14.03.2023
Ратифицировано Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в противодействии коррупции
6 марта принят Закон Республики Беларусь № 255-3, которым ратифицировано Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции, подписанное Главой государства 14 октября 2022 года в г. Астане.
Законом выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее названного международного договора.
Соглашение направлено на повышение эффективности национальных усилий и сотрудничества государств-участников в сфере противодействия коррупции.
В качестве компетентных органов от нашей страны по реализации Соглашения определены Генеральная прокуратура, Комитет государственной безопасности и Министерство внутренних дел. Сотрудничество компетентных органов государств-участников в рамках Соглашения предусмотрено через направление и исполнение запросов об оказании содействия, а также путем предоставления информации. Необходимое содействие им будет оказывать орган отраслевого сотрудничества СНГ – Межгосударственный совет по противодействию коррупции.
Как сообщили в Генпрокуратуре, в документе дополнительно закреплены совместные с нашими ближайшими политическими и экономическими партнерами обязательства по:
-
выработке и реализации согласованной политики, совместных программ противодействия коррупции;
-
осуществлению антикоррупционного мониторинга;
-
совершенствованию правовой базы и гармонизации законодательства;
-
обеспечению информационного обмена и взаимодействия в области антикоррупционного просвещения;
-
объединению усилий в преодолении угрозы роста числа коррупционных проявлений.
В рамках Соглашения в том числе будут:
-
оказываться правовая помощь и содействие по делам о коррупционных правонарушениях;
-
проводиться скоординированные и (или) согласованные оперативно-розыскные, профилактические мероприятия, специальные операции;
-
разрабатываться и реализовываться стратегии, программы и планы сотрудничества;
-
осуществляться сотрудничество в сфере розыска, задержания и выдачи лиц, совершивших коррупционные преступления, розыска и возвращения доходов от коррупции;
-
обеспечиваться правовая защита и поддержка граждан и организаций, участвующих в противодействии коррупции;
-
осуществляться информационно-аналитический обмен, создание и использование информационных систем в сфере борьбы с коррупцией;
-
производиться обмен опытом правового регулирования, результатами антикоррупционного мониторинга;
-
осуществляться подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; научно-методическое и материально-техническое обеспечение противодействия коррупции;
-
проводиться совещания, семинары и конференции.
Отдельный раздел документа посвящен сотрудничеству государств-участников при обнаружении доходов от коррупции, обеспечении их сохранности для предотвращения любых операций с ними в целях возможного их изъятия и дальнейшей конфискации на основании вступившего в силу решения суда.
«Реализация положений Соглашения будет способствовать повышению эффективности борьбы с коррупцией, представляющей значительную угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, а также препятствующей экономическому развитию как нашей республики, так и других государств», – отметили в Генпрокуратуре.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение. Новации законодательства
Закон Республики Беларусь от 12 июля 2025 г. № 90-З «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения» опубликован на Национальном правовом Портале.
Правовым актом корректируются Законы Республики Беларусь:
В числе основных новаций:
-
предоставление плательщикам налога на профессиональный доход права самостоятельно доплачивать в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения взносы на пенсионное страхование для формирования своих будущих пенсионных гарантий;
-
установление для ИП дифференцированного порядка уплаты взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в зависимости от полученных ими доходов, а также продление сроков уплаты таких взносов и полная автоматизация процессов взаимодействия с ФСЗН;
-
ужесточение мер ответственности для работодателей, выплачивающих заработную плату в конвертах, с одновременным снижением социальных гарантий для получателей данной заработной платы;
-
предоставление органам ФСЗН права выносить самостоятельные решения о взыскании задолженности с субъектов хозяйствования в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.
Основные положения Закона № 90-З вступят в силу через месяц после его официального опубликования, иные – с 1 октября 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Скорректированы законы по вопросам исполнительного производства. На Pravo.by опубликован Закон № 87-З
На Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 12 июля 2025 г. № 87-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства».
Правовым актом внесены изменения в ряд законов, в том числе в Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве».
Закон № 439-З, в частности, дополнен нормой об информационных системах и ресурсах органов принудительного исполнения, среди которых:
- автоматизированная информационная система органов принудительного исполнения – информационная система, предназначенная для осуществления в электронной форме учета исполнительных производств, автоматизации процесса вынесения судебными исполнителями постановлений, предписаний, иных документов, оформления совершения исполнительных действий;
- банк данных исполнительных производств – информационный ресурс, предназначенный для централизованного накопления и предоставления сведений об исполнительных производствах, а также для учета, контроля и использования этих сведений в целях реализации задач исполнительного производства;
- реестр задолженностей по исполнительным документам – информационный ресурс, содержащий справочную информацию об исполнительных производствах.
