16.08.2023
Правительством закреплены направления госполитики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности
15 августа Правительством принято постановление № 535, которым определены основные направления проведения единой государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

В документе говорится, что ядерная и радиационная безопасность (безопасность) является высшим приоритетом при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения (ИИИ) и одной из важнейших составляющих национальной безопасности Республики Беларусь, связанных с состоянием защищенности населения и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения.
Целями разработки основных направлений проведения единой государственной политики являются закрепление совокупности основополагающих принципов обеспечения безопасности и определение ключевых направлений деятельности по их реализации для формирования единства подходов к обеспечению безопасности и совершенствованию ее инфраструктуры.
К основополагающим принципам обеспечения безопасности в том числе отнесены:
- ответственность за обеспечение безопасности, которую несут эксплуатирующие организации, пользователи ИИИ, а также иные организации, осуществляющие деятельность, связанную с вероятностью возникновения у человека или его потомства вредного эффекта в результате облучения;
- роль государства. Она заключается в обеспечении нормативного правового регулирования всех аспектов, связанных с защитой населения и охраной окружающей среды от радиационных рисков;
- обоснование безопасности деятельности. Любые виды деятельности на объектах использования атомной энергии, объектах ядерного наследия и радиационных объектах, а также деятельности с ИИИ, радиоактивными отходами и ядерными материалами, в результате которых возможно превышение радиационных рисков для человека и общества над пользой, которую такая деятельность приносит, не допускаются на территории Республики Беларусь;
- ограничение рисков в отношении физических лиц. Ни одно физическое лицо не должно подвергаться неприемлемому радиационному риску. В этих целях должна функционировать система контроля таких рисков, включая оценку получаемых доз облучения;
- защита нынешнего и будущих поколений. Жизнь и здоровье нынешнего и будущих поколений, окружающую среду необходимо защищать от радиационных рисков, негативного воздействия радиоактивных отходов;
- предотвращение аварий.
В качестве направлений реализации указанных принципов выделены, в частности:
- дальнейшее совершенствование правовой и регулирующей основы (развитие нормативной правовой базы, технического нормирования и стандартизации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии и ИИИ, осуществление лицензирования на основе дифференцированного подхода ко всем аспектам деятельности в области использования атомной энергии и ИИИ и с учетом развития ядерно-энергетической программы в стране и т.д.);
- поддержание эффективности созданных механизмов системы подготовки кадров, улучшению их функционирования с учетом специфики каждого из этапов жизненного цикла объектов использования атомной энергии и связанной с ними деятельности;
- совершенствование системы экспертной, консультативной и технической поддержки в рамках формирования национальной инфраструктуры для реализации ядерно-энергетической программы (наращивание потенциала организаций научно-технической поддержки регулирующих органов, формирование и развитие специализированных, отраслевых организаций, организация и проведение работ по оценке соответствия, аттестации персонала и организаций, оказывающих услуги эксплуатирующей организации и иные мероприятия);
- дальнейшее внедрение принципов лидерства и управления в целях безопасности в организациях, участвующих в реализации ядерно-энергетической программы Республики Беларусь;
- обеспечение реализации ядерно-энергетической программы, в том числе путем:
- выполнения мероприятий по подготовке кадров для ядерной энергетики в рамках государственных программ в области образования и молодежной политики, учитывающих потребности ядерно-энергетической программы в текущий момент и на перспективу;
- поддержания долговременных экономических условий эксплуатации объектов использования атомной энергии для уверенности в том, что эксплуатирующие организации будут способны обеспечить безопасность объектов вплоть до окончания их запланированного жизненного цикла;
- совершенствования механизмов по обращению с радиоактивными отходами, выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии, безопасному содержанию объектов ядерного наследия;
- проверки в рамках процессов лицензирования и регулирования наличия у эксплуатирующих организаций утвержденных подходов к выполнению работ в ходе вывода из эксплуатации ядерной установки, пункта хранения, обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;
- продолжение мероприятий по радиационной защите человека и окружающей среды, включая обеспечение безопасности объектов ядерного наследия;
- реализация основополагающих принципов обеспечения безопасности перевозок будет организована посредством, посредством, в частности:
- развития международной договорной базы для регулирования безопасности перевозок, осуществляемых различными видами транспорта;
- решения вопросов, связанных с предстоящими перевозками радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;
- внедрения перспективных технических средств и оборудования, технологических процессов с повышенным уровнем безопасности, применения современных технологий обеспечения безопасности при транспортировании ядерных материалов, радиоактивных отходов, использования современных транспортных упаковочных комплектов для перевозки отработавшего ядерного топлива;
- обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;
- дальнейшее развитие системы аварийной готовности и реагирования на ядерные или радиационные аварии;
- совершенствование глобального режима ядерной безопасности в том числе путем:
- диалога с сопредельными государствами по вопросам обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии на территории Республики Беларусь и таких государств;
- использования механизмов, предлагаемых международными экспертными сообществами для проведения независимых оценок безопасности;
- участия в сетях по распространению знаний и экспертных сетях по вопросам безопасности;
- участия в многостороннем и двустороннем сотрудничестве по вопросам повышения безопасности, в том числе посредством улучшения качества и эффективности инструментов регулирующей деятельности и т.д.
