/ / Новости PRAVO.BY
28.09.2021

Что предложено по осуществлению процедур закупок за счет собственных средств? МАРТ обобщил

Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь, которым вносятся изменения в постановление Правительства от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».

Проект направлен на:

  • совершенствование регулирования отношений в области закупок товаров (работ, услуг);
  • развитие конкуренции;
  • предотвращение необоснованного посредничества.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 27 августа по 6 сентября 2021 г.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование (в случае неучета)

Редакция (в случае учета)

Подпункт 1.1 пункта 1 Проекта

После внесения изменений получается, что под регулирование попадает лишь заключение договора аренды (лизинга), но не попадает процесс выбора арендодателя (лизингодателя), как и выбор продавца (поставщика) имущества

 

Учтено.

Скорректирован следующим образом: «1.1. подпункт 1.1 пункта 1 после слов «товаров (работ, услуг)» дополнить словами «, в том числе выбор арендодателя, лизингодателя (включая выбор приобретаемого имущества) и заключение с ними договора аренды движимого имущества, договора финансовой аренды (лизинга) движимого имущества»;»

Приглашение должно, среди прочего, содержать «ориентировочную стоимость предмета закупки». Невозможно исполнить данное требование при заключении договора лизинга, так как не ясно, что подразумевается под предметом закупки: выбор имущества, выбор условий лизинга, выбор продавца?

В зависимости от предмета и условий закупки в каждом конкретном случае закупающая организация определяет ориентировочную стоимость предмета закупки. При этом порядок определения ориентировочной стоимости закупающая организация с учетом специфики своей деятельности определяет в локальном правовом акте

 

 

Подпунктом 1.11 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229) установлено, что закупки за счет средств, поступающих от проведения субботников, за исключением закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве, осуществляются в порядке, определенном постановлением № 229, независимо от стоимости и предмета закупки. При этом пунктом 3 Перечня товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления Совета Министров Республики Беларусь (далее – приложение № 1) определено, что действие постановления № 229 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов. Предлагается пункт 1.11 пункта 1 постановления № 229 изложить в следующей редакции: «закупки за счет средств, поступающих от проведения субботников осуществляются в порядке, определенном настоящим постановлением, независимо от стоимости предмета закупки»

Указанная конструкция норм согласована с заинтересованными органами (организациями) ранее, не изменяется и не вызывала правовой неопределенности

 

 

По пункту 5 приложения 1.

В предлагаемой редакции «5. Закупки товаров на аукционах» затрудняется правильное понимание требований законодательства. Данная редакция требует корректировки. Ведь подпунктом 2.1 пункта 2 постановления № 229 предусмотрено, что организация осуществляет закупки за счет собственных средств с применением, в том числе, электронных АУКЦИОНОВ. Необходимо уточнить, о каких именно аукционах идет речь в пункте 5 приложения 1. Скорее всего имеются в виду аукционы по продаже чего-то. Но Гражданский кодекс, кроме аукционов, предусматривает реализацию товаров путем проведения торгов (изъятые, конфискованные товары, заложенное имущество, недвижимость и так далее). Кроме того, торги (тендер) проводятся в форме аукциона или конкурса (статья 417 Гражданского кодекса)

В пункте 5 приложения к постановлению № 229 речь идет об аукционе как способе продажи имущества. Информация о трудностях при реализации указанной нормы не поступала. Установление закрытого перечня аукционов нецелесообразно

 

 

По пункту 9 приложения 1. Предлагаю дополнить пункт 9 абзацем следующего содержания: «Под одной сделкой следует понимать поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), объединенных одним документом (договор, спецификация к договору, накладная, счет или иной аналогичный документ)»

Понятие сделки дано в статье 154 Гражданского кодекса и применимо к постановлению № 229. В связи с изложенным в введении нового термина нет необходимости

 

 

По пункту 12 приложения 1. Возможно техническая ошибка. Предлагается слова «естественной и государственной монополий» заменить словами «, включенными в Государственный реестр субъектов естественных монополий»

Норма действующая. Виды деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства, определены в Законе Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства»

 

 

Дополнить приложение 1 пунктом: «Закупки товаров (работ, услуг) за счет средств спонсорской помощи, если в договоре о спонсорской помощи предусматриваются специальные требования к закупкам и (или) выбору поставщиков (подрядчиков, исполнителей)». Или добавить в пункт 29 приложения к Проекту

Не представлено достаточно убедительных доводов об выведении из-под сферы действия постановления № 229

 

 

Дополнить приложение 1 пунктом: «Закупки товаров, бывших в употреблении»

Закрепление нормы, как показывает практика применения, вводит предпосылки для необоснованного импорта товаров, бывших в употреблении, и для злоупотреблений в указанной сфере

 

 

Дополнить приложение 1 пунктом: «Приобретение услуг исполнителя, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание товаров, если это предусмотрено договором, по которому осуществлялась их поставка»

