14.11.2023
Вознаграждение за воспроизведение в личных целях фонограмм. Установлены правила сбора, распределения и выплаты
На Pravo.by опубликовано постановление Совета Министров от 11 ноября 2023 г. № 771 «О воспроизведении произведений и объектов смежных прав в личных целях».
Документом утверждено Положение о вознаграждении за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений, произведений и исполнений, воплощенных в фонограммах, фонограмм.
|
СПРАВКА PRAVO.BY
Под воспроизведением в личных целях понимается воспроизведение правомерно опубликованных произведений, исполнений и фонограмм в единичных экземплярах физлицом исключительно в личных целях (для личного использования, без преследования прямо или косвенно коммерческих целей)
|
Положением определены:
-
правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений, произведений и исполнений, воплощенных в фонограммах, фонограмм авторам или иным правообладателям при осуществлении коллективного управления их имущественными правами;
-
содержание информации, получаемой организацией по коллективному управлению имущественными правами от государственных органов в соответствии с пунктом 5 статьи 35 Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах», а также порядок ее передачи, хранения и использования.
Согласно документу не производится сбор вознаграждения в отношении:
-
вывозимых за пределы Республики Беларусь оборудования и (или) материальных носителей;
-
профессионального оборудования и материальных носителей (которые в силу своих конструктивных особенностей, технических характеристик и потребительских свойств не предназначены для использования в личных целях (для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Также постановлением № 771 установлены перечни изготовленного (произведенного) на территории Республики Беларусь оборудования и ввезенных на территорию страны оборудования и материальных носителей, обычно используемых для воспроизведения в личных целях аудиовизуальных произведений, произведений и исполнений, воплощенных в фонограммах, фонограмм.
Кроме того, определены размеры вознаграждения
за воспроизведение в личных целях указанных произведений.
Так, изготовителям оборудования необходимо будет внести 0,1 процента от суммы выручки без налога на добавленную стоимость, полученной от реализации изготовленного (произведенного) на территории Республики Беларусь оборудования.
Импортеры оборудования заплатят 0,1 процента от общей стоимости ввезенного на территорию Республики Беларусь оборудования.
Что касается импортеров материальных носителей, то выплата ими вознаграждения установлена в размере 0,3 процента от общей стоимости ввезенных на территорию Республики Беларусь материальных носителей.
Постановление Правительства от 3 марта 2008 г. № 321 «О некоторых вопросах выплаты вознаграждения за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах» признается утратившим силу.
Правовой акт принят в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2023 г. № 243-З «Об изменении законов по вопросам правовой охраны объектов интеллектуальной собственности».
Постановление вступило в силу 13 ноября 2023 г.
Новости по теме:
Что изменится в сфере интеллектуальной собственности? Опубликован Закон № 243-З
Совмин урегулировал отдельные вопросы выплаты вознаграждений авторам за использование произведений
Скорректированы условия и порядок выплаты вознаграждения и компенсации в отношении объектов права промышленной собственности
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Осуществление государственного строительного надзора. В Беларуси утвержден новый профстандарт
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 15 сентября 2025 г. № 93 утвержден профессиональный стандарт «Осуществление государственного строительного надзора».

Правовым актом закреплены единые требования к квалификации специалистов, осуществляющих государственный строительный надзор.
«До утверждения профстандарта квалификационные ориентиры задавались через Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД), который не учитывал отраслевую специфику, современные цифровые компетенции и требования к навыкам инспектора. Профстандарт устраняет эти пробелы», – сообщили в пресс-службе Госстандарта.
Документ содержит структурированный перечень обобщенных и конкретных трудовых функций, определяет квалификационные уровни в соответствии с Национальной рамкой квалификаций, а также устанавливает четкие требования к знаниям, умениям, образованию, опыту и специальной подготовке специалистов.
В числе обязательных требований – умение работать в Единой электронной системе органов Госстройнадзора, знание принципов BIM-моделирования, управления проектами, владения современными информационными системами, применяемыми при осуществлении контроля, и др.