Реализация государственной политики осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности государственных органов, организаций и граждан.
Общее руководство реализацией государственной политики осуществляет Правительство Республики Беларусь.
Постановление вступает в силу с 14 октября 2023 г.
Следите за разделом «Официальное опубликование».
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Как стать риэлтером? Министерством юстиции определен порядок проведения аттестационного экзамена и выдачи свидетельства об аттестации
29 мая 2025 г. № 45 принято постановление Министерства юстиции Республики Беларусь «О проведении аттестационного экзамена и выдаче свидетельства об аттестации риэлтера».

Документом утверждена Инструкция, которой определен порядок:
- проведения аттестационного экзамена для лиц, претендующих на получение свидетельства об аттестации риэлтера (аттестационный экзамен);
- выдачи свидетельства об аттестации риэлтера (свидетельство), внесения в него изменений, продления срока действия, выдачи дубликата, прекращения действия (аннулирования) свидетельства и вынесения предупреждения обладателю свидетельства.
Установлено, что к сдаче аттестационного экзамена допускаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеющие:
- высшее образование;
- освоившие содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) в учреждениях дополнительного образования взрослых, иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых;
- намеревающиеся оказывать риэлтерские услуги, составляющие риэлтерскую деятельность (риэлтерские услуги), работая по найму.
При этом, в течение одного года и пяти месяцев со дня вступления в силу постановления № 45, к сдаче аттестационного экзамена допускаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеющие:
- среднее специальное образование;
- стаж работы не менее трех лет агентом по операциям с недвижимостью;работающие в риэлтерской организации на дату официального опубликования Закона Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности»;
- намеревающиеся оказывать риэлтерские услуги, работая по найму.
К сдаче аттестационного экзамена не допускаются лица, в том числе:
- признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
- ранее совершившие умышленное преступление против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;ранее совершившие иное умышленное преступление, судимость за которое не снята или не погашена;
- уволенные из суда, правоохранительных и других государственных органов, иных организаций по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения, – в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения об увольнении;
- в отношении которых в течение одного года до дня обращения с уведомлением о сдаче аттестационного экзамена для получения свидетельства об аттестации риэлтера было принято решение об аннулировании свидетельства.
Документом установлен также перечень документов, необходимых для получения свидетельства об аттестации риэлтера.
Постановление № 45 принято на основании положений законов Республики Беларусь от 8 мая 2025 г. № 71-З «О риэлтерской деятельности» и от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» и вступает в силу с 16 июня 2025 г.
Новости по теме:
Закон о риэлтерской деятельности опубликован на Pravo.by
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Комплекс мер по подготовке к отопительному сезону 2025/2026 определен Правительством
Советом Министров Республики Беларусь 10 июня принято постановление № 317, направленное на обеспечение бесперебойного снабжения топливно-энергетическими ресурсами и подготовку к устойчивой работе в осенне-зимний период 2025/2026 года.
Организационно-технические мероприятия, обеспечивающие устойчивое и надежное топливо- и энергоснабжение потребителей в осенне-зимний период 2025/2026 года, должны быть разработаны республиканскими органами госуправления и иными госорганизациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом до 1 июля 2025 г. Срок реализации данных мероприятий – до 20 сентября 2025 г.
