26.04.2022
В Беларуси урегулированы вопросы осуществления платежной деятельности
19 апреля принят Закон Республики Беларусь № 164-З «О платежных системах и платежных услугах», которым определены правовые и организационные основы функционирования платежных систем в стране, урегулированы отношения, возникающие при оказании платежных услуг, другие связанные с ними отношения.
Ожидается, что правовой акт позволит:
- повысить доступность и качество платежных услуг для населения, снизить их стоимости и улучшить защиту прав потребителей таких услуг (предусмотрена обязательность предоставления плательщику исчерпывающей информации об услуге (в том числе о размере вознаграждения) до ее оказания);
- снизить издержки организаций при осуществлении платежей;
- создать и развить национальные платежные системы и платежные инструменты;
- обеспечить комплексный подход к информационной безопасности всеми участниками платежного рынка;
- привлечь на рынок небанковские организации и создать новые рабочие места.
Под его действие не подпадают:
- банковские операции, регулируемые Банковским кодексом Республики Беларусь (исключение – расчетные операции в части, не урегулированной Банковским кодексом);
- услуги по сбору и передаче денежных средств, не связанные с предпринимательской деятельностью, по перечню, устанавливаемому Национальным банком;
- почтовые денежные переводы.
Законом, в частности, предусмотрено:
- определение базовых понятий платежного рынка (платежная система, платежная услуга, поставщик платежных услуг и др.);
- установление требований
к новым участникам платежного рынка и их руководителям;
- установление понятных и прозрачных прав и обязанностей поставщиков платежных услуг и их пользователей;
- формирование четкой системы контроля платежной деятельности (например, усилены полномочия Нацбанка по надзору за поставщиками платежных услуг);
- определение для каждого вида поставщиков платежных услуг требований по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
- установление обязательных к соблюдению норм всеми платежными системами на территории Республики Беларусь, в том числе международными, процессинговыми и клиринговыми центрами, и иными субъектами, на которые действие законодательства ранее не распространялось.
Кроме того, комплексно урегулирована деятельность по приему платежей в адрес третьих лиц. Для белорусских и иностранных организаций, работающих по принципу площадок-агрегаторов, создаются равные условия.
Также в Нацбанке обратили внимание, что вводится новый вид платежных инструментов
– платежное программное приложение, которое позволяет пользователю существенно упростить инициирование платежа вне зависимости от банка и платежной системы. Расширяется субъектный состав лиц, имеющих право эмиссии электронных денег.
Согласно документу на Совет Министров возлагаются обязанности в том числе по:
- проработке вопроса о выравнивании условий налогообложения при оказании платежных услуг поставщиками платежных услуг по аналогии с услугами, оказываемыми банками;
- утверждению порядка электронного взаимодействия Нацбанка, иных финансовых организаций и госорганов, имеющих полномочия на осуществление приостановления операций по счетам, наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иное имущество поставщиков платежных услуг;
- разработке концепции создания и развития платежных систем на основе банковских платежных карточек, операторами которых являются резиденты.
«Реализация норм Закона позволит повысить эффективность, надежность и безопасность функционирования платежной системы Республики Беларусь», – сообщили в Нацбанке.
Основные положения Закона вступают в силу через четыре месяца после его официального опубликования.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Опубликованы изменения в Закон о почтовой связи
На Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 29 мая 2025 г. № 79-З, которым корректируется Закон Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 258-З «О почтовой связи».
Изменениями, в частности, предусмотрено создание единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении почтовых отправлений, определены владелец и оператор данной системы, ее пользователи, обязанности передачи информации в системе и порядок доступа к ней.
Правительство Республики Беларусь наделено полномочиями на определение порядка функционирования системы, включая перечень и сроки хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, подлежащей учету и хранению в данной системе.
Перечень субъектов, имеющих право на круглосуточный доступ (включая удаленный) к системе, дополнен из числа госорганов, не осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с учетом предоставленного законодательством права этим госорганам получать сведения из информационных ресурсов и иметь доступ к ним.
Также правовым актом закреплены полномочия Президента Республики Беларусь на установление особенностей правового регулирования отношений в области почтовой связи.
Кроме того, в Законе № 258-З:
-
закреплены нормативные предписания в отношении функционирования цифровых почтовых сервисов и мобильных почтовых приложений национального почтового оператора;
-
уточнен порядок обращения коллекционных почтовых марок.
