/ / Новости PRAVO.BY
16.09.2022

Направления дальнейшего совершенствования избирательного законодательства рассмотрел Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте

14 сентября 2022 г. под председательством Председателя Конституционного Суда Петра Миклашевича состоялось заседание Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь, на котором рассмотрен вопрос о направлениях дальнейшего совершенствования избирательного законодательства.

Консультация

27 февраля 2022 года на республиканском референдуме были приняты изменения и дополнения в Конституцию, в их числе развитие конституционных основ избирательной системы.

В обновленной Конституции усовершенствованы положения об избирательном процессе:

  • определен единый день голосования для выборов депутатов Палаты представителей и депутатов местных Советов депутатов;
  • закреплен конституционный статус Центральной избирательной комиссии (ЦИК), изменен порядок формирования данной Комиссии;
  • закреплен общий механизм формирования Всебелорусского народного собрания, включающий выборы делегатов от местных Советов депутатов и гражданского общества;
  • увеличен минимальный возраст, по достижении которого гражданин может быть избран Президентом, ценз оседлости для занятия данной должности, установлена недопустимость наличия у кандидата в Президенты документов иностранного государства, дающих право на льготы и другие преимущества, закреплено ограничение на возможность избираться Президентом более чем на два срока;
  • исключен запрет на участие в выборах и референдумах лиц, которые содержатся под стражей, и др.

На основе обновленной Конституции необходимо дальнейшее совершенствование избирательного законодательства. Советом одобрены предложения:

  • в целях приведения Избирательного кодекса в соответствие с Конституцией уточнить название и порядок формирования ЦИК, урегулировать порядок проведения выборов делегатов Всебелорусского народного собрания (как части избирательного процесса, организуемого ЦИК);
  • учитывая совмещение избирательных кампаний при проведении выборов в Палату представителей и местные Советы депутатов, пересмотреть и оптимизировать существующую систему соответствующих избирательных комиссий, отказаться от образования окружных избирательных комиссий по выборам в областные Советы депутатов и территориальных избирательных комиссий, осуществляющих в районах города Минска полномочия окружных избирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов;
  • на основе правоприменительной практики, а также принимая во внимание возможность граждан Республики Беларусь, проживающих (пребывающих) в иностранных государствах, участвовать в избирательных кампаниях непосредственно на территории Республики Беларусь, отказаться от создания участков для голосования за ее пределами;уточнить часть первую статьи 57 Избирательного кодекса в части увеличения минимального возраста, по достижении которого гражданин может быть избран Президентом, ценза оседлости, установления недопустимости наличия у лица, претендующего на должность Президента, документов иностранного государства, дающих право на льготы и другие преимущества. Данную статью также дополнить нормой о том, что одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков;
  • в соответствии с положениями части второй статьи 64 Конституции в части второй статьи 4 Избирательного кодекса исключить запрет лицам, содержащимся под стражей, участвовать в голосовании;
  • в целях удобства для избирателей изменить время работы участковых комиссий в период досрочного голосования, исключив обеденный перерыв и обеспечив такое голосование с 12 до 19 часов;
  • предусмотреть, что заключение Конституционного Суда о неконституционности проведения выборов и решение Всебелорусского народного собрания о нелегитимности выборов являются основаниями для признания ЦИК выборов недействительными и отмены ранее принятого решения об итогах выборов;
  • дополнить статью 113 Избирательного кодекса, в которой перечислены субъекты, имеющее право инициировать проведение республиканских референдумов, указанием на Всебелорусское народное собрание;
  • закрепить положение о проведении обязательной проверки конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, в качестве условия назначения такого референдума, а также о недопустимости назначения республиканского референдума в случае вынесения Конституционным Судом заключения о неконституционности вопросов, выносимых на такой референдум;
  • дополнить Избирательный кодекс самостоятельным разделом, включающим отдельные главы, регламентирующие порядок избрания делегатов Всебелорусского народного собрания от местных Советов депутатов и от гражданского общества.

С учетом результатов состоявшегося обсуждения в целях реализации положений обновленной Конституции Республики Беларусь Совет признал необходимым внесение изменений в Избирательный кодекс Республики Беларусь.

Как проинформировали в пресс-службе Конституционного Суда Республики Беларусь, Советом одобрены концептуальные направления дальнейшего совершенствования избирательного законодательства и рекомендовано использовать их при подготовке проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь».

Другие новости Pravo.by.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».