный фонд, по долгам управляющей организации, специализированного депозитария, владельцев инвестиционных паев не только в рамках процедур несостоятельности или банкротства, но и при ликвидации и осуществлении инвестиционным фондом своей хозяйственной деятельности.
Правовой акт направлен на приведение действующего законодательства в соответствие с Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2022 года № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности».
Основные положения Закона вступают в силу с 12 июля 2024 г.
Новости по теме:
Юрий Кобец: Урегулирование неплатежеспособности – идеология нового Закона
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Подведены итоги общественного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Жилищного кодекса Республики Беларусь».

Законопроект подготовлен во исполнение решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 25 июня 2025 г. № Р-1308/2025 для устранения конституционно-правового пробела, повлекшего правовую неопределенность положений статьи 89 Жилищного кодекса Республики Беларусь о выселении по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением. Норма находится в прямой нормативной связи с положениями пункта 2 статьи 275 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Проектом предусмотрено установление:
- сбалансированного правового регулирования, которое позволит учитывать интересы нового собственника и членов его семьи;
- дифференцированного подхода к оценке тех или иных жизненных ситуаций при рассмотрении требований о выселении членов семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилое помещение, в первую очередь, в порядке наследования.
По информации Министерства жилищно-коммунального хозяйства при сохранении прав и обязанностей у членов семьи прежнего собственника жилого помещения, определяемых в законопроекте в соответствии с положениями пункта 2 статьи 275 Гражданского кодекса, после перехода права собственности на жилое помещение в порядке наследования целесообразно сохранение права нового собственника требовать выселения указанных граждан по тем же основаниям и на тех же условиях, что и у прежнего собственника.
Организатор общественного обсуждения – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
За период обсуждения с 14 по 24 октября 2025 г. в специальную тему на Правовом форуме Беларуси поступило 29 сообщений, которые рассмотрены и обобщены МЖКХ.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
На Pravo.by опубликован Указ Главы государства от 3 ноября 2025 г. № 385 «О важнейших показателях и параметрах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год».
Так, в 2026 году планируется достичь уровня (в процентах к 2025 году):
- валового внутреннего продукта – 102,8 %;
- реальных располагаемых денежных доходов населения – 104,8 %;
- инвестиций в основной капитал – 103,1 %;
- экспорта товаров и услуг – 103,7 %.
Национальному банку совместно с Советом Министров Республики Беларусь поручено принять необходимые меры по ограничению в 2026 году инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, на уровне, не превышающем 7 % (декабрь 2026 г. к декабрю 2025 г.).
На Правительство Республики Беларусь возложены обязанности по:
- утверждению плана социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год, направленного на рост качества жизни населения и содержащего меры по обеспечению эффективной работы экономики и управленческой деятельности;
- определению совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом исчерпывающего перечня ключевых показателей эффективности работы госорганизаций и хозобществ, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) принадлежит государству, в том числе являющихся управляющими компаниями холдингов (в целом по холдингу).
Правовой акт направлен на обеспечение устойчивости экономики и роста благосостояния населения.
Указ вступает в силу с 5 ноября 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
29 октября состоялось заседание Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь под председательством Петра Миклашевича. Об этом сообщили в пресс-службе Конституционного Суда.
Участники заседания рассмотрели вопрос о совершенствовании юридического образования в современных условиях.
Как отметили в пресс-службе Конституционного Суда, государственная политика в сфере юридического образования направлена на создание условий для подготовки высококвалифицированных юридических кадров в целях эффективного функционирования органов государственной власти и управления, обеспечения законности и правопорядка, устойчивого развития национальной правовой системы в соответствии с актуальными потребностями общества и государства.
Ориентиры развития юридического образования определены в Концепции правовой политики Республики Беларусь, Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, Директиве Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2025 г. № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства».
«Принятая в 2017 году Концепция развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года в целом реализована», – проинформировали на заседании Совета.
При этом было указано, что в современных условиях стремительного развития технологий искусственного интеллекта, биотехнологий, нанотехнологий и иных достижений прогресса требуется постоянное обновление содержания образовательных программ и повышение уровня практической подготовки специалистов юридического профиля. Кроме того, сегодня от квалифицированного юриста требуется глубокое знание не только законодательства, но и специфики той области общественных отношений, где происходит применение его юридических компетенций (в экономике, цифровой и других сферах).
Также участники мероприятия обратили внимание на необходимость развития структуры юридических факультетов и учреждений высшего образования с включением в нее кафедр, обеспечивающих преподавание новых перспективных отраслей права, а также соответствующих научно-прикладных центров компетенций.
Подчеркнута стоящая перед системой образования задача – обеспечить сочетание в образовательном процессе глубокой теоретической подготовки и практикоориентированности как базового требования к юридическому образованию, определенного Концепцией правовой политики Республики Беларусь.
По итогам состоявшегося обсуждения для дальнейшего развития и совершенствования системы юридического образования, повышения качества и эффективности подготовки юридических кадров в соответствии с пунктом 39 Концепции правовой политики Совет рекомендовал Правительству Республики Беларусь разработать и утвердить Концепцию развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2035 года и план мероприятий по ее реализации.