Не дано развернутое обоснование о необходимости изъятия из сферы действия постановления № 229 гарантийного и сервисного обслуживание товаров

 

 

Подпунктом 2.1 пункта 2 постановления № 229 уже определено, что информационная система «Тендеры» – это информационная система «Тендеры» в открытом доступе на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен». Приложение 1 – неотъемлемая часть постановления № 229. Нет необходимости давать полное название информационной системе «Тендеры» несколько раз. Или убрать сокращение из подпункта 2.1 пункта 2 постановления № 229

 

Учтено

 

По пункту 56 приложения 1. Дополнить текст пункта словами: «и в информационной системе «Тендеры»»

 

Учтено

 

По пункту 25 приложения 1. Не ясно, по каким основаниям в один пункт включены различные организации. Предлагается пункт 25 разбить на несколько самостоятельных пунктов для удобства восприятия

 

Учтено.

Пункт разбит на два абзаца.

 

В постановлении желательно прописать:

распространяется ли данное постановление на закупку товаров (услуг) за счет спонсорских средств, добровольных пожертвований, иных благотворительных средств;

как правильно осуществлять закупки за счет спонсорских и благотворительных средств

Все закупки товаров (работ, услуг), кроме государственных закупок, регулируются постановлением № 229 (указанно в подпункте 1.1 пункта 1 постановления № 229). Поэтому фактически собственные средства для целей постановления № 229 – это любые денежные средства, за исключением бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов.

Считаем, что отсутствует необходимость внесения изменений в Проект в указанной части. Вместе с тем отмечаем, что в настоящее время подготовлен проект Указа (далее – Указ), предусматривающий понятие собственных средств и полномочия Совета Министров на определение единого порядка закупок за счет собственных средств.

В этой связи предлагаемые уточнения будут сделаны при разработке единого порядка, после вступления в силу Указа

 

 

Из Проекта невозможно сделать вывод о том, будут ли распространяться требования:

подпункта 2.15 пункта 2 постановления № 229 (закупка металлообрабатывающего оборудования согласно классу 28.41 «Станки для обработки металлов») на заключение договора аренды (лизинга);

подпункта 2.19 пункта 2 № 229 (обеспечить минимальную долю закупок белорусских товаров) на заключение договора аренды (лизинга)

Все требования постановления № 229 будут распространяться, исключений не предусмотрено. Необходимость корректировок в этой части не усматривается

 

 

Учитывая изложенный в новой редакции Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», в котором даны все необходимые определения, а также для исключения разногласий по вопросу обязательности применения таких видов процедур закупок как «конкурс» и «электронный аукцион» предлагается Проект дополнить текстом следующего содержания: «Абзац первый подпункта 2.1 изложить в следующей редакции: «организация осуществляет закупки за счет собственных средств с применением как конкурентных процедур закупок, так и процедуры закупки из одного источника.»

Не учтено.

Вопросы о правовой неопределенности абзаца первого подпункта 2.1 пункта 2 не поднимались. Целесообразности в изменении указанной нормы не видим

 

 

Предлагается исключить из подпункта 2.5 пункта 2 постановления № 229 последний абзац: «При рассмотрении предложений отклоняется предложение участника процедуры закупки, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвует не менее одного производителя и (или) сбытовой организации (официального торгового представителя) и цена предложения такого участника не ниже цены участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя)». Наличие этой нормы часто вызывает затруднения при исполнении заказчиками. Бывают случаи, когда заказчик вынужден признавать процедуру закупки несостоявшейся даже при наличии выгодного предложения. При проведении закупки из одного источника участники несостоявшейся процедуры предлагают цены, превышающие цены, указанные при проведении несостоявшейся закупки. К тому же проведение закупки из одного источника влекут новые затраты как у заказчика, так и у поставщиков

 

Частично учтено, норма скорректирована

 

Предлагаем после части второй подпункта 2.16 пункта 2 постановления № 229 добавить абзац следующего содержания: «Документ, подтверждающий страну происхождения товаров из стран, товарам из которых предоставляется национальный режим, предоставляется участниками не позднее момента передачи товара вместе с товаросопроводительными документами»

Вопрос требует проработки, будет рассмотрен при разработке единого порядка после вступления в силу Указа

 

По подпункту 2.19 пункта 2 постановления № 229

1. Необходимо определить, на каком этапе заказчик должен считать выполнение минимальной доли: на этапе планирования, на этапе проведения процедуры закупки, на этапе исполнения договора.

2. Необходимо определить срок действия документов, подтверждающих выполнение минимальной доли или установить, что такой срок не ограничен.

3. Дать определение термину «белорусский товар».

4. В абзаце первом части третьей подпункта 2.19 пункта 2 постановления № 229 слово «являются» заменить словами «является один из документов» или норму изложить так, чтобы было однозначно ясно, что не оба документа необходимо использовать, а один из двух

1. Расчет минимальной доли следует производить с учетом заключенных договоров в отчетном году. При этом на этапе планирования до непосредственной закупки закупающей организации необходимо учитывать соответствующие требования для обеспечения выполнения минимальной доли.

