/ / Новости PRAVO.BY
21.01.2021

Профессионально об актуальном: О некоторых вопросах определения таможенной стоимости при импорте товаров

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 26 октября 2020 г.

Налоговая база для расчета «ввозного» налога на добавленную стоимость (далее – НДС) при импорте товара зависит от его таможенной стоимости. Так, в силу пунктов 1–2 ст. 138 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК РБ) при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, за исключением ввоза с территории государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), и наступлении иных обстоятельств, с наличием которых таможенное законодательство и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, взимание налога на добавленную стоимость осуществляется таможенными органами в соответствии с НК РБ, таможенным законодательством и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Налоговая база налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (если иное не установлено таможенным законодательством), определяется как сумма:

  • их таможенной стоимости;
  • подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, если иное не установлено частью второй п. 2 ст. 138 НК РБ;
  • подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам), если иное не установлено частью второй п. 2 ст. 138 НК РБ.

При помещении товаров под таможенные процедуры, иные чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, условно исчисленные суммы таможенных пошлин, акцизов, которые подлежали бы уплате при помещении ввозимых товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, включаются в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами.

Таможенное декларирование по общему правилу, установленному Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТМК ЕАЭС), осуществляется в электронной форме (на основании п. 3 ст. 104 ТМК ЕАЭС). Вместе с тем есть и некоторые исключения. Так, таможенное декларирование товаров в письменной форме допускается в случаях, указанных в п. 4 ст. 104 ТМК ЕАЭС:

  1. при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
  2. в отношении товаров для личного пользования;
  3. в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  4. в отношении транспортных средств международной перевозки;
  5. при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, в соответствии с абзацем вторым п. 6 ст. 105 ТМК ЕАЭС;
  6. в иных случаях, определяемых комиссией и законодательством государств – членов ЕАЭС о таможенном регулировании в случаях, установленных комиссией.

При этом стоит обратить внимание, что вне зависимости от названных выше норм таможенное декларирование в письменной форме может быть осуществлено, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (ТКС и сети Интернет), отключением электроэнергии, а также в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств – членов ЕАЭС.

К примеру, в Российской Федерации декларирование товаров в письменной форме допускается также в следующих случаях (на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 г. № 205 «Об определении случаев, при которых таможенное декларирование товаров допускается в письменной форме»):

  • таможенное декларирование товаров, сведения о которых отнесены к государственной тайне;
  • помещение товаров:
    • под таможенную процедуру в соответствии с главой 34 ТМК ЕАЭС;
    • под таможенную процедуру отказа в пользу государства на основании главы 35 ТМК ЕАЭС;
    • под специальную таможенную процедуру в силу главы 36 ТМК ЕАЭС;
  • таможенное декларирование товаров в соответствии с главы 42 ТМК ЕАЭС.

В зависимости от формы таможенного декларирования используется таможенная декларация в виде электронного документа или документа на бумажном носителе (п. 6 ст. 104 ТМК ЕАЭС).

Пунктом 1 ст. 105 ТМК ЕАЭС предусмотрены следующие виды таможенной декларации:

  • декларация на товары;
  • транзитная декларация;
  • пассажирская таможенная декларация;
  • декларация на транспортное средство.

Декларация таможенной стоимости (далее – ДТС) является неотъемлемой частью декларации на товары, может быть составлена в электронном виде либо на бумажном носителе и заполняется в случаях, определяемых Коллегий Евразийской экономической комиссии (далее – ЕАЭК). Об этом сказано в п. 1 ст. 105 ТМК ЕАЭС.

Данные случаи названы, в частности, в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 г. № 160 «О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и Порядка заполнения декларации таможенной стоимости» (далее – решение № 160).

В силу п. 1 решения № 160 ДТС заполняется в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в следующих случаях:

  • если в отношении товаров уплачиваются таможенные пошлины, налоги, имеется взаимосвязь между продавцом и покупателем товаров в значении, указанном в ст. 37 ТМК ЕАЭС, и таможенная стоимость товаров определена по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
  • если в отношении товаров уплачиваются таможенные пошлины, налоги и к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 40 ТМК ЕАЭС;
  • если применяется процедура отложенного определения таможенной стоимости товаров;
  • если вносятся изменения (дополнения) в сведения о таможенной стоимости товаров, заявленные в декларации на товары, за исключением внесения изменений (дополнений) в указанные сведения в связи с выявлением исключительно технических ошибок (опечаток, арифметических ошибок, в том числе из-за неправильного применения курса валюты);
  • по требованию таможенного органа, если при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии с п. 4 ст. 325 ТМК ЕАЭС таможенным органом запрошены коммерческие, бухгалтерские документы, иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения;
  • по инициативе декларанта.

