/ / Новости PRAVO.BY
17.06.2021

Какие предложения поступили в нацплан действий по развитию «зеленой» экономики в Беларуси до 2025 года в ходе общественного обсуждения?

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 годы».

В соответствии с проектом в план включены мероприятия, которыми предусмотрены:

  • внедрение принципов устойчивого потребления и производства;
  • развитие сферы «зеленого» финансирования, экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики), органического сельского хозяйства, экологического туризма (устойчивого туризма), низкоуглеродной энергетики, электротранспорта (инфраструктуры) и городской мобильности;
  • формирование «умных» и энергоэффективных, «зеленых» городов;
  • смягчение последствий изменения климата и адаптация к климатическим изменениям;
  • сохранение и устойчивое использование биологического и ландшафтного разнообразия;
  • проведение информационных, образовательных мероприятий;
  • научное обеспечение перехода к «зеленой» экономике.

Организатор общественного обсуждения – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 27 мая по 6 июня 2021 г. Также замечания и предложения можно было направлять организатору общественного обсуждения на электронную почту.

В установленные сроки от 2 участников обсуждения поступило 14 предложений (замечаний).

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 годы»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование (в случае неучета)

Редакция (в случае учета)

Структурный элемент проекта постановления не указан

Замечания от пользователя

«Владимир Турко»

Источник: https://forumpravo.by/forums/?forum=15&topic=16253 – Правовой форум Беларуси):

 

 

1. В проекте отсутствуют показатели выполнения плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь по годам (на этом можно было бы и заканчивать рассматривать этот «важный» документ)

Не учтено

На основании части четвертой пункта 3 статьи 46 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», пункта 10 Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56 «О публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов».

 

2. Нарушается принцип межсекторальности, отражает взаимодействие представителей различных секторов общества в процессе принятия решений. Как «зеленая» экономика будет взаимодействовать с «традиционной» экономикой (нефтегазохимией и др.)? Описание механизма взаимодействия (трансформации)?

Не учтено

На основании части четвертой пункта 3 статьи 46 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», пункта 10 Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56 «О публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов»

 

3. Нарушается принцип научности, предусматривающий раскрытие причинно-следственных связей между явлениями, процессами, событиями, а также обязательное включение в Национальный план только актуальной и современной информации, отвечающей современному уровню развития науки: использование эфемерных показателей. Так в главе 4 «ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В СТРАНЕ» используется показатель «глобальный гектар»: «Международные оценки. Республика Беларусь относится к странам, которые обладают большим экологическим следом, и наносимый ими ущерб природе довольно значительный. Экологический след среднего потребителя Беларуси (4,2 гаг) более чем в 1,5 раза превышает соответствующий среднемировой показатель (2,8 гаг). Сочетание данного показателя с Индексом человеческого развития отражает минимальные условия для устойчивого развития. В этой связи при высоких темпах экономического роста необходимо реализовывать дополнительные мероприятия по сокращению выбросов парниковых газов, что позволит компенсировать их увеличение, связанное с высоким экономическим ростом». Антинаучный показатель и хотелось бы проверить достоверность данной информации (нарушение причинно-следственных связей)

Не учтено

На основании части четвертой пункта 3 статьи 46 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», пункта 10 Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56 «О публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов»

 

4. Насколько мне известно, в Республике Беларусь отсутствует собственная (суверенная) модель потребления и производства (Цель 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства»). Дайте ссылку на хотя бы одну бизнес-модель «циркулярной» экономики. Бизнес-модель и национальная экономика зиждутся на разных принципах развития

Не принято к рассмотрению

На основании пункта 11 Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56 «О публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов»

 

5. Следующее несоответствие: на стр. 15 в рамках госзакупок «сформулированы два новых принципа проведения государственных закупок: стимулирование инноваций и экологизация государственных закупок, позволяющих ограничить закупки товаров, бывших в эксплуатации, употреблении, функционирующих на устаревших, неэффективных, неэкологичных технологиях», тогда как весь документ пропитан принципами (9R), один из которых: ремонт вместо приобретения новых товаров (repair)

Не учтено

На основании части четвертой пункта 3 статьи 46 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», пункта 10 Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56 «О публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов»

 

6. Неужели у нас нет возможности разработки собственной методики ресурсоэффективного и более чистого производства для проведения экологического аудита, а есть необходимость использовать разработанную Организацией ООН по промышленному развитию (ЮНИДО)?

