19.07.2021
Как и в каком размере уплачиваются взносы в ФСЗН? В Беларуси принят новый Закон
15 июля 2021 г. Главой государства подписан Закон Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь».
Закон направлен на определение правовых основ уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, а также на регулирование отношений, связанных с уплатой взносов.
Правовым актом определено, что плательщиками обязательных страховых взносов являются:
- работодатели;
- работающие граждане;
- физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы; организации, в которых обеспечивались денежным довольствием военнослужащие срочной военной службы (далее – организации, обеспечивавшие денежным довольствием);
- Белгосстрах за:
- неработающих инвалидов вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, которым в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется ежемесячная страховая выплата;
- лиц, которым производится доплата до среднего заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- лиц, которым в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Плательщиками обязательных страховых взносов не являются:
- Белорусская республиканская коллегия адвокатов и территориальные коллегии адвокатов – за адвокатов;
- Белорусская нотариальная палата и территориальные нотариальные палаты – за нотариусов.
Плательщиками взносов на профессиональное пенсионное страхование являются страхователи, к которым относятся работодатели из числа юридических лиц, их представительств и филиалов, имеющих отдельный баланс, а также представительств иностранных организаций, иностранных организаций, предоставляющие работу в особых условиях труда по трудовым договорам.
Согласно документу установлены следующие размеры обязательных страховых взносов на пенсионное страхование (в процентах от объекта для начисления обязательных страховых взносов):
- для работодателей – 28 %;
- для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов от общего объема произведенной продукции и определяется в стоимостном выражении на основании годовых, а для вновь созданных – на основании квартальных данных бухгалтерской и (или) статистической отчетности, – 24 %;
- для потребительских кооперативов (кроме потребительских обществ); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений, при условии наличия в штатной численности работающих инвалидов за прошлый год в среднем не менее 30 процентов – 5 %;
- для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы; Белгосстраха; организаций, обеспечивавших денежным довольствием, – 29 %;
- для работающих граждан –1 %.
Размер обязательных страховых взносов на социальное страхование (в процентах от объекта для начисления обязательных страховых взносов) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (за исключением самозанятых лиц), Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднего заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 %.
Законом определены в том числе:
- размеры взносов на профессиональное пенсионное страхование;
- порядок постановки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на учет в управлениях Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
- освобождение от уплаты взносов;
- порядок уплаты обязательных страховых взносов в добровольном порядке;
- порядок перечисления взносов.
Так, Закон дополнен нормами, стимулирующими организации общественных объединений инвалидов привлекать к работе граждан, являющихся инвалидами. Для предоставления таким организациям льготы по уплате взносов в бюджет фонда в виде пониженного страхового тарифа (12 процентов), Законом установлен минимальный предел наличия в штатной численности работающих инвалидов не менее 30 процентов.
Урегулирован порядок освобождения от уплаты взносов на пенсионное страхование работодателей, использующих труд инвалидов первой и второй группы. Закон дополнен нормой предоставления права работодателям не уплачивать взносы на пенсионное страхование за работающих инвалидов первой и второй группы с первого числа месяца, следующего за установлением инвалидности (ранее срок установлен не был).
В документе закреплена норма выдачи пенсионных удостоверений гражданам, являющихся получателями пенсий профессионального пенсионного страхования.
«Особое место в Законе отведено порядку выплаты пособий семьям, воспитывающим детей. Так, документом предусмотрено право восстановления сроков назначения ежемесячных пособий семьям, воспитывающим детей, при несвоевременном обращении за их назначением, исключительно по уважительной причине. Ранее этот срок был не более шести месяцев», – сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
Законом внесены изменения в:
- Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»;
- Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХII «Об основах государственного социального страхования»;
- Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»;
- Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
Основные положения Закона вступают в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
Следите за разделом «Официальное опубликование».
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Опубликованы изменения в Закон о почтовой связи
На Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 29 мая 2025 г. № 79-З, которым корректируется Закон Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 258-З «О почтовой связи».
Изменениями, в частности, предусмотрено создание единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении почтовых отправлений, определены владелец и оператор данной системы, ее пользователи, обязанности передачи информации в системе и порядок доступа к ней.
Правительство Республики Беларусь наделено полномочиями на определение порядка функционирования системы, включая перечень и сроки хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, подлежащей учету и хранению в данной системе.
Перечень субъектов, имеющих право на круглосуточный доступ (включая удаленный) к системе, дополнен из числа госорганов, не осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с учетом предоставленного законодательством права этим госорганам получать сведения из информационных ресурсов и иметь доступ к ним.
Также правовым актом закреплены полномочия Президента Республики Беларусь на установление особенностей правового регулирования отношений в области почтовой связи.
Кроме того, в Законе № 258-З:
-
закреплены нормативные предписания в отношении функционирования цифровых почтовых сервисов и мобильных почтовых приложений национального почтового оператора;
-
уточнен порядок обращения коллекционных почтовых марок.
Изменения вступают в силу через три месяца после официального опубликования Закона № 79-З.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Минфин утвердил формы документов по отдельным видам обязательного страхования
Министерством финансов 30 апреля 2025 г. принято постановление № 28 «О формах документов по отдельным видам обязательного страхования».
Документом установлены формы:
-
реестра заключенных договоров обязательного страхования с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы;
-
требования об уплате полной суммы страхового взноса по договору обязательного страхования с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы ранее установленных сроков в связи с выплатой страховой суммы по этому договору в полном объеме;
-
требования об уплате дополнительного страхового взноса по договору обязательного страхования с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы;
-
страхового полиса по обязательному страхованию гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве;
-
заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве;
-
бланка страхового свидетельства по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов;
-
заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов.
