Обзор законодательства Республики Беларусь в области цифровизации за март 2023 года
При подготовке обзора был проведен анализ нормативных правовых актов, включенных в течение марта 2023 года в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее – НРПА). Документы представлены в соответствии с разделами НРПА. После реквизитов документа в скобках указываются дата и номер регистрации в НРПА.
Единственным источником официального опубликования правовых актов является Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (www.pravo.by) – основной государственный информационно-правовой интернет-ресурс в области права и правовой информатизации.
Указы Президента Республики Беларусь
Указ Президента Республики Беларусь от 7 марта 2023 г. № 60 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь (09.03.2023, 1/20762)
Правовым актом внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства».
В частности, уточнены вопросы функционирования автоматизированной информационной системы «Конфискат» и функции Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, который является владельцем системы и осуществляет организационно-методологическое обеспечение ее формирования и ведения.
Указ вступает в силу с 1 июля 2023 г.
Иные правовые акты Республики Беларусь, являющиеся нормативными
Постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 февраля 2023 г. № 5 «Об изменении постановления правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 октября 2017 г. № 7» (02.03.2023, 10/336)
В соответствии с правовым актом приложения 1 и 2 к Инструкции по определению формата формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 октября 2017 г. № 7, изложены в новой редакции.
Постановление вступило в силу 8 марта 2023 г.
Радиванович Н.Н.,
заместитель директора Национального центра правовой информации Республики Беларусь
Министерством лесного хозяйства 11 сентября принято постановление № 24 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней».
Правовым актом утверждены:
- Инструкция о порядке заполнения в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней документа «ТД-ЛЕС», предоставляющего право транспортировки древесины в заготовленном виде;
- Положение о порядке внесения сведений в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС).
Также установлена форма документа «ТД-ЛЕС».
Согласно Положению сведения в ЕГАИС вносятся уполномоченными лицами участников системы со стационарного и (или) мобильного клиентского рабочего места посредством сети Интернет. При этом данные должны соответствовать перечню сведений, подлежащих внесению в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, определенному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2021 г. № 368.
К общим сведениям, загружаемым в ЕГАИС, отнесены:
- сведения о марке, регистрационном номере механического транспортного средства, прицепа (полуприцепа), используемых для транспортировки древесины в заготовленном виде (древесина);
- идентификационный номер (IMEI) устройства для определения местоположения механического транспортного средства, используемого для транспортировки древесины;
- номер и дата документа, являющегося основанием для транспортировки древесины;
- сведения, отраженные в спецификации к договору: порода, длина, диаметр или группа диаметров, сортность, группа качества (для хлыстов), цена, объем;
- номер(а) бирки(ок), подлежащей нанесению на древесину;
- наименование (для юрлица), фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) (для ИП), дата государственной регистрации, место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика, оказывающего услуги по заготовке, и (или) вывозке, и (или) транспортировке древесины в заготовленном виде;
- сведения о наименовании, номере и дате документа, являющегося основанием для корректировки данных в ЕГАИС.
Кроме того, установлены требования к составу сведений о разрешительных документах, дающих право на рубку леса, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности; о древесине и ее остатках на участках, предоставляемых для рубки леса, изъятия, удаления древесно-кустарниковой растительности; о вывезенной древесине в место(а) ее хранения; о транспортируемой и (или) реализуемой древесине; подтверждающих получение покупателем (потребителем) древесины; об изъятой или конфискованной древесине.
Оператором системы определено лесоустроительное республиканское унитарное предприятие «Белгослес».
Утратившими силу признаются ведомственные постановления:
- от 5 июля 2021 г. № 9 «Об определении оператора единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней»;
- от 15 июля 2021 г. № 10 «О форме документа, предоставляющего право транспортировки древесины в заготовленном виде»;
- от 2 августа 2021 г. № 11 «О порядке внесения сведений в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней».
Правовой акт принят в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 февраля 2021 г. № 50 «О совершенствовании деятельности по учету древесины».
Постановление вступило в силу 1 октября 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На Национальном правовом Портале опубликовано постановление Государственного таможенного комитета от 4 августа 2025 г. № 24 «Об установлении структуры и формата отдельных таможенных документов в виде электронного документа».