Не принято к рассмотрению

На основании пункта 11 Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56 «О публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов»

 

7. Проверьте актуальность информации: «Белорусско-британское предприятие «Юнисон» и китайская компания Zotye International Automobile Trading подписали соглашение об организации в Беларуси сборочного производства 30 тыс. электромобилей марки Zotye с высокой степенью локализации до 2022 года для последующей эксклюзивной поставки продукции на рынки стран СНГ»

Не принято к рассмотрению

На основании пункта 11 Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56 «О публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов»

 

8. Использование «птичьего языка» (Оруэлловского новояза) в документе: «циркулярная», «инклюзивная» и др. У нас богатый Русский Язык

Не принято к рассмотрению

На основании пункта 11 Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56 «О публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов»

 

9. САМОЕ ВАЖНОЕ: «Развитие «зеленой» экономики в республике требует формирования системы показателей (экологических, экономических и социальных), позволяющих выявить и определить приоритетность проблем и оценить эффективность реализуемых мероприятий» – это полная утрата суверенитета (вопрос национальной безопасности Республики Беларусь). В статье The Great Reset is Here: Follow the Money говорится о Парижском соглашении по климату как правовой основе запланированного передела мировой экономики. Главный инструмент такого передела – ESG (Environmental, Social, Governance) – инвестирование. ESG – это стандарты, которые должны определять экологические, социальные и управленческие параметры объектов инвестирования (компаний). Внедрение стандартов ESG будет поручено гигантским инвестиционным холдингам типа BlackRock.

Вывод: полная профанация развития экономики РБ, калька на НСУР-2035. Там же и разрабатываемая стратегия развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) Республики Беларусь на период до 2035 г. Неотъемлемой частью нормотворческой практики должно стать использование передовых методик прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов, активное общественное и экспертное обсуждение и оценка проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия нашим национальным интересам. Потребуется совершенствование научных подходов, разработка новых моделей, позволяющих вырабатывать адекватные ответы на вызовы и прогнозы внешнего окружения. К этому подталкивает и тот факт, что модели, разработанные для отдельных стран для определенного исторического времени, шаблонно переносятся на иные страны, находящихся в совершенно других исторических условиях. А бездумное копирование моделей, без учета национальных особенностей социально-экономических реалий, приводит к деградации «наших» экономических институтов

Не учтено

На основании части четвертой пункта 3 статьи 46 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», пункта 10 Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56 «О публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов»

 

 

Предложения от пользователя «ОО «Минское велосипедное общество»»

 

Источник: https://forumpravo.by/forums/?forum=15&topic=16253 – Правовой форум Беларуси):

 

 

ГЛАВА 2. Термины и определения

1. Термин «городская мобильность»

Для целей настоящего Национального плана применяются следующие основные термины и их определения:

городская мобильность – подвижность людей, измеряемая количеством перемещений пешком или на транспорте, преодолевая городское пространство в процессе своей жизнедеятельности.

На стр. 26 проекта Национального плана сказано: «Разрабатываются региональные планы устойчивой городской мобильности…». В главе 7 Государственной программы «Транспортный комплекс» на 2021–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2021 № 165 (далее – программа «Транспортный комплекс»), упоминаются «планы устойчивой городской мобильности», при этом согласно подстрочной сноске «Устойчивая городская мобильность – обеспечение жителям города возможности выбора и использования безопасного, комфортного, быстрого, доступного и экономически целесообразного способа перемещения, который является альтернативным использованию личного автомобиля (с использованием одного или нескольких видов транспорта общего пользования, либо средств индивидуальной мобильности, либо пешком, либо путем сочетания этих способов перемещения)». Очевидно, что «городская мобильность» и «устойчивая городская мобильность» – не одно и то же. Соответственно, предлагается:

заменить в гл. 2 проекта Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2025 года (далее – проект Национального плана) термин «городская мобильность» на термин «устойчивая городская мобильность», заимствовав его определение из подстрочной сноски программы «Транспортный комплекс»;

заменить по тексту проекта Национального плана термин «городская мобильность» на термин «устойчивая городская мобильность»

 

Учтено

Произведена замена терминологии по тексту документа.

В документе будет представлена следующая редакция термина:

«Устойчивая городская мобильность – обеспечение жителям города возможности выбора и использования безопасного, комфортного, быстрого, доступного и экономически целесообразного способа перемещения, который является альтернативным использованию личного автомобиля (с использованием одного или нескольких видов транспорта общего пользования, либо средств индивидуальной мобильности, либо пешком, либо путем сочетания этих способов перемещения)»

2. Термин «средства индивидуальной мобильности»

В программе «Транспортный комплекс» используется термин «средства индивидуальной мобильности», а не «средства персональной мобильности». Предлагается согласовать терминологию

 

Учтено

Термин «средства персональной мобильности» заменен на «средства индивидуальной мобильности»

Мероприятия проекта Национального плана

Раздел «Развитие электротранспорта (инфраструктуры) и городской мобильности»

3. На стр. 26 проекта Национального плана сказано: «Разрабатываются региональные планы устойчивой городской мобильности…», однако в разделе «Развитие электротранспорта (инфраструктуры) и городской мобильности» отсутствует соответствующее мероприятие. В п. 8 Подпрограммы 2 «Автомобильный, городской электрический транспорт и метрополитен» Приложения 6 к программе «Транспортный комплекс» содержится следующее мероприятие: «Разработка пилотных планов устойчивой городской мобильности (не менее одного пилотного плана для городов с населением не менее 30 тыс. человек по каждой области)». Предлагается дополнить данный раздел мероприятий аналогичным мероприятием

 

Учтено

Раздел «Развитие электротранспорта (инфраструктуры) и городской мобильности» Мероприятий Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 годы дополнен соответствующим мероприятием

4. Пункт 46

Развитие сети зарядных станций для комфортного и беспрепятственного передвижения электромобилей, электромотоциклов. электромопедов, электровелосипедов и иных средств персональной мобильности по территории республики.

