/ / Новости PRAVO.BY
14.06.2021

Профессионально об актуальном: Комментарий к указу по вопросам оказания поддержки организациям физической культуры и спорта

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 20 марта 2021 г.

В связи с окончанием 31 декабря 2020 г. срока действия Указа Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2013 г. № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» (далее – Указ № 191), а также эффективностью предусмотренных его нормами мер поддержки спортивных организаций, которые положительно зарекомендовали себя на практике, Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 497 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 497) осуществлена пролонгация Указа № 191 на очередной олимпийский цикл до 31 декабря 2024 г., а также внесены определенные изменения с учетом практики применения.

Справочно
В настоящее время в соответствии с Указом № 191 поддержку получают 76 организаций физической культуры и спорта (далее – спортивные организации), в том числе НОК Беларуси, Белорусская ассоциация студенческого спорта, Белорусский клуб биатлона, 23 федерации (союза, ассоциации) по виду (видам) спорта, являющиеся республиканскими общественными объединениями (далее – федерации) и 50 клубов по игровым видам спорта (далее – клубы).

Реализация Указа № 191 позволила привлечь средства клубов для обеспечения подготовки спортивного резерва. Так, за период действия Указа № 191 в клубах удалось выстроить действенную вертикаль подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса. В настоящее время из 50 клубов, получающих поддержку, 42 имеют в своей структуре спортивную школу.

Благодаря поддержке сегодня все клубы обеспечены собственным транспортом для доставки спортсменов к местам проведения спортивных мероприятий, а большинство из них имеют на балансе собственные физкультурно-спортивные сооружения и иные объекты, позволяющие осуществлять финансово-хозяйственную деятельность для привлечения средств на свое развитие.

Необходимо отметить, что нормы Указа № 191 достаточно эффективно зарекомендовали себя на практике и позволяют федерациям привлекать внебюджетные средства на развитие видов спорта и подготовку белорусских спортсменов к Олимпийским играм.

В этой связи принимаемые в рамках Указа № 191 меры поддержки государством спортивных организаций в целом эффективны и положительно влияют на развитие физической культуры и спорта, способствуют достижению спортивных результатов.

Вместе с тем практика применения Указа № 191 выявила необходимость дополнительного правового регулирования отдельных вопросов оказания поддержки спортивным организациям.

Так, в целях однозначного понимания норм Указа № 191, регламентирующих, что средства, полученные спортивными организациями в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее – Указ № 300) от государственных организаций, являются средствами поддержки, и в таких случаях на спортивные организации распространяется действие Указа № 191. В этой связи Указом № 497 внесены соответствующие изменения в подпункт 1.5 пункта 1 Указа № 191.

Указом № 497 расширен перечень обязательных условий, дающих клубам право получения поддержки в рамках Указа № 191. В частности, установлены требования об обеспечении согласования с Министерством спорта и туризма направления работающих в этих клубах специалистов, являющихся спортсменами, тренерами и иными специалистами национальных и сборных команд Республики Беларусь по игровым видам спорта, для участия в спортивных мероприятиях за границей, а также их освобождение от работы на основании заявок Министерства спорта и туризма, учреждения «Республиканский центр олимпийской подготовки по игровым видам спорта «Дворец спорта» или федераций (союзов, ассоциаций) по игровым видам спорта для участия в официальных спортивных мероприятиях.

Справочно
В рамках реализации данной нормы принято постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 17 февраля 2021 г. № 5, определяющее порядок согласования направления работников клубов для участия в спортивных мероприятиях за границей.

Включение этих дополнительных требований для клубов было обусловлено следующими причинами.

В настоящее время вопросы вызова спортсменов в составы национальных команд для их выступления за Республику Беларусь на чемпионатах мира и Европы, Олимпийских играх, а также направления спортивных делегаций за границу для участия в спортивных мероприятиях законодательно урегулированы.

