/ / Новости PRAVO.BY
30.09.2021

Какие предложения поступили по вопросам проведения безналичных расчетов юрлицами и ИП с покупателями? МНС подвело итоги

Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров и Национального банка, которым предусмотрено внесение изменений в совместное ведомственное постановление от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа».

Предметом правового регулирования проекта являются общественные отношения, связанные с:

  • условиями проведения безналичных расчетов юрлицами и ИП с покупателями (потребителями);
  • использованием кассового оборудования;
  • приемом средств платежа.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 9 по 18 сентября 2021 г.

Замечания и (или) предложения поступили от 9 участников.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или предложений)

Обоснование (в случае неучета)

Редакция (в случае учета)

Подпункт 1.1 проекта постановления

Почему только организациям потребительской кооперации разрешается использование одного платежного терминала при осуществлении розничной торговли в нескольких торговых объектах, расположенных на площадях одного здания. Если разрешать, то всем организациям

Подпункт 2.81 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – постановление № 924/16) по предложению Белкоопсоюза дополнен возможностью организациям потребительской кооперации использовать один платежный терминал при осуществлении одной организацией потребительской кооперации розничной торговли в нескольких торговых объектах, расположенных на площадях одного здания с целью оптимизации затрат как банков, так и организаций потребительской кооперации, на содержание платежных терминалов. Это связано с тем, что банки-эквайеры, предоставившие организациям потребительской кооперации платежные терминалы в безвозмездное пользование, в связи с низкими оборотами по платежным терминалам в торговых объектах, расположенных в сельской местности и райцентрах, неоднократно обращались в Белкоопсоюз с ходатайством о частичном изъятии платежных терминалов у торговых организаций потребительской кооперации. Однако в ряде случаев оптимизировать количество платежных терминалов в торговом объекте не представляется возможным ввиду размещения расчетно-кассовых узлов на разных этажах здания либо в помещениях с отдельными входами. Что касается, например, субъектов малого предпринимательства, то у них как правило используется в одном торговом объекте одна единица кассового оборудования и один платежный терминал. Распространять такую норму на крупные торговые сети также нецелесообразно, так как в торговых объектах крупных торговых сетей, расположенных как правило в городах, объем выручки, в том числе получаемой посредством безналичных расчетов с использованием платежных терминалов, значительно выше, чем у организаций потребительской кооперации, у которых торговые объекты расположены в сельской местности

 

 

Отменить абонплату на обслуживание кассовых аппаратов и терминалов

Поступивший комментарий не содержит предложений по корректировке норм проекта постановления и не относится к предмету правового регулирования проекта постановления

 

 

В «Яндекс. Такси» чек не нужен, пассажир едет по фиксированной цене

Поступивший комментарий не содержит предложений по корректировке норм проекта постановления и не относится к предмету правового регулирования проекта постановления

 

 

Отменить преференции по использованию КСА и терминалов тем субъектам хозяйствования, которые относятся к форме торговли «развозная, разносная», в том случае, если у субъектов торговли имеется договор с электроснабжающей организацией либо они непосредственно используют для осуществления торговой деятельности подключение к электросетям 220/380 вольт

В проекте постановления предусмотрена возможность обеспечения расчетов в безналичной форме посредством предоставления услуги инициирования платежа с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений, позволяющих в соответствии с требованиями банковского законодательства сформировать платежные инструкции, при осуществлении развозной торговли. При этом при осуществлении развозной торговли у субъектов хозяйствования имеется обязанность использования кассового оборудования.

Что касается разносной торговли, то в соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» это форма розничной торговли, при которой продажа товаров осуществляется с использованием передвижных средств разносной торговли, то есть которые не являются стационарными торговыми объектами и не имеют подключения к электросетям. Вместе с тем в отношении осуществления разносной торговли плодоовощной продукцией с 10 октября 2021 г. вводится обязанность использования кассового оборудования

 

 

Оставить возможность приема денежных средств без использования кассового аппарата при оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности организации

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 07.04.2021 № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» в подпункт 35.12 пункта 35 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением № 924/16 (далее – Положение № 924/16), внесено изменение, согласно которому с 10 октября 2021 г. субъекты хозяйствования вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях выполнения работ, оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности на территории сельской местности. На территории городов в данном случае наступит обязанность использования кассового оборудования. Данная норма введена в целях обеспечения надлежащего контроля за отражением субъектами хозяйствования получаемой выручки, что позволит обеспечить прозрачность ведения бизнеса, а также обеспечить защиту прав покупателя путем выдачи ему платежного документа, сформированного кассовым оборудованием по каждому факту выполнения работ, оказания услуг

 

Подпункт 1.2 проекта постановления

Предлагается главу 4 Положения № 924/16 дополнить нормой, закрепляющей возможность выдачи потребителю платежного документа в электронном виде при использовании специальных компьютерных систем (далее – СКС)

