/ / Новости PRAVO.BY
04.03.2021

Минфин подвел итоги обсуждения проекта постановления по некоторым вопросам бухучета запасов

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Министерства финансов Республики Беларусь «О некоторых вопросах бухгалтерского учета запасов», разработка которого обусловлена совершенствованием бухгалтерского учета запасов на основе Международных стандартов финансовой отчетности.

Проект предполагает утверждение национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Запасы», которым регулируются вопросы, связанные с признанием запасов, их классификацией и оценкой, прекращением признания запасов, особенностями бухгалтерского учета тары.

Организатор общественного обсуждения – Министерство финансов Республики Беларусь.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 20 по 30 января 2021 г. Также замечания и предложения можно было направлять организатору общественного обсуждения на электронную почту.

Замечания и предложения были получены от физических лиц, Гомельского областного Союза нанимателей.

Результаты их рассмотрения представлены в сводной таблице.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Министерства финансов Республики Беларусь «О некоторых вопросах бухгалтерского учета запасов», которым утверждается национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование

(в случае неучета)

Редакция (в случае учета)

Пункт 2 проекта стандарта:

«Для целей настоящего Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности используются следующие термины и их определения:

запасы – активы, предназначенные для использования (реализации) или используемые (реализуемые) организацией в течение периода не более 12 месяцев или обычного операционного цикла;»

Вводится категория «обычный операционный цикл», которая нигде не упоминается в законодательстве по бухгалтерскому учету. На практике применяется текущая или основная деятельность (описывается в учетной политике). Определение запасов в Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133, вполне емкое и основывается на МСФО (IAS) 2 «Запасы».

В пункт 2 проекта стандарта добавить абзацы следующего содержания:

«обычный операционный цикл – период времени с момента поступления сырья и материалов организацию до получения выручки от реализованной продукции, товаров, работ, услуг;

производственный цикл – срок, в течение которого сырье и материалы преобразуются в готовую продукцию;»

 

Предложение будет проработано с заинтересованными

В проект стандарта не включены упрощенные методы учета транспортно-заготовительных затрат, метод списания материалов по мере выдачи их в производство

Это приведет к ухудшению и усложнению учета транспортно-заготовительных затрат. Организации должны будут перестроить организационные процессы складского учета и диспетчеризации

 

Учтено

В проекте стандарта отсутствует определение термина «инвентарь»

Требуется четко прописать, что есть инвентарь, или дать право организациям самостоятельно решить, что для них инвентарь

Не учтено. Отнесение объектов к инвентарю осуществляется организацией самостоятельно исходя из их функционального назначения и закрепляется в локальном правовом акте. При классификации этих объектов организацией могут быть использованы определения, содержащиеся в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации, а также перечни видов основных средств, приведенные в приложении к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161

 

В проекте стандарта отсутствует определение термина «специальные инструменты и специальные приспособления»

В пункте 23 проекта стандарта дать пояснение, что относится к специальным инструментам и специальным приспособлениям

Не учтено. Отнесение объектов к специальным инструментам и специальным приспособлениям осуществляется организацией самостоятельно исходя из их функционального назначения и закрепляется в локальном правовом акте. При классификации этих объектов организацией могут быть использованы определения, содержащиеся в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации, а также перечни видов основных средств, приведенные в приложении к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161

 

Пункт 2 проекта стандарта:

«запасы – активы, предназначенные для использования (реализации) или используемые (реализуемые) организацией в течение периода не более 12 месяцев или обычного операционного цикла.

Абзац третий пункта 3 проекта стандарта:

«…за исключением случаев, когда эти объекты принимаются организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств (далее – отдельные предметы в составе средств в обороте);»

Срок службы инструмента зависит от интенсивности его использования, а интенсивность эта в разных организациях разная. Представляется целесообразным установление такого срока отнести к компетенции самой организации

 

Учтено

Абзац первый пункта 6 проекта стандарта:

«Запасы классифицируются организацией по видам исходя из их предназначения на каждом этапе обычного операционного цикла.»