Документом установлены объемы:
-
выполняемых в 2025 году предприятиями электроэнергетики, входящими в состав ГПО «Белэнерго», и организациями ЖКХ работ по замене и строительству тепловых сетей;
-
создаваемых к отопительному сезону 2025/2026 года запасов топочного мазута;
-
создаваемых на 1 октября 2025 г. запасов древесного топлива (сырья) для организаций ЖКХ.
Также утверждены:
-
рекомендуемые объемы закупки в 2025 году топливоснабжающими организациями коммунальной формы собственности торфяных брикетов у организаций, входящих в состав ГПО «Белтопгаз»;
-
перечень котельных, имеющих повышенный расход топлива и электрической энергии на отпущенную тепловую энергию, в которых в 2025 году запланировано завершение работ по оптимизации режимов, а также состава основного и вспомогательного оборудования.
Кроме того, определены задания для министерств и ведомств по подготовке к работе в осенне-зимний период 2025/2026 года.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Уточнены цены на газ, тепловую и электроэнергию для населения
Постановлением Правительства Республики Беларусь от 9 июня 2025 г. № 313 внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1166 «Об установлении для населения цен на газ, тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждении затрат на единицу оказываемых населению коммунальных услуг газо- и энергоснабжающими организациями Министерства энергетики».
Согласно документу тарифы на тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения составят 27,2323 белорусского рубля за 1 Гкал.
Также постановлением № 313 скорректированы:
-
цены на газ природный и сжиженный, используемый с установленными приборами индивидуального учета расхода газа;
-
отдельные тарифы на электрическую энергию.
В частности, за 1 куб. метр природного газа, используемый с установленными приборами индивидуального учета расхода газа, необходимо будет уплатить при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов 0,2125 рубля.
Если природный газ используется без приборов индивидуального учета расхода, то плата будет взиматься:
-
при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов (за 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц):
-
в отопительный период – 0,736 рубля;
-
в летний период – 0,276 рубля.
Постановление вступило в силу 11 июня 2025 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 июня 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Стоимость услуг оператора информационной системы обмена сведениями установлена Правительством
Советом Министров Республики Беларусь 6 июня принято постановление № 303 «Об обеспечении функционирования информационной системы обмена сведениями».
Документом, в частности, определена стоимость услуг (работ) оператора информационной системы обмена сведениями, оказываемых (выполняемых) в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 12 марта 2025 г. № 107 «Об информационной системе обмена сведениями об иностранных гражданах и лицах без гражданства». Она рассчитана на основе плановых затрат, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, с применением предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в стоимость услуг (работ), в размере не более 5 %.
Так, стоимость услуг (работ) в месяц с учетом НДС составит:
-
техническая поддержка информационной системы обмена сведениями – Br168 945,08;
-
обеспечение защиты и сохранности информации, обрабатываемой в информационной системе обмена сведениями, эксплуатация аппаратно-программных средств криптографической защиты информации для защиты каналов передачи данных в информационной системе обмена сведениями, в том числе приобретение лицензий на программные и (или) программно-аппаратные средства, – Br29 309,4;
-
предоставление и техническое обслуживание информационно-коммуникационной инфраструктуры для размещения информационной системы обмена сведениями и ее функционирования по защищенным каналам передачи данных – Br32 544,1.
Также правовым актом в новой редакции излагается таблица распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2016 г. № 620.
Постановление № 303 вступает в силу с 11 июня 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Что изменится с 1 сентября для участников образовательной программы дошкольного образования?
Постановлением Министерства образования от 23 мая 2025 г. № 90 скорректировано Положение об учреждении дошкольного образования. Соответствующие изменения внесены в постановление ведомства от 4 августа 2022 г. № 230.
Решение направлено на приведение Положения в соответствие с обновленной редакцией Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Изменениями, в частности, предусмотрено, что с 1 сентября 2025 г. индивидуальные предприниматели не смогут реализовывать образовательную программу дошкольного образования.
«Данная норма позволит упорядочить деятельность учреждений образования и организаций при реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечить качественный и здоровьесберегающий образовательный процесс, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований», – отметили в пресс-службе Минобразования.
При этом, как проинформировали в ведомстве, сохраняется возможность реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по запросам родителей.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».