Справочно:
В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 329 «О национальных и сборных командах Республики Беларусь по видам спорта» наниматели спортсменов, тренеров и иных специалистов национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, не состоящих с Министерством спорта и туризма или республиканскими центрами олимпийской подготовки в трудовых отношениях, обязаны освобождать их от работы по заявкам Министерства спорта и туризма или республиканских центров олимпийской подготовки для направления на спортивные мероприятия на время, указанное в этих заявках.
В соответствии с частью второй пункта 4 Положения о порядке формирования и направления спортивных делегаций Республики Беларусь за границу для участия в спортивных мероприятиях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2009 г. № 754, включение членов национальных команд Республики Беларусь по видам спорта в составы спортивных делегаций, направленных для участия в спортивных мероприятиях клубами, производится с согласия Министерства спорта и туризма.
В соответствии с частью второй пункта 3 данного Положения местные исполнительные и распорядительные органы, уполномоченные ими организации направляют спортивные делегации за границу для участия в спортивных мероприятиях по согласованию с Министерством спорта и туризма.

Вместе с тем законодательство в сфере физической культуры и спорта не предусматривает никаких санкций к спортивным организациям за несоблюдение вышеназванного порядка.

При этом со стороны руководителей клубов имелись случаи отказов направлять спортсменов для участия в крупных международных спортивных мероприятиях в составах национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, а также направления спортивных делегаций с участием таких спортсменов за границу без согласования с Министерством спорта и туризма.

Такие действия клубов не способствуют реализации государственно-значимых задач по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса.

С учетом практики применения Указа № 191 Указом № 497 также определены обязательные условия, дающие право получения поддержки федерациям (пункт 21 Указа № 191).

В качестве таких условий установлены:

  • наличие сметы, согласованной с Министерством спорта и туризма, предусматривающей доходы и расходы за счет средств поддержки, предпринимательской деятельности, а также компенсационных выплат международных и европейских спортивных организаций за проведение спортивных мероприятий, с приложением подписанной руководителем федерации, информации о размерах и направлениях расходов этой федерации на финансирование спортивных мероприятий республиканского или местных календарных планов проведения спортивных мероприятий, организатором которых является эта федерация;
  • представление в Министерство спорта и туризма:
    • ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчета об исполнении сметы;
    • по запросу информации об использовании средств иностранной безвозмездной помощи, а также расходах на заработную плату и взносы (отчисления) на социальное страхование работников республиканских федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр.

Данные меры направлены на оптимизацию расходов и рациональное использование бюджетных средств и средств поддержки на цели развития спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва, в том числе в вопросах совместного финансирования проведения спортивных мероприятий со стороны государства и федераций, а также недопущения необоснованного завышения уровня заработной платы работников федераций, поскольку значительную долю финансирования федераций составляют средства поддержки, а также средства, высвобождаемые за счет предоставленных налоговых льгот.

Необходимо отметить, что в ряде случаев проведение в Республике Беларусь международных спортивных мероприятий осуществляется в значительной мере за счет бюджетных средств, при этом по итогам их проведения международные и европейские спортивные организации осуществляют компенсационные выплаты за проведение этих спортивных мероприятий национальным федерациям, которые расходуются федерациями на реализацию уставных целей и задач.

В этой связи данная норма Указа № 191 позволит обеспечить рациональное распределение финансирования проведения спортивных мероприятий на паритетных началах государства и федераций.

В рамках реализации данного подхода в 2019 году усовершенствован механизм рассмотрения государственными органами заявок федераций на получение от международных спортивных организаций права проведения на территории Республики Беларусь международных спортивных мероприятий.

В частности, в соответствии с пунктом 23 Положения о порядке проведения на территории Республики Беларусь спортивных мероприятий, утвержденного постановлением Правительства Республики Беларусь от 19 сентября 2014 г. № 902 (далее – Положение № 902), федерация при направлении на согласование заявки представляет в согласующие органы информацию:

  • о требованиях международных спортивных организаций по организации трансляции международного спортивного мероприятия, в том числе о правах на доходы от рекламы;
  • о наличии гарантийных обязательств спонсоров международного спортивного мероприятия, предложений рекламодателей, проекта контракта с международной спортивной организацией;
  • о предоставлении финансового плана международного спортивного мероприятия, предусматривающего финансирование из всех возможных источников, распределение доходов от рекламы и реализации билетной программы и иную информацию.