Правовым актом установлены структура и формат:
- представления документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, в виде электронного документа;
- отчета о результатах определения количества товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (свободного склада), в части, соответствующей количеству товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (свободного склада), и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (свободного склада), захороненных, обезвреженных, утилизированных и (или) уничтоженных иным способом, в виде электронного документа;
- отчета о товарах, являющихся оборудованием, введенным в эксплуатацию и используемым резидентом свободной (специальной, особой) экономической зоны (СЭЗ) для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ, и (или) товарах, использованных для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ и являющихся составной частью таких объектов недвижимости, в виде электронного документа;
- отчета о товарах, являющихся оборудованием, введенным в эксплуатацию и используемым владельцем свободного склада, и (или) товарах, использованных для создания объектов недвижимости на территории свободного склада и являющихся составной частью таких объектов недвижимости, в виде электронного документа;
- отчета о расходовании товаров в соответствии с пунктом 6 статьи 150 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» в объектах общественного питания, расположенных в территориальной свободной таможенной зоне, в виде электронного документа;
- отчета о потреблении товаров в соответствии с приложением 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 88 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны» в виде электронного документа;
- документа об уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется с использованием пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов, в виде электронного документа;
- таможенного приходного ордера в виде электронного документа;
- свидетельства о предоставленном обеспечении в виде электронного документа;
- статистической декларации в виде электронного документа;
- уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля в виде электронного документа;
- уведомления об отсутствии необходимости внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, поданной при предварительном таможенном декларировании товаров, в виде электронного документа.
Ряд постановлений Государственного таможенного комитета признается утратившим силу, в том числе от 12 ноября 2019 г. № 51 «Об определении структуры и формата отчетов декларанта таможенной процедуры свободной таможенной зоны (свободного склада) в виде электронных документов», от 15 ноября 2019 г. № 53 «Об установлении структуры и формата документа об уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется с использованием пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов, в виде электронного документа», от 18 сентября 2020 г. № 20 «Об определении структуры и формата статистической декларации в виде электронного документа», от 2 марта 2022 г. № 6 «Об определении структуры и формата таможенного приходного ордера в виде электронного документа», от 12 апреля 2022 г. № 17 «Об установлении структуры и формата свидетельства о предоставленном обеспечении в виде электронного документа» и др.
Основные положения правового акта вступают в силу с 17 сентября 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Новая автоматизированная информационная система по обеспечению нормотворческого процесса (АИС «Нормотворчество») заработает в Беларуси с 1 июля 2025 г. Это предусмотрено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2025 г. № 360.
Правовым актом установлен поэтапный переход государственных органов и иных организаций из АИС НРПА в АИС «Нормотворчество», начиная с 1 июля 2025 г.
|
СПРАВКА PRAVO.BY В настоящее время согласно Указу Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2020 г. № 415 нормотворческая деятельность государственными органами (организациями) ведется в автоматизированной информационной системе, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов (АИС НРПА), в отношении отдельных стадий (этапов) нормотворческого процесса |
С 1 января 2026 г. нормотворческая деятельность в полном объеме будет осуществляться посредством АИС «Нормотворчество», в том числе в отношении законопроектов и проектов правовых актов Главы государства.
Документом утверждено Положение о порядке функционирования АИС «Нормотворчество», согласно которому обеспечивается автоматизация электронного информационного взаимодействия государственных органов, иных организаций (должностных лиц) при осуществлении нормотворческой деятельности, в том числе, в рамках:
- планирования нормотворческой деятельности и реализации нормотворческой инициативы;
- разработки проекта нормативного правового акта, в том числе несколькими государственными органами совместно;
- проведения обязательной юридической экспертизы, криминологической экспертизы и иных экспертиз нормативного правового акта (его проекта);
- внесения проекта нормативного правового акта на рассмотрение в нормотворческий орган, его визирования и подписания;
- направления правовых актов для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и их официального опубликования, а также в эталонный и иные банки данных правовой информации;
- проведения правового мониторинга.
Владельцем и оператором АИС «Нормотворчество» является Национальный центр законодательства и правовой информации.
«АИС «Нормотворчество» позволит повысить оперативность, качество и прозрачность принятия (издания) нормативных правовых актов, обеспечит системность, комплексность и стабильность правового регулирования, что будет способствовать эффективному функционированию и дальнейшему совершенствованию национальной правовой системы», – сообщили в НЦЗПИ.
|
СПРАВКА PRAVO.BY Указом Президента Беларуси от 17 ноября 2020 г. № 415 координация процессов цифровизации нормотворчества возложена на Национальный центр законодательства и правовой информации. Работа по созданию АИС «Нормотворчество» была проведена Центром в рамках поручения Главы государства по созданию единой, комплексной, защищенной цифровой инфраструктуры как основы нормотворческой деятельности в Республике Беларусь |
Посредством новой системы реализованы, в том числе:
- подготовка проектов нормативных правовых актов с использованием программных средств, необходимых шаблонов и государственных информационно-правовых ресурсов;
- система сбора, обработки и анализа данных о нормотворческой деятельности;
- единая защищенная виртуальная среда межведомственного взаимодействия;
- комплексное хранение всей образовавшейся по результатам нормотворческой деятельности информации;
- функции контроля за сроками в нормотворческом процессе, наличием обязательных документов, прилагаемых к проекту нормативного правового акта, визы, подписи должностного лица;
- устранение дублирования проектов нормативных правовых актов при их подготовке.
