Свобода договора – не вседозволенность, а возможность для бизнеса участвовать в создании общественных благ и нести социальную ответственность. Вопросы развития договорного права Беларуси обсудили на круглом столе в НЦЗПИ
18 декабря в Национальном центре законодательства и правовой информации состоялся круглый стол «Развитие договорного права Республики Беларусь в условиях трансформации частноправового регулирования общественных отношений», в котором приняли участие представители научного сообщества, нормотворческой и правоприменительной сферы.

Мероприятие завершило первый этап научно-исследовательской работы Института правовых исследований НЦЗПИ «Трансформация договорного права Республики Беларусь в современных условиях».
Акцент в обсуждении был сделан на различных аспектах национального договорного права в русле целого ряда событий: вступивших в силу 19 ноября 2024 г. изменений Гражданского кодекса Республики Беларусь, промежуточных результатов ревизии законодательства, проводимой НЦЗПИ совместно с иными государственными органами, и выявленных в ходе нее тенденций.
На это обратил внимание в своем приветственном слове директор НЦЗПИ Андрей Мательский, который также подчеркнул необходимость адекватного понимания договорной свободы, нетождественной вседозволенности, поиска баланса императивного и диспозитивного правового регулирования, а также наличия в национальной правовой системе таких мер, институтов и инструментов, которые способны обеспечивать защиту национальных и частных интересов в тех внешних условиях, в которых оказалась Республика Беларусь.
Несмотря на то, что вопросы договорного права постоянно находятся в центре частноправовых исследований, современные условия требуют переосмысления подходов к изучению договорных механизмов воздействия на экономику страны.
Участники мероприятия согласились с тем, что договорное право Республики Беларусь находится на этапе объективно обусловленной трансформации. Под ней необходимо понимать преобразование, видоизменение, которое затрагивает как формы выражения правовых предписаний, так и содержательное наполнение нормативного правового регулирования. При этом особенно важно обеспечивать соответствие положений специального законодательства Гражданскому кодексу Республики Беларусь как системообразующему отраслевому акту.
Отдельным предметом для обсуждения стали договоры с доминантной составляющей публичных элементов, субъекты которых зачастую взаимодействуют между собой в административном порядке. Частноправовые механизмы регулирования таких договоров, как правило, искажаются, поэтому целесообразность использования договорной формы взаимодействия сторон вызывает обоснованные сомнения.
Свобода договора как основополагающий принцип регулирования договорных отношений, по мнению дискутирующих, может быть ограничена как с точки зрения необходимости достижения общественных (публичных) целей первостепенной важности, так и с точки зрения обеспечения баланса интересов участников гражданского оборота и защиты более слабой стороны в договорных отношениях. Так, соблюдение принципа свободы договора не может оправдать включение в него заведомо несправедливых условий. Гражданское законодательство Республики Беларусь оценивает такое явление как злоупотребление правом.
В своем докладе на тему «Гражданский кодекс Республики Беларусь как основа отечественного договорного права» Мария Мещанова, доктор юридических наук, доцент, обозначила принципиальный тезис о том, что Гражданский кодекс как первооснова должен оставаться тем фундаментом, на котором основан гражданский оборот. Его актуализация неизбежна, но она не должна затрагивать пандектный принцип его построения, не должна искажать основные начала гражданского законодательства.
Публичные аспекты договорного права обсуждались в свете законодательства о государственных закупках. Это в своем выступлении на тему «Предпосылки трансформации договорного регулирования в плоскость административного на примере отношений между бюджетной организацией и центром по обеспечению деятельности бюджетных организаций» отметила Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НЦЗПИ. Данная сфера отношений, демонстрируя явный публичный интерес в ее регулировании, тем не менее отличается наличием договорного регулирования, и оно при необходимости может быть заменено на административно-правовое. Эту тенденцию наглядно можно проследить в замене договорного регулирования в отношениях между бюджетной организацией и центром по обеспечению деятельности бюджетных организаций на устанавливаемый исполнительными комитетами областного территориального уровня порядок взаимодействия.
На круглом столе были обсуждены также вопросы теории и практики заключения непоименованных договоров, имеющихся ограничений принципа свободы договора и многие другие.
Представители Верховного Суда, Министерства экономики, Палаты представителей указали на ряд практических проблем договорного регулирования, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и выработке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства Республики Беларусь, что может стать предметом для научных исследований в Институте правовых исследований НЦЗПИ в 2025 году.
Круглый стол способствовал обмену мнениями и внесению предложений, направленных на развитие договорного права Республики Беларусь, которое, как согласились все участники круглого стола, должно способствовать устойчивости гражданского оборота, повышению уровня защищенности прав и интересов граждан, субъектов хозяйствования, государства.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».