В главе 4 Положения № 924/16 предусмотрено, что СКС обеспечивает формирование платежных документов (проездных документов (билетов). При этом в данной главе не содержится каких-либо ограничений по способу формирования и передачи потребителю платежных документов (проездных документов (билетов). Конкретный способ определяется владельцем СКС и в ряде СКС уже реализована возможность выдачи потребителю платежных документов (проездных документов (билетов) в электронном виде

 

Подпункт 1.2 проекта постановления

Дополнение части первой пункта 10 Положения № 924/16 считать излишним. Предлагается в части первой пункта 10 Положения № 924/16 после слов «учет данных о» дополнить словом «реализованных»

Уточнение в часть первую пункта 10 Положения № 924/16 вносится в связи с тем, что при использовании субъектами хозяйствования при продаже товаров кассовых аппаратов или программных касс, обеспечивающих дифференцированный учет данных о товарах, на практике не всегда в платежном документе указывается информация о наименовании товара, тогда как в требованиях, определенных государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1364.0-2015 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия» к кассовым аппаратам, и в требованиях, предъявляемых к программным кассам, определенных в Положении о требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы, а также порядке работы комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям, утвержденном постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2018 № 10 (далее – Положение № 10), такое требование предусмотрено как обязательное для указанного кассового оборудования. Дополнять словом «реализованных» нецелесообразно, так как на кассовом оборудовании проводятся кассовые операции при продаже, то есть реализации, товара и в данном случае это уточнение излишнее

 

Подпункт 1.2 проекта постановления

Предлагается в части второй пункта 23 Положения № 924/16 слова «Способ выдачи такого платежного документа определяется оператором программной кассовой системы» заменить словами «Состав сведений и способ выдачи такого платежного документа определяется оператором программной кассовой системы»

В Положении № 10 уже определен состав сведений (информация), которые должны содержаться в кассовых документах, в том числе в платежном документе

 

Подпункт 1.2 проекта постановления

Предлагается термин «платежный документ» уточнить способом его формирования (в электронной форме или отпечатанный на бумажном носителе)

В пункте 2 Положения № 924/16 приведен термин «платежный документ» в соответствии с требованиями нормотворческой техники. Обязанность по обеспечению формирования и выдачи платежного документа соответствующим способом (в электронной форме или отпечатанным на бумажном носителе) закрепляется в соответствующих нормах Положения № 924/16

 

Подпункт 1.2 проекта постановления

Предлагается конкретизировать форму согласия покупателя на получение платежного документа в электронном виде, в том числе с идентификацией покупателя и предоставлением такого согласия в письменной или электронной форме

Поступившее предложение не относится предмету правового регулирования проекта постановления. Положением № 924/16 определяется обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по использованию кассового оборудования. Положением № 924/16 не регулируются обязанности покупателей (потребителей). При этом необходимо обратить внимание, что при приобретении товара (работы, услуги) с покупателем (потребителем) заключается публичный договор, не предусматривающий идентификацию покупателя (потребителя) и предоставление им согласия в письменной или электронной форме

 

Подпункт 1.2 проекта постановления

Предлагается предусмотренный проектом постановления пункт 151 дополнить словами «при наличии технической возможности»

Не учтено, так как формирование и выдача покупателю (потребителю) платежного документа в электронном виде возможно только при наличии технической возможности кассового аппарата и загромождение данной нормы излишними словами нецелесообразно. При этом для обеспечения такой возможности в проекте постановления предусмотрено поручение Государственному комитету по стандартизации (далее – Госстандарт) внести изменения в серию государственных стандартов СТБ 1364 Республики Беларусь, в том числе в государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1364.0-2015 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия» (далее – СТБ), определяющих требования к кассовым аппаратам

 

Подпункт 1.2 проекта постановления

Предлагается из проекта постановления исключить дополнение Положения № 924/16 пунктом 151, так как это потребует переработки всех кассовых аппаратов, подключение их к сети интернет, приведет к существенному увеличению времени обслуживания клиентов, а также указан ряд других проблем

Не учтено, так как предложение о формировании и выдаче покупателю (потребителю) платежного документа в электронном виде было инициировано в том числе и субъектами хозяйствования, использующими кассовое оборудование, при условии согласия покупателя (потребителя). Указанное предложение поддержано Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ), Национальным банком Республики Беларусь как регуляторами в области расчетов. При этом, по мнению МАРТ, Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» предусмотрена возможность выдачи потребителю платежного документа (чека), подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), в электронной форме и отправка электронного чека на электронную почту потребителя вместо печати бумажного чека при наличии согласия на данную операцию покупателя (потребителя), что не будет являться нарушением законодательства о защите прав потребителей. Для обеспечения данной возможности в проекте постановления предусмотрено поручение Госстандарту внести изменения в стандарты, определяющие требования к кассовым аппаратам. Данная норма вступает в силу через девять месяцев после опубликования постановления. Применяться эта норма будет в отношении кассовых аппаратов, обеспечивающих такую возможность

 

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством по налогам и сборам для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».