Кроме того, при разработке Концепции рекомендовано исходить из необходимости:
- введения подготовки юристов с углубленным образованием, включающим обязательное освоение студентами содержания образовательной программы магистратуры, для обеспечения в установленном порядке высококвалифицированными кадрами важнейших сфер правовой системы (в первую очередь на юридическом факультете Белорусского государственного университета);
- совершенствования системы прогнозирования потребности в юридических кадрах для государственной службы и правового обеспечения отраслей экономики с целью оптимизации структуры и объемов подготовки специалистов юридического профиля с высшим и средним специальным образованием;
- организации подготовки специалистов юридического профиля, обладающих дополнительными специальными знаниями в различных областях (информационные технологии, искусственный интеллект и др.);
- предоставления в установленном порядке выпускникам учреждений высшего образования возможности поступления в аспирантуру без обязательного освоения содержания образовательной программы магистратуры в целях обеспечения доступа к осуществлению научной и преподавательской деятельности;
- совершенствования порядка распределения / направления на работу студентов выпускных курсов с целью максимальной интеграции теоретического обучения с получением практических навыков по месту будущего трудоустройства.
Министерству образования совместно с другими государственными органами предложено обеспечить:
- своевременное включение новых профилизаций общего и углубленного высшего образования в учебные планы юридических специальностей с учетом развития общественных отношений и научно-технического прогресса;
- внедрение новых учебных дисциплин правового цикла в учебные планы и образовательный процесс с учетом динамики развития общественных отношений, в том числе в сферах информационных технологий, робототехники, биотехнологий, нанотехнологий, энергетики;
- развитие структуры юридических факультетов и учреждений высшего образования, включение в нее кафедр, обеспечивающих преподавание новых перспективных отраслей, а также соответствующих научно-прикладных центров компетенций в сотрудничестве с заказчиками кадров;
- усиление идеологической составляющей в подготовке юридических кадров с целью обеспечения высокого уровня патриотизма и формирования устойчивой гражданской позиции.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
26 ноября в Минске состоятся III Научные чтения памяти профессора Ю.М.Ясинского «Структурные и институциональные трансформации в экономике и управлении». Организатор – Академия управления при Президенте Республики Беларусь.
Мероприятие направлено на сохранение научного наследия Ю.М.Ясинского, укрепление традиций исследовательской деятельности и развитие профессиональной преемственности в финансовой науке, формирование научной школы в сфере финансов, привлечение внимания аспирантов, молодых ученых, практикующих финансистов и экономистов к актуальным проблемам структурных и институциональных трансформаций в экономике, финансах и управлении.
Участвовать в научных чтениях могут преподаватели, сотрудники научных учреждений, представители государственных органов, экономисты-практики, банковские специалисты, докторанты, аспиранты, магистранты, иные заинтересованные лица.
Дискуссии будут вестись по темам:
- «Институциональные и структурные изменения в современной экономике»;
- «Рынки капитала в условиях структурной трансформации финансового сектора»;
- «Теория и практика управления человеческим потенциалом в Республике Беларусь».
Рабочие языки мероприятия – русский, белорусский и английский.
Заинтересованным необходимо до 20 ноября 2025 г. выслать заявку и научную статью на электронный адрес academyconf@mail.ru.
Подробнее читайте здесь.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 17 октября 2025 г. № 100-З «Об изменении законов по вопросам предоставления займов», которым корректируются Гражданский кодекс, законы Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» и от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе».

В частности, изменениями в Гражданский кодекс дополнительно:
- предусмотрен запрет на использование в наименовании юридического лица, не являющегося микрофинансовой организацией или иным юридическим лицом, которое в соответствии с законодательными актами вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, слов «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производных от этих слов;
- установлены ограничения на предмет залога по договору залога. Так, не может являться предметом залога по договору залога, заключаемому в обеспечение исполнения обязательств заемщика по договору займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, а также в обеспечение обязательств по договорам поручительства, заключаемым для обеспечения обязательств заемщика по такому договору займа:
единственный жилой дом, принадлежащий на праве собственности залогодателю, с хозяйственными постройками или без таковых;
единственная квартира, принадлежащая на праве собственности залогодателю, с хозяйственными постройками или без таковых;
доля в праве общей собственности на единственный жилой дом с хозяйственными постройками или без таковых, принадлежащая залогодателю;
доля в праве общей собственности на единственную квартиру с хозяйственными постройками или без таковых, принадлежащая залогодателю.
Скорректированы вопросы заключения договора займа. В том числе, запрещается предоставление займов гражданам субъектами хозяйствования, не осуществляющими микрофинансовую деятельность (за исключением займов своим работникам).
Гражданский кодекс дополнен статьей, регулирующей порядок заключения договора займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Устанавливается также запрет на предоставление гражданам займов в иностранной валюте, включая использование валютного эквивалента (за исключением займов между близкими родственниками).
Вводятся ограничения по размерам процентов, неустойки (штрафа, пеней), уплачиваемых по договорам займа.
«Данный законодательный акт направлен на защиту имущественных прав граждан, связанных с заимствованием денежных средств», – отметили в пресс-службе Главы государства.
Закон № 100-З вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