При этом следует помнить, что вне зависимости от данных положений ДТС заполняется в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров, заявленные в декларации на товары, в связи с выявлением исключительно технических ошибок (опечаток, арифметических ошибок, в том числе из-за неправильного применения курса валюты), если при таможенном декларировании товаров ДТС заполнялась.

Согласно п. 14 ст. 38 ТМК ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем.

Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 7 п. 1 ст. 2 ТМК ЕАЭС). Таможенным представителем признается юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица (подп. 44 п. 1 ст. 2 ТМК ЕАЭС).

В декларации заявляются сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об условиях и обстоятельствах сделки с товарами, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров.

Согласно п. 3 Порядка заполнения декларации таможенной стоимости (утвержден решением № 160) (далее – Порядок заполнения ДТС) при определении таможенной стоимости товаров в соответствии со ст. 39 ТМК ЕАЭС заполняется ДТС-1, в соответствии со ст. 41–45 ТМК ЕАЭС – ДТС-2.

Стоит отметить, что при заполнении декларации таможенной стоимости применяются справочники и классификаторы, входящие в состав ресурсов единой системы нормативно-справочной информации ЕАЭС, а также справочники и классификаторы, используемые для таможенных целей, формируемые и подлежащие применению в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС (п. 4 Порядка заполнения ДТС).

Вне зависимости от положений п. 1 решения № 160 ДТС не заполняется в случае, если в соответствии с п. 7 ст. 38 ТМК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенной стоимостью таких товаров является:

  • таможенная стоимость товаров, определенная при их первом помещении под таможенную процедуру;
  • таможенная стоимость товаров, определенная при внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров, заявленные в декларации на товары, поданной при первом помещении таких товаров под таможенную процедуру.

Для определения таможенной стоимости товаров существует несколько методов. Основным из них является метод 1 – по стоимости сделки с ввозимыми товарами (п. 15 ст. 38, ст. 39 ТМК ЕАЭС). Но для его применения нужно соблюсти условия, предусмотренные подп. 1–4 п. 1 ст. 39 ТМК ЕАЭС.

Если таковые не соблюдаются, таможенную стоимость определяют (п. 15 ст. 38, ст. 41–45 ТМК ЕАЭС):

  • по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2);
  • по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3);
  • методом вычитания (метод 4);
  • методом сложения (метод 5);
  • резервным методом (метод 6).

Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами. Поэтому на практике основным для определения таможенной стоимости является метод 1 – по стоимости сделки с ввозимыми товарами (п. 15 ст. 38 и ст. 39 ТМК ЕАЭС).

Правила применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами изложены в Правилах применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) (утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 г. № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)») (далее – Правила).

При этом в случаях, если ввозимые товары не являются предметом купли-продажи, для целей определения их таможенной стоимости метод 1 не применяется (п. 6 Правил).

Таможенной стоимостью ввозимых товаров является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со ст. 40 ТМК ЕАЭС.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца (п. 3 ст. 39 ТМК ЕАЭС, абзац первый п. 51 Правил).

Расходы покупателя, не отвечающие требованиям п. 3 ст. 39 и не указанные в ст. 40 ТМК ЕАЭС, в том числе связанные с оплатой отдельных услуг продавца, не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров. Например, в таможенной стоимости, определяемой методом 1, не учитываются проценты за предоставленную отсрочку или рассрочку в оплате товара (при выполнении условий, установленных Правилами учета процентных платежей при определении таможенной стоимости товаров).

Таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со ст. 40 ТМК ЕАЭС.

Дополнительными в соответствии с пп. 1, 3 ст. 39, пп. 1, 4 ст. 40 ТМК ЕАЭС являются следующие расходы.

1. Расходы, которые не были включены в договорную стоимость товаров. К ним относятся, в частности (подп. 1 п. 1 ст. 40 ТМК ЕАЭС):

  • вознаграждение посредникам, агентам и брокерам (кроме вознаграждения, уплаченного своему посреднику за закупку ввозимых товаров) (пп. «а»);
  • расходы на тару, если таковая рассматривается как единое целое с товаром (пп. «б»);
  • расходы на упаковку (пп. «в»).

2. Соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары (пп. 2 п. 1 ст. 40 ТМК ЕАЭС):

  • сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и иные товары, из которых произведены (состоят) ввозимые товары (пп. «а»);
  • инструменты, штампы, формы и иные подобные товары, использованные при производстве ввозимых товаров (пп. «б»);
  • материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров (пп. «в»);
  • проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне таможенной территории ЕАЭС и необходимые для производства ввозимых товаров (пп. «г»).