2. Считаем, что документ должен быть действующим (актуальным) на момент подачи предложения и (или) заключения договора.

3. Согласно части третьей подпункта 2.19 пункта 2 постановления № 229 определен перечень документов, которым подтверждается, что товар относится к белорусским товарам для оценки достижения минимальной доли. Необходимости в определении термина нет.

4. Исходя из практики изложения правовых предписаний, представляется, что каждый из обозначенных документов является документом подтверждающим, что товар относится к белорусским товарам

 

 

Так как множество недействующих пунктов и приложений затрудняют правильное и безошибочное понимание текста постановления № 229, предлагаю дополнить Проект пунктом следующего содержания: «Пункт 31 и приложение 4 исключить»

 

Учтено

 

Не урегулирован порядок действий заказчика в случае отказа участника-победителя предоставить письменный отказ от заключения договора

Не является предметом регулирования постановления № 229. Это гражданско-правовые отношения

 

Обоснование

Текст обоснования противоречит тексту пункта 3 приложения 1

 

Обоснование скорректировано

В подпункте 3.5 обоснования, вероятно, допущена техническая ошибка. Возможно имеется в виду не пункт 35 приложения 1, а пункт 26 приложения 1

 

Уточнено

 

По пункту 3 приложения 1.

В случае принятия Проекта возникнет неоднозначное понимание требований законодательства. Невозможно определить, к ответственности по какой статье Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) будут привлечены заказчики при проведении закупок при строительстве за счет источников, перечисленных в пункте 3 приложения 1:

по статье 12.10 («Нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве») или по статье 12.27 («Нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»)?

Вопросы административной ответственности регулируются КоАП и вне компетенции Совета Министров.

При необходимости после принятия Проекта заинтересованные вправе обратиться за разъяснением

 

 

По пункту 3 приложения 1. Постановлением Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 60 «О порядке формирования списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве» предусмотрено формирование списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве. Вправе ли заказчики не допускать к участию лиц, включенных в указанный список, при осуществлении закупок при строительстве с привлечением средств, перечисленных в пункте 3 приложения 1? Если вправе – внести изменение в подпункт 2.5 пункта 2 постановления № 229

Подпункт 1.1 пункта 1 постановления № 229 содержит оговорку, что иное может быть предусмотрено законодательными актами. Кроме того, постановление № 229 не исключает возможности установления требований к участнику, предусмотренных отраслевым законодательством. Следовательно, корректировка постановления № 229 в данной части не требуется.

При этом за разъяснением возможности установления тех либо иных требований следует обратиться в Министерство антимонопольного регулирования, а также к соответствующему отраслевому регулятору в установленном порядке

 

 

По пункту 3 приложения 1.

В соответствии со статьей 38 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) в случае невозможности осуществления разработчиком проектной документации авторского надзора за строительством (при ликвидации (прекращении деятельности) разработчика проектной документации, наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность) заказчик, застройщик вправе на основании договора на ведение авторского надзора за строительством привлечь для оказания таких услуг иную организацию (индивидуального предпринимателя), в том числе с соблюдением требований законодательства о закупках при строительстве. Из текста Проекта невозможно сделать вывод о необходимости в данной ситуации соблюдать требования постановления № 229, если источником финансирования закупки будут средства, перечисленные в пункте 3 приложения 1

Подпункт 1.1 пункта 1 постановления № 229 содержит оговорку, что иное может быть предусмотрено законодательными актами. При этом за разъяснением положений Закона № 300-З при необходимости следует обращаться в Министерство архитектуры и строительства

 

 

Из текста Проекта невозможно сделать вывод о необходимости в данной ситуации соблюдать требования статьи 57 Закона № 300-З, если источником финансирования закупки будут средства, перечисленные в пункте 3 приложения 1

 

 

В целях исключения дублирования действий как заказчиков, так и потенциальных участников процедур закупок, сокращения расходов и рабочего времени сотрудников организаций на поиск белорусских производителей, а также в связи с запуском Портала Государственной системы каталогизации продукции и Евразийского реестра промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза предлагается из текста постановления № 229 убрать все ссылки на Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), ведение которого осуществляется информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»

В настоящее время нецелесообразно исключение ссылок на Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), так как Государственная система каталогизации продукции и Евразийского реестра промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза не являются дублирующими указанный реестр ресурсами

 

 

Для устранения неопределенности в подпункте 2.2 пункта 2 постановления № 229 необходимо дать определение термину «Производитель» и определить документы, которыми участники могут подтвердить, что они являются производителями как для резидентов Республика Беларусь, так и для нерезидентов

Нет необходимости в определении термина, так как предусмотрены документы, которыми подтверждается собственное производство

 

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».