В комплексе вышеназванные нормы Указа № 191 и Положения № 902 позволят наиболее объективно оценивать имеющиеся в стране материально-технические и финансовые ресурсы для проведения таких мероприятий и избежать непредвиденных расходов средств республиканского и местных бюджетов после принятия международными спортивными организациями решения о проведении спортивных мероприятий на территории Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что при невыполнении клубами и федерациями обязательных условий оказания поддержки пунктом 16 Указа № 191 предусмотрены соответствующие санкции в виде взыскания недоплаченных ими налогов и сборов в связи с применением налоговых льгот, установленных данным указом.

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте» одним из основных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта является поддержка олимпийского, паралимпийского и дефлимпийского движений Беларуси.

Учитывая, что общественное объединение «Белорусская спортивная федерация глухих» является организацией, возглавляющей дефлимпийское движение Беларуси, в целях создания равных условий для развития спорта среди людей с ограниченными возможностями названное общественное объединение включено в систему поддержки, регулируемую Указом № 191, наряду с Национальным олимпийским комитетом Республики Беларусь и Паралимпийским комитетом Республики Беларусь.

В целях соблюдения государственных интересов по подготовке белорусских спортсменов высокого класса и оптимизации расходов средств поддержки на содержание спортсменов-легионеров, а также иностранных тренеров, Указом № 497 установлено дополнительное требование к содержанию планов развития клубов, предусматривающее наличие информации об имеющихся (планируемых) финансовых контрактных обязательствах перед каждым спортсменом и тренером команды клуба, участвующей в высшей лиге (в хоккее с шайбой – в экстра-лиге) чемпионата Республики Беларусь и (или) чемпионатах, розыгрышах кубков других государств, а также суммах денежных средств, выплаченных спортивным агентам в предыдущем году (планируемых к выплате в текущем году).

В развитие данных подходов Указом № 497 предусмотрено изменение пункта 19 Указа № 191, наделяющее Министерство спорта и туризма и местные исполнительные и распорядительные органы компетенцией на принятие мер по сокращению клубами экономически необоснованных затрат на выплату денежных средств спортсменам и тренерам, а также спортивным агентам, в том числе иностранным гражданам.

По предложению спортивных организаций, осуществляющих мероприятия по популяризации видов спорта в стране, освещению спортивных событий с использованием электронных порталов, Указом № 497 дополнен перечень видов предпринимательской деятельности, которые спортивные организации могут осуществлять без образования коммерческих организаций, таким видом деятельности, как деятельность веб-порталов.

С учетом существовавших разночтений в трактовке временного периода действия нормы, содержащейся в подпункте 15.3 пункта 15 Указа № 191, данный подпункт дополнен частью третьей, которая предусматривает, что указанная льгота распространяется на клубы, участвующие в европейских клубных турнирах по игровым видам спорта, проводимых международными спортивными федерациями по игровым видам спорта, Континентальной хоккейной лиге и Молодежной хоккейной лиге, начиная с даты получения ими права участия в таких спортивных соревнованиях и в течение года, следующего за спортивным сезоном, в котором клуб участвовал в этих спортивных соревнованиях.

Указом № 497 также внесены изменения в приложения к Указу № 191.

В частности, дополнен перечень расходов клубов по игровым видам спорта на развитие детско-юношеского спорта и инфраструктуры соответствующих видов спорта (приложение 11) следующими расходами на развитие детско-юношеского спорта:

  • выплата компенсации за подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса;
  • строительство и участие в долевом строительстве объектов строительства, в том числе физкультурно-спортивных сооружений и коммуникаций к ним, используемых для подготовки спортивного резерва.