Изменения вступают в силу через три месяца после официального опубликования Закона № 79-З.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
ГТК предлагает обсудить новые изменения в Закон о таможенном регулировании
На общественное обсуждение вынесен проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

В частности, проектом Закона:
-
предусматривается реализация положений Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года по вопросам электронной торговли;
-
в отношении товаров электронной торговли устанавливаются порядок исполнения обязанности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций, особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, применения мер по взысканию пеней, процентов в отношении таких товаров;
-
устанавливаются условия, при которых субъект хозяйствования может получить статус оператора электронной торговли, основания приостановления деятельности оператора и его исключения из соответствующего реестра;
-
сокращается количество документов, представляемых при осуществлении административных процедур в сфере таможенного дела;
-
устанавливаются дополнительные требования к:
- юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей;
-
специалисту по таможенному декларированию;
-
лицам, совершающим таможенные операции.
Организатор общественного обсуждения –
Государственный таможенный комитет.
Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 29 мая по 8 июня 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Спасо-Евфросиниевскому монастырю в Полоцке 900 лет. Нацбанк выпустит памятные монеты
Правлением Национального банка 6 мая принято постановление № 104 «О выпуске в обращение памятных монет, являющихся законным платежным средством Республики Беларусь».
Правовым актом предусмотрен выпуск в обращение с 19 мая 2025 г. памятных монет «Полацкі Спаса-Еўфрасіннеўскі мітрапалічы жаночы манастыр. 900 гадоў»:
-
серебряные – номиналом 100 рублей (тираж 550 штук) и 20 рублей (тираж 2500 штук);
-
медно-никелевые – номиналом 1 рубль, тиражом 4500 штук.
Указанные монеты представляют собой законное платежное средство Республики Беларусь.
Правовой акт принят в соответствии с Банковским кодексом.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Следите за разделом «Официальное опубликование».
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Национальный банк Республики Беларусь)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Деятельность ИП. Какие изменения предусмотрены Законом № 72-З?
Скорректированы положения Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения», касающиеся деятельности ИП. Это решение закреплено Законом Республики Беларусь от 8 мая 2025 г. № 72-З.
Изменениями закреплена норма о том, что гражданин, совокупный размер доходов и (или) валовой выручки которого от осуществления деятельности в качестве ИП нарастающим итогом в течение календарного года превысил 500 000 белорусских рублей, не вправе осуществлять деятельность в качестве ИП. Запрет действует в течение трех календарных лет начиная с 1 января года, следующего за календарным годом, в котором образовалось такое превышение.
Закон вступает в силу с 16 мая 2025 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Закон о риэлтерской деятельности опубликован на Pravo.by
На Национальном правовом Портале опубликован Закон Республики Беларусь от 8 мая 2025 г. № 71-З «О риэлтерской деятельности».
Правовым актом определены правовые, организационные основы и принципы риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, а также урегулированы отношения в сфере риэлтерской деятельности.
Согласно документу риэлтерская деятельность представляет собой деятельность риэлтерской организации либо территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по оказанию риэлтерских услуг, направленную на содействие при заключении, исполнении, прекращении договоров на строительство (в том числе долевое), купли-продажи, мены, аренды, найма, иных сделок с объектами недвижимого имущества, правами на них (за исключением организации и проведения торгов).
Госрегулирование в сфере риэлтерской деятельности осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство юстиции.
Законом, в частности, установлены порядок осуществления риэлтерской деятельности, права и обязанности риэлтерской организации и потребителя, общие требования к договору оказания риэлтерских услуг, особенности отдельных видов договоров оказания риэлтерских услуг.
В перечень риэлтерских услуг, которые составляют риэлтерскую деятельность, включены, в том числе:
-
консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимого имущества;
-
представление информации о спросе и предложении на объекты недвижимого имущества;
-
подбор вариантов сделки с объектом недвижимого имущества, сделки с участием в строительстве объекта недвижимого имущества;
-
организация и проведение согласования условий предстоящей сделки;
-
помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с совершением сделки с объектом недвижимого имущества, сделки с участием в строительстве объекта недвижимого имущества, государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
-
содействие в оформлении документов по созданию, изменению, прекращению существования объектов недвижимого имущества (перепланировка, консервация и т.п.);
-
содействие в продаже объекта недвижимого имущества.
Согласно правовому акту в штате риэлтерской организации должно состоять не менее двух риэлтеров, в штате обособленного подразделения риэлтерской организации – как минимум один риэлтер.
Документом предусмотрено, что риэлтерские услуги от имени риэлтерской организации вправе оказывать только риэлтеры, являющиеся членами Палаты риэлтеров.
Для работы риэлтером физлицо должно иметь свидетельство об аттестации риэлтера, которое выдается Министерством юстиции в установленном им порядке на пять лет.
Получить такое свидетельство может физлицо с высшим образованием, освоившее содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) в учреждениях дополнительного образования взрослых, иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, и сдавшее аттестационный экзамен.
Оказание риэлтерских услуг риэлтерами должно осуществляться только при наличии идентификационной пластиковой карточки.
Законом № 71-З вносятся корректировки в том числе в Налоговый кодекс, а также Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» в части, касающейся рекламы риэлтерских услуг.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».