Одновременно правовым актом корректируются постановления ведомства от 7 февраля 2003 г. № 16 «О нормативе ответственности» и от 26 мая 2010 г. № 62 «Об установлении размера комиссионного вознаграждения».
Также вносятся изменения в Инструкцию об особенностях осуществления видов личного страхования, относящегося к страхованию жизни, утвержденную постановлением Министерства финансов от 24 сентября 2014 г. № 60. Она дополнена нормой, уточняющей, что по договору страхования дополнительной пенсии со страхователем-организацией застрахованными лицами могут выступать физлица, работающие в такой организации по трудовым договорам и не достигшие общеустановленного пенсионного возраста.
Кроме того, ряд постановлений Министерства финансов признается утратившим силу, в том числе:
-
от 6 сентября 2006 г. № 109 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности»;
-
от 6 июня 2014 г. № 29 «О формах документов по отдельным видам обязательного страхования».
Правовой акт принят в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности» (комментарий к Закону по ссылке).
Постановление вступает в силу с 31 мая 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
ГТК предлагает обсудить новые изменения в Закон о таможенном регулировании
На общественное обсуждение вынесен проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

В частности, проектом Закона:
-
предусматривается реализация положений Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года по вопросам электронной торговли;
-
в отношении товаров электронной торговли устанавливаются порядок исполнения обязанности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций, особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, применения мер по взысканию пеней, процентов в отношении таких товаров;
-
устанавливаются условия, при которых субъект хозяйствования может получить статус оператора электронной торговли, основания приостановления деятельности оператора и его исключения из соответствующего реестра;
-
сокращается количество документов, представляемых при осуществлении административных процедур в сфере таможенного дела;
-
устанавливаются дополнительные требования к:
- юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей;
-
специалисту по таможенному декларированию;
-
лицам, совершающим таможенные операции.
Организатор общественного обсуждения –
Государственный таможенный комитет.
Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 29 мая по 8 июня 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Деятельность ИП. Какие изменения предусмотрены Законом № 72-З?
Скорректированы положения Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения», касающиеся деятельности ИП. Это решение закреплено Законом Республики Беларусь от 8 мая 2025 г. № 72-З.
Изменениями закреплена норма о том, что гражданин, совокупный размер доходов и (или) валовой выручки которого от осуществления деятельности в качестве ИП нарастающим итогом в течение календарного года превысил 500 000 белорусских рублей, не вправе осуществлять деятельность в качестве ИП. Запрет действует в течение трех календарных лет начиная с 1 января года, следующего за календарным годом, в котором образовалось такое превышение.
Закон вступает в силу с 16 мая 2025 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Закон о риэлтерской деятельности опубликован на Pravo.by
На Национальном правовом Портале опубликован Закон Республики Беларусь от 8 мая 2025 г. № 71-З «О риэлтерской деятельности».
Правовым актом определены правовые, организационные основы и принципы риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, а также урегулированы отношения в сфере риэлтерской деятельности.
Согласно документу риэлтерская деятельность представляет собой деятельность риэлтерской организации либо территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по оказанию риэлтерских услуг, направленную на содействие при заключении, исполнении, прекращении договоров на строительство (в том числе долевое), купли-продажи, мены, аренды, найма, иных сделок с объектами недвижимого имущества, правами на них (за исключением организации и проведения торгов).
Госрегулирование в сфере риэлтерской деятельности осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство юстиции.
Законом, в частности, установлены порядок осуществления риэлтерской деятельности, права и обязанности риэлтерской организации и потребителя, общие требования к договору оказания риэлтерских услуг, особенности отдельных видов договоров оказания риэлтерских услуг.
В перечень риэлтерских услуг, которые составляют риэлтерскую деятельность, включены, в том числе:
-
консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимого имущества;
-
представление информации о спросе и предложении на объекты недвижимого имущества;
-
подбор вариантов сделки с объектом недвижимого имущества, сделки с участием в строительстве объекта недвижимого имущества;
-
организация и проведение согласования условий предстоящей сделки;
-
помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с совершением сделки с объектом недвижимого имущества, сделки с участием в строительстве объекта недвижимого имущества, государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
-
содействие в оформлении документов по созданию, изменению, прекращению существования объектов недвижимого имущества (перепланировка, консервация и т.п.);
-
содействие в продаже объекта недвижимого имущества.
Согласно правовому акту в штате риэлтерской организации должно состоять не менее двух риэлтеров, в штате обособленного подразделения риэлтерской организации – как минимум один риэлтер.
Документом предусмотрено, что риэлтерские услуги от имени риэлтерской организации вправе оказывать только риэлтеры, являющиеся членами Палаты риэлтеров.
Для работы риэлтером физлицо должно иметь свидетельство об аттестации риэлтера, которое выдается Министерством юстиции в установленном им порядке на пять лет.
Получить такое свидетельство может физлицо с высшим образованием, освоившее содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) в учреждениях дополнительного образования взрослых, иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, и сдавшее аттестационный экзамен.
Оказание риэлтерских услуг риэлтерами должно осуществляться только при наличии идентификационной пластиковой карточки.
Законом № 71-З вносятся корректировки в том числе в Налоговый кодекс, а также Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» в части, касающейся рекламы риэлтерских услуг.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».