Предлагается новая редакция пункта 6 проекта стандарта:

«Запасы классифицируются организацией по видам исходя из их предназначения на каждом этапе обычного производственного цикла.»

Не учтено. Классификация запасов осуществляется и после завершения производственного цикла

 

Абзац второй пункта 7 проекта стандарта:

«Порядок определения даты принятия к бухгалтерскому учету запасов устанавливается организацией в положении об учетной политике исходя из специфики осуществляемой ею деятельности, условий заключенных договоров. Дата принятия к бухгалтерскому учету запасов не может быть установлена ранее даты получения рисков и выгод, связанных с правом собственности на эти запасы.»

Предлагается новая редакция абзаца второго пункта 7 проекта стандарта:

«Порядок определения даты принятия к бухгалтерскому учету запасов устанавливается организацией в положении об учетной политике исходя из специфики осуществляемой ею деятельности, условий заключенных договоров, особенностей приемки товаров по количеству и качеству и иных факторов.».

Датой принятия организацией запасов на бухгалтерский учет может являться:

дата их фактического получения, указанная в транспортных, коммерческих и иных документах (ТТН-1, CMR-накладной, счете-фактуре (инвойсе), акте приема-передачи, приходном ордере и др.), которые в соответствии с законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота используются для подтверждения совершения сделок;

дата помещения товаров под таможенные режимы (процедуры), предусмотренные таможенным законодательством;

дата принятия активов к перевозке, если она осуществляется собственным транспортом организации;

дата принятия активов к перевозке экспедитором (перевозчиком), если оплату их услуг производит организация – получатель активов;

иная дата, установленная учетной политикой организации.»

Не учтено. Порядок определения даты принятия к бухгалтерскому учету запасов целесообразно устанавливать каждой организации самостоятельно с учетом особенностей гражданско-правовых отношений и ограничения, предусмотренного абзацем вторым пункта 7 проекта стандарта

 

Пункт 8 проекта стандарта:

«Первоначальной стоимостью приобретенных за плату запасов является фактическая себестоимость, включающая фактические затраты на их приобретение, в том числе:

стоимость запасов по ценам приобретения;

таможенные сборы и пошлины;

транспортно-заготовительные затраты, к которым относятся затраты на погрузку запасов в транспортные средства и их доставку в организацию, не включенные в цену приобретения этих запасов; затраты на хранение запасов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, в портах и другие затраты, непосредственно связанные с доставкой запасов в организацию;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.

Торговые и другие аналогичные скидки не включаются в первоначальную стоимость приобретенных за плату запасов.»

Предлагается новая редакция пункта 8 проекта стандарта:

«Первоначальной стоимостью приобретенных за плату запасов является фактическая себестоимость, включающая фактические затраты на их приобретение, в том числе:

стоимость запасов по ценам приобретения;

таможенные сборы и пошлины;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;

затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;

затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;

транспортно-заготовительные затраты, затраты на хранение и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.

Торговые и другие аналогичные скидки не включаются в первоначальную стоимость приобретенных за плату запасов.»

Не учтено. В пункте 8 проекта стандарта состав фактической себестоимости приобретенных за плату запасов приведен без подробной детализации.

Детализированный перечень затрат на приобретение запасов, включаемых в фактическую себестоимость запасов, может быть установлен организациями самостоятельно

 

Абзац третий пункта 9 проекта стандарта:

«Первоначальной стоимостью попутной (сопряженной, побочной) продукции может являться ее чистая стоимость реализации (в случае, если эта продукция предназначена для реализации) или справедливая стоимость.»

Предлагается абзац третий пункта 9 проекта стандарта изложить в новой редакции:

«Первоначальной стоимостью попутной (сопряженной, побочной) продукции может являться ее чистая стоимость реализации (в случае, если эта продукция предназначена для реализации) или справедливая стоимость в случае, если попутная (сопряженная, побочная) продукция является частью дальнейшего производственного цикла, первоначальной стоимостью является условная оценка.»

