Результаты общественного обсуждения проектов постановлений Правительства по вопросам торговли и общественного питания
С 15 по 25 апреля на Правовом форуме Беларуси проводилось общественное обсуждение проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Проектом предусмотрена комплексная корректировка постановлений Правительства по вопросам торговли и общественного питания в соответствии с новой редакцией Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания», вступающей в силу с 8 июля 2021 г.
Предметом правового регулирования проекта являются отношения, в том числе регулирующие:
- вопросы продажи отдельных видов товаров, осуществления торговли в различных формах (дистанционная торговля, комиссионная торговля, развозная торговля, разносная торговля, торговля в нестационарных торговых объектах, торговля в стационарных торговых объектах, торговля на аукционах, торговля на торговых местах, торговля ярмарках, торговля через распространителей);
- порядок организации и функционирования рынков, организации и проведения ярмарок;
- порядок ведения Торгового реестра Республики Беларусь и методику расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов.
Организатор общественного обсуждения – Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
Структурный элемент проекта нормативного правового акта |
Содержание замечаний и (или) предложений |
Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений |
|
Обоснование (в случае неучета) |
Редакция (в случае учета) |
||
Подпункт 1.5 |
Артур. В соответствии с п. 1.5 проекта предлагается дополнить Правила продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли обязанностью продавца доводить до сведения потребителя информацию о номерах контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей. При этом, указанная информация должна быть размещена на главной странице интернет-магазина. На наш взгляд, указанное требование о размещении информации о лице, уполномоченном продавцом рассматривать обращения покупателей, является ничем иным как попыткой в принудительном порядке обязать продавцов рассматривать поступающие электронные обращения покупателей о нарушении их законных прав. В свою очередь, порядок рассмотрения электронных обращений установлен ст. 25 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18.07.2011 № 300-3 (далее – Закон). В соответствии с п. 1 ст. 25 настоящего Закона обязанность по рассмотрению электронных обращений установлена только для государственных органов и иных государственных организаций. Электронные обращения, поступившие в организации, не указанные в ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона, не рассматриваются, если иной порядок работы с такими обращениями не определен руководителем организации. Учитывая тот факт, что Закон Республики Беларусь обладает большей юридической силой по отношению к постановлению Совета Министров Республики Беларусь – включение подобного требования считаем не соответствующим законодательству. Также необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. При размещении информации об уполномоченном лице на рассмотрение обращений покупателей о нарушении их прав на главной странице интернет-магазина – это никоим образом не поспособствует ускорению процесса по рассмотрению таких обращений, т.к. все те вопросы, которые могли быть решены покупателем путем обращения в колл-центр интернет-магазина, будут автоматически направляться на электронную почту уполномоченного лица, что приведет к необходимости рассматривать каждое такое обращение независимо от того, касается оно нарушений прав потребителя или нет. Таким образом, работа сотрудников колл-центра перейдет к юридическому отделу продавца, где штат сотрудников значительно меньше. Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона обращения должны быть рассмотрены в срок не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца. Фактически, каждое такое поступившее обращение будет рассматриваться не позднее одного месяца, что явно не соответствует той цели, ради которой данное требование предлагается установить. Также в п. 1.5 проекта предлагается обязать продавца доводить до сведения потребителя при передаче товара информацию о правах покупателя и обязанностях продавца в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. В свою очередь проектом не предусмотрено, в каком объеме данная информация должна быть предоставлена, в каком виде, каким образом продавец должен будет подтверждать в случае спора, что указанная информация действительно была предоставлена покупателю. На наш взгляд, предоставление указанной информации не имеет никакого практического смысла по следующим причинам: 1. если объем предоставляемой информации будет значительным, а именно так и будет ввиду того, что законодательство о защите прав потребителей включает в себя Закон, правила продажи и др. НПА, – при передаче товара покупатель никогда не будет читать эту информацию; 2. предоставление указанной информации не гарантирует покупателю наличие дополнительной правовой защиты его законных прав и интересов; 3. тексты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы защиты прав потребителей, официально публикуются и размещены в открытом доступе на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь; 4. обязанность по разъяснению законодательства и консультированию населения по вопросам защиты прав потребителей возложена на государственные органы и иные государственные организации, осуществляющие защиту прав потребителей. П. 1.5 проекта также предлагается обязать продавца размещать на главной странице интернет-магазина номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц. На наш взгляд, данное требование также поспособствует увеличению количества необоснованных обращений покупателей к работникам местных исполнительных и распорядительных органов, которые не могут владеть достаточной информацией для своевременного рассмотрения вопроса покупателя, в то время как сотрудники колл-центра интернет-магазина располагают всей нужной информацией и готовы оперативно решить вопрос покупателя или зафиксировать обращение и передать на рассмотрение уполномоченных работников продавца. С учетом вышеизложенного категорически не согласны с предлагаемыми проектом изменениями в части: а) размещения информации о номерах контактных телефонов, адресе электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей; б) доведения до сведения потребителя при передаче товара информации о правах покупателя и обязанностях продавца в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Размещение на главной странице интернет-магазина информации о номерах контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, считаем нецелесообразным |
Не учтено. Изменения в Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет подготовлены с учетом практики их применения, а также на основании анализа обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей при приобретении товаров в интернет-магазинах. Учитывая особенности дистанционной торговли, полагаем оправданным и необходимым установление дополнительных требований к владельцам интернет-магазинов, направленных на реализацию прав потребителей при приобретении ими товаров в сети Интернет |
|
Информация предоставлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».