3. Часть дохода (выручки), которая по условиям договора направляется продавцу после перепродажи или использования в своей деятельности импортированного товара (пп. 3 п. 1 ст. 40 ТМК ЕАЭС).

4. Расходы на транспортировку, погрузку, разгрузку ввозимых товаров, а также на страхование и другие операции, связанные с транспортировкой до места прибытия товаров на территорию ЕАЭС (подп. 4–6 п. 1 ст. 40 ТМК ЕАЭС).

Вместе с тем при расчете таможенной стоимости груза, доставляемого собственным транспортом, ориентируются на тариф перевозки сторонними организациями того же вида транспорта и в тот же сезон (п. 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 № 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров»). При отсутствии таких сведений используют стоимость перевозки по данным бухгалтерского учета с включением в нее всех необходимых статей или элементов затрат.

Расходы на транспортировку (погрузку, разгрузку), относящиеся сразу к нескольким партиям товаров разного названия, распределяются по каждой группе товаров.

Лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым товарам, если осуществление этих платежей является условием, при котором можно продать товары (подп. 7 п. 1 ст. 40 ТМК ЕАЭС).

Вместе с этим при определении таможенной стоимости не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:

  • платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории ЕАЭС;
  • платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если эти платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС.

При определении таможенной стоимости дополнительные начисления к цене за ввозимые товары, кроме указанных в п. 1 ст. 40 ТМК ЕАЭС, не производятся.

Указанные в п. 1 ст. 40 ТМК ЕАЭС дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

При отсутствии такой информации метод 1 не применяется (п. 3 ст. 40 ТМК ЕАЭС).

В силу п. 2 ст. 40 ТМК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя следующие расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:

  • расходы на производимые после ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;
  • расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров на территорию ЕАЭС, а если комиссией в зависимости от вида транспорта определены иные места – от места, определенного комиссией;
  • пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС или продажей ввозимых товаров на таможенной территории ЕАЭС.

Например, в цену приобретенного у иностранного поставщика оборудования в разобранном виде включена стоимость услуги по монтажу. В частности, в контракте (дополнительном приложении к нему) сказано: продавец оборудования обязан осуществить его монтаж на территории страны покупателя за отдельную плату. В инвойсе отдельной строкой указывается стоимость услуг по монтажу оборудования.

В данной ситуации расходы на производимый после ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС монтаж оборудования, выделенные из цены оборудования, в силу подп. 1 п. 2 ст. 40 ТМК ЕАЭС не должны включаться в таможенную стоимость ввозимых товаров. То есть если стоимость услуг по монтажу оборудования включена в его цену, декларант вправе вычесть эту стоимость из цены оборудования в целях определения его таможенной стоимости по методу 1.

Условия поставки выбираются сторонами сделки в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс».

Расходы на перевозку товара до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС не включаются в цену товаров, то есть их несет покупатель товаров в случае применения условий поставки группы E (EXW) и группы F (FCA, FAS и FOB).

Следовательно, величина транспортных расходов будет добавляться к таможенной стоимости товара в соответствии с условиями поставки EXW, FCA, FAS и FOB. В остальных случаях (условия поставки группы С и D) эти расходы уже включены в цену товаров и дополнительно к таможенной стоимости товара не начисляются.

Если условия для применения метода 1 не выполняются, таможенную стоимость определяют так (п. 15 ст. 38, подп. 4 п. 1, п. 2 ст. 39, ст. 41–45 ТМК ЕАЭС):

  1. сначала пробуют определить таможенную стоимость методом 2 – по стоимости сделки с идентичными товарами (ст. 41 ТМК ЕАЭС);
  2. если подходящих сделок с идентичными товарами не нашлось, применяют метод 3 – по стоимости сделок с однородными товарами (ст. 42 ТМК ЕАЭС);
  3. если метод 3 также не подходит, применяются (по выбору) методы вычитания (метод 4) или сложения (метод 5) (ст. 43, 44 ТМК ЕАЭС);
  4. если все названные методы не подходят, таможенную стоимость ввозимых товаров определяют резервным методом – методом 6 (ст. 45 ТМК ЕАЭС).

При применении всех этих методов в таможенной стоимости также учитываются дополнительные начисления, указанные в п. 1 ст. 40 ТМК ЕАЭС (п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 42, п. 2 ст. 43, подп. 3 п. 1, п. 3 ст. 44, п. 2 ст. 45 ТМК ЕАЭС).

Яхнович О.И.
главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».