 

Учтено

Пункт 12 проекта стандарта:

«Первоначальной стоимостью запасов, полученных организацией безвозмездно, является их справедливая стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а при невозможности достоверного ее определения – стоимость, по которой эти запасы числились в бухгалтерском учете передающей стороны на дату передачи.»

Предлагается новая редакция пункта 12 проекта стандарта:

«Первоначальной стоимостью запасов, полученных организацией безвозмездно, является их справедливая стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или остаточная стоимость, числящаяся в бухгалтерском учете передающей стороны на первое число месяца, в котором произошла его передача в установленном законодательством порядке.»

Не учтено. Реализация этого предложения повлечет нарушение установленного пунктом 8 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» принципа осмотрительности, который означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов – занижена

 

Первое предложение пункта 13 проекта стандарта:

«Первоначальной стоимостью запасов, полученных в обмен на другие активы, является справедливая стоимость этих запасов.»

Предлагается новая редакция первого предложения пункта 13 проекта стандарта:

«Первоначальной стоимостью запасов, полученных в обмен на другие активы, является справедливая стоимость этих запасов или стоимость передаваемых или подлежащих передаче другой организации неденежных активов, по которой они были отражены в бухгалтерском учете передающей стороны.»

Не учтено. Реализация этого предложения повлечет нарушение установленного пунктом 8 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» принципа осмотрительности, который означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов – занижена

 

Пункт 14 проекта стандарта:

«Первоначальной стоимостью запасов, полученных при выбытии (в том числе частичном выбытии) основных средств и других долгосрочных активов, при их ремонте, реконструкции (модернизации, реставрации), проведении иных аналогичных работ, а также в виде возвратных отходов является чистая стоимость реализации (в случае, если эти запасы предназначены для реализации) или справедливая стоимость запасов.»

Предлагается новая редакция пункта 14 проекта стандарта:

«Первоначальной стоимостью запасов, полученных при выбытии (в том числе частичном выбытии) основных средств и других долгосрочных активов, при их ремонте, реконструкции (модернизации, реставрации), проведении иных аналогичных работ, а также в виде возвратных отходов является чистая стоимость реализации (в случае, если эти запасы предназначены для реализации) или справедливая стоимость запасов.

Чистая стоимость реализации и справедливая стоимость запасов определяется на основании акта о внутренней оценке.»

Не учтено. Порядок определения и документального оформления чистой стоимости реализации и справедливой стоимости запасов устанавливается локальными правовыми актами организации

 

Пункт 15 проекта стандарта:

«Первоначальной стоимостью выявленных при инвентаризации излишков запасов (за исключением запасов, произведенных в организации) является стоимость, определенная на основании заключения и отчета об оценке, составленных исполнителем оценки, с которым организацией заключен договор на оказание соответствующих услуг, или акта о внутренней оценке (в случае проведения оценки организацией самостоятельно).

Первоначальная стоимость выявленных при инвентаризации излишков запасов, произведенных в организации, определяется в порядке, установленном положением об учетной политике организации.»

Предлагается новая редакция пункта 15 проекта стандарта:

«Первоначальной стоимостью выявленных при инвентаризации излишков запасов (за исключением запасов, произведенных в организации) является стоимость, определенная на основании заключения и отчета об оценке, составленных исполнителем оценки, с которым организацией заключен договор на оказание соответствующих услуг, или акта о внутренней оценке (в случае проведения оценки организацией самостоятельно).»

Не учтено. Порядок оценки выявленных при инвентаризации излишков запасов, произведенных в организации, полагаем целесообразным установить в положении об учетной политике организации

 

Первое предложение пункта 16 проекта стандарта:

«В первоначальную стоимость запасов в случаях, указанных в пунктах 11-13 настоящего Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности, включаются транспортно-заготовительные затраты.»

Предлагается новая редакция первого предложения пункта 16 проекта стандарта:

«В первоначальную стоимость запасов в случаях, указанных в пунктах 11-13 настоящего Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности, включаются транспортно-заготовительные затраты, если они не признаются в организации расходами на реализацию.»

