/ / Новости PRAVO.BY
02.06.2021

Минэнерго – об итогах обсуждения мер по реализации Указа о развитии электроэнергетики

Министерством энергетики Республики Беларусь подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2021 г. № 153». Проект направлен на совершенствование регулирования общественных отношений в области электроснабжения, в том числе посредством урегулирования отношений по:

  • передаче и (или) распределению электрической энергии по электрическим сетям энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго»;
  • оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • купле-продаже электрической энергии между организациями ЖКХ, являющимися владельцами блок-станций и (или) потребителями электрической энергии, с использованием электрических сетей указанных энергоснабжающих организаций.

Справочно
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2021 г. № 153 «О развитии электроэнергетики» можно прочитать здесь.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 18 по 28 мая 2021 г. Также замечания и предложения по проекту можно было направлять организатору общественного обсуждения на электронную почту.

При обсуждении проекта форуме оставлено 1 сообщение, на электронную почту замечания и предложения не поступили.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2021 г. № 153»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование

(в случае неучета)

Редакция

(в случае учета)

В целом по проекту постановления

Замечание (предложение) от отдела главного энергетика ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» (поступило на сайт 27.05.2021):

Предлагается предусмотреть в проекте постановления возможность для ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» (далее – Общество) осуществлять передачу и распределение электрической энергии, произведенной блок-станциями Общества установленной электрической мощностью 1,0 МВт и более, своим обособленным подразделениям (филиалам, представительствам), иным структурным подразделениям и (или) объектам электроснабжения в пределах не только одной, но и нескольких областей. Указанное позволит устранить последствия изменения в январе – мае 2020 года Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь порядка расчета тарифа на электрическую энергию, производимую блок-станциями Общества из невозобновляемых источников энергии, существенно ухудшившего экономические условия деятельности Общества в данной сфере, недопущение чего Республика Беларусь гарантировала в рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества «Белтрансгаз» от 25.11.2011, а также снимет вопрос оценки сложившейся ситуации в качестве создания для субъектов хозяйствования не равных условий деятельности, что не отвечало бы декларируемым государствами – членами Евразийского экономического союза подходам к формированию общего электроэнергетического рынка Союза, зафиксированным в Протоколе об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики (Приложение № 21 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Предложение может быть реализовано путем дополнения пункта 3 утверждаемых Правил доступа к услугам по передаче и (или) распределению электрической энергии после фразы «…установленной электрической мощностью 25 МВт и более…» словами «…, а также ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»…», а в части третьей пункта 118 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394, изменения в который вносятся в соответствии с подпунктом 1.33 пункта 1 перечня изменений, вносимых в постановления Совета Министров Республики Беларусь, после фразы «…установленной электрической мощностью 25 МВт и более…» словами «…, а также блок-станциями ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»…». Подробнее существо и обоснование предложения изложены в письменном обращении Общества в адрес Министерства энергетики Республики Беларусь от 26.05.2021 № 3589/32.

В пункте 1 обоснования необходимости принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2021 г. № 153» указано, что проект постановления подготовлен на основании пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2021 г. № 153 «О развитии электроэнергетики» (далее – Указ № 153) и, как следствие, в развитие положений Указа № 153.

Согласно абзацу третьему части первой подпункта 1.2 пункта 1 и части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 153 передача и распределение электрической энергии, произведенной блок-станциями, обособленным подразделениям (филиалам, представительствам), иным структурным подразделениям и (или) объектам электроснабжения владельцев таких блок-станций по электрическим сетям энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго», в пределах нескольких областей допускается только в отношении блок-станций установленной электрической мощностью 25 МВт и более.

При подготовке проекта постановления обеспечено соблюдение определенного пунктами 1 и 2 статьи 6 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о нормативных правовых актах) принципа законности нормотворческой деятельности посредством соответствия нормативного правового акта (постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2021 г. № 153» после его принятия) нормативным правовым актам большей юридической силы – Указу № 153.

Справочно: Согласно пункту 4 статьи 23 Закона о нормативных правовых актах указы Президента Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам Совета Министров Республики Беларусь.

Соблюдение данного принципа законности нормотворческой деятельности контролируется на стадии юридической экспертизы проекта нормативного правового акта.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 47 Закона о нормативных правовых актах к основным критериям оценки проекта нормативного правового акта при проведении обязательной юридической экспертизы отнесено в том числе соответствие такого проекта нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь.

Одновременно отмечается, что предмет правового регулирования проекта постановления не относится к области регулирования тарифов на электрическую энергию, производимую из невозобновляемых источников энергии юридическими лицами, не входящими в состав ГПО «Белэнерго», и отпускаемую энергоснабжающим организациям, входящим в состав данного объединения.

Вопросы формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза регулируются актами органов данного Союза, включая план мероприятий, направленных на формирование общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Высшего Евразийского экономического совета от 20 декабря 2019 г. № 31 (далее – план).

В настоящее время в рамках реализации плана подписан Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза), который ратифицирован Законом Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. № 7-З «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза)».

Планом мероприятий по выполнению предписаний статьи 2 Закона Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. № 7-З «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза), утвержденного Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Назаровым Ю.В. от 09.06.2020 № 03/227-170/127, предусматривается в том числе в рамках гармонизации законодательства Республики Беларусь с актами, регулирующими общий электроэнергетический рынок Евразийском экономическом союзе, разработка и принятие ряда нормативных правовых актов.

Минэнерго принята к сведению данная инициатива по проекту постановления для ее реализации в рамках совершенствования отношений хозяйствующих субъектов в сфере электроэнергетики в соответствии с вышеуказанным Планом мероприятий

Не учтено

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством энергетики для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».