Изменениями в Закон № 439-З также предусмотрены:
- возможность вынесения постановления судебного исполнителя в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, и направления сторонам исполнительного производства в порядке, установленном законодательством;
- уточнение сроков рассмотрения документов (например, на рассмотрение заявления, ходатайства участников исполнительного производства отводится 10 дней со дня их поступления, при необходимости получения документов и (или) сведений, имеющих значение для их рассмотрения, – 15 дней со дня их поступления, если иное не предусмотрено Законом № 439-З);
- расширение перечня случаев, когда срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается (принятие собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юрлица, уполномоченным на то учредительным документом, ИП решения о ликвидации (прекращении деятельности); принятие судом решения о санации должника; предоставление актами законодательства должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом);
- закрепление нормы об упрощенном порядке ведения исполнительного производства – при предъявлении к исполнению исполнительного документа на сумму, не превышающую двадцати базовых величин на день предъявления к исполнению, если в отношении должника отсутствуют иные исполнительные производства, связанные со взысканием денежных средств.
Кроме того, корректируется Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 440-З «О судебных исполнителях». В частности, Закон № 440-З дополнен нормой о присяге судебного исполнителя, которую приносит лицо, впервые назначаемое на должность служащего в органы принудительного исполнения, за исключением лица, осуществляющего обеспечение деятельности и техническое обслуживание этих органов.
Помимо этого, изменения внесены:
Основные положения Закона № 87-З вступают в силу с 1 января 2026 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Какие изменения внесены в Закон об аудиторской деятельности?
Законом Республики Беларусь от 14 июля 2025 г. № 95-З
скорректирован Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности».
Правовым актом, в частности, уточнено определение термина «аудируемые лица». Под ними понимаются юрлица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, их обособленные подразделения, представительства иностранных юрлиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, филиалы иностранных юрлиц, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), иные лица, в отношении которых проводится аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и (или) которым оказываются иные аудиторские услуги (аудиторские услуги).
Также Совету Министров Республики Беларусь предоставлены дополнительные полномочия
по:
-
утверждению положения о деловой (профессиональной) репутации;
-
установлению особенностей оказания аудиторских услуг в отношении обеспечения дополнительной защиты информации о деятельности организаций, имеющих особую экономическую значимость для Беларуси и включенных в определенный Правительством Республики Беларусь перечень.
Кроме того, к основаниям для аннулирования квалификационного аттестата аудитора отнесено в том числе несоответствие аудитора требованию о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации.
Основные положения Закона № 95-З вступают в силу с 1 августа 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Опубликованы изменения в законы по вопросам обеспечения прав детей
На Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 12 июля 2025 г. № 86-З «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей».
Правовой акт направлен на совершенствование правовой охраны детства и прав ребенка, в том числе посредством усиления гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей.
Документом корректируются:
Изменениями, в частности, предусмотрено:
-
закрепление обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации в интернете, которая причиняет вред их здоровью и развитию, а также обязанности госорганов, иных организаций оказывать информационно-консультативную помощь родителям (опекунам, попечителям) в реализации мер по защите детей от такой информации;
-
отнесение игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, к информационной продукции, распространение которой возможно только при присвоении знака возрастной категории;
-
установление правовых гарантий обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лекарственными средствами и медицинскими изделиями, в том числе очками;
-
лишение права заниматься педагогической деятельностью с детьми лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, преступления, связанные с незаконными действиями в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также запрещенных в спорте веществ и методов;
-
возложение на нанимателя обязанности до заключения трудового договора разъяснить лицам, претендующим на работу с детьми, нормы законодательства о правах ребенка, касающиеся защиты прав детей на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия и жестокого обращения, а также последствия их несоблюдения (при этом претендент должен подписать обязательство о недопущении им нарушения указанных прав ребенка);
-
наделение нанимателей правом проводить психологическое собеседование с гражданами, планирующими заниматься педагогической деятельностью, деятельностью, связанной с постоянной работой с детьми.
Основные положения Закона вступают в силу через 6 месяцев после его официального опубликования.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Итоги обсуждения изменений в Закон о таможенном регулировании
Подведены итоги общественного обсуждения законопроекта «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

В частности, проектом Закона:
- предусматривается реализация положений Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года по вопросам электронной торговли;
- в отношении товаров электронной торговли устанавливаются порядок исполнения обязанности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций, особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, применения мер по взысканию пеней, процентов в отношении таких товаров;
- устанавливаются условия, при которых субъект хозяйствования может получить статус оператора электронной торговли, основания приостановления деятельности оператора и его исключения из соответствующего реестра;
- сокращается количество документов, представляемых при осуществлении административных процедур в сфере таможенного дела;
- устанавливаются дополнительные требования к:
- юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей;
- специалисту по таможенному декларированию;
- лицам, совершающим таможенные операции.
Организатор общественного обсуждения – Государственный таможенный комитет.
За период обсуждения с 29 мая по 8 июня 2025 г. в специальную тему на Правовом форуме Беларуси поступило 82 предложения от 56 участников, которые рассмотрены и обобщены ГТК.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».