«Внедрение профстандарта откроет новый этап в развитии системы Госстройнадзора. Он становится основой для формирования прозрачной и логичной кадровой вертикали, единой системы аттестации, планирования повышения квалификации и оценки эффективности деятельности. Профстандарт задает понятные ориентиры для профессионального роста, укрепляет управляемость и правовую определенность в деятельности инспекций», – подчеркнули в пресс-службе ведомства.
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
|
СПРАВКА PRAVO.BY
Профессиональный стандарт – характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их исполнения.
На основании профессиональных стандартов определяются наименования профессий рабочих (должностей служащих), трудовые функции, наличие у работника соответствующей квалификации (статьи 1, 19 и 61 Трудового кодекса Республики Беларусь)
|
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Минобразования актуализированы требования к дистанционной форме получения образования
13 ноября 2025 г. вступило в силу постановление Министерства образования от 24 октября 2025 г. № 181 «О дистанционной форме получения образования».
Правовым актом утверждены положения о дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ:
-
высшего образования;
-
профессионально-технического, среднего специального образования;
-
дополнительного образования взрослых.
|
СПРАВКА PRAVO.BY
Дистанционная форма получения образования – обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность
|
Ведомственные постановления от 8 ноября 2022 г. № 430 «О дистанционной форме получения высшего образования», от 11 ноября 2022 г. № 431 «О дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального образования», от 15 декабря 2022 г. № 481 «О дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых» признаны утратившими силу.
Правовой акт принят в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Другие новости Pravo.by
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
В Беларуси обновлены уставы администраций свободных экономических зон
На Pravo.by опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 ноября 2025 г. № 631 «Об утверждении уставов администраций свободных экономических зон».

Документом утверждены уставы администраций свободных экономических зон «Брест», «Витебск», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест», «Минск», «Могилев».
В уставах закреплены цели деятельности и функции данных учреждений, полномочия их органов управления, права по распоряжению имуществом и доходами, урегулированы вопросы ликвидации учреждений.
|
СПРАВКА PRAVO.BY
Свободная экономическая зона – часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Такие зоны создаются для содействия социально-экономическому развитию Беларуси и отдельных административно-территориальных единиц, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны
|
Ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь признается утратившим силу, в том числе от 12 августа 2005 г. № 891 «Об утверждении уставов администраций свободных экономических зон».
Правовой акт принят в соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах».
Постановление вступает в силу с 14 ноября 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Правительством уточнен порядок регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов органами ЗАГС
На Pravo.by опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2025 г. № 610 «О порядке осуществления органами, регистрирующими акты гражданского состояния, своих полномочий».
Правовым актом утверждены:
-
Положение о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния;
-
Положение о порядке оказания органами, регистрирующими акты гражданского состояния, дополнительных платных услуг, связанных с регистрацией актов гражданского состояния.
Также постановлением определен перечень дополнительных платных услуг, связанных с регистрацией актов гражданского состояния, оказываемых органами, регистрирующими акты гражданского состояния. В их числе:
-
обеспечение торжественной обстановки регистрации заключения брака в специально оборудованном помещении органа, регистрирующего акты гражданского состояния (орган загса);
-
обеспечение торжественной обстановки регистрации заключения брака по индивидуальному сценарию (обряду) с использованием различных элементов и атрибутов в специально оборудованном помещении органа загса;
-
обеспечение торжественной обстановки регистрации заключения брака вне помещения органа загса;
-
обеспечение торжественной обстановки регистрации рождения в специально оборудованном помещении органа загса;
-
проведение торжественных церемоний, связанных с заключением брака;
-
изготовление копий документов.
|
СПРАВКА PRAVO.BY
Акты гражданского состояния – действия или события, характеризующие правовое положение граждан, влекущие возникновение, изменение или прекращение их прав и обязанностей.
Рождение, заключение брака, усыновление, установление материнства и (или) отцовства, перемена фамилии, собственного имени, отчества, смерть, а также расторжение браков в соответствии со статьей 351 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 г., подлежат обязательной регистрации в органах, регистрирующих акты гражданского состояния.
Регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях защиты личных неимущественных и имущественных прав граждан, а также в государственных и общественных интересах, в том числе для сбора полной, достоверной и своевременной информации о гражданском состоянии.
Регистрация актов гражданского состояния в городах производится отделами записи актов гражданского состояния, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, а в городах районного подчинения, поселках городского типа и сельских населенных пунктах – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами
|
Ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь признается утратившим силу, в том числе от 14 декабря 2005 г. № 1454 «О порядке организации работы с гражданами в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение» и от 15 октября 2016 г. № 826 «Об оказании дополнительных платных услуг органами, регистрирующими акты гражданского состояния».
Правовой акт принят в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье.
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
В Беларуси приняты меры по совершенствованию системы электронной паспортизации товаров
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 ноября 2025 г. № 622 в новой редакции изложено Положение о межведомственной распределенной информационной системе «Банк данных электронных паспортов товаров». Соответствующие изменения внесены в постановление Правительства Республики Беларусь от 22 августа 2011 г. № 1116.

Положением определены правовой статус Банка электронных паспортов товаров, цели его создания, требования к формированию структур данных и его функционированию.
Согласно Положению Банк электронных паспортов товаров представляет собой государственную республиканскую информационную систему.
В ней аккумулируется базовая информация о:
-
производимых, реализуемых на территории Беларуси товарах,
-
подлежащих прослеживаемости, маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации товарах, ввозимых на территорию Беларуси с территории государств – членов ЕАЭС либо ввозимых (ввезенных) на территорию Беларуси с территории государств, не являющихся государствами – членами ЕАЭС, и помещенных на такой территории под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Это необходимо для автоматизированного учета товаров в товаропроводящих сетях и ведения процессов электронной торговли на основе их электронных паспортов.
Под электронным паспортом товара понимается базовая информация о товарах (продукции) в электронном виде, структура и формат которой соответствуют стандартам и рекомендациям международной системы GS1. Положением закреплено в том числе, какие сведения включает такая базовая информация.
К целям создания и функционирования Банка электронных паспортов товаров отнесены:
-
формирование на основе государственных и международных стандартов банка данных, позволяющего всем участникам товаропроводящих сетей, а также конечным потребителям и контролирующим (надзорным) органам получать необходимые (в пределах компетенции) сведения о товарах (продукции) в едином формате, включая подтверждение наличия документов о безопасности и качестве товаров (продукции);
-
предоставление производственным, торговым, логистическим и иным заинтересованным организациям информационных услуг по формированию и использованию электронных паспортов товаров;
-
создание условий для упрощения и активизации процессов продвижения товаров (продукции) белорусских производителей на внутреннем и зарубежных рынках с применением цифровых технологий электронного обмена данными в товаропроводящих сетях;
-
создание основы для внедрения в Республике Беларусь информационных систем, основанных на рекомендованных Центром Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям унифицированных форматах и стандартах электронного обмена данными;
-
содействие упрощению процедур в сферах торговли, транспорта и логистики на основе электронного коммерческого документооборота.
В Банк электронных паспортов товаров входят интегрированные между собой:
-
банки данных, содержащие сформированные на основании государственных и международных стандартов и рекомендаций электронные паспорта товаров и описания субъектов торговли,
-
комплекс информационных технологий, реализующих услуги, предоставляемые на основе информации из Банка электронных паспортов товаров.
Как сообщили в пресс-службе Правительства Республики Беларусь, постановление направлено на:
-
повышение качества и достоверности информации в межведомственной распределенной информационной системе, которая ежедневно пополняется на десятки тысяч новых наименований товаров;
-
единообразное использование описания товаров в системах производителей, торговли, транспорта и других субъектов различных отраслей, ведущих товарный учет. Эти описания будут доступны как органам управления, так и простым гражданам – покупателям на основе бесплатных мобильных приложений, которые обеспечиваются общедоступными сервисами Банка посредством сети Интернет.
Постановление № 622 вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».