Какой размер республиканского бюджета установлен на 2023 год и на какие цели направят средства? Закон о бюджете опубликован на Pravo.by
На Портале Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 231-З «О республиканском бюджете на 2023 год».
Согласно документу, в 2023 году доходы республиканского бюджета планируются в сумме 33 362,4 млн. рублей.
В целевой структуре налоговых доходов республиканского бюджета традиционно основное место занимает налог на добавленную стоимость, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, акцизы, налоги на доходы и прибыль.
В 2023 году расходы республиканского бюджета планируются в сумме 36 536,2 млн. рублей.
Приоритетными направлениями бюджетной политики в 2023 году остаются области социальной сферы.
В частности, из республиканского бюджета предусматривается финансирование:
- сферы социальной политики, в том числе социальной защиты, пенсионного обеспечения, помощь семьям, воспитывающим детей, реализацию государственной молодежной политики, помощь в обеспечении жильем и другие вопросы в размере 2 639,7 млн. рублей;
- здравоохранения – 2 103,2 млн. рублей;
- образования – 1 635,4 млн. рублей;
- сферы национальной обороны – 2 772,3 млн. рублей;
- сельского хозяйства – 867,2 млн. рублей;
- транспортной сферы – 228,6 млн. рублей.
На обслуживание государственного долга из республиканского бюджета в 2023 году планируется направить 4 075,6 млн. рублей.
Также в 2023 году предусмотрена передача трансфертов:
- бюджету государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на общую сумму 1 934 млн. рублей;
- местным бюджетам в общей сумме 7 619,5 млн рублей, в том числе: дотации – 4 946,4 млн рублей, субвенции – 2 673,1 млн. рублей.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
К участию в мероприятии приглашаются учащиеся IX–XI классов школ и гимназий республики.
Тема Турнира 2025 года «Активность молодежи по созданию комфортной среды для жизни».
Интеллектуальное состязание традиционно пройдет в три этапа. Первый состоится 20 ноября во время классных и информационных часов в учреждениях образования. Регистрация участников будет проводиться в первичных организациях Белорусского республиканского союза молодежи по 18 ноября.
Областной этап запланирован на 27 ноября. Он будет проходить в каждом из регионов на базе учреждений высшего образования, обеспечивающих подготовку юридических кадров. 4 декабря столица встретит сильнейших знатоков правовых основ – финалистов областного этапа для итогового состязания на юридическом факультете Белгосуниверситета.
На каждом из этапов ребятам предстоит ответить на вопросы по теме турнира в форме тестирования (на первом этапе – 40 заданий, на втором и третьем – по 20). Новация этого года – дополнительное задание в форме эссе для участников областного тура. Финалистов, как и ранее, ожидают ответы на вопросы теста и также написание эссе. Темы творческих заданий участники областного и республиканского туров узнают только в день их проведения.
На выполнение заданий на каждом из трех этапов отводится по 60 минут.
Второй тур и республиканский финал пройдут на площадке Детского правового сайта.
Подготовку и проведение Турнира обеспечивают организаторы: Министерство образования, Национальный центр законодательства и правовой информации, Белорусский республиканский союз молодежи. Соорганизаторами выступают Белорусский государственный университет, Белорусский республиканский союз юристов, Институт повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Республики Беларусь, Белорусская республиканская коллегия адвокатов и другие организации.
С подробной информацией, в том числе с перечнем источников для подготовки к Турниру, можно ознакомиться на Детском правовом сайте.
|
СПРАВКА PRAVO.BY Республиканский правовой турнир «Сила Закона» – это информационно-образовательным проект для старшеклассников, который направлен на правовое просвещение старшеклассников, повышение их интереса к законодательству; формирование у учащихся правовой культуры; углубление знаний о правах и обязанностях несовершеннолетних, формирование практического опыта реализации прав и законных интересов, исполнения ими своих обязанностей; активизация деятельности общественных организаций по правовому просвещению; развитие навыков использования современных технологий. Турнир проходит с 2021 года и собирает лучших учеников учреждений общего среднего образования со всех регионах страны и г. Минска. В прошлом году в состязании приняло участие более 30 000 учащихся |
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Подведены итоги общественного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Жилищного кодекса Республики Беларусь».