Учитывая, что компенсация выплачивается спортивным организациям, обеспечивающим подготовку спортивного резерва, и в дальнейшем используется на аналогичные цели, данные расходы клубов следует относить к расходам на развитие детско-юношеского спорта.

Справочно
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке и размере выплаты компенсации за подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2014 г. № 910, компенсация выплачивается юридическим или физическим лицом, заключившим со спортсменом первый трудовой или гражданско-правовой договор, предусматривающий осуществление деятельности в сфере профессионального спорта, организации (организациям) – специализированному учебно-спортивному учреждению, средней школе – училищу олимпийского резерва, детско-юношеской спортивной школе (специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва), включенной в структуру клуба по виду (видам) спорта в виде обособленного структурного подразделения, суворовскому училищу, осуществляющему спортивную подготовку в специализированных по спорту классах, в которых осуществлялась спортивная подготовка этого спортсмена, полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, иных средств данной организации и (или) ее учредителя.

Целесообразность отнесения строительства и участия в долевом строительстве объектов строительства, в том числе физкультурно-спортивных сооружений и коммуникаций к ним, используемых для подготовки спортивного резерва, к расходам на развитие детско-юношеского спорта обусловлена практикой применения Указа № 191.

В частности, некоторые клубы за счет средств безвозмездной (спонсорской) помощи осуществляют строительство спортивных объектов для подготовки спортивного резерва, включающих физкультурно-спортивные сооружения, а также места для проживания и питания юных спортсменов.

Учитывая значительную стоимость строительства данных объектов, клубу изыскать дополнительные средства на выполнение требований Указа № 191 о направлении средств на развитие детско-юношеского спорта не представляется возможным, поскольку в редакции Указа № 191, действующей до принятия Указа № 497, такие расходы относились к расходам на развитие инфраструктуры, вне зависимости от того, что данный объект строится для целей подготовки спортивного резерва.

Кроме того, клубам предоставлено право направлять средства поддержки на материальное поощрение спортсменов юниорских, молодежных возрастов – победителей и призеров спортивных соревнований, а также на стимулирующие выплаты за данные спортивные результаты их тренерам и иным специалистам клубов, состоящим в штате этих клубов и обеспечивающим спортивную подготовку таких спортсменов.

А федерациям соответственно предоставлено право направлять средства поддержки на выплату стипендий, учреждаемых этими федерациями, тренерам специализированных учебно-спортивных учреждений и средних школ – училищ олимпийского резерва и (или) спортсменам юниорских, молодежных возрастов – победителям и призерам спортивных соревнований.

Соответствующие изменения внесены в подпункт 1.5 приложения 11 к Указу № 191, а приложение 3 дополнилось пунктом 11.

Перечни видов расходов клубов и федераций дополнены возможностью направления средств поддержки (за исключением субсидий за счет средств местных бюджетов) на реализацию мероприятий по противодействию допингу в спорте, а также медицинскому обслуживанию спортсменов и (или) тренеров, получивших травмы (увечья) и (или) заболевания, связанные с профессиональной деятельностью, в ходе спортивных мероприятий за границей, а также на их транспортировку из-за границы, приобретение необходимых для их лечения лекарственных средств и (или) изделий медицинского назначения.

В рамках реализации Указа № 497 также произведена корректировка постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 383 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников клубов по игровым видам спорта, получающих поддержку», а также принято постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 19 февраля 2021 г. № 6 «О перечне спортивных результатов, относимых к высоким», в связи с окончанием 31 декабря 2020 г. срока действия постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 3 «Об установлении перечня спортивных результатов, достигнутых клубами по виду (видам) спорта и иными организациями физической культуры и спорта на европейских клубных турнирах по игровым видам спорта, в Континентальной хоккейной лиге и Молодежной хоккейной лиге, относимых к высоким».

Вольская Т.А.,
заместитель начальника юридического отдела
Министерства спорта и туризма Республики Беларусь

Емельянов И.Ф.,
заместитель начальника управления спорта – начальник отдела спортивного анализа
и прогноза Министерства спорта и туризма Республики Беларусь

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!