/ / Новости PRAVO.BY
06.05.2021

Результаты общественного обсуждения проектов постановлений Правительства по вопросам торговли и общественного питания

С 15 по 25 апреля на Правовом форуме Беларуси проводилось общественное обсуждение проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Проектом предусмотрена комплексная корректировка постановлений Правительства по вопросам торговли и общественного питания в соответствии с новой редакцией Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания», вступающей в силу с 8 июля 2021 г.

Предметом правового регулирования проекта являются отношения, в том числе регулирующие:

  • вопросы продажи отдельных видов товаров, осуществления торговли в различных формах (дистанционная торговля, комиссионная торговля, развозная торговля, разносная торговля, торговля в нестационарных торговых объектах, торговля в стационарных торговых объектах, торговля на аукционах, торговля на торговых местах, торговля ярмарках, торговля через распространителей);
  • порядок организации и функционирования рынков, организации и проведения ярмарок;
  • порядок ведения Торгового реестра Республики Беларусь и методику расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов.

Организатор общественного обсуждения – Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование

(в случае неучета)

Редакция (в случае учета)

Подпункт 1.5

Артур. В соответствии с п. 1.5 проекта предлагается дополнить Правила продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли обязанностью продавца доводить до сведения потребителя информацию о номерах контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей. При этом, указанная информация должна быть размещена на главной странице интернет-магазина. На наш взгляд, указанное требование о размещении информации о лице, уполномоченном продавцом рассматривать обращения покупателей, является ничем иным как попыткой в принудительном порядке обязать продавцов рассматривать поступающие электронные обращения покупателей о нарушении их законных прав. В свою очередь, порядок рассмотрения электронных обращений установлен ст. 25 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18.07.2011 № 300-3 (далее – Закон). В соответствии с п. 1 ст. 25 настоящего Закона обязанность по рассмотрению электронных обращений установлена только для государственных органов и иных государственных организаций. Электронные обращения, поступившие в организации, не указанные в ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона, не рассматриваются, если иной порядок работы с такими обращениями не определен руководителем организации. Учитывая тот факт, что Закон Республики Беларусь обладает большей юридической силой по отношению к постановлению Совета Министров Республики Беларусь – включение подобного требования считаем не соответствующим законодательству. Также необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. При размещении информации об уполномоченном лице на рассмотрение обращений покупателей о нарушении их прав на главной странице интернет-магазина – это никоим образом не поспособствует ускорению процесса по рассмотрению таких обращений, т.к. все те вопросы, которые могли быть решены покупателем путем обращения в колл-центр интернет-магазина, будут автоматически направляться на электронную почту уполномоченного лица, что приведет к необходимости рассматривать каждое такое обращение независимо от того, касается оно нарушений прав потребителя или нет. Таким образом, работа сотрудников колл-центра перейдет к юридическому отделу продавца, где штат сотрудников значительно меньше. Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона обращения должны быть рассмотрены в срок не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца. Фактически, каждое такое поступившее обращение будет рассматриваться не позднее одного месяца, что явно не соответствует той цели, ради которой данное требование предлагается установить. Также в п. 1.5 проекта предлагается обязать продавца доводить до сведения потребителя при передаче товара информацию о правах покупателя и обязанностях продавца в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. В свою очередь проектом не предусмотрено, в каком объеме данная информация должна быть предоставлена, в каком виде, каким образом продавец должен будет подтверждать в случае спора, что указанная информация действительно была предоставлена покупателю. На наш взгляд, предоставление указанной информации не имеет никакого практического смысла по следующим причинам:

1. если объем предоставляемой информации будет значительным, а именно так и будет ввиду того, что законодательство о защите прав потребителей включает в себя Закон, правила продажи и др. НПА, – при передаче товара покупатель никогда не будет читать эту информацию;

2. предоставление указанной информации не гарантирует покупателю наличие дополнительной правовой защиты его законных прав и интересов;

3. тексты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы защиты прав потребителей, официально публикуются и размещены в открытом доступе на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь;

4. обязанность по разъяснению законодательства и консультированию населения по вопросам защиты прав потребителей возложена на государственные органы и иные государственные организации, осуществляющие защиту прав потребителей.

П. 1.5 проекта также предлагается обязать продавца размещать на главной странице интернет-магазина номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц. На наш взгляд, данное требование также поспособствует увеличению количества необоснованных обращений покупателей к работникам местных исполнительных и распорядительных органов, которые не могут владеть достаточной информацией для своевременного рассмотрения вопроса покупателя, в то время как сотрудники колл-центра интернет-магазина располагают всей нужной информацией и готовы оперативно решить вопрос покупателя или зафиксировать обращение и передать на рассмотрение уполномоченных работников продавца. С учетом вышеизложенного категорически не согласны с предлагаемыми проектом изменениями в части:

а) размещения информации о номерах контактных телефонов, адресе электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей;

б) доведения до сведения потребителя при передаче товара информации о правах покупателя и обязанностях продавца в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Размещение на главной странице интернет-магазина информации о номерах контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, считаем нецелесообразным

Не учтено. Изменения в Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет подготовлены с учетом практики их применения, а также на основании анализа обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей при приобретении товаров в интернет-магазинах. Учитывая особенности дистанционной торговли, полагаем оправданным и необходимым установление дополнительных требований к владельцам интернет-магазинов, направленных на реализацию прав потребителей при приобретении ими товаров в сети Интернет

 

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».