Законопроект подготовлен во исполнение решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 25 июня 2025 г. № Р-1308/2025 для устранения конституционно-правового пробела, повлекшего правовую неопределенность положений статьи 89 Жилищного кодекса Республики Беларусь о выселении по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением. Норма находится в прямой нормативной связи с положениями пункта 2 статьи 275 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Проектом предусмотрено установление:
- сбалансированного правового регулирования, которое позволит учитывать интересы нового собственника и членов его семьи;
- дифференцированного подхода к оценке тех или иных жизненных ситуаций при рассмотрении требований о выселении членов семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилое помещение, в первую очередь, в порядке наследования.
По информации Министерства жилищно-коммунального хозяйства при сохранении прав и обязанностей у членов семьи прежнего собственника жилого помещения, определяемых в законопроекте в соответствии с положениями пункта 2 статьи 275 Гражданского кодекса, после перехода права собственности на жилое помещение в порядке наследования целесообразно сохранение права нового собственника требовать выселения указанных граждан по тем же основаниям и на тех же условиях, что и у прежнего собственника.
Организатор общественного обсуждения – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
За период обсуждения с 14 по 24 октября 2025 г. в специальную тему на Правовом форуме Беларуси поступило 29 сообщений, которые рассмотрены и обобщены МЖКХ.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
29 октября состоялось заседание Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь под председательством Петра Миклашевича. Об этом сообщили в пресс-службе Конституционного Суда.
Участники заседания рассмотрели вопрос о совершенствовании юридического образования в современных условиях.
Как отметили в пресс-службе Конституционного Суда, государственная политика в сфере юридического образования направлена на создание условий для подготовки высококвалифицированных юридических кадров в целях эффективного функционирования органов государственной власти и управления, обеспечения законности и правопорядка, устойчивого развития национальной правовой системы в соответствии с актуальными потребностями общества и государства.
Ориентиры развития юридического образования определены в Концепции правовой политики Республики Беларусь, Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, Директиве Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2025 г. № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства».
«Принятая в 2017 году Концепция развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года в целом реализована», – проинформировали на заседании Совета.
При этом было указано, что в современных условиях стремительного развития технологий искусственного интеллекта, биотехнологий, нанотехнологий и иных достижений прогресса требуется постоянное обновление содержания образовательных программ и повышение уровня практической подготовки специалистов юридического профиля. Кроме того, сегодня от квалифицированного юриста требуется глубокое знание не только законодательства, но и специфики той области общественных отношений, где происходит применение его юридических компетенций (в экономике, цифровой и других сферах).
Также участники мероприятия обратили внимание на необходимость развития структуры юридических факультетов и учреждений высшего образования с включением в нее кафедр, обеспечивающих преподавание новых перспективных отраслей права, а также соответствующих научно-прикладных центров компетенций.
Подчеркнута стоящая перед системой образования задача – обеспечить сочетание в образовательном процессе глубокой теоретической подготовки и практикоориентированности как базового требования к юридическому образованию, определенного Концепцией правовой политики Республики Беларусь.
По итогам состоявшегося обсуждения для дальнейшего развития и совершенствования системы юридического образования, повышения качества и эффективности подготовки юридических кадров в соответствии с пунктом 39 Концепции правовой политики Совет рекомендовал Правительству Республики Беларусь разработать и утвердить Концепцию развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2035 года и план мероприятий по ее реализации.
Кроме того, при разработке Концепции рекомендовано исходить из необходимости:
- введения подготовки юристов с углубленным образованием, включающим обязательное освоение студентами содержания образовательной программы магистратуры, для обеспечения в установленном порядке высококвалифицированными кадрами важнейших сфер правовой системы (в первую очередь на юридическом факультете Белорусского государственного университета);
- совершенствования системы прогнозирования потребности в юридических кадрах для государственной службы и правового обеспечения отраслей экономики с целью оптимизации структуры и объемов подготовки специалистов юридического профиля с высшим и средним специальным образованием;
- организации подготовки специалистов юридического профиля, обладающих дополнительными специальными знаниями в различных областях (информационные технологии, искусственный интеллект и др.);
- предоставления в установленном порядке выпускникам учреждений высшего образования возможности поступления в аспирантуру без обязательного освоения содержания образовательной программы магистратуры в целях обеспечения доступа к осуществлению научной и преподавательской деятельности;
- совершенствования порядка распределения / направления на работу студентов выпускных курсов с целью максимальной интеграции теоретического обучения с получением практических навыков по месту будущего трудоустройства.