Не учтено. Особенности отражения транспортно-заготовительных затрат, относящихся к приобретенным организацией товарам, изложены в части второй пункта 16 проекта стандарта

 

Первое предложение пункта 17 проекта стандарта:

«Полученные организацией материалы в случаях, указанных в пунктах 8, 11-13, 15 настоящего Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности, могут приниматься к бухгалтерскому учету в условной оценке с обособленным отражением отклонений на счетах 15 «Заготовление и приобретение материалов» и (или) 16 «Отклонение в стоимости материалов» или на счете 10 «Материалы» (отдельный субсчет).»

Предлагается новая редакция первого предложение пункта 17 проекта стандарта:

«Полученные организацией материалы в случаях, указанных в пунктах 8, 11-13, 15 настоящего Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности, могут приниматься к бухгалтерскому учету в условной оценке с обособленным отражением отклонений на счетах 15 «Заготовление и приобретение материалов» и (или) 16 «Отклонение в стоимости материалов» или на счете 10 «Материалы (в том числе строительные материалы) (отдельный субсчет).»

Не учтено. Порядок бухгалтерского учета строительных материалов организациями, исполняющими в соответствии с законодательством функции подрядчика, установлен Инструкцией о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.01.2008 № 4

 

Пункт 18 проекта стандарта:

«Запасы (кроме товаров, учитываемых по розничным ценам, животных на выращивании и откорме, а также запасов, указанных в пункте 19 настоящего Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности), отпущенные в производство или выбывшие (далее – выбывшие) в отчетном периоде, оцениваются одним из следующих способов:

по средней стоимости;

по стоимости первых по времени поступления запасов (далее – способ ФИФО).»

Предлагается новая редакция пункта 18 проекта стандарта:

«Запасы (кроме товаров, учитываемых по розничным ценам, животных на выращивании и откорме, а также запасов, указанных в пункте 19 настоящего Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности), отпущенные в производство или выбывшие (далее – выбывшие) в отчетном периоде, оцениваются одним из следующих способов:

по стоимости каждой единицы;

по средней стоимости;

по стоимости первых по времени поступления запасов (далее – способ ФИФО).»

 

Учтено

Абзац первый пункта 25 проекта стандарта:

«Последующая учетная оценка запасов (кроме товаров, учитываемых по розничным ценам, и животных на выращивании и откорме) осуществляется на отчетную дату путем сопоставления по каждой единице бухгалтерского учета запасов первоначальной стоимости и чистой стоимости реализации, определяемой в порядке, установленном положением об учетной политике организации.»

Предлагается новая редакция абзаца первого пункта 25 проекта стандарта:

«Последующую учетную оценку запасов (кроме товаров, учитываемых по розничным ценам, и животных на выращивании и откорме) организации имеют право осуществлять на отчетную дату путем сопоставления по каждой единице бухгалтерского учета запасов первоначальной стоимости и чистой стоимости реализации, определяемой в порядке, установленном положением об учетной политике организации. Применение (неприменение) указанного права оговаривается в положении об учетной политике организации.»

Не учтено.

Резервы под снижение стоимости запасов создаются в целях реализации установленного пунктом 8 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» принципа осмотрительности, который означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов – занижена.

В настоящее время создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей является обязанностью организации (пункты 19-23 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133)

 

Пункт 28 проекта стандарта:

«Признание запасов прекращается при отчуждении их другому лицу или возникновении обстоятельств, в связи с которыми организация не предполагает получение экономических выгод от этих запасов.»

Предлагается новая редакция абзаца первого пункта 28 проекта стандарта:

«Признание запасов прекращается при отчуждении их другому лицу или возникновении обстоятельств, в связи с которыми организация не предполагает получение экономических выгод от этих запасов, при этом их стоимость с учетом отклонений списывается на расходы организации на счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности.»

Не учтено. Бухгалтерские записи по отражению выбытия запасов приведены в Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50

 

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством финансов для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».