Каким будет бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2025 год? Опубликован Закон
На Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 2 декабря 2024 г. № 41-З, которым утвержден бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2025 год.
Согласно правовому акту расходы планируются в сумме 32 273 779 700 рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 32 775 592 900 рублей.
Также установлены минимальный размер профицита бюджета фонда по средствам профессионального пенсионного страхования в 2025 году в сумме 501 813 200 рублей и направление его использования.
В качестве распорядителя средств бюджета фонда является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, основную часть бюджета фонда планируется направить на финансирование пенсий – 25,9 млрд. рублей, (более 80 процентов от расходов), что на 3,3 млрд. рублей больше, чем в 2024 году.
На финансирование выплат всех видов пособий планируется направить порядка 6 млрд. рублей.
Кроме того, из средств бюджета фонда порядка 140 млн. рублей будет направлено на решение социально значимых вопросов (в том числе мероприятия по обеспечению занятости населения, санаторно-курортного лечения и оздоровления, специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов).
Закон вступает в силу с 1 января 2025 г.
Подробности в комментарии Минтруда и соцзащиты.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На Pravo.by опубликован Указ Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2025 г. Указ № 388 «О совершенствовании порядка заселения арендного жилья».
Правовым актом корректируются указы:
- от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»;
- от 26 июля 2010 г. № 388 «О порядке распоряжения государственным жилищным фондом»;
- от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»;
- от 7 апреля 2020 г. № 121 «О жилищных отношениях».
Как сообщили в пресс-службе Главы государства, документ направлен на сокращение сроков заселения граждан в построенные государственные арендные квартиры до 30 рабочих дней от даты утверждения акта приемки жилого дома в эксплуатацию. Сейчас такое заселение можно осуществлять в срок до 200 дней.
Изменениями предусмотрено сокращение продолжительности действующих процедур, необходимых для заселения граждан, в том числе:
- начало работ по технической инвентаризации строящегося жилого дома будет не позднее чем за 45 календарных дней до приемки его в эксплуатацию (в настоящее время – после утверждения акта ввода);
- сроки обращения за предоставлением арендного жилья, составления технических паспортов, регистрации объектов недвижимости и другие составят от 1 до 5 дней (в настоящее время – не менее одного месяца).
Правовой акт принят для повышения эффективности использования государственного жилищного фонда.
Внесенные Указом № 388 изменения вступают в силу с 1 января 2026 г. До этой даты местным Советам депутатов поручено обеспечить приведение своих решений в соответствие с Указом, определив порядок и условия передачи без перехода права собственности жилых помещений, находящихся в коммунальной собственности, аналогичные порядку и условиям, установленным в Указе.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Подведены итоги общественного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Жилищного кодекса Республики Беларусь».

Законопроект подготовлен во исполнение решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 25 июня 2025 г. № Р-1308/2025 для устранения конституционно-правового пробела, повлекшего правовую неопределенность положений статьи 89 Жилищного кодекса Республики Беларусь о выселении по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением. Норма находится в прямой нормативной связи с положениями пункта 2 статьи 275 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Проектом предусмотрено установление:
- сбалансированного правового регулирования, которое позволит учитывать интересы нового собственника и членов его семьи;
- дифференцированного подхода к оценке тех или иных жизненных ситуаций при рассмотрении требований о выселении членов семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилое помещение, в первую очередь, в порядке наследования.
По информации Министерства жилищно-коммунального хозяйства при сохранении прав и обязанностей у членов семьи прежнего собственника жилого помещения, определяемых в законопроекте в соответствии с положениями пункта 2 статьи 275 Гражданского кодекса, после перехода права собственности на жилое помещение в порядке наследования целесообразно сохранение права нового собственника требовать выселения указанных граждан по тем же основаниям и на тех же условиях, что и у прежнего собственника.
Организатор общественного обсуждения – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
За период обсуждения с 14 по 24 октября 2025 г. в специальную тему на Правовом форуме Беларуси поступило 29 сообщений, которые рассмотрены и обобщены МЖКХ.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
На Pravo.by опубликован Указ Главы государства от 3 ноября 2025 г. № 385 «О важнейших показателях и параметрах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год».
Так, в 2026 году планируется достичь уровня (в процентах к 2025 году):
- валового внутреннего продукта – 102,8 %;
- реальных располагаемых денежных доходов населения – 104,8 %;
- инвестиций в основной капитал – 103,1 %;
- экспорта товаров и услуг – 103,7 %.
Национальному банку совместно с Советом Министров Республики Беларусь поручено принять необходимые меры по ограничению в 2026 году инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, на уровне, не превышающем 7 % (декабрь 2026 г. к декабрю 2025 г.).
На Правительство Республики Беларусь возложены обязанности по:
- утверждению плана социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год, направленного на рост качества жизни населения и содержащего меры по обеспечению эффективной работы экономики и управленческой деятельности;
- определению совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом исчерпывающего перечня ключевых показателей эффективности работы госорганизаций и хозобществ, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) принадлежит государству, в том числе являющихся управляющими компаниями холдингов (в целом по холдингу).
Правовой акт направлен на обеспечение устойчивости экономики и роста благосостояния населения.
Указ вступает в силу с 5 ноября 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
29 октября состоялось заседание Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь под председательством Петра Миклашевича. Об этом сообщили в пресс-службе Конституционного Суда.
Участники заседания рассмотрели вопрос о совершенствовании юридического образования в современных условиях.
Как отметили в пресс-службе Конституционного Суда, государственная политика в сфере юридического образования направлена на создание условий для подготовки высококвалифицированных юридических кадров в целях эффективного функционирования органов государственной власти и управления, обеспечения законности и правопорядка, устойчивого развития национальной правовой системы в соответствии с актуальными потребностями общества и государства.
Ориентиры развития юридического образования определены в Концепции правовой политики Республики Беларусь, Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, Директиве Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2025 г. № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства».
«Принятая в 2017 году Концепция развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года в целом реализована», – проинформировали на заседании Совета.
При этом было указано, что в современных условиях стремительного развития технологий искусственного интеллекта, биотехнологий, нанотехнологий и иных достижений прогресса требуется постоянное обновление содержания образовательных программ и повышение уровня практической подготовки специалистов юридического профиля. Кроме того, сегодня от квалифицированного юриста требуется глубокое знание не только законодательства, но и специфики той области общественных отношений, где происходит применение его юридических компетенций (в экономике, цифровой и других сферах).
Также участники мероприятия обратили внимание на необходимость развития структуры юридических факультетов и учреждений высшего образования с включением в нее кафедр, обеспечивающих преподавание новых перспективных отраслей права, а также соответствующих научно-прикладных центров компетенций.
Подчеркнута стоящая перед системой образования задача – обеспечить сочетание в образовательном процессе глубокой теоретической подготовки и практикоориентированности как базового требования к юридическому образованию, определенного Концепцией правовой политики Республики Беларусь.
По итогам состоявшегося обсуждения для дальнейшего развития и совершенствования системы юридического образования, повышения качества и эффективности подготовки юридических кадров в соответствии с пунктом 39 Концепции правовой политики Совет рекомендовал Правительству Республики Беларусь разработать и утвердить Концепцию развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2035 года и план мероприятий по ее реализации.
Кроме того, при разработке Концепции рекомендовано исходить из необходимости:
- введения подготовки юристов с углубленным образованием, включающим обязательное освоение студентами содержания образовательной программы магистратуры, для обеспечения в установленном порядке высококвалифицированными кадрами важнейших сфер правовой системы (в первую очередь на юридическом факультете Белорусского государственного университета);
- совершенствования системы прогнозирования потребности в юридических кадрах для государственной службы и правового обеспечения отраслей экономики с целью оптимизации структуры и объемов подготовки специалистов юридического профиля с высшим и средним специальным образованием;
- организации подготовки специалистов юридического профиля, обладающих дополнительными специальными знаниями в различных областях (информационные технологии, искусственный интеллект и др.);
- предоставления в установленном порядке выпускникам учреждений высшего образования возможности поступления в аспирантуру без обязательного освоения содержания образовательной программы магистратуры в целях обеспечения доступа к осуществлению научной и преподавательской деятельности;
- совершенствования порядка распределения / направления на работу студентов выпускных курсов с целью максимальной интеграции теоретического обучения с получением практических навыков по месту будущего трудоустройства.
Министерству образования совместно с другими государственными органами предложено обеспечить:
- своевременное включение новых профилизаций общего и углубленного высшего образования в учебные планы юридических специальностей с учетом развития общественных отношений и научно-технического прогресса;
- внедрение новых учебных дисциплин правового цикла в учебные планы и образовательный процесс с учетом динамики развития общественных отношений, в том числе в сферах информационных технологий, робототехники, биотехнологий, нанотехнологий, энергетики;
- развитие структуры юридических факультетов и учреждений высшего образования, включение в нее кафедр, обеспечивающих преподавание новых перспективных отраслей, а также соответствующих научно-прикладных центров компетенций в сотрудничестве с заказчиками кадров;
- усиление идеологической составляющей в подготовке юридических кадров с целью обеспечения высокого уровня патриотизма и формирования устойчивой гражданской позиции.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 24 октября 2025 г. № 124 установлены новые размеры бюджета прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам на период с 1 ноября 2025 г. по 31 января 2026 г.
БПМ в среднем на душу населения установлен в размере Br491,09 (с 1 августа по 31 октября 2025 г. – Br487,72).
По основным социально-демографическим группам утверждены следующие размеры БПМ:
- трудоспособное население – Br524,97 (ранее – Br523,92);
- пенсионеры – Br357,28 (ранее – Br357,03);
- дети в возрасте до трех лет – Br305,86 (ранее – Br301,50);
- дети в возрасте от трех до шести лет – Br414,39 (ранее – Br406,10);
- дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – Br479,59 (ранее – Br476,97).
Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, в связи с изменением БПМ автоматически пересматриваются отдельные социальные выплаты, исчисляемые от размера БПМ:
- размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей;
- доплаты к пенсиям;
- пособия по уходу за инвалидом I группы либо за лицом, достигшим 80-летнего возраста;
- социальные пенсии.
Постановление вступает в силу после официального опубликования.
Следите за разделом «Официальное опубликование».
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(инфографика – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