Министерству образования совместно с другими государственными органами предложено обеспечить:
- своевременное включение новых профилизаций общего и углубленного высшего образования в учебные планы юридических специальностей с учетом развития общественных отношений и научно-технического прогресса;
- внедрение новых учебных дисциплин правового цикла в учебные планы и образовательный процесс с учетом динамики развития общественных отношений, в том числе в сферах информационных технологий, робототехники, биотехнологий, нанотехнологий, энергетики;
- развитие структуры юридических факультетов и учреждений высшего образования, включение в нее кафедр, обеспечивающих преподавание новых перспективных отраслей, а также соответствующих научно-прикладных центров компетенций в сотрудничестве с заказчиками кадров;
- усиление идеологической составляющей в подготовке юридических кадров с целью обеспечения высокого уровня патриотизма и формирования устойчивой гражданской позиции.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 17 октября 2025 г. № 100-З «Об изменении законов по вопросам предоставления займов», которым корректируются Гражданский кодекс, законы Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» и от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе».

В частности, изменениями в Гражданский кодекс дополнительно:
- предусмотрен запрет на использование в наименовании юридического лица, не являющегося микрофинансовой организацией или иным юридическим лицом, которое в соответствии с законодательными актами вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, слов «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производных от этих слов;
- установлены ограничения на предмет залога по договору залога. Так, не может являться предметом залога по договору залога, заключаемому в обеспечение исполнения обязательств заемщика по договору займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, а также в обеспечение обязательств по договорам поручительства, заключаемым для обеспечения обязательств заемщика по такому договору займа:
единственный жилой дом, принадлежащий на праве собственности залогодателю, с хозяйственными постройками или без таковых;
единственная квартира, принадлежащая на праве собственности залогодателю, с хозяйственными постройками или без таковых;
доля в праве общей собственности на единственный жилой дом с хозяйственными постройками или без таковых, принадлежащая залогодателю;
доля в праве общей собственности на единственную квартиру с хозяйственными постройками или без таковых, принадлежащая залогодателю.
Скорректированы вопросы заключения договора займа. В том числе, запрещается предоставление займов гражданам субъектами хозяйствования, не осуществляющими микрофинансовую деятельность (за исключением займов своим работникам).
Гражданский кодекс дополнен статьей, регулирующей порядок заключения договора займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Устанавливается также запрет на предоставление гражданам займов в иностранной валюте, включая использование валютного эквивалента (за исключением займов между близкими родственниками).
Вводятся ограничения по размерам процентов, неустойки (штрафа, пеней), уплачиваемых по договорам займа.
«Данный законодательный акт направлен на защиту имущественных прав граждан, связанных с заимствованием денежных средств», – отметили в пресс-службе Главы государства.
Закон № 100-З вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На общественное обсуждение вынесен проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Жилищного кодекса Республики Беларусь».

Законопроект подготовлен во исполнение решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 25 июня 2025 г. № Р-1308/2025 для устранения конституционно-правового пробела, повлекшего правовую неопределенность положений статьи 89 Жилищного кодекса Республики Беларусь о выселении по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением. Норма находится в прямой нормативной связи с положениями пункта 2 статьи 275 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Проектом предусмотрено установление:
- сбалансированного правового регулирования, которое позволит учитывать интересы нового собственника и членов его семьи;
- дифференцированного подхода к оценке тех или иных жизненных ситуаций при рассмотрении требований о выселении членов семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилое помещение, в первую очередь, в порядке наследования.
По информации Министерства жилищно-коммунального хозяйства при сохранении прав и обязанностей у членов семьи прежнего собственника жилого помещения, определяемых в законопроекте в соответствии с положениями пункта 2 статьи 275 Гражданского кодекса, после перехода права собственности на жилое помещение в порядке наследования целесообразно сохранение права нового собственника требовать выселения указанных граждан по тем же основаниям и на тех же условиях, что и у прежнего собственника.
Организатор общественного обсуждения – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 14 по 24 октября 2025 г. включительно.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