«Функционирование системы нацелено на создание комплексной цифровой инфраструктуры для осуществления межведомственного взаимодействия в нормотворческом процессе, обеспечение прозрачности, прослеживаемости и допустимой открытости процесса разработки проектов правовых актов, внедрение передовых информационных технологий, в том числе в области искусственного интеллекта», – подытожили в НЦЗПИ.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Советом Министров Республики Беларусь 21 мая принято постановление № 280 «Об определении курсов цифровых знаков (токенов)».
Правовым актом утверждено Положение, которым установлен порядок определения курсов цифровых знаков (токенов) для пересчета в белорусские рубли подлежащих налогообложению подоходным налогом с физических лиц доходов, полученных в натуральной форме в виде токенов.
|
СПРАВКА PRAVO.BY Цифровой знак (токен) – запись в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца цифрового знака (токена) прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой |
Согласно Положению курс определяется в отношении каждого токена с уникальным наименованием, с которым в истекшем месяце совершались сделки в информационной системе оператора криптоплатформы, оператора обмена криптовалют, организатора ICO (резидент Парка высоких технологий, в бизнес-проекте которого указан вид деятельности, предусматривающий оказание услуг, связанных с созданием и размещением токенов с использованием интернета, включая услуги по продвижению токенов, консультационные и иные сопутствующие услуги).
Документом закреплен перечень сведений, которые предоставляются операторами в секретариат Наблюдательного совета Парка высоких технологий за каждый календарный день.
Секретариат Наблюдательного совета ПВТ определяет курс в отношении каждого токена с уникальным наименованием как среднее арифметическое средних стоимостей токенов, представленных операторами.
Информация о курсах токенов за истекший календарный месяц направляются секретариатом Наблюдательного совета ПВТ для размещения на официальном сайте Министерства по налогам и сборам не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за истекшим.
Сведения о курсах токенов за период с 1 января 2025 г. до окончания месяца вступления в силу данного Положения направляются не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем его вступления в силу. Министерство по налогам и сборам размещает сведения о курсах токенов на своем официальном сайте не позднее 5 рабочих дней со дня их получения.
В отношении токена, курс которого не определен секретариатом Наблюдательного совета ПВТ:
- на дату получения дохода ввиду отсутствия оборота этого токена на указанную дату у операторов, применяется минимальный курс такого токена, установленный в налоговом периоде;
- на протяжении всего налогового периода ввиду отсутствия оборота такого токена у операторов, курс устанавливается на дату получения дохода на основании сведений о курсах соответствующих токенов, размещенных на платформах «КоинМаркетКап» и «КоинГеко», при этом применяется наименьший из них.
Правовой акт принят в соответствии с пунктом 6 статьи 202¹ Налогового кодекса Республики Беларусь.
Постановление вступает в силу через три месяца после его официального опубликования.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На Pravo.by опубликован Указ Президента Республики Беларусь от 15 января 2025 г. № 28 «О едином расчетном и информационном пространстве».
Правовой акт направлен на повышение эффективности функционирования и развития единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП), а также приведение действующего законодательства в соответствие с нормами Закона Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. № 164-З «О платежных системах и платежных услугах».
|
СПРАВКА PRAVO.BY Единое расчетное и информационное пространство – совокупность единых принципов осуществления платежей, обработки информации, связанной с платежами и обязательствами по платежам, идентификацией физических и юридических лиц в области осуществления финансовых операций, взаимодействия участников указанных процессов, лиц, оказывающих услуги (выполняющих работы, реализующих товары), потребителей их услуг, а также заинтересованных государственных органов, организаций |
Как сообщили в Нацбанке, Указом № 28, в частности, предусмотрено:
- определение структуры ЕРИП (включает в себя платежную систему в ЕРИП, межбанковскую систему идентификации, биллинговые системы ЕРИП и автоматизированные (информационные) системы (ресурсы), необходимые для обеспечения функционирования ЕРИП);
- распределение полномочий между ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «ЕРИП» и государственными органами в части регулирования функционирования ЕРИП и входящих в его состав систем;
- закрепление полномочий Нацбанка определять порядок функционирования платежной системы в ЕРИП, устанавливать права и обязанности ее участников, а также порядок получения платежным агрегатором статуса участника платежной системы в ЕРИП;
- закрепление за Советом Министров Республики Беларусь методологического обеспечения биллинговой системы жилищно-коммунальных услуг, а также определения объема и порядка предоставления в биллинговую систему жилищно-коммунальных услуг персональных данных и иной сопутствующей информации.
ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «ЕРИП» уполномочено по согласованию с Правительством Республики Беларусь устанавливать правила биллинговой системы жилищно-коммунальных услуг, в том числе технические и эксплуатационные требования к указанной системе.
Согласно правовому акту ряд указов Главы государства признается утратившим силу, в том числе Указ от 30 августа 2011 г. № 389 «О едином расчетном и информационном пространстве в Республике Беларусь».
Основные положения Указа № 28 вступают в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. При этом, как отметили в Нацбанке, документ не предусматривает изменения действующей системы оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также концептуальных положений законодательства.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