Расширение зарядных сетей для обслуживания электрических транспортных средств (электромобили, электромотоциклы, электромопеды, электровелосипеды) и средства персональной мобильности. Из чего следует, что в результате «развития сети зарядных станций» планируется получить в качестве «ожидаемого результата» только «расширение зарядных сетей». При этом:

не ясно соотношение между «сети зарядных станций» и «зарядные сети»;

для зарядки «электровелосипедов и иных средств персональной мобильности» необходима обычная розетка на 230 В. Однако, имеющиеся «зарядные станции для электромобилей» не имеют таких розеток, что не позволяет заряжать на них «электровелосипеды и иные средства персональной мобильности». Соответственно, «развитие» сети имеющихся «зарядных станций» не позволит получить планируемый результат. Также очевидна экономическая нецелесообразность установки отдельных зарядных станций для зарядки только «электровелосипедов и иных средств персональной мобильности». Исходя из вышеизложенного, предлагается изложить п. 46 мероприятий в следующей редакции: «Реконструкция существующих и установка новых зарядных станций для комфортного и беспрепятственного передвижения электромобилей, электромотоциклов, электромопедов, электровелосипедов и иных средств индивидуальной мобильности по территории республики»

 

Учтено частично

Изменена формулировка и пункт 46 разделен на подпункты:

«46.1. Развитие сети зарядных станций для комфортного и беспрепятственного передвижения электромобилей, электромотоциклов. электромопедов, электровелосипедов и иных средств персональной мобильности по территории республики.

46.2. Проанализировать возможность реконструкции существующих зарядных станций в части дооснащения розетками на 220 В и реализации в дальнейшем дооснащения существующих зарядных станций».

Результатом выполнения мепроприятия станет:

«Подготовлено обоснование и проведено дооснащение отдельных существующих зарядных станций»

5. Пункт 49

Формирование инфраструктуры для велосипедов и иных средств персональной мобильности … Минстройархитектуры, облисполкомы, рай(гор)исполкомы

Разработка и реализация комплекса мероприятий по: организационному обеспечению; адаптации улично-дорожной сети к велосипедному движению; созданию велосипедных коммуникаций; обеспечению безопасности велосипедистов; развитию велосипедного движения. Разработка и принятие схем велосипедного движения для населенных пунктов с численностью более 100 тыс. населения. Создание с учетом схем велосипедного движения инфраструктуры для беспрепятственного и безопасного движения, парковки, хранения и сервисного обслуживания велосипедов и иных средств персональной мобильности. Предлагается в колонке «исполнители» добавить подстрочную сноску (*) со следующим текстом: «* При участии общественной организации «Минское велосипедное общество».

Чего именно «организационному обеспечению»?

В п. 11.4.6 строительных норм СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов», утвержденных постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 ноября 2020 г. № 94 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.03.2021, 8/36480) используется термин «места для стоянки велосипедов», а не «места для парковки велосипедов».

При велосипедном движении необходимо принимать меры по «обеспечению безопасности» не только «велосипедистов», но и иных участников дорожного движения (пешеходов и др.). Предлагается изложить в следующей редакции: «Разработка и реализация комплекса мероприятий по: организационному обеспечению развития велосипедного движения; адаптации улично-дорожной сети к велосипедному движению; созданию велосипедных коммуникаций, мест для стоянки, хранения и сервисного обслуживания велосипедов; обеспечению безопасности велосипедистов и иных участников дорожного движения. Разработка и принятие схем велосипедного движения для населенных пунктов с численностью более 100 тыс. населения. Создание с учетом схем велосипедного движения инфраструктуры для беспрепятственного и безопасного движения, стоянки, хранения и сервисного обслуживания велосипедов и иных средств персональной мобильности»

 

Учтено

Состав исполнителей пункта 49 расширен. В частности, сноской указано: «при участии общественной организации «Минское велосипедное общество».

Мероприятие расширено и представлено в предлагаемой формулировке:

«Разработка и реализация комплекса мероприятий по: организационному обеспечению развития велосипедного движения; адаптации улично-дорожной сети к велосипедному движению; созданию велосипедных коммуникаций, мест для стоянки, хранения и сервисного обслуживания велосипедов; обеспечению безопасности велосипедистов и иных участников дорожного движения. Разработка и принятие схем велосипедного движения для населенных пунктов с численностью более 100 тыс. населения. Создание с учетом схем велосипедного движения инфраструктуры для беспрепятственного и безопасного движения, стоянки, хранения и сервисного обслуживания велосипедов и иных средств персональной мобильности»

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством природных ресурсов